Почти 40 лет назад на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Чучело». Драматическая история о Лене Бессольцевой, которая отважно противостояла травле со стороны своих одноклассников, взбудоражила зрителей и кинокритиков. Одни считали, что это все выдумки и дети не могут быть настолько жестокими. Другие благодарили режиссера Ролана Быкова за то, что показал школу без прикрас.
Проблема неуставных отношений – в школе, в офисе, между соседями по лестничной клетке – не теряет своей актуальности. Меняются лишь названия этого явления, формы, участники событий, степень жестокости преследователей и беззащитности жертв.
Поговорим в нашей статье о школьном буллинге, его причинах, формах и возможных последствиях.
Что такое буллинг и каковы его основные признаки
Слово буллинг пришло в русский язык из английского (bullying) и переводится как запугивание, травля, издевательство. Этим термином обозначают систематические негативные физические или психологические действия одного человека или группы лиц, цель которых – запугать жертву, унизить, подчинить.
Чаще всего такое агрессивное поведение свойственно ученикам шестых-восьмых классов. Подростки отличаются бесстрашием, особой жестокостью и редко когда признают свою вину в преследовании, оправдывая свои действия тем, что «он сам виноват», «он это заслужил», «мы тут ни при чем».
Буллинг важно отличать от рядовых конфликтов, которые бывают в любом коллективе – и детском, и взрослом. Есть несколько ключевых признаков травли:
-
намеренное агрессивное поведение;
-
явное неравенство сторон конфликта – сильный преследователь (или преследователи), слабая жертва (превосходство может быть физическим, численным, моральным).
-
регулярность, повторяемость действий.
-
негатив направлен на конкретную цель – определенного человека, жертву.
То есть единичные стычки, оскорбления, толчки или подножки не обязательно будут проявлениями буллинга. Как и конфликты одинаковых по силе противников.
Что может стать причиной буллинга?
Исследования показывают, что агрессорами, зачинщиками травли часто становятся дети, родители которых забывают о своих обязанностях и считают приемлемыми жесткие воспитательные меры. В то время как жертвы нередко вырастают в семьях, где не принято оказывать друг другу эмоциональную поддержку, но при этом царит тотальный контроль.
Причины буллинга в школе могут быть разные:
-
проблемы в семье (как у агрессора, так и у жертвы);
-
подростковое восприятие мира как враждебной среды;
-
недостаток доверия к окружающим;
-
придирки со стороны педагога, родителей;
-
возрастные кризисы (так называемые подростковые бунты);
-
проблемы с учебой;
-
вредные привычки (сигареты, алкоголь);
-
борьба за лидерство;
-
низкая самооценка;
-
физические изъяны или проблемы на психическом уровне;
-
столкновение разных ценностей, взглядов, социального и материального положения и нетерпимость по отношению к отличиям;
-
зависть;
-
наличие у педагога любимчиков;
-
некорректное поведение учителя по отношению к одному из учеников (оскорбления, насмешки, угрозы);
-
равнодушное отношение педагога к тому, что происходит в детском коллективе и т.д.
Каким бывает буллинг
Рассмотрим основные формы и виды школьного буллинга:
Физическая травля. Самая очевидная форма преследования. Ее главный признак – применение физической силы для унижения, подчинения, контроля над жертвой. Любители такой формы буллинга, как правило, физически более крепкие, крупные, выносливые, сильные, чем объекты их травли. Примеры физического буллинга – тычки, шлепки, пинки, удары, толчки, побои, неприятные прикосновения, удерживание силой или выталкивание из раздевалок, классов и т. д.
Подвидом этой формы преследования является сексуальный буллинг (когда имеют место действия сексуального характера). К физической травле можно отнести и порчу имущества или действия, посредством которых жертве был нанесен физический вред (например, умышленно испорченные тормоза у велосипеда).
Бывает и так, что дети не ограничиваются только физическим воздействием – происходящее фиксируется на видео, а затем «сливается» в интернет. Причем иногда все начинается с чьей-то шальной идеи снять ролик, после чего придумывается сценарий, выбирается жертва и место съемок.
Психологическая травля. Агрессор изводит свою жертву без прямого физического контакта. Его цель – вывести человека из себя, лишить эмоционального равновесия. В ход идут самые изощренные способы:
-
вербальные – унизительные сплетни, слухи, оскорбительные прозвища, комментарии, обзывание, бесконечные насмешки, обидные слова и фразы, сказанные, чтобы задеть, запугать жертву, постоянная критика, негативная оценка самой жертвы или того, что она делает;
-
невербальные – плевки, оскорбительные надписи, непристойные жесты и действия;
-
вымогательство – агрессоры могут отбирать еду, деньги, личные вещи, принуждать к каким-либо действиям (например, к краже);
-
запугивание – используя особый выбор слов, интонации или агрессивный язык тела, преследователь управляет жертвой – требует что-либо совершить или наоборот запрещает что-то делать;
Социальный буллинг. Его цель – изолировать жертву от общества. Это может быть бойкот, полнейший игнор – как во время занятий или на переменах, так и после школы, изгнание из группы. По статистике, именно бойкоты становятся самым тяжелым испытанием для ребят, а слишком продолжительная социальная изоляция нередко приводит к мыслям о суициде.
Кибербуллинг. Это новая разновидность школьной травли, которая вышла на новый уровень – в виртуальное пространство. Такое преследование может выражаться в унизительных сообщениях в мессенджерах, электронной почте, соцсетях; компрометирующих фото или видео с последующим шантажом и оскорблениями.
Причем, для виртуальной травли вовсе необязательно обладать физической силой. Достаточно дружить с современными гаджетами и программами – и тогда до жертвы можно добраться в любое время, где бы она ни находилась. Анонимность, которую дает интернет, обеспечивает полную безнаказанность, а потому именно кибербуллинг отличается особой жестокостью. Жертва не может себя чувствовать в безопасности даже у себя дома.
Участники школьной драмы
Поскольку драматические события разворачиваются в школе, их вольными и невольными участниками становятся все без исключения. Только вот роли всем достаются разные: инициаторы, преследователи, жертвы, наблюдатели, защитники. Познакомимся с ними поближе.
-
Инициаторы. Зачинщиками травли, как правило, становятся один-два человека из класса. По каким-то причинам им не нравится кто-то из одноклассников и они начинают его всячески задевать – дразнить, подкалывать, насмехаться, демонстративно игнорировать. Что ими движет в этот момент? Чаще всего желание обратить на себя внимание, выделиться, самоутвердиться. В редких случаях – личная месть.
-
Преследователи. Они с удовольствием подхватывают инициативу зачинщиков и включаются в «погоню» за жертвой: обзываются, смеются над неудачами, прячут вещи, всячески притесняют. Ими движет стадное чувство: они не видят ничего плохого в происходящем и просто веселятся за компанию. А кто-то, возможно, боится сам оказаться на месте изгоя – «если не ты, то тебя».
-
Жертвы. Объектом травли чаще всего становятся особо чувствительные, тревожные, эмоциональные дети, которым не свойственна агрессия. Они физически слабые, не умеют настоять на своем, постоять за себя. И своей беззащитностью жертвы только раззадоривают агрессоров. Бывает и так, что жертва раздражает окружающих своим внешним видом (например, неряшливостью), странностями в поведении (например, слишком бурными, неадекватными реакциями). Поводом для преследования может стать и неприязнь к жертве со стороны учителя, которая находит выражение в некорректных замечаниях, публичном унижении.
-
Наблюдатели. Эта роль отводится основной массе детей. Даже такое нейтральное безучастное наблюдение за происходящим может нанести ребятам тяжелую травму: ведь им приходится длительное время ощущать психологическое давление, испытывать страх перед школой, чувствовать свою вину из-за того, что позволяют травить одноклассника, и осознавать свою собственную беспомощность.
- Защитники. С одной стороны, появление у жертвы защитников может коренным образом изменить ситуацию и прекратить травлю, особенно если их несколько, и они имеют определенный авторитет в классе. С другой стороны, защитник может сам довольно быстро превратиться в изгоя и стать объектом преследования.
Зачинщики уверены, что прав тот, кто сильнее. Они импульсивны, агрессивны, не признают компромиссов. Они мечтают быть лидерами в классе и интуитивно чувствуют потенциальную жертву – одноклассника, который не сможет оказать им сопротивление.
Преследователями нередко становятся дети, которых наказывают родители, обижают во дворе, не замечают одноклассники, да и с учебой проблемы. Они не уверены в себе и безынициативны, трусливы, легко поддаются влиянию и не думают о последствиях своего поведения.
Последствия: чем опасна школьная травля
Издевательства не проходят бесследно, причем не только для жертвы, но и для всех остальных участников событий. Последствия могут быть самыми разными:
-
повышенная тревожность и депрессии;
-
неуверенность и заниженная самооценка;
-
аутоагрессия (навязчивые мысли, самоуничижение, причинение самому себе физического вреда);
-
мысли о суициде или попытки лишить себя жизни;
-
психические расстройства;
-
расстройства пищевого поведения;
-
посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР);
-
различные виды зависимости (наркомания, алкоголизм);
-
проблемы в сексуальной сфере;
-
нарушения аппетита;
-
усталость и частые головные боли;
-
нарушения сна;
-
участившиеся простудные заболевания;
-
сложности в учебе (например, проблемы при поступлении в вуз) и в поиске работы;
-
одиночество;
-
антисоциальное поведение (например, склонность к бродяжничеству);
-
сложности в социальной адаптации.
Как распознать буллинг?
В то время как обычные детские, подростковые конфликты через какое-то время сходят на нет, школьная травля без вмешательства взрослых вряд ли прекратится. Поэтому и учителям, и родителям стоит быть предельно внимательными к подрастающему поколению.
Сами участники буллинга – и жертвы, и агрессоры, и наблюдатели – не спешат делиться с близкими своими переживаниями (или «подвигами»). О том, что происходит неладное, расскажет внезапно изменившееся поведение ребенка:
-
если раньше он с удовольствием ходил в школу и делился впечатлениями по возвращении домой, то теперь рад малейшей возможности пропустить уроки;
-
после занятий приходит домой грустным, подавленным;
-
не рассказывает о своих одноклассниках;
-
очень неохотно говорит о том, что было в школе;
-
замыкается в себе и часто плачет без видимой причины;
-
не общается с одноклассниками (никому не звонит, чтобы уточнить домашнее задание, никого не приводит в гости и сам не хочет идти на детские праздники или дни рождения);
-
у него испортился аппетит;
-
он плохо спит, его мучают кошмары;
-
он стал осторожным и беспокойным;
-
на теле появляются синяки, бывают беспричинные боли;
-
возникает нервный тик;
-
у него резко меняется настроение;
-
участились проблемы со здоровьем (простуды, повышение температуры, рвота);
-
он вдруг начал грызть ногти или накручивать волосы на палец.
Все эти тревожные звоночки – повод присмотреться к ребенку повнимательнее, понаблюдать за ним, а еще лучше – аккуратно поговорить по душам и выяснить, что его так тревожит.
Как прекратить травлю. Алгоритм действий
Остановить школьных агрессоров сможет только вмешательство взрослых. Сам ребенок-жертва со своими обидчиками не справится. Не помогут ему и советы из разряда: «Не обращай внимания!» Что же делать родителям? Схема действий может быть такой:
-
Не оставлять ребенка один на один со своей бедой. Пассивное поведение взрослых будет выглядеть как молчаливое одобрение действий преследователя и отказ жертве в помощи.
-
Постараться успокоиться и, не давая волю эмоциям, проанализировать ситуацию. Несмотря на желание надрать уши обидчику, делать этого не стоит – рукоприкладство запрещено законом. Штурмовать кабинет директора, стучать кулаком по столу, кричать – тоже не вариант.
-
Не надо учить ребенка плохому. Отвечать насилием на насилие (давать сдачи) – едва ли эффективное решение проблемы. Хитрый агрессор может спровоцировать жертву на негативную реакцию и сделать из нее же зачинщика.
-
Нужно поговорить с классным руководителем, пообщаться с родителями преследователя. Если ничего не изменится – обратиться в администрацию школы.
-
Если переговоры с родителями агрессора, учителем, директором никакого результата не дали, единственно возможный путь – обратиться в официальные инстанции (в полицию, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, к психологу). Для подтверждения происходящего будут нужны доказательства – оскорбительные письма, смски, видео или фото, фиксирующие преследования и т.д.
Пока идет разбирательство, важно поддерживать ребенка, постоянно напоминать ему о том, что он не виноват, и учить его отстаивать свои права.
Профилактика школьного буллинга
Чтобы не допустить случаев агрессивного преследования одного ученика другими, важно:
-
создать в школе и дома благоприятный климат;
-
участвовать в жизни детей, интересоваться их делами;
-
прививать уважительное отношение к любым особенностям, различиям (и внутренним, и внешним);
-
провести четкую грань между тем, что приемлемо, и тем, что недопустимо;
-
учить детей не соперничеству, а сотрудничеству, не поучать, а разъяснять;
-
ввести четкие правила взаимодействия.
Улучшить атмосферу в классе помогут командообразующие мероприятия (тимбилдинг), групповые тренинги, обсуждение проблемных моментов и совместный просмотр фильмов по теме, поддержка, курирование новеньких учеников «бывалыми».
Более подробно изучить психологию участников буллинга, причины возникновения, способы диагностики и пути разрешения проблемных ситуаций вы можете на курсе «Буллинг и моббинг в образовательном пространстве: выявление, устранение и профилактика» в нашей Академии.