Гештальт-терапия — одно из направлений гуманистической психологии, которое основывается на идее творческого приспособления человека к условиям и обстоятельствам окружающей среды. Творческое приспособление — это умение человека находить новые эффективные способы удовлетворения собственных основных потребностей, учитывая возможности и ограничения среды. Оно включает в себя осознание своих актуальных потребностей, приоритетов, ценностей, способность к контакту, эксперименту, риску и изменениям устарелой среды.
Гештальт-терапия предлагает разные методы и техники, способные помочь человеку развивать творческое приспособление в разных сферах жизни: личной, профессиональной, социальной, духовной и т.д. Этот подход использует основные творческие средства выражения, такие как рисунок, метафора, сновидение, игра, чтобы расширить возможности человека для самопознания, самовыражения и самореализации, а также для разрешения потребностей.
В статье мы исследуем концепцию творческого приспособления в гештальт-терапии и покажем, как она применяется на практике.
Творческое приспособление как основа гештальт-подхода
Гештальт-подход базируется на феноменологическом подходе, который исходит из того, что человек является активным субъектом своего опыта, а не пассивным объектом воздействия внешних сил среды. Мы постоянно взаимодействуем со средой, формируя и перестраивая свой образ мира, свое «Я» и свои отношения с другими. Этот процесс называется творческим приспособлением, поскольку он подразумевает постоянное изменение, адаптацию, инновацию и творчество.
Творческое приспособление основано на принципе целостности, который гласит, что человек является единым организмом, в котором все части взаимосвязаны и взаимозависимы. Нас нельзя рассматривать в отрыве от контекста, истории, целей, эмоций, мыслей, телесных ощущений, потребностей и т.д. Все эти аспекты составляют наше «поле», в котором мы функционируем как целое. Поле — это динамическая система, в которой постоянно происходят изменения, возникают новые ситуации, потребности, конфликты, решения взамен устарелых. Мы должны уметь адаптироваться к этим изменениям, находя оптимальный баланс между актуальными потребностями и возможностями условий и обстоятельств среды.
Творческое приспособление также основано на принципе фигура-фон, который гласит, что мы воспринимаем свое поле не как однородную массу, а как структурированное пространство, в котором выделяются определенные элементы, привлекающие наше внимание. Эти элементы называются фигурами, а то, что остается на заднем плане, называется фоном. Фигуры образуются в результате возникновения потребностей, эти потребности требуют удовлетворения. Когда актуальная потребность удовлетворена, фигура исчезает, а на ее место выходит другая. Таким образом, мы постоянно переключаем свое внимание с одной фигуры на другую, формируя опыт.
Творческое приспособление требует от нас способности к контакту, то есть к обмену информацией и энергией с окружающей средой. Контакт — это момент взаимодействия фигуры и фона, когда мы осознаем свою актуальную потребность и ищем способ разрешения этой потребности. Контакт может быть внутренним (с самим собой) или внешним (с другими людьми, предметами, явлениями и т.д.). Он бывает полным (когда мы полностью вовлечены в действо и получаем удовольствие от него) или неполным (когда мы отвлекаемся, сопротивляемся, избегаем или нарушаем процесс). Контакт бывает здоровым (когда мы учитываем собственные и чужие границы, интересы, ценности, потребности, задачи и т.д.) или нездоровым (когда мы нарушаем, игнорируем или подчиняем собственные или чужие границы, интересы, ценности, потребности, задачи и т.д.).
Творческое приспособление требует от нас способности к эксперименту, к исследованию новых возможностей, альтернатив, решений и т.д. Эксперимент — это способ выхода из застоя, рутины, стереотипов, которые мешают нашему росту и развитию. Эксперимент позволяет нам открыть для себя новые стороны своей личности, потенциала, отношений и т.д. Он позволяет нам рисковать, пробовать, ошибаться и учиться на своем опыте.
В гештальт-терапии творческое приспособление является основой развития, здоровья и благополучия клиента (взрослого или ребенка). Здоровый человек способен творчески адаптироваться к изменяющимся условиям и задачам своего поля, удовлетворяя свои потребности, реализуя цели, сохраняя индивидуальность и гармонию со своей средой и обстоятельствами. Болезнь, наоборот, возникает тогда, когда мы теряем навык творческого приспособления, застреваем в нерешенных конфликтах и задачах, незавершенных ситуациях, неподходящих ролях. Болезнь проявляется в виде симптомов, которые являются сигналами о том, что что-то не так в нашем поле, и что в этой ситуации нам нужна помощь.
Творческое приспособление — новизна и актуальность
Творческое приспособление играет ключевую роль в контексте гештальт-подхода, представляя собой основной инновационный инструмент для обнаружения «устарелых» способов удовлетворения актуальных потребностей, поиска и развития новых творческих механизмов. Эта уникальная методика акцентирует внимание на новизне и актуальности в рамках поиска равновесия между потребностями клиента (взрослого или ребенка) и ресурсами условий и обстоятельств среды.
Путем развития творческой активности, навыка исследования и экспериментирования, творческое приспособление способствует принятию решений, позволяя нам лучше понять собственные потребности и найти новые, более адаптивные способы и пути их разрешения взамен устарелых. Благодаря этому мы можем сформировать более гармоничные отношения с окружающей средой, основанные на более эффективном использовании ресурсов и разрешении своих потребностей.
Творческое приспособление представляет собой не только инструмент для поиска инновационных решений для удовлетворения потребностей и самовыражения, но и важный элемент гештальт-терапии, способствующий достижению равновесия между нашими потребностями и средой.
Творческое приспособление — это баланс
В гештальт-терапии творческое приспособление играет важную роль в достижении баланса между нашими потребностями и окружающей средой. Это взаимодействие, которое позволяет нам использовать свои умения и ресурсы окружающей среды для достижения оптимального решения в актуальных условиях и ситуациях.
Творческое приспособление предполагает исследование и поиск наилучшего решения из всех возможных, исходя из доступных ресурсов и потребностей. Это связано с умением клиента (взрослого или ребенка) сделать выбор в условиях окружающей среды, используя творчество и адаптивные навыки.
В гештальт-терапии уделяется внимание взаимодействию клиента (взрослого или ребенка) с окружающей средой, включая его умение адаптироваться и находить баланс. Творческое приспособление играет ключевую роль в этом процессе, позволяя нам активно использовать свои творческие способности для достижения гармонии во взаимодействии с окружающей средой.
Творческое приспособление не только связано с равновесием, но и представляет собой важный аспект в процессе достижения этого равновесия.
Как узнать больше?
Если вы заинтересовались темой творческого приспособления и гештальт-терапии, и имеете потребность углубить свои знания и навыки в этой области, мы приглашаем вас посетить курсы гештальт-психологии онлайн от НАДПО. Это уникальная возможность получить качественное образование по современному и практичному направлению психологии, не выходя из дома.
Проходя обучение у нас, вы получите возможность:
-
Изучить теорию и методологию гештальт-терапии, ее историю, основные принципы, способы работы, концепции и техники.
-
Освоить актуальные базовые и продвинутые навыки: осознание, выражение, эксперимент, диалог, исследование, обратная связь, игра и т.д.
-
Пройти практическую подготовку под руководством опытных и квалифицированных гештальт-терапевтов.
-
Войти в сообщество дипломированных гештальт-терапевтов, обмениваться опытом, актуальными знаниями, поддержкой и т.д.
Не упустите свой шанс стать профессиональным гештальт-терапевтом и повысить свое творческое приспособление к жизни.