☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜

Уважаемые слушатели!

Мы снизили цены на программы, особенно востребованные сейчас. Повышайте качество жизни и улучшайте уровень профессиональной квалификации в любой ситуации.
Подробнее

Скрыть
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 21.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
Социальная реабилитация – виды и проблемы

Социальная реабилитация – виды и проблемы

Социальная реабилитация – виды и проблемы


Оказаться в трудной жизненной ситуации может каждый, причем даже не прилагая особых усилий для этого. Автокатастрофа, тяжелая болезнь, стихийное бедствие, потеря крыши над головой и вынужденный переезд или один неосторожный шаг, последствия которого растянутся на долгие годы тюремного заключения, могут превратить здорового адекватного человека в беспомощного и беззащитного, изолировать его от общества, лишить всех связей и средств к существованию. В одиночку справиться с отчаянием и вновь обрести желание жить дальше очень сложно. Понадобится помощь профессионалов и социальная реабилитация. Поговорим об этом в нашей статье.


Социальная реабилитация: что это и кому она нужна

Социальная реабилитация – виды и проблемы


Социальная реабилитация представляет собой комплекс мер, которые должны помочь людям, попавшим в трудную ситуацию, восстановить социальный статус, здоровье и трудоспособность, возродить потерянные социальные связи и отношения или построить новые, адаптироваться к изменившимся условиям и вновь включиться в полноценную активную жизнь в обществе. Причины вынужденной изоляции могут быть разными:

  • тяжелое заболевание, расстройство функциональных возможностей организма и как следствие – инвалидность;

  • девиантное поведение (неадекватное агрессивное поведение, бродяжничество и воровство, физиологические или психологические зависимости и т. д.); 

  • чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера и потеря крыши над головой;

  • пожилой возраст и утрата прежней трудоспособности;

  • потеря работы и средств к существованию и др.

Таким образом, объектами социальной реабилитации могут стать отдельно взятые люди или группы людей, семьи, такие категории населения, как: 

  • одинокие пенсионеры; 

  • дети-инвалиды и их семьи;

  • взрослые с ограниченными возможностями здоровья; 

  • несовершеннолетние матери;

  • люди, которым пришлось пережить насилие;

  • подростки с девиантным поведением (например, с суицидальными наклонностями, игровой зависимостью, патологические хулиганы); 

  • лица, отбывающие наказание или освободившиеся из мест заключения; 

  • люди, страдающие наркоманией, алкоголизмом;

  • дети-сироты;

  • беженцы и другие. 

Оказавшиеся один на один со своей бедой люди нуждаются во всесторонней помощи и поддержке – государственной, медицинской, социально-экономической, психологической, педагогической и профессиональной. Только так они смогут преодолеть последствия кризисной ситуации, восстановиться и вернуться к нормальной жизни, а не превратиться в иждивенцев. Основные цели социальной реабилитации можно сформулировать так:

  • активизировать человека, оказавшегося в тупике, вывести его из пассивного состояния (с социальной и физической точки зрения), пробудить в нем желание вернуться к полноценной жизни в обществе – среди людей;

  • реинтегрировать человека в социум и возродить в нем стремление начать действовать – найти занятие, которое поможет стать самостоятельным и материально независимым;

  • ресоциализировать человека – освободить его из клетки вынужденной социальной изоляции и помочь восстановить утраченные социальные контакты и связи, выстроить новые отношения.

 

Какие задачи решает социальная реабилитация

Социальная реабилитация – виды и проблемы


Итак, главная цель социальной реабилитации – как можно быстрее прекратить вынужденную изоляцию человека и вернуть его в социум. Для этого предстоит провести масштабную работу сразу в двух направлениях. 

  • Во-первых, напомнить человеку о том, как жить в обществе, как продуктивно взаимодействовать и выстраивать отношения с окружающими людьми или научить его этим важным навыкам. 

  • Во-вторых, потребуется изменить социальную среду: убрать труднопреодолимые препятствия, создать условия, которые будут способствовать скорейшей адаптации, интеграции, ресоциализации.

Комплексная программа социальной реабилитации позволяет решить множество задач:

  1. восстановить утраченные коммуникативные навыки или научить общаться с другими людьми;

  2. реанимировать личностные, социально значимые качества, восстановить утраченные физические, эмоциональные и психологические ресурсы;

  3. помочь осознать собственную значимость, начать воспринимать себя как самостоятельного, активного члена социума;

  4. помочь восстановить социальные позиции, которые были утрачены, выстроить новые связи и отношения с людьми;

  5. помочь восстановить и укрепить здоровье, предупредить осложнения и обострения хронических или сопутствующих болезней, повысить физическую активность и настроить организм на возрастающие нагрузки в социально-бытовой сфере;

  6. ускорить адаптацию к изменившимся условиям жизни;

  7. помочь определиться с новыми жизненными ориентирами, личными приоритетами, новыми целями и способами их достижения.


Виды социальной реабилитации

Социальная реабилитация – виды и проблемы


Рассмотрим основные виды социальной реабилитации. 

  • Медицинская (или социально-медицинская). Ее цель – полностью или частично восстановить, компенсировать или заменить нарушенные или утраченные функции организма или замедлить стремительное развитие недуга. Для этого применяются все необходимые в каждом конкретном случае меры: реконструктивные хирургические операции и восстановительная терапия (это может быть лечебная физкультура и физиотерапия, помощь логопеда или массаж, санаторно-курортное лечение и т. д.), ортезирование и протезирование, обеспечение вспомогательными техническими средствами. Устранение последствий тяжелых травм, заболеваний или врожденных дефектов позволяет убрать основные причины вынужденной изоляции человека от общества, восстановить его социальную активность и предупредить негативное развитие событий. 

  • Социально-психологическая. Человеку, который лишился привычных условий жизни (например, потерял работу, из-за стихийного бедствия остался без крыши над головой) или стал инвалидом (беспомощным, зависимым от внешних обстоятельств и других людей) сложно смириться с новой для него реальностью. Социально-психологическая реабилитация дает возможность адаптироваться к изменившимся, не всегда благоприятным условиям, скорректировать поведение, освоиться в своей новой роли, вновь обрести уверенность в своих силах, осознать свои скрытые возможности, восстановить и улучшить отношения с близкими, развить личностные качества и способности, которые необходимы для активной реинтеграции в общество. Этот вид реабилитации так или иначе включается во все мероприятия, которые направлены на возвращение человека к полноценной активной жизни в социуме. 

  • Социально-педагогическая. Необходима в первую очередь дезадаптированным детям и подросткам, которые не приспособлены к школьной жизни и обучению, которым сложно находить общий язык со своими одноклассниками, учителями, сложно контролировать свое поведение. Различные методы социально-педагогической реабилитации помогают преодолеть так называемую педагогическую запущенность, сформировать или восстановить навыки самообслуживания, развить важные личностные качества, познакомить с нормами, правилами поведения, которые действуют в обществе. Коррекционное обучение и воспитание помогает ребенку адаптироваться, формирует у него уверенность в собственной полноценности, в том, что он не хуже других, готовит к доступным видам деятельности. Не менее важна роль социально-педагогической реабилитации в предупреждении безнадзорности, бродяжничества. 

  • Социально-средовая. Человек, который оказался в новой социальной среде, где действуют пока непонятные правила и непривычно все, нуждается в поддержке. Меры социально-средовой реабилитации призваны познакомить его с новыми правилами игры, помочь ему освоиться, адаптироваться к новым условиям жизни и научиться свободно в них ориентироваться, вспомнить и восстановить забытые алгоритмы действий, модели поведения, постепенно научиться самостоятельно организовывать свою жизнь, планировать свой день, принимать самостоятельные решения. Сюда же относится создание комфортной доступной среды и обеспечение необходимыми вспомогательными техническими средствами, консультации и помощь в решении правовых вопросов и личных проблем. 

  • Профессионально-трудовая. Ее главная задача – восстановить утраченные или сформировать новые трудовые навыки, помочь определиться с профессией, получить профессиональное образование, найти работу, которая будет соответствовать возможностям человека, и адаптироваться на новом месте. Это позволяет обрести независимость, уверенность в своей состоятельности и самостоятельности, со временем раскрыть свой потенциал. 

  • Социокультурная. Направлена на восстановление или создание среды, которая сделает возможной духовную самореализацию, повысит творческую активность человека, раскроет его интеллектуальный потенциал, поспособствует позитивным переменам в его жизни и поможет расширить рамки его независимости и самостоятельности. Одним из важных условий благополучной социокультурной реабилитации является общедоступность учебных заведений, библиотек, театров и кинотеатров, концертных залов и музеев и т. д. 

  • Социально-экономическая. Состоит в восстановлении социально-экономического статуса человека или определенной социальной группы. Ее главная задача – вернуть экономическую независимость: обеспечить комфортным для проживания жильем, гарантировать денежное обеспечение в виде пенсий, льгот, пособий и иных выплат, которые предусмотрены государством.


Уровни и этапы социальной реабилитации

Социальная реабилитация – виды и проблемы


Социально-реабилитационная работа ведется на нескольких уровнях:

1. На федеральном, региональном и муниципальном. Органы управления разрабатывают комплекс информационных, правовых, экономических, организационных и образовательных мер и таким образом создают условия для работы различных социальных служб, которые занимаются реабилитацией людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. К этому уровню относится:   

  • создание законодательной и нормативно-правовой базы; 

  • подготовка специалистов – реабилитологов, социальных педагогов, психологов; 

  • координация работы различных социальных учреждений и т. д. 

2. На индивидуальном (личностном) и групповом уровне, уровне семьи (или общины):

  • индивидуальный уровень представляет собой индивидуальную программу реабилитации – комплекс мер, отвечающих потребностям конкретного человека (сроки, продолжительность, средства, способы и формы работы, направленной на восстановление функций организма реабилитанта и его ресоциализацию, интеграцию);

  • групповой уровень подразумевает работу с группой людей (например, с выпускниками школ-интернатов, одинокими пенсионерами, инвалидами, безнадзорными детьми и т. д.), передает индивиду групповой опыт и показывает, что опыт может быть разным, выводит его из роли пассивного слушателя, мотивирует к действиям, позволяет анализировать собственные достижения и т. д.;

  • уровень семьи или общины реанимирует утраченные навыки взаимодействия, формирует и развивает новые социальные связи, учит взаимопомощи, помогает усвоить новые социальные роли, освоить новые функции. 

Процесс социальной реабилитации, как правило, состоит из пяти этапов:

  1. На первом этапе – диагностико-прогностическом – специалисты исследуют состояние человека, проводят экспертизы, в ходе чего определяют, каков потенциал для реабилитации, и по результатам разрабатывают индивидуальный комплекс реабилитационных мероприятий. 

  2. На втором этапе – этапе планирования – выбираются оптимальные формы, методы, способы и технологии, которые будут использовать в конкретном случае. 

  3. Третий этап – подготовка к работе с реабилитантом. 

  4. Четвертый этап – это реализация комплексной программы реабилитации, мониторинг происходящих с человеком изменений и внесение корректив в случае необходимости. 

  5. Заключительный пятый этап – систематизация данных, полученных в ходе мониторинга, и контроль результатов проведенной реабилитационной работы.


Что мешает социальной реабилитации

Социальная реабилитация – виды и проблемы


Социальная реабилитация – процесс непростой, многогранный, продолжительный. Ее успешность зависит от многих факторов – от готовности и желания самого реабилитанта восстановиться и социализироваться, от готовности и способности общества подстроиться под потребности и особенности человека, от возможностей – правовых, экономических, социальных, – которые предоставляет государство и т. д. Поэтому на пути социальной реабилитации неизбежно возникают проблемы самого разного рода:

  • не везде создана доступная среда: например, отсутствуют пандусы, нет специальных лифтов, люди с проблемами опорно-двигательного аппарата, вынужденные передвигаться при помощи инвалидной коляски или ходунков, не всегда могут попасть в транспорт, добраться до учебных заведений, больниц, театров или кафе;

  • не оказывается достаточная поддержка семьям, где есть дети-инвалиды;

  • действующая система помещения детей с ограниченными возможностями здоровья в спецучреждения (коррекционные школы и т. д.) ограничивает круг их социальных контактов, лишает возможности общаться со здоровыми детьми, снижает мобильность и уровень образования, как следствие – снижается конкурентоспособность и уменьшаются шансы на трудоустройство и адаптацию в обществе; 

  • недостаточно учебников, специальной литературы, технических средств для слабовидящих, слепых, глухих, что делает получение достойного образования невозможным;

  • попытки наладить работу с бездомными (лицами без определенного места жительства, которые по разным причинам оказались на улице) без основательной поддержки со стороны государства не дают особых результатов: обращаться за помощью эта категория граждан не спешит, а вот длительное пребывание на улице крайне негативно сказывается на их сознании, психике, потребностях и мотивах, что делает их возвращение к нормальной жизни практически невозможным;

  • работодатели не горят желанием принимать на постоянную работу людей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому конкурентоспособность инвалидов на рынке труда невысока, как и зарплата у ограниченного количества вакансий;

  • не хватает квалифицированных специалистов – дефектологов, социальных педагогов, психологов, реабилитологов.

Если вы хотите более детально разобраться в вопросах социальной реабилитации, чтобы помогать людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, приглашаем в нашу Академию на курс «Комплексная реабилитационная помощь уязвимым категориям граждан». Вы разберетесь в нормативно-правовых и законодательных основах социального обслуживания населения, научитесь проводить диагностику, оценивать психологический, трудовой и социальный статус, физическое состояние реабилитанта, его потенциал для реабилитации, освоите методы и технологии оказания социальной помощи и получите востребованную профессию специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере. 


Все статьи


Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята

Важные вопросы

Что даёт профессиональная переподготовка?

Программа профессиональной переподготовки позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования.

Программы профпереподготовки учитывают профессиональные стандарты, квалификационные требования к соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, и направлены на формирование профессиональных компетенций для практической работы.

По окончании программы профессиональной переподготовки Вы получаете диплом, подтверждающий получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Кто может учиться и как поступить?

К освоению программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Для поступления  гражданам Российской Федерации  необходимо предоставить:
  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании
  2. Для студентов - справку с места учёбы
  3. Документ, удостоверяющий личность и гражданство
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости)

Иностранные граждане  предоставляют следующие документы:

  1. Копию документа об образовании, либо копию документа иностранного государства об образовании, признанного эквивалентным в РФ документу государственного образца об образовании (при необходимости со свидетельством об установлении его эквивалентности), либо копию легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
         Получить консультацию о необходимости прохождения легализации диплома конкретной страны можно, обратившись в ГЛАВЭКСПЕРТЦЕНТР или у сотрудника приемной комиссии.
  2. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
  3. Копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации.
  4. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа, удостоверяющего личность поступающего.
  5. При смене фамилии (имени, отчества) — подтверждающий документ с переводом на русский язык в установленном порядке.
Когда можно начать обучение?
Группы по разным программам формируются в течение всего календарного года.
Ближайшую дату начала обучения по выбранной Вами программе, можно уточнить у специалиста приемной комиссии по телефону или, заполнив заявку.
НАВЕРХ