☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Осмысление переноса и контрпереноса в контексте гештальт-терапии

Осмысление переноса и контрпереноса в контексте гештальт-терапии

Осмысление переноса и контрпереноса в контексте гештальт-терапии


В гештальт-терапии перенос и контрперенос — два важных понятия, которые играют существенную роль в терапевтическом процессе. Трансфер представляет собой бессознательное перенаправление человеком чувств и эмоций из своего прошлого опыта на психотерапевта, в то время как контртрансфер — это отклик специалиста на спроецированный на него материал.

Понимание и преодоление этой динамики необходимо обоим участникам терапевтического альянса — чтобы лучше ориентироваться в происходящем, решать глубинные проблемы и успешно интегрировать новые знания.

Предлагаем более детально разобрать специфику этих явлений и рассмотреть возможные стратегии работы с ними в гештальт-подходе.


Как объясняют явления переноса и контрпереноса в рамках гештальт-терапии?


Важным элементом терапии является взаимодействие специалиста и его клиента — так называемый терапевтический альянс. Психотерапевт старается создать для своего подопечного максимально комфортные условия — безопасную среду, которая будет располагать к откровенности и способствовать более глубокому погружению в себя, исследованию себя и поиску ответов на волнующие вопросы. Чтобы совместная работа дала результаты, специалист и его подопечный много и довольно плотно общаются — психолог задает точные вопросы, внимательно слушает, наблюдает, его клиент отвечает, продолжает «раскопки» в себе и своей жизни, в ходе которых часто находит неожиданные вещи, причем в большинстве случаев они имеют отношение к его прошлому — к детству.

В процессе такого тесного взаимодействия, энергетического взаимообмена, практически неизбежно случается перенос (трансфер) — когда клиент неосознанно проецирует на своего наставника качества, которые на самом деле относятся к другим людям — чаще всего из ближнего круга: родителям, сиблингам, бабушкам и дедушкам и др. То есть человек, не отдавая себе в этом отчета, начинает воспринимать консультанта как значимую фигуру из своей жизни, из прошлого. В этом может проявляться влияние незавершенных, неосознанных, не до конца прожитых и разрешенных ситуаций на мироощущение индивида, на то, как он строит отношения сейчас (т. е., по сути, — это тот самый проблемный опыт, с которым человек пришел на терапию). При этом человек ведет себя по отношению к терапевту именно так, как он это делал со своими близкими (вплоть до жестов, мимики, интонаций), и в ответ от него ожидает определенных слов или действий — того, как отреагировали бы те, кого он спроецировал на специалиста.

Обратный процесс — когда терапевт делает проекцию на своего подопечного — называют контрпереносом. В этот момент мысли, эмоции, поведение психотерапевта могут также находиться под влиянием неосознаваемых (бессознательных) переживаний (чувств, желаний, реакций) из прошлого (детского) опыта и без контроля со стороны сознания вторгаться в терапевтические отношения, трансформировать их, менять их качество.

Перенос и контрперенос являются неизбежной составляющей терапевтических отношений, поэтому заслуживают пристального внимания. Тем более что эти взаимосвязанные процессы трансференции можно использовать в лечебных целях.


Из истории возникновения


Первыми о переносе и контрпереносе заговорили психоаналитики. Сам термин «перенос» был впервые использован основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом в своей работе, посвященной изучению истерии. Произошло это в 1895 году. Главный психоаналитик описывал это явление как «переиздание, копирование побуждений и фантазий, которые пробуждаются в связи с заменой прежней персоны — персоной врача», изначально считал серьезным препятствием, мешающим работать с пациентом, и придерживался мнения, что его (это препятствие) нужно устранить. Однако позже позиция Фрейда изменилась. Теперь психоаналитик был убежден, что трансфер является одним из ключевых механизмов психоанализа, при этом условием продуктивного лечения он называл развитие «невроза переноса», в котором центральное место отводил личности терапевта. Он считал, что пациент будет проецировать (переносить) на своего психоаналитика качества, принадлежащие какой-то другой персоне, а специалисту не стоит принимать эти проекции (характеристики) на свой счет. Задачу терапевта Фрейд видел в том, чтобы интерпретировать, попытаться понять и объяснить значение проекций клиента, чтобы затем пробудить его скрытые чувства, вывести на поверхность мотивы действий и поступков, прояснить потребности, и, разобравшись в них, признать их существование и осознанно реализовать. 


Подход психоаналитиков

Представители концепции психоанализа были убеждены: неадаптивное поведение человека диктуется его потребностями, ощущениями, бессознательными импульсами, желаниями, в том числе вытесненными. 

Первоисточники этого материала могут быть различными:

  • Фрейд видел в трансфере воспроизведение Эдипова конфликта;

  • сторонники психоаналитической модели Мелани Кляйн трактовали трансфер как воспроизведение и преодоление гнева, подозрительности, архаических депрессий;

  • представители эго-психологии фокусировали свое внимание на «нарциссически нарушенных» личностях и считали необходимым устранять последствия, применяя реактивацию и анализируя перенос внутренних отношений. 

Несмотря на то, какую из перечисленных позиций выбирали психоаналитики, все они находили применение трансферу в психотерапевтической работе с клиентами. При этом руководствовались следующими принципами:

  • багаж знаний и навыков индивида, который он получил в прошлом, определяет его истинное неадекватное ситуации (или невротическое) поведение;

  • трансфер — это важный источник информации об опыте, который был вытеснен и перемещен на хранение в бессознательное клиента;

  • если ограничить естественное проявление чувств, меньше тратить время на диалоги с клиентом и одновременно усилить перенос, можно получить «чистый лист», куда человек сможет бессознательно проецировать свои непрожитые эмоции, нереализованные ожидания, скрытые желания и потребности, неразрешенные конфликтные ситуации;

  • выводы нужно делать, исходя из того, какое выражение трансфер находит в поведении пациента в текущий момент;

  • эти выводы становятся базой для последующей интерпретации, и уже опираясь на нее, психоаналитик разрабатывает определенную программу лечения и предлагает ее клиенту. 

Таким образом, психоаналитическая терапия регулируется теоретической основой подхода. В этом состоит ее отличие от позиции гештальт-терапии. 


Позиция гештальт-терапии

Гештальт-подход в свое время появился в какой-то мере как ответ на концепцию психоанализа. Принципиальная разница была в том, что в отличие от своих предшественников — психоаналитиков — приверженцы теории гештальта фокусировали свое внимание не на бессознательных ограничениях, вытесненных желаниях и конфликтах, о которых можно было рассуждать гипотетически, а на вполне реальном опыте, который переживают клиенты и который впоследствии можно узнать и осмыслить. Поэтому перенос и контрперенос в гештальт-терапии рассматриваются, скорее, как фон. Центральное место — место фигуры — занимают:

  • опыт, которым человек овладевает «здесь и сейчас» (при этом все, что происходило с ним в прошлом, имеет значение, но не является основополагающим);

  • его способность осознанно выбирать другую модель поведения, менять вектор движения;

  • настоящий контакт клиента и психолога, который реализуется в текущий момент времени в форме диалога, а не предполагаемый контакт посредством трансфера.

Словом, для гештальт-терапии приоритетными являются расширение осознавания и усиление самоподдержки, которая нужна для творческой адаптации к влиянию внешней среды и адекватного отклика на это влияние. Перенос и контрперенос становятся лишь частью поля. 

Эти процессы возникают в терапевтических отношениях спонтанно, например, в виде ошибок восприятия, трансферентных реакций или трансферентного поведения. Специалист распознает эти проекции и помогает клиенту их идентифицировать — рассмотреть, осмыслить и завершить незаконченные дела. Это позволяет свести к минимуму срывы цикла контакта, чаще доводить его до финала — удовлетворять потребности, реализовывать желания клиента.


Каковы предпосылки переноса?


Перенос гештальт-подход иногда рассматривает как одну из разновидностей проекции или особый тип прерывания цикла контакта. 

Ключевая особенность такой проекции заключается в том, что человек проецирует не какое-то отдельное переживание, эмоцию или желание, нюансы поведения или черты характера. Он переносит сразу всю систему отношений, которая была когда-то в его жизни, или тот идеальный для него вариант отношений со значимым человеком (или несколькими людьми), который ему хотелось бы иметь.

Внимания заслуживает и другой момент: трансфер всегда в определенной степени связан с расщеплением. В детстве каждый человек беспомощен и зависим от взрослых. Наиболее значимой фигурой, как правило, является мать, которая удовлетворяет потребности ребенка — в пище, внимании, заботе и т. д. Если у мамы получается сделать все так, как хочет ее малыш, — она хорошая. Если какая-то потребность или желание, требование остается без внимания, исполнитель этой задачи — плохой. Маленький ребенок не понимает, что это может быть один и тот же человек. Поэтому расщепляет фигуру взрослого (матери) на две части: хорошую (которая любит, заботится, выполняет желания) и плохую (которая отвергает, наказывает и т. п.). Подобное расщепление может переноситься и на отношения с терапевтом. 

Какие же возможны предпосылки для трансфера?

  • Во-первых, потребности ребенка, которые не были удовлетворены, превратились в незавершенный гештальт и требуют реализации. К примеру, вполне типичная для детей потребность в идеализации нередко находит выражение в идеализации терапевта или оборачивается обесцениванием.

  • Во-вторых, уверенность в том, что практически все потребности способна удовлетворить одна фигура (в детстве — это значимые взрослые, в первую очередь — мама). Предполагается, что со временем человек станет самостоятельным и сможет сам решать свои запросы. Но так происходит не всегда. И в том случае, когда у человека имеются неудовлетворенные потребности, но рядом с ним нет никого, кто мог бы их реализовать, как нет и ресурсов для этого, возникает стойкая фиксация на конкретном объекте, формируется эмоциональная привязанность, а впоследствии — и зависимость. Человек продолжает ломиться в закрытую дверь, не обращая внимание на то, что рядом есть и открытые. Высок риск, что такой перенос ожиданий приведет его однажды в созависимые отношения. 

  • Третьей предпосылкой для трансфера может быть потребность в определенности, а именно — в понятном и предсказуемом мире вокруг. Каждый раз, оказываясь в новой для себя ситуации, мы пытаемся найти в «архиве» своих навыков и познаний что-то похожее и перенести прошлый опыт в текущий момент, спроецировать его на ситуацию, которая развивается «здесь и сейчас», и успешно разрешить ее.

  • Еще одной предпосылкой для трансфера может стать психотравма, незакрытая ситуация, развитие которой сопровождалось крушением личных границ и полным опустошением, ощущением собственной беспомощности, бессилия и отсутствием какой-либо поддержки. В этом случае может иметь место травматическое отыгрывание, а отношения между клиентом и терапевтом начинают походить на отношения в треугольнике Карпмана (вершинами которого являются Преследователь — Жертва — Спасатель).


Виды переносов и контрпереносов


Итак, переносы и контрпереносы довольно часто присутствуют в отношениях терапевтов и клиентов. И поскольку у обеих сторон взаимодействия за плечами есть своя собственная история, в том числе — свой багаж психотравм и незавершенных дел, в каждом случае сценарии трансференций и обратных процессов будут разными — индивидуальными. Тем не менее стоит обозначить наиболее распространенные типы трансферов и контртрансферов.

Начнем с трансферов.

  • Перенос бывает детско-родительским. Он считается самым сильным, самым глубинным из тех, с которыми приходится работать терапевтам. Его суть состоит в том, что в общении со своим консультантом клиент перестает быть взрослым самостоятельным человеком и словно возвращается в детство — чувствует себя маленьким, слабым, беззащитным, тем, кто сам не знает, что делать, и очень нуждается в совете, поддержке, авторитетном мнении значимого взрослого — родителя, его одобрении, утешении и защите. Центральной фигурой при таком виде трансфера часто становится мать или отец «ребенка». Проявляться такой перенос может по-разному. Например, клиент хочет более частых встреч с терапевтом, обижается на него, если тот отменяет сеанс — уезжает в командировку или отпуск (что выглядит так, как будто он просто бросает своего «ребенка»), стремится сократить дистанцию, стереть границы между собой и психологом. Т. е. занимает типичную детскую позицию.

  • Еще один «семейный» вид трансфера — сиблинговый (братско-сестринский). Такое возможно, если у клиента есть братья/сестры, есть опыт подобных взаимоотношений, и при этом если разница в возрасте с терапевтом небольшая. В этом случае человек воспринимает специалиста, как своего брата или сестру, может начать конкурировать с ним в рамках терапевтических отношений, пытаться его поддержать, помочь или ожидать со стороны терапевта признания.

  • Есть и более специфические трансферы — например, эротический (или эротизированный). Для него характерен сексуальный подтекст в отношениях «клиент — терапевт». Это может проявляться в возникновении у пациента к своему психологу романтических чувств (влюбленности), а иногда и сильного влечения. Есть мнение, что таким образом может срабатывать защитный механизм — человек пытается побороть страх перед решением своих детских проблем, психотравм.

В свою очередь обратная трансференция (контрперенос со стороны терапевта) может быть:

  • Нормальной. Терапевт просто реагирует на то, как его клиент ведет себя на сессии. При этом человек может быть симпатичен специалисту — если ведет себя дружелюбно, или настораживать его — когда проявляет явную агрессию.

  • Активной. Контрперенос содержит незавершенный гештальт психотерапевта. Например, специалист может испытывать гамму чувств, если клиентка напоминает ему его мать. Если имеют место личные переживания, которые терапевт включает в терапию, очень важно проанализировать произошедшее, проработать контрперенос на супервизии — с более опытным коллегой.

  • Реагирующей. Такого рода трансференции представляют собой «обратную связь» терапевта в ответ на ожидания клиента. Реакция может принимать разные формы:

    • Когда терапевт и клиент испытывают «согласованные» чувства и демонстрируют соответствующие реакции: пациент подозревает, что психолог им недоволен, и поэтому побаивается его, терапевт «считывает» этот страх или испуг.

    • Когда терапевт «принимает вызов» — начинает играть роль, выбранную для него клиентом. Такой трансфер рискует превратиться в ролевую игру, где терапевт неосознанно будет действовать по неосознаваемому же сценарию клиента — в соответствии с его ожиданиями.

Кроме того, переносы и контрпереносы могут быть положительными и отрицательными.

  • В случае позитивного трансфера клиент доволен своим наставником — терапевт уделяет ему достаточно внимания, понимает его, оправдывает его ожидания — у клиента нет повода пожаловаться на него. Если имеет место негативный трансфер, клиент закрывается, не хочет делиться переживаниями, не воспринимает вопросы терапевта, его комментарии, рассуждения, словно не замечает его присутствия, а возможные изменения, успехи терапии приписывает внешним обстоятельствам или другим людям.

  • Позитивный контрперенос можно узнать по тому, как предупредителен терапевт по отношению к своему клиенту, как бережно с ним обращается, старается защитить, фокусирует внимание на положительных качествах личности подопечного и, вообще, настроен очень оптимистично. Если же терапевт отрицательно реагирует на проекцию клиента, т. е. имеет место негативный контрперенос, это проявляется в возрастающей раздражительности специалиста, его не совсем неадекватном поведении, настойчивом стремлении интерпретировать и рассуждать, дистанцироваться от клиента на физическом и психологическом уровне, отвергнуть его.


Какие стратегии применяют гештальт-терапевты в работе с переносом?


Работая с трансферентными тенденциями подопечного, специалист может поддерживать их и при этом помогать своему клиенту исследовать и осознать переносы, активно взаимодействовать с клиентом, обозначать свое присутствие. Рассмотрим возможные направления работы с трансференциями. 

  1. Терапевт осознанно поддерживает трансференции клиента. Это может быть уместно и полезно:

    • На самом старте терапии — чтобы установить контакт, достичь определенного уровня доверия в отношениях с клиентом, сформировать так называемый терапевтический альянс и создать благоприятную среду, в которой человеку будет комфортно разбираться в себе, своих мыслях, чувствах и поведенческих сценариях.

    • В тех случаях, когда у клиентов нет какого-то конкретного опыта, который обычно приобретается в детском возрасте — в процессе взаимодействия с близкими: родителями или братьями и сестрами, и это мешает ему в дальнейшем — в выстраивании отношений с другими людьми.

    • Чтобы усилить (амплифицировать) трансферентные тенденции клиента и в дальнейшем проработать их и помочь полностью осознать. Иллюстрацией может быть следующая ситуация: на очередной психотерапевтической сессии клиентка жалуется своему консультанту на мужа. Причем у терапевта возникает ощущение, что на его месте должна быть мать клиентки — это ей женщина высказывает свои претензии и недовольство по отношению к своему мужчине. Терапевт предлагает озвучить все, что накипело, максимально полно, эмоционально, с нужными интонациями. Выполняя просьбу терапевта, клиентка в результате осознает, к кому на самом деле она обращается с пылкой речью. 

  2. Терапевт предлагает своему подопечному другую трансферентную фигуру. Например, наблюдая за тем, как ведет себя его клиент, терапевт предполагает, что тот переносит на их терапевтические отношения свои отношения с матерью, и в этой проекции терапевт исполняет партию мамы. При этом становится понятно, что высказать матери свои претензии, открыто выразить протест клиент не может. Разница в возрасте у специалиста и клиента невелика. Терапевт решает изменить трансферентную фигуру — вместо роли матери «исполнить» партию сиблинга своего подопечного. И процесс сдвигается с мертвой точки.

  3. Терапевт помогает клиенту осознать трансфер. Для этого он может предпринять следующие шаги:

    • задать клиенту вопросы о сходстве отношений с терапевтом и отношений из прошлого опыта клиента;

    • вместе с клиентом поразмышлять, пофантазировать над тем, похожи ли их терапевтические отношения на какие-то еще;

    • вместе с клиентом нарисовать их отношения;

    • разыграть отношения по ролям, открыто обсудить перенос на терапевта и выяснить, какие чувства испытывает клиент к своему консультанту.

    Такую разъяснительную работу стоит проводить в том случае, когда терапевтический альянс уже сложился, когда терапия зашла в тупик и отсутствует динамика или если терапевту стало некомфортно исполнять предлагаемую ему роль.

  4. Терапевт объясняет клиенту, что не может играть предлагаемые ему роли — быть для клиента идеальной матерью, отцом, мужем или каким-то другим человеком, не может соответствовать ожиданиям, и помогает перейти к реальным отношениям, осознать, что все происходит «здесь и сейчас».


Заключение


Перенос и контрперенос являются важными элементами гештальт-терапии.

Трансфер позволяет клиентам проецировать свои неразрешенные чувства и эмоции на психотерапевта, предоставляя возможности для самоисследования и роста. Он предлагает уникальный взгляд на внутренний мир пациента и может привести к более глубокому пониманию себя и в результате — к исцелению.

В свою очередь контрперенос — это эмоциональная реакция специалиста на своего подопечного, которая может дать ценную информацию о нерешенных проблемах самого терапевта. Распознавая контрперенос и управляя им, психотерапевт может сохранить свою объективность и обеспечить безопасное и неосуждающее пространство для исследования пациента.

Как перенос, так и контрперенос требуют от специалиста самоосознания и саморефлексии, что подчеркивает важность постоянного саморазвития, повышения компетентности и регулярного прохождения супервизии. В целом, осознание и грамотное обращение с трансфером и контртрансфером повышают продуктивность терапевтических отношений.

Хотите узнать больше о специфике переносов и контрпереносов, освоить эффективные техники выявления и работы с этими процессами в контексте гештальт-терапии? Обратите внимание на курсы подготовки гештальт-терапевтов — обучение вы можете пройти в НАДПО. Программы разработаны опытными преподавателями и методологами, содержат максимум полезной актуальной информации. Обучение проходит в формате онлайн — это оптимальный вариант для тех, кто ценит свое время и привык к самостоятельной работе. Подтверждением вашей компетентности станет диплом престижного московского образовательного учреждения.


Все статьи

Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ