☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Изучение фигуры и фона: ключевые аспекты гештальт-терапии

Изучение фигуры и фона: ключевые аспекты гештальт-терапии

Изучение фигуры и фона: ключевые аспекты гештальт-терапии


Гештальт-терапия — это психотерапевтическое направление, помогающее человеку жить здесь и сейчас, с полным пониманием себя, собственных желаний и нужд. Расскажем, как она работает с фигурой и фоном — двумя основными понятиями этого метода. Фигура — это нечто, привлекающее наше внимание в конкретный момент, а фон — все остальное, что окружает нас. Как мы выбираем фигуру из фона для восприятия? Как это влияет на наше самосознание и отношения с другими? Какие психотерапевтические техники помогают нам лучше видеть фигуру и фон? Ответы на эти и другие важные вопросы вы найдете в нашей статье.


Общая история и теория


Гештальт-терапия — это психотерапевтическое направление, основывающееся на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах. Оно рассматривает человека как единое целое, стремящееся реализации своей миссии и гармоничной жизни в мире с собой и средой. Цель этого подхода — помочь клиенту осознать собственные нужды, желания, эмоции, мысли и поведение, установить прочную связь с собой и окружающими людьми.

История этого направления начинается в 1930-х годах, когда Фридрих (Фриц) Перлз, немецкий психиатр и психоаналитик, заинтересовался гештальтпсихологией –— течением в психологии, изучавшим понятия и принципы восприятия и мышления как целостные процессы. Перлз был недоволен психоанализом, слишком, по его мнению, сосредоточенным на прошлом и бессознательном, и искал более активный и творческий способ взаимодействия с клиентами. Вместе со своей женой, психологом и педагогом Лаурой Перлз, он начал разрабатывать новый психотерапевтический метод, который учитывал бы не только психологические, но и философские, социальные и культурные понятия и аспекты человеческого существования.

В 1930-х годах Перлзы эмигрировали в США, где продолжили трудиться над гештальт-подходом. Они встречались и обменивались идеями с такими видными мыслителями, как Карл Юнг, Карен Хорни, Пол Тиллих, Мартин Бубер и другими. В 1951 году Перлз опубликовал свою первую книгу по этому направлению «Эго, голод и агрессия», в которой он изложил основные понятия, принципы и техники своего подхода. В 1954 году он основал Институт гештальт-направления в Нью-Йорке, где начал проводить обучение и супервизию для терапевтов. В 1960-х годах Перлз переехал в Калифорнию, где стал одним из лидеров движения гуманистической психологии. Он путешествовал по миру, проводя психологические лекции и демонстрируя собственный метод на практике. Перлз умер в 1970 году, оставив после себя множество книг, статей и видеозаписей, которые до сих пор являются источником вдохновения для многих психологов.

Лаура Перлз была не только женой и коллегой Фрица Перлза, но и самостоятельным теоретиком и практиком гештальт-направления. Она внесла большой вклад в развитие этого подхода, особенно в области работы с группами, семьями и парами. Она акцентировала внимание на роли творчества, эстетики и женского восприятия в психотерапии. Лаура Перлз умерла в 1990 году, оставив свои мемуары и несколько статей.

Пол Гудман был американским писателем, социологом, поэтом и критиком, который сотрудничал с Перлзами в создании теории гештальт-подхода. Он был автором или соавтором нескольких книг, посвященных понятиям и принципам этого психотерапевтического подхода. Гудман применял понятия и принципы гештальт-направления к анализу социальных и политических проблем, связанных с образованием, сексуальностью, экологией и анархизмом. Он умер в 1972 году.

Эрвинг Полстер — один из учеников и последователей Фрица Перлза, который продолжил развивать гештальт-подход в разных направлениях. Он основал Институт гештальт-направления в Сан-Диего, где до сих пор работает как директор и преподаватель. Полстер написал много книг и статей, в которых расширил применение этого психотерапевтического подхода к таким областям, как работа с осознанием травмы, детством, сновидениями, смертью и духовностью. Он известен своими навыками ведения диалога с клиентами, которые демонстрирует на многочисленных видеозаписях.

Гештальт-терапия является одним из самых известных и влиятельных направлений в современной психотерапии. Она имеет множество школ, течений и стилей, которые базируются на общих принципах и ценностях, но имеют свои особенности и акценты. Гештальт-направление продолжает развиваться и адаптироваться к новым вызовам и потребностям человечества.


Изучение фигуры и фона


Одним из важных открытий гештальтпсихологии был феномен фигуры и фона, впервые описанный Эдгаром Рубином в 1915 году в труде «Визуально воспринимаемые фигуры». Рубин показал, что восприятие не является простым отражением реальности, а зависит от того, как человек выделяет наиболее значимый объект (фигуру) из общего поля (фона). В гештальтпсихологии фигура и фон не являются объективными свойствами предметов и объектов, а определяются контекстом, интересами, потребностями и намерениями воспринимающего. 

Этот феномен был распространен на другие сферы осознания и восприятия, такие как слух, обоняние, вкус, осязание, а также на восприятие собственного тела, чувств, мыслей, воспоминаний и фантазий. Гештальтпсихология выявила ряд процессов и законов, регулирующих процесс формирования и восприятия фигуры и фона: закон близости, сходства, замкнутости, хорошей формы, продолжения, симметрии и др.

В гештальт-подходе фигура и фон применяются в метафорическом смысле, который вносит ясность в отношения организма с потребностями, возможность удовлетворения которых находится в окружающей среде. Когда мы испытываем дискомфорт, тревогу, страдание или конфликт, это означает, что наша фигура не соответствует нашему фону, то есть мы не можем удовлетворить свою потребность или решить проблему с помощью доступных ресурсов. В этом случае мы должны изменить свою фигуру или фон, то есть переключить восприятие, изменить поведение, установки, отношения и т.д. Цель этого процесса — помочь человеку осознать свою фигуру и фон, их взаимную связь и влияние, и найти способы их гармонизации.

  • Фигура — это объект, который привлекает внимание человека в конкретный момент, объект, актуальный и значимый для него, объект, вызывающий интерес, эмоции, потребности. Она бывает связана с внешним объектом (например, человеком, событием, ситуацией) или внутренним (например, мыслью, чувством, воспоминанием). Фигура обладает четкими границами, размером и формой, которые отделяют ее от фона.

  • Фон — это все остальное, что окружает фигуру, но не является предметом восприятия человека в конкретный момент. Фон может содержать как релевантную, так и иррелевантную информацию, которая может оказаться полезной или бесполезной для человека. Он не имеет четких границ, размера и формы, воспринимается как нечто размытое и не имеющее формы.

Фигура и фон постоянно меняются в зависимости от состояния, потребностей и интересов человека, его внутреннего состояния и внешней ситуации. То, что было фигурой в один момент, способно стать фоном в другой, и наоборот. Например, когда человек испытывает состояние голода, еда становится фигурой, а все остальное — фоном. Когда голод утолен, еда перестает являться фигурой и уходит на фон, а на первый план выходит другой объект, потребность или интерес.

Фигура и фон образуют единый гештальт — целостный образ, который мы воспринимаем. Они влияют на наше состояние, поведение и сознание, так как определяют фокус восприятия и действия. Мы стремимся удовлетворить свои потребности и интересы, которые выражаются в фигуре, и для этого используем ресурсы, которые находятся на фоне. Когда мы достигаем своей цели, фигура закрывается, то есть становится целостной и завершенной, и мы переходим к другой фигуре. Это называется процессом формирования и закрытия образов — гештальтов. Когда мы не можем достичь своей цели, фигура остается открытой, то есть нецелостной и незавершенной, и мы испытываем напряжение, тревогу, фрустрацию. Это называется процессом нарушения или замораживания гештальтов.

Фигура и фон имеют не только перцептивный, но и экзистенциальный смысл. Они отражают, как человек видит себя и мир, как он выбирает свои ценности и цели, как берет на себя ответственность за свою жизнь.

Гештальт-подход признает уникальность и целостность каждого человека и поддерживает его свободу восприятия и творчество. Цель этого направления — помочь человеку осознать свои фигуры и фоны, понять, как они формируются и меняются в сознании, как влияют на его жизнь, и научиться более гибко и эффективно управлять ими. Для этого терапевт применяет методики, нацеленные на активизацию процесса восприятия, повышение осознанности, развитие связи с собой и миром, решение незакрытых ситуаций и закрытие открытых гештальтов.


Общие принципы и техники работы


  • Метод пустого стула: терапевт предлагает пациенту представить, что на пустом стуле рядом с ним сидит какой-то значимый для него человек (или сам пациент), и начать беседовать с ним (или с самим собой) вслух. Таким образом, клиент выделяет фигуру из фона и начинает контактировать с ней, выражая свои эмоции, потребности, желания и т.д. Терапевт иногда вмешиваться в ход диалога, задавая вопросы, давая отзывы, предлагая сменить роли и т.д.

  • Метод конфликтных фигур: пациенту предлагается выделить две или более фигур, представляющих собой разные аспекты его личности, которые находятся в противоречии друг с другом. Например, одна фигура может являться ответственной и пунктуальной, а другая — свободолюбивой и импульсивной. Психотерапевт просит пациента присвоить каждой фигуре имя, описать ее характеристики, мотивы, цели и т.д. Затем клиенту предлагается провести диалог между этими фигурами, выражая их позиции, аргументы, эмоции и т.д. Терапевт может помогать клиенту уточнять и углублять понимание каждой фигуры, искать пути их изменения и интеграции.

  • Метод фокусирования на фоне: психотерапевт просит пациента переключить внимание с фигуры, которая занимает его сознание, на фон, который обычно игнорируется или подавляется. Например, если клиент фокусируется на проблемах в профессиональной сфере, ему предлагается обратить внимание на ощущения в теле, на дыхание, на звуки вокруг, на свои чувства по отношению к терапевту и т.д. Таким образом, клиент расширяет свое поле сознания, открывая новые аспекты опыта, которые могут оказаться полезными для решения проблемы или для снижения состояния напряжения.

Это лишь некоторые из множества техник, которые используются в процессе гештальт-терапии для взаимодействия с фигурой и фоном. Они помогают клиенту увидеть ситуацию в новом свете, найти новые ресурсы, возможности для изменений, решения. Гештальт-подход призывает человека стать творцом своей жизни, а не жертвой обстоятельств, и для этого необходимо уметь видеть и использовать фигуру и фон в своем восприятии.


Примеры применения фигуры и фона


Для того, чтобы лучше понять, как работает соотношение фигуры и фона в гештальт-подходе, рассмотрим несколько примеров из опыта.

Ситуация 1

Клиентка жалуется на низкую самооценку, мешающую ей строить отношения с мужчинами. Она говорит, что она не красива, не интересна, не достойна любви. Терапевт предлагает ей выполнить следующее упражнение: он просит ее встать и посмотреть на себя в зеркало, которое находится в кабинете. Он просит ее сказать, что она видит в зеркале, какая фигура ей бросается в глаза. Клиентка отвечает, что она видит свои недостатки: большой нос, странная форма ушей, большие размеры и т.д. Врач просит ее сменить фокус и посмотреть на фон, то есть на все те элементы, которые она не замечает в себе. Он просит ее назвать свои достоинства: размер и цвет глаз, форма губ, умение танцевать и т.д. Сначала клиентка с трудом находит положительные черты и элементы в себе, но постепенно начинает их видеть и признавать. Терапевт просит ее снова посмотреть на фигуру и сравнить ее с фоном. Клиентка признает, что она не так ужасна, как она думала, и что она имеет право на счастье. Терапевт поддерживает ее в этом осознании и предлагает ей продолжать работать над изменениями в своей самооценке, используя этот метод.

Ситуация 2

Клиент страдает от депрессии, связанной с его разводом. Он говорит, что он потерял смысл жизни, что он одинок и никому не нужен. Терапевт предлагает ему выполнить следующее упражнение: он просит его взять лист бумаги и нарисовать на нем свою внутреннюю жизнь. Он просит его использовать разные цвета и символы, чтобы выразить свои чувства и мысли. Клиент рисует на листе большой черный круг, занимающий почти все пространство. Он говорит, что это его депрессия, которая поглощает его и не позволяет ему видеть ничего другого. Терапевт просит его посмотреть на фон, то есть на ту часть, что осталась за пределами круга. Он просит его найти на листе что-то светлое, какой-то внутренний элемент, который может подарить ему надежду и радость. Клиент с трудом находит на листе маленький желтый квадрат, который он нарисовал в углу. Он говорит, что этот элемент — его сын, который живет с его бывшей женой, и которого он редко видит. Терапевт просит его увеличить этот элемент, сделать его больше и ярче. Он просит его добавить на лист другие элементы, связанные с его сыном или с другими людьми, важными для него. Клиент начинает рисовать на листе разные фигуры: сердце, цветок, солнце, звезду и т.д. Он говорит, что это его любовь, интересы, мечты, цели. Терапевт просит его снова посмотреть на черный круг и сравнить его с фоном. Клиент признает, что его депрессия не такая сильная, как он думал, и что он имеет много причин жить и радоваться. Терапевт поддерживает его в этом внутреннем осознании изменений и предлагает ему продолжать работать над своей депрессией, используя этот метод.


Как узнать больше?


Если вас привлекает гештальт-терапия, и вы хотите развиваться в этом направлении, мы приглашаем вас пройти гештальт-курсы от НАДПО.

Благодаря нашему обучению вы:

  • изучите теорию и практику гештальт-подхода с помощью практикующих психотерапевтов с огромным опытом;

  • получите диплом установленного образца, подтверждающий вашу квалификацию и дающий право на работу в этой сфере;

  • станете членом сообщества единомышленников, которые делятся своим опытом и поддерживают друг друга.

Не упустите свой шанс получить качественное и доступное образование по гештальтпсихологии!



Все статьи

Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ