Если лет 20-30 назад выбор профессии и учебного заведения, которое нужно окончить, часто диктовался родителями, то современная молодежь подходит к этому вопросу более осознанно. Сегодня дети хотят понимать, зачем им нужно осваивать конкретные дисциплины, где и как они в дальнейшем смогут применять полученные знания и каким будет результат. Да и взрослые люди, желающие развиваться, совершенствоваться, расти, не хотят больше впустую тратить деньги на всевозможные курсы, которые после оплаты скорее всего ни разу не откроют.
Получается, что и тем, и другим нужна четко выстроенная стратегия – пошаговый план действий, который приведет к намеченной цели и не даст потерять мотивацию по пути к ней. Эффективно решать эти задачи способен тьютор. Познакомимся поближе с этим специалистом.
Немного истории
Слово тьютор пришло к нам из английского языка и имеет несколько значений – преподаватель, воспитатель, репетитор, наставник, попечитель, опекун.
Первые тьюторы появились давно – в XII-XIV веках – в Британии, а точнее – в университетах Оксфорда и Кембриджа. Строгих образовательных стандартов тогда не было. Средневековым студентам необязательно было посещать все лекции, изучать все предметы, которые имелись в программе. Сориентироваться в многообразии преподаваемых в университетах дисциплин, определиться с тем, какие лекции и практические занятия посещать, составить индивидуальный учебный план, который учитывал бы возможности и потребности самого студента, помогал тьютор. Он же наблюдал за тем, как учащиеся выполняют требования профессоров, оценивал, готовы ли они к экзаменам. Позже – к XVII в. – тьютор стал еще более значимой фигурой образовательного процесса. Он брал под свою опеку одного-двух студентов и занимался организацией индивидуального обучения: определял, что и в каком объеме его воспитанники будут изучать, выдавал материалы для подготовки, самостоятельно принимал зачеты и экзамены. Задачей тьютора было не просто обеспечить освоение студентом каких-то предметов, а воспитать, развить его потенциальные возможности, таланты, сформировать характер, привить уважение и любовь к знанию. То есть, по сути, тьютор – это чуткий воспитатель, мудрый наставник, который помогает раскрыть потенциал каждого учащегося, подчеркнуть его уникальность, найти свой собственный путь – сначала в образовании, а потом и в жизни.
В России профессия тьютора официально была зафиксирована в квалификационном справочнике (ЕКСД) в 2008 году. И с каждым годом эта специальность становится все более востребованной.
Кто такой тьютор и чем он отличается от учителя, психолога, коуча?
Тьютор – это специалист, который знает все о своем подопечном – ребенке или взрослом, о его желаниях, интересах, способностях, возможностях и потребностях в определенной сфере, особенностях здоровья, и помогает составить индивидуальный маршрут в обучении, освоении знаний, облегчает адаптацию на новом месте учебы, в новом коллективе, формирует комфортную среду, которая будет способствовать эффективному развитию, совершенствованию и позволит не растерять мотивацию. У тьютора есть много общего с учителем, психологом, коучем. И все же стоит разграничивать эти профессии.
Главная задача педагога – подготовить учебный материал и подать его в той форме, которая будет максимально доступна, понятна детям, научить. У психолога иная роль – помочь найти выход из трудной ситуации, решить проблему, которая возникает у ребенка. А для этого ему нужно объединить усилия родителей, учителей, самого учащегося. Коуч помогает ускорить достижение цели, выбрать наиболее эффективные способы и развить сильные стороны, при этом главный упор делает на результат. Тьютор же – это человек, который сопровождает ребенка или взрослого на его пути, поддерживает и стимулирует его стремление быть самостоятельным, помогает работать с имеющимися ресурсами, осознавать свои желания, обнаруживать слабые и сильные стороны, развивать скрытые потенциалы, определяться с целью и маршрутом движения к ней.
Где и с кем работает тьютор?
Многие думают, что тьютор необходим в первую очередь детям с особенностями развития – как куратор, который сопровождает их в инклюзивном детском саду или школе. На самом деле сфера применения тьюторского сопровождения гораздо шире:
-
В детском саду наставник помогает малышу с особенностями развития освоиться в новой для него среде. Он выявляет основные проблемы ребенка, анализирует его интересы, способности, а затем разрабатывает индивидуальный маршрут – поэтапную схему его адаптации, воспитания и обучения – и внимательно следит за тем, как все происходит, чтобы вовремя внести коррективы. Для этого тьютору необходимо тесное сотрудничество с родителями и воспитателями малыша.
-
На следующем уровне образования – в средней школе – тьютор курирует одаренных детей, ребят с ограниченными возможностями здоровья, тех, кто обучается дома, а также учащихся альтернативных или инновационных учебных заведений. Наставник выбирает для своего подопечного оптимальный путь, который позволит развить его таланты и способности, раскрыться, выбрать профессию по душе. Кроме того, тьютор помогает максимально безболезненно адаптироваться в новом учебном заведении и новом коллективе, установить контакты с коллегами по учебе и учителями, адекватно воспринимать проблемы и решать их. Как и прежде задача специалиста – индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, перестроить его, подстроить под юного клиента.
-
Не менее важна роль тьютора в онлайн-школе. Его миссия – поддерживать огонь в глазах подопечного, сохранять его мотивацию, стремление узнать что-то новое, освоить новые умения и навыки, научиться применять все на практике. Задача усложняется тем, что контакт при онлайн-обучении возможен только по телефону или видеосвязи (в скайпе). Тьютору нужно дистанционно познакомиться, подружиться, завоевать доверие юного подопечного, стать ему другом и помощником. Такое общение сделает процесс онлайн-обучения более персонализированным, немного уменьшит дистанцию. Наставник поможет составить учебный план, подскажет, как структурировать работу, делить большие задачи на маленькие, которые гораздо проще решить. Это развивает самодисциплину, самоконтроль в комфортном для ребенка режиме.
-
На следующем этапе – в ссузах и вузах – тьюторы помогают абитуриентам разобраться в целях и мотивах поступления, выбрать направление, студентам – адаптироваться к новой среде, новым учебным программам, требованиям, выпускников поддерживают в профессиональном самоопределении, в грамотном построении карьеры.
В хорошем наставнике нуждаются не только дети, но и «те, кому за…». Взрослым подопечным тьютор помогает быстрее сориентироваться в учебном процессе, подсказывает, к кому по каким вопросам обратиться и где найти нужную информацию, экономя таким образом время – самый ценный ресурс.
Цели, задачи и основные функции тьютора
Тьютор относится к типу профессии «Человек – Человек». Хотя фактически эта схема немного видоизменяется – «Человек – Человек и его команда (т. е. тьюторант и его родители, педагоги, сверстники и т. д.)».
Основное направление работы наставника – личное сопровождение учащегося, которое начинается с момента знакомства и разработки индивидуальной программы обучения и развития, учитывающей особенности состояния здоровья, интересов, возможностей и потребностей, и заканчивая ее реализацией с периодическими коррективами.
Ключевые цели тьютора можно сформулировать так:
-
сопровождение тьюторантов (подопечных) разных возрастов на разных этапах учебно-воспитательного процесса;
-
содействие в разработке и реализации индивидуального маршрута обучения, воспитания, образования, развития, реабилитации, адаптации, профориентации;
- создание условий, которые необходимы для максимального раскрытия потенциала личности, удовлетворения ее потребностей, желаний, успешного обучения и социализации.
-
создать комфортные для подопечного условия (организовать доступ в школу, класс, столовую, обустроить рабочее место и место отдыха и т.д.);
-
помочь тьюторанту социализироваться, адаптироваться в новых условиях, выстроить отношения в новом коллективе;
-
помочь в усвоении учебной программы, если нужно – адаптировать ее под возможности ребенка;
-
в случае необходимости организовать участие в процессе других специалистов;
-
поддерживать контакт, постоянно взаимодействовать с родителями, помочь им адекватно воспринимать ребенка с особенностями развития;
-
следить за динамикой и оценивать результаты.
Работа тьютора с подопечными строится в несколько этапов. С каждым из них можно соотнести и основные функции специалиста:
-
диагностическая: собрать данные, исследовать интересы, склонности, планы и намерения, сильные и слабые стороны подопечного, степень его готовности к самоопределению;
-
проектировочная: выявить возможности и ресурсы, которые нужны для решения имеющихся у тьюторантов проблем, разработка программ, выбор средств тьюторского сопровождения, которые будут в полной мере соответствовать индивидуальным особенностям учащегося;
-
реализационная: помочь подопечному определиться с целями, планами, маршрутом движения, поддержать в решении различных вопросов, преодолении трудностей;
-
аналитическая: проанализировать, насколько получается реализовать поставленные задачи, насколько подходят выбранные средства, эффективно ли используются ресурсы, скорректировать маршрут и дать оценку полученным результатам.
Каковы обязанности наставника?
Полный перечень обязанностей тьютора можно найти в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). При этом стоит иметь в виду, что наставников принято делить – на тех, кто трудится в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, и тех, кто занят в остальных образовательных сферах.
Что же входит в обязанности тьюторов:
-
выявить познавательные интересы ребенка, структурировать их и развить;
-
выбрать стратегию образования, обучения и воспитания;
-
разработать индивидуальную программу обучения;
-
обеспечить сопровождение в процессе обучения;
-
помочь в поиске информации, которая необходима для самообразования;
-
помочь определиться с целями, сформулировать запросы на знания, проанализировать причины неудач или побед;
-
проанализировать имеющиеся у тьюторанта ресурсы, которые можно использовать, чтобы достичь желаемой цели;
-
помочь подобрать курсы для дополнительного или профильного образования;
-
поддержать в выборе своего пути, преодолении сложных моментов;
-
помочь определиться с выбором профессии;
-
помочь раскрыть творческий потенциал;
-
проконтролировать и оценить достигнутые результаты, уровень знаний.
Плюсы и минусы профессии тьютора
Чтобы было проще определиться, подходит ли вам профессия тьютора, готовы ли вы быть наставником, давайте обозначим ее сильные и слабые стороны.
К плюсам тьюторства относятся:
-
востребованность и социальная значимость профессии;
-
возможность реализовать свой творческий потенциал;
-
возможность раскрыться как педагог;
-
перспектива для дальнейшего развития и самосовершенствования;
-
неплохая заработная плата;
-
возможность работать и офлайн, и онлайн;
-
при условии работы в учебном заведении – педагогический стаж и продолжительный отпуск в летнее время.
Но и минусы у работы тьютора тоже есть;
-
высок уровень стресса;
-
ежедневные эмоциональные нагрузки;
-
необходимость осваивать большие объемы информации и постоянно актуализировать свои знания;
-
чтобы увеличить доход, придется активно искать клиентов и вести одновременно несколько подопечных;
-
ответственность за успехи и неудачи клиентов;
-
неизбежное столкновение с проблемами в семьях подопечных;
-
постоянное общение с людьми, которое требует определенных усилий;
-
профессиональное и эмоциональное выгорание.
Каким требованиям должен соответствовать специалист?
Тьютор должен быть знаком с законодательством с сфере образования, владеть основами возрастной психологии, педагогики, методики воспитательной работы и обучения. Работа с людьми, а особенно с детьми требует от человека таких качеств, как:
-
толерантность;
-
тактичность;
-
доброжелательность;
-
рассудительность;
-
спокойствие;
-
самоорганизованность;
-
психологическая устойчивость;
-
искренность в общении;
-
умение найти подход к каждому человеку;
-
порядочность;
-
организаторские способности;
-
умение мыслить и действовать нестандартно.
Властность, раздражительность, излишняя строгость и требовательность, шаблонность вряд ли будут уместны.
Поскольку тьютор – для нашей страны довольно молодая профессия, в России система подготовки и переподготовки специалистов только формируется. Тем не менее к претенденту на должность тьютора есть несколько требований:
-
Высшее профильное образование. Основным направлением может быть педагогика, социальная и лечебная педагогика и психология, психологическое консультирование.
-
Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
-
У нас в Академии вы можете пройти обучение на курсе «Тьюторское сопровождение обучающихся в соответствии с ФГОС» дистанционно.
-
Стаж педагогической работы от двух лет.