Логопедия и дефектология — это две схожие, но все-таки разные науки, которые занимаются изучением и коррекцией нарушений развития. Логопеды и дефектологи помогают детям и взрослым с различными проблемами в области речи, психики, интеллекта, поведения и социализации. Однако между ними есть значимые отличия, которые необходимо знать, чтобы выбрать нужного врача для себя или ребенка. В статье расскажем о том, кто такие логопед и дефектолог, чем они занимаются, в каких случаях к ним нужно обращаться и чем отличается логопед от дефектолога.
Кто такой логопед?
Логопедия — это наука о речи и ее патологиях. Она изучает физиологические, психологические и социальные аспекты речевого общения, а также методы диагностики, профилактики и коррекции речевых расстройств. Кроме того, логопедия занимается формированием речи у малышей с нормальным и отклоняющимся развитием.
Чем занимается логопед?
Логопед — это специалист по речи, который имеет высшее или среднее специальное образование по направлению «Логопедия» или «Специальная психология». Он должен обладать знаниями о фонетике, грамматике, лексике, стилистике и культуре речи, а также о психолого-педагогических особенностях развития ребенка. Специалист по речи должен уметь проводить диагностику речевых нарушений, составлять индивидуальные программы коррекции и развития речи, применять различные методы и приемы работы с детьми и взрослыми.
Этот специалист занимается профилактикой, диагностикой и лечением следующих видов речевых нарушений:
-
дислалия — нарушение звукопроизношения (неверное произнесение отдельных звуков или их замена другими);
-
дисграфия — нарушение письменной речи (ошибки в написании слов или предложений);
-
дислексия — нарушение чтения (непонимание, чем отличаются буквы друг от друга, затруднения в распознавании слогов, слов или текста);
-
дискалькулия — нарушение счета (трудности в освоении арифметических действий и понятий);
-
алалия — отсутствие или сильное снижение речи у малышей в возрасте старше 3 лет по причине повреждения речевых зон головного мозга;
-
афазия — потеря или снижение речи у взрослых по причине повреждения речевых зон головного мозга в результате инсульта, травмы, опухоли и т.д.;
-
дисфазия — нарушение развития речи у детей по причине недостаточной зрелости или повреждения речевых зон головного мозга;
-
дизартрия — патология речевого дыхания, артикуляции и интонации по причине поражения нервно-мышечного аппарата речи (например, при церебральном параличе, паркинсонизме, склерозе и т.д.);
-
ринолалия — нарушение речи, связанное с неправильным функционированием носоглотки (например, при заложенности носа, недостаточности небных занавесок, врожденном расщелине неба и т.д.);
-
заикание — нарушение ритма и плавности речи, проявляющееся в повторении или заедании звуков, слогов, слов или фраз;
-
мутизм — отказ от речи в определенных ситуациях или с определенными людьми по психогенным причинам (например, при эмоциональном стрессе, страхе, тревоге и т.д.).
Специализации логопеда
Этот врач может иметь различные специализации в зависимости от типа речевых нарушений, с которыми он работает. Например:
-
фонетист — специалист по коррекции дислалии (нарушения звукопроизношения);
-
грамматист — специалист по коррекции нарушений грамматического строя речи (неправильное употребление падежей, времен, родов и т.д.);
-
лексиколог — специалист по коррекции нарушений лексического запаса речи (бедность словаря, трудности в подборе слов и т.д.);
-
психолингвист — специалист по коррекции нарушений понимания и выражения речи (трудности в восприятии и понимании речи других, выражении своих мыслей и чувств и т.д.);
-
олигофренопедагог — специалист по развитию речи у детей с умственной отсталостью;
-
сурдопедагог — специалист по развитию речи у детей с глухотой или тяжелыми нарушениями слуха;
-
тифлопедагог — специалист по развитию речи у детей со слепотой или слабовидением;
-
афазиолог — специалист по восстановлению речи у взрослых с афазией (потерей или снижением речи по причине повреждения речевых зон головного мозга).
В каких ситуациях обращаться к логопеду?
Стоит задуматься об обращении к логопеду при:
-
задержке или нарушении речевого развития (ребенок не начинает бормотать до 6 месяцев, не произносит первых слов до года, не строит предложения до 2 лет и т.д.);
-
трудностях в обучении чтению, письму или счету (ребенок часто допускает ошибки в написании или чтении слов, не может понять смысл текста, не может вычислить простые задачи и т.д.);
-
нарушениях звукопроизношения (малыш не может правильно произносить некоторые звуки или заменяет их другими);
-
нарушениях речевого дыхания, артикуляции или интонации (ребенок говорит слишком тихо или громко, быстро или медленно, слишком высоко или низко, не выражает эмоций голосом и т.д.);
-
нарушениях, связанных с носоглоткой (речь «в нос», постоянно хриплый или осипший голос и т.д.);
-
признаках мутизма (ребенок не говорит в школе, с незнакомыми людьми или в стрессовых ситуациях);
-
потере или снижении речи по причине повреждения речевых зон головного мозга у взрослого (например, после инсульта, травмы, опухоли и т.д.);
-
нарушениях речевого дыхания, артикуляции или интонации из-за поражения нервно-мышечного аппарата речи у взрослого (при церебральном параличе, паркинсонизме, склерозе и т.д.).
Специалист в области логопедии помогает улучшить качество речи, повысить уверенность в себе и своих возможностях, облегчить общение с окружающими.
Кто такой дефектолог?
Дефектология — это наука о развитии человека с отклонениями в психическом и физическом развитии. Она изучает причины, характеристики, диагностику и коррекцию различных видов отклонений, таких как олигофрения (умственная отсталость), слепота, глухота, аутизм, дисгармония развития и т.д. Дефектология также занимается развитием и обучением детей с особыми потребностями. Дефектология находится на стыке психологии, педагогики, медицины и социологии.
Чем занимается дефектолог?
В отличие от логопеда, дефектолог — это специалист по развитию человека с физическими отклонениями или патологиями развития психики. Он имеет высшее или среднее специальное образование по направлению «Дефектология» или «Специальное образование». Начать заниматься дефектологией можно и с другим высшим образованием, пройдя переквалификацию на дефектолога дистанционно.
Дефектолог должен обладать знаниями о физиологии, психологии и педагогике человека с особыми потребностями, а также о методах диагностики, коррекции и развития его способностей и навыков. Он должен уметь проводить комплексную оценку состояния ребенка или взрослого с отклонениями в развитии, составлять индивидуальные программы коррекции и обучения, применять различные методы и формы работы с ними.
Специалист в области дефектологии занимается профилактикой, диагностикой и коррекцией следующих видов отклонений в развитии:
-
олигофрения — умственная отсталость различной степени тяжести (от легкой до глубокой), связанная с нарушением функций головного мозга;
-
слепота — полное или частичное отсутствие зрения по причине повреждения глаз или зрительных путей;
-
глухота — полное или частичное отсутствие слуха по причине повреждения уха или слуховых путей;
-
аутизм — нарушение развития социального взаимодействия, общения и поведения, характеризующееся замкнутостью, избирательностью в общении, стереотипными действиями и интересами, нарушением восприятия и понимания речи и эмоций;
-
дисгармония развития — несоответствие между различными аспектами развития ребенка (например, между интеллектом и эмоциональностью, между речью и мышлением, между двигательными и познавательными способностями и т.д.);
-
другие виды отклонений в развитии, связанные с наследственными, врожденными или приобретенными факторами (синдром Дауна, церебральный паралич, эпилепсия, дисплазия и т.д.).
Можно заметить, что некоторые из этих патологий входят и в спектр задач логопедии. Однако логопедия занимается исключительно речью, а специалист по дефектологии помогает адаптироваться к жизни в обществе, развить потенциал и компенсировать недостатки человека с отклонениями в развитии.
Специализации дефектолога
Дефектолог также может иметь различные специализации в зависимости от типа отклонений в развитии, с которыми он работает. Многие из них пересекаются с логопедическими.
-
олигофренопедагог — специалист по обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью;
-
сурдопедагог — специалист по обучению и воспитанию детей с глухотой или тяжелыми нарушениями слуха;
-
тифлопедагог —специалист по обучению и воспитанию детей со слепотой или слабовидением;
-
афазиолог — специалист по восстановлению психических и физических функций у взрослых с афазией (потерей или снижением речи по причине повреждения речевых зон головного
В каких ситуациях обращаться к дефектологу?
Рекомендуется обратиться к дефектологу при:
-
задержке или нарушении психического или физического развития (ребенок улыбается до 2 месяцев, не сидит до 9 месяцев, не ходит до 18 месяцев, не понимает речи до 2 лет и т.д.);
-
признаках умственной отсталости (малыш плохо запоминает, мыслит просто и конкретно, испытывает трудности в обучении и самообслуживании и т.д.);
-
проблемах со зрением или слухом (младенец не реагирует на свет или звук, не фиксирует взгляд на предметах или лицах, не поворачивает голову в сторону звука и т.д.);
-
особенностях социального взаимодействия, общения и поведения (например, избегании контакта с людьми, отсутствии интереса к играм и игрушкам, повторении одних и тех же действий или слов, боязни новых ситуаций и т.д.);
-
несоответствии между различными аспектами развития (например, ребенок хорошо говорит, но плохо понимает речь других; умеет читать и писать, но не способен решать логические задачи; физически развит, но эмоционально неустойчив и т.д.);
-
других видах патологий развития (хромосомных аномалиях, пороках развития, неврологических заболеваниях и т.д.).
Специалист поможет определить причины и характер отклонений в развитии, подберет оптимальную форму обучения и воспитания, разработает индивидуальную программу коррекции и развития ребенка.
Разница между логопедом и дефектологом
Критерий |
Дефектолог |
Логопед |
Образование |
Высшее или среднее специальное по направлению «Дефектология» или «Специальное образование»
|
Высшее или среднее специальное по направлению «Логопедия» или «Специальная психология» |
Знания
|
Физиология, психология и педагогика человека с особыми потребностями |
Фонетика, грамматика, лексика, стилистика и культура речи; психолого-педагогические особенности развития ребенка |
Навыки
|
Диагностика, коррекция и развитие способностей и навыков человека с отклонениями в развитии; подбор оптимальной формы обучения и воспитания |
Диагностика, коррекция и развитие речи у детей и взрослых с нормальным и отклоняющимся развитием; составление индивидуальных программ коррекции и развития речи |
Виды отклонений в развитии |
Олигофрения, слепота, глухота, аутизм, дисгармония развития и т.д. |
Дислалия, дисграфия, дислексия, дискалькулия, алалия, афазия, дисфазия, дизартрия, ринолалия, заикание, мутизм и т.д. |
В каких случаях потребуется помощь и дефектолога, и логопеда?
Параллельное лечение у логопеда и дефектолога может потребоваться в тех случаях, когда у человека есть одновременно нарушения развития и речи. В этом случае усилия специалиста по логопедии будут направлены точечно на развитие речи, а дефектолог скорректирует сопутствующие нарушения развития. Например, если:
-
у ребенка с олигофренией также имеются нарушения звукопроизношения, чтения, письма или счета;
-
у слабослышащего малыша присутствуют нарушения речевого дыхания, артикуляции или интонирования;
-
у малыша с аутизмом наблюдаются нарушения понимания и выражения речи, заикание или мутизм;
-
у взрослого с афазией или дизартрией есть нарушения психического или физического развития.
В этих случаях необходимо обратиться к обоим специалистам для комплексной диагностики и коррекции или прибегнуть к помощи логопеда-дефектолога.
Кто такой логопед-дефектолог?
Логопед-дефектолог — это специалист, который имеет двойную квалификацию по логопедии и дефектологии. У логопеда-дефектолога высшее или среднее специальное образование по направлению «Логопедия и дефектология» или «Специальное образование и логопедия». Он должен обладать знаниями и умениями как логопеда, так и дефектолога, то есть уметь диагностировать, корректировать и развивать как речь, так и развитие психики человека с отклонениями.
Основные задачи логопеда-дефектолога — это профилактика, диагностика и лечение всех видов речевых нарушений и отклонений в развитии, которые мы перечислили выше. Он может работать с детьми и взрослыми с различными проблемами в области речи, психики, интеллекта, поведения и социализации. Он подбирает оптимальную форму обучения и воспитания для каждого клиента, а также составляет комплексные программы коррекции и развития.
Логопед-дефектолог может помочь любому человеку с особыми потребностями в области развития речи и социализации. Если вы хотите больше узнать об этой профессии, читайте нашу статью.