Заикание – нарушение речи, которое может возникнуть в любом возрасте. Причины патологии могут быть разными – от перенесенной инфекции или родовой травмы до сильного испуга или длительного пребывания в стрессовой ситуации.
Заикание становится серьезным испытанием для человека: делает замкнутым и угрюмым, неуверенным в себе, заставляет избегать общения с другими людьми – ведь сложно не только говорить, преодолевая судорожные сокращения мышц, но и слушать и воспринимать сказанное, желая помочь заикающемуся собеседнику и не имея такой возможности. К счастью, эта патология успешно лечится.
Что такое заикание?
Нарушение ритма, плавности, темпа устной речи, сопровождающееся непроизвольными сокращениями мышц артикуляционного (речевого) аппарата, частыми остановками, запинками, растяжением гласных, повторением звуков, слогов, слов, нерешительностью или страхом говорить, называется заиканием (или логоневрозом). Стараясь скрыть этот досадный дефект, человек может проглатывать слова, прерывать произношение звуков или намеренно повторять слоги.
По наблюдениям специалистов, это нарушение чаще бывает у детей, чем у взрослых. Еще одна интересная деталь – недуг предпочитает представителей мужского пола: мальчики заикаются в 2-3 раза чаще, чем их ровесницы. И с возрастом разница лишь увеличивается – заикающихся мужчин в 4 раза больше, чем женщин.
Ключевые признаки заикания
Человек может начать заикаться в любой момент, но, как правило, такая патология дает о себе знать в возрасте двух-пяти лет – в период активного становления речевых навыков.
Распознать проблему помогут такие симптомы, как:
-
трудности с началом фразы;
-
повторения отдельных (чаще первых) звуков или слогов;
-
паузы между слогами, словами, предложениями;
-
растягивание гласных;
-
трудности с проговариванием отдельных слогов или целых слов;
-
артикуляционные судороги;
-
сбивчивое дыхание во время разговора;
-
спазмы губ, языка, мышц гортани и шеи;
-
повышенная тревожность.
Заикающийся человек переживает из-за своего дефекта, находится в постоянном психоэмоциональном напряжении. Поэтому помимо ключевых симптомов логоневроза могут возникать дополнительные:
-
учащенное моргание;
-
неестественные движения;
-
тремор рук;
-
гримасы;
-
тики;
-
дрожание губ;
-
мышечное напряжение;
-
ощущение, что не хватает воздуха;
-
дыхательные судороги.
Заикание становится серьезным препятствием в социальной адаптации ребенка, мешает полноценному общению со сверстниками, нормальному ходу учебно-воспитательного процесса. Поэтому очень важно при первых тревожных признаках патологических изменений обратиться к специалисту.
Что может вызвать заикание?
Заикание может быть врожденным и приобретенным. В первом случае дети начинают заикаться, как только начинают говорить. Это может произойти по следующим причинам:
-
тяжелое течение беременности;
-
инфекционные заболевания, которые мама перенесла во время беременности;
-
внутриутробная гипоксия, асфиксия (кислородное голодание), родовые травмы;
-
наследственная предрасположенность.
Во втором случае причиной заикания могут быть:
-
черепно-мозговые травмы;
-
единичный или систематический стресс, испуг;
-
долгое пребывание в перевозбужденном состоянии (например, во время и после посещения какого-то зрелищного мероприятия);
-
психическая травма;
-
перенесенные ранее инфекционные заболевания (энцефалит, менингит и др.).
Стоит обозначить факторы риска, которые повышают вероятность развития заикания у детей:
-
Эмоциональная лабильность, которая может проявляться в пугливости, плаксивости, резких сменах настроения, острых реакциях даже на слабые раздражители. Пусковым ключом для таких чувствительных малышей может стать переезд, долгая разлука с мамой или посещение детсада.
-
Раннее или позднее начало речи.
-
Заикание или неправильная речь (слишком быстрый темп, нечеткое проговаривание слов) у кого-то в семье (малыш может начать подражать своим близким).
-
Слишком строгое отношение к ребенку со стороны взрослых.
-
Недостаточный эмоциональный контакт (когда кроху игнорируют, не замечают, заикание может стать попыткой привлечь к себе внимание).
-
Нездоровая атмосфера в семье (постоянные ссоры или развод родителей).
-
Одновременное изучение двух и более языков.
-
Завышенные требования к малышу (стремление сделать из ребенка вундеркинда).
-
Леворукость (увеличивают риск развития заикания попытки «перелицевать» левшу).
Но нужно отметить, что наличие всех перечисленных моментов не означает, что ребенок будет заикаться.
У взрослых логоневроз возникает нечасто, а его причинами могут быть:
-
пережитые стрессовые ситуации (природные бедствия и катастрофы, потеря близкого человека, ДТП и т. д.);
-
заболевания ЦНС (нейроинфекции, менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы);
-
перенесенные инсульты;
-
наличие доброкачественных или злокачественных новообразований головного мозга.
Формы заикания
Виды и формы заикания различают по нескольким критериям:
По причине возникновения:
-
неврозоподобное заикание – может быть следствием органических поражений головного мозга (при ДЦП, СДВГ, например), наследственной предрасположенности, сбоев в физическом или психическом развитии;
-
невротическое (его еще называют психогенным) заикание – развивается на фоне сильного волнения, психоэмоционального напряжения, вследствие психотравм, однократного испуга или систематически повторяющегося стресса (при этом в спокойной обстановке ребенок перестает заикаться).
По типу речевых судорог:
-
тоническая форма – сопровождается продолжительным напряжением мышц, спазмами дыхательных мышц, вызывающими нехватку воздуха, из-за чего напряженно озвучиваются или растягиваются отдельные звуки, возникают паузы;
-
клоническая форма – мышцы речевого аппарата непроизвольно ритмично сокращаются, что приводит к повторениям отдельных звуков, слогов или даже слов с разной частотой;
-
тонико-клоническая (смешанная) форма – сочетает в себе признаки обоих типов заикания – и тонического, и клонического.
По локализация речевых судорог:
-
голосовое (вокальное) заикание (судороги и спазмы могут возникать при произнесении гласных звуков, при попытке начать разговор);
-
дыхательное (респираторное) заикание (судороги могут возникать на вдохе или выдохе);
-
артикуляционное заикание (сопровождается судорожным сокращением мышц лица, судорожным открыванием рта; язычными или подъязычными судорогами);
-
носовое заикание (причиной становятся судорожные сокращения мягкого неба).
По характеру течения:
-
волнообразная форма заикания – самый распространенный вид, при котором интенсивность заикания то возрастает, то снижается;
-
стационарная форма – когда сохраняется определенная стабильность в интенсивность заикания, характер нарушения не меняется со временем (это относится преимущественно к легкой форме нарушения речи);
-
проградиентная форма – прогрессирующая форма, развивается по нарастающей до 18-20 лет, потом состояние стабилизируется, течение становится стационарным или волнообразным;
-
реградиентная форма – со временем нарушение речи может сойти на нет (такой вариант чаще встречается у детей, возможен и у взрослых, если проблема возникла после ушибов головного мозга или контузий);
-
рецидивирующая форма – периоды, когда человек заикается, чередуются с периодами, когда он говорит нормально, без явных нарушений.
Как лечат заикание?
Важный шаг на пути к решению проблемы – обратиться за помощью к специалисту при первых (пусть самых незначительных) признаках нарушения речи. Психолог, невролог, логопед проведут необходимые исследования, детально изучат анамнез, поставят точный диагноз и назначат курс лечения.
Для коррекции заикания, как правило, проводится комплексная терапия, в которую могут входить:
-
Дыхательная гимнастика. Упражнения развивают диафрагму, помогают научиться дышать свободно, ритмично, тренируют голосовые связки (они становятся более эластичными и плотнее смыкаются при разговоре).
-
Логопедический массаж. Помогает уменьшить напряжение мышц лица (а если необходимо – повысить тонус мышц), активизировать артикуляционный аппарат, корректирует непроизвольные движения.
-
Занятия с логопедом. Специалист помогает убрать излишнее напряжение при говорении, исправить некорректное произношение, сформировать четкую артикуляцию, сделать речь правильной, более выразительной, учит правильно дышать.
-
Физиотерапевтические процедуры (например, электрофорез, магнитотерапия, иглорефлексотерапия, лечебный массаж, аэротерапия, лечебные ванны). Их цель – общее укрепление здоровья, улучшение психоэмоционального состояния, стабилизация работы нервной системы.
-
Медикаментозная терапия. Курс лечения подбирается специалистом. Назначаются препараты для снятия мышечных спазмов (миорелаксанты), для улучшения мозгового кровообращения (ноотропы), успокоительные для снятия нервного напряжения и устранения повышенной тревожности.
-
Работа с психологом. Ребенок осознает свою проблему, преодолеет страх, мешающий общаться со сверстниками и взрослыми людьми, научится чувствовать себя комфортно в любой ситуации.
-
Компьютерные программы. Помогают синхронизировать работу слухового и речевого центра, замедлить темп речи, сделать ее более плавной, непрерывной.
-
Психотерапия. Применяют такие методики, как субличностный анализ, НЛП, аутотренинг и т. д.
Более детально разобраться в причинах возникновения и механизмах заикания, освоить современные методы диагностики, коррекции и профилактики этого нарушения речи поможет дистанционный курс «Комплексная психолого-педагогическая реабилитация заикающихся» в нашей Академии.
Профилактика заикания. Полезные советы
-
Помнить о том, что дети подражают старшим, в том числе тому, как, с какой интонацией они говорят, как произносят слова. Важен положительный пример: речь взрослых должна быть неторопливой, правильной, понятной.
-
Чтобы ребенок не скопировал дефекты речи, стоит ограничить его общение с заикающимися взрослыми или ровесниками.
-
Не позволять ребенку тараторить, слишком быстро говорить – это может быть свидетельством перевозбуждения и стать одной из причин речевых нарушений.
-
Очень важно оградить малыша от сильных эмоциональных переживаний (в том числе вспышек бурной радости), стрессовых ситуаций, психических травм.
-
Споры и выяснения отношений старших членов семьи не должны происходить в присутствии ребенка.
-
Воздержаться от жестких воспитательных мер, строгих наказаний (в том числе физических), запугиваний, шантажа.
-
Не форсировать речевое развитие ребенка. Помнить, что нагрузки должны соответствовать возрасту.
-
Уделять ребенку достаточно внимания, вместе читать, пересказывать прочитанное или услышанное, бережно исправлять возможные ошибки в произношении или интонировании.
-
Следить за распорядком дня малыша, режимом сна и бодрствования.
-
Не перегружать ребенка частыми походами в цирк, на детские развлекательные мероприятия, в кино.