Случайных людей в профессии педагога-психолога нет. Кто выбирает эту стезю? Тем, кому интересна психология и педагогика, кто любит детей, кому интересно становление личности ребенка, как он развивается, проявляет характер.
Главный принцип этой профессии – не навреди. Педагог-психолог старается создать условия для всестороннего развития личности ребенка в детском саду. Этот специалист работает не только с детьми, но и с их родителями, помогает им лучше понять своего ребенка и преодолеть проблемные моменты.
Цели и задачи педагога-психолога в ДОУ
Цель работы этого специалиста – сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка, постараться гармонично развивать его личность, оказывать помощь детям, родителям, педагогам ДОУ при решении психологических проблем.
Задачи, которые выполняет педагог-психолог, следующие:
-
выявлять причины нарушений эмоционального, личностного и познавательного развития;
-
разрабатывать и реализовать индивидуальные развивающие и коррекционные программы;
-
прогнозировать последствия той или иной проблемы в развитии, если она не будет решена;
-
осуществлять психологическое сопровождение детей в ДОУ;
-
проводить подготовку к школе, отслеживать динамику развития ребенка;
-
проводить консультации для родителей и сотрудников ДОУ;
-
вести просветительскую работу, повышать психолого-педагогическую компетенцию всех сотрудников, которые работают с детьми.
Направления деятельности педагога-психолога
Одно из направлений работы – психодиагностика детей. Она проводится с целью выявить уровень развития психических процессов (речь, мышление, память и т. д.), выявить проблемы (если они есть) в развитии ребенка. Также диагностика показывает, насколько эффективна работа педагога-психолога.
Второе направление деятельности специалиста – коррекционно-развивающая работа. Это индивидуальные или групповые занятия с детьми, на которых педагог-психолог использует различные методы – арт-терапию, игровую или куклотерапию, упражнения для релаксации и многое другое.
Третье, не менее важное, направление – консультация родителей. Родители могут сами приходить к специалисту с вопросами, а может и специалист обращаться к родителям ребенка, если в результате проведенной диагностики он видит проблемы в развитии или эмоционально-психическом состоянии.
Педагог-психолог отвечает на вопросы родителей в рамках своей компетенции (например, он не имеет права ставить диагнозы или выписывать медицинские препараты), дает необходимые рекомендации по решению проблемы.
Нюансы работы педагога-психолога
Педагог-психолог в ДОУ работает с маленькими детьми, и это накладывает определенный отпечаток на его деятельность. Отметим несколько нюансов, которые выделяют эту профессию из круга ей подобных:
-
ребенок не может зачастую объяснить свои проблемы, они проявляются через особенности поведения (капризы, агрессия, апатия и т. д.) и развития (отставание от сверстников, например);
-
у ребенка может и не быть каких-то проблем, но есть тревожные родители, которые переносят на ребенка именно свои проблемы;
-
работать с переживаниями ребенка приходится «здесь и сейчас», поскольку рефлексия у детей не развита в полной мере;
-
если взрослый человек идет к психологу вполне осознанно, то ребенок будет сотрудничать с этим специалистом только до тех пор, пока ему это интересно;
-
работа педагога-психолога с ребенком подразумевает под собой всестороннее и гармоничное развитие личности, а не работу над отдельно взятым психическим процессом;
-
педагог-психолог должен участвовать в совместной деятельности с ребенком, поскольку ребенок имеет в этом большую потребность.
Эти и другие нюансы профессии требуют от специалистов всесторонних знаний, высокой квалификации и желания работать с людьми.
Рекомендуем курс профессиональной переподготовки «Педагог-психолог в ДОУ». Он дает слушателям необходимую теоретическую базу для работы педагогом-психологом в ДОУ.