В школьной программе много предметов, каждый из которых решает определенные задачи и вносит свой вклад в формирование и становление личности ребенка, его интеллектуальное или физическое развитие. Но, к сожалению, финансового воспитания среди обязательных дисциплин нет. А поскольку без элементарных знаний в экономической сфере стать успешным обеспеченным человеком не получится, закрывать пробелы придется родителям.
В каком возрасте стоить познакомить ребенка с миром финансов и как это лучше делать? Поговорим об этом в нашей статье.
Что входит в понятие финансовой грамотности?
Приличная зарплата вовсе не гарантирует финансовой состоятельности и благополучия. Ведь даже большую сумму можно незаметно для себя «спустить» буквально за пару дней, а потом просить в долг – у приятелей, родственников, коллег или у кредитных организаций. Деньги требуют уважительного к себе отношения: разумного планирования расходов, осознанных, а не импульсивных трат, грамотного вложения с целью преумножения. Это невозможно без финансовой грамотности. Ее основу составляют знания, умения, навыки, установки и модели поведения, которые позволяют принимать правильные финансовые решения и в результате достичь материального благополучия. Что же входит в понятие финансовой грамотности:
-
умение зарабатывать и тратить;
-
ведение учета доходов и расходов;
-
умение расставлять приоритеты и так управлять своими денежными ресурсами, чтобы расходы не превышали доходы;
-
своевременное исполнение всех финансовых обязательств (например, подача налоговых деклараций и уплата налогов, сборов, страховых взносов);
-
понимание того, что такое активный и пассивный доход;
-
знание финансовых инструментов (это могут быть паевые инвестиционные фонды, вложения в недвижимость, депозиты), банковских продуктов и услуг и умение ими правильно пользоваться;
-
умение ставить финансовые цели и делать все для их реализации;
-
осведомленность о том, какова текущая экономическая ситуация в стране и каковы прогнозы ее развития;
-
создание так называемой «подушки безопасности» на случай непредвиденной ситуации (например, продолжительной болезни, потери работы, масштабного кризиса в стране) – финансового резерва (НЗ), который в идеале должен быть равен сумме 6-12 среднемесячных доходов;
-
умение распознавать мошенничество;
-
неучастие в сомнительных финансовых схемах и операциях.
Таким образом, грамотный в финансовом плане человек не зависит от своих сиюминутных порывов и «хотелок», а относится к деньгам осознанно – планирует, продумывает, рассчитывает, сохраняет и преумножает. Этими знаниями и тем более практическими навыками невозможно овладеть в один момент. Поэтому чем раньше человек приобщится к миру финансов, тем больше вероятность, что у него получится достичь финансового благополучия.
7 причин прививать финансовую грамотность с детства
Из лучших побуждений многие родители стараются уберечь своих детей от всего, что может их потревожить, создают для них тепличные условия, чтобы отсрочить столкновение с действительностью, которая полна сложностей и неприятностей. И естественно не вмешивают своих отпрысков в финансовые дела семьи. Ничем хорошим это, как правило, не заканчивается. А специалисты уверены, что формирование финансовой грамотности детей можно начинать в дошкольном возрасте – с 3-5 лет.
Зачем так рано втягивать малышей в товарно-денежные отношения? Есть как минимум 7 причин для этого:
-
Чем раньше ребенок узнает, что такое деньги и откуда они берутся, тем более осознанным будет его отношение к финансам и во взрослом состоянии.
-
Он будет знать, что материальный достаток определяется и образованием, и трудолюбием, и умением взаимодействовать с другими людьми.
-
Он будет понимать, что если бездумно тратить деньги на игрушки и вкусняшки, их может не хватить на что-то более важное – например, на новые ботинки или интересную книжку, что расточительство – путь к бедности, а разумное обращение с финансами позволит достичь богатства.
-
Освоив в детстве элементарные правила, в будущем ребенок сможет правильно планировать, распределять свой бюджет, откладывать на крупные покупки, делать выгодные вложения, чтобы преумножить свое состояние.
-
Умение обращаться с финансами делает человека более самостоятельным, независимым, способствует реализации в профессии.
-
Понимание основ экономических отношений убережет от участия в сомнительных финансовых операциях, пирамидах, заставит много раз подумать, прежде чем соглашаться на зарплату в конверте или брать в долг у микрофинансовой организации.
-
Финансовое воспитание детей делает и их родителей более грамотными в финансовом отношении: ведь прежде чем что-то объяснить, придется сначала самим во всем разобраться и подобрать правильные слова, стать хорошим примером для ребят.
Что дети должны знать о финансах?
Все наши полезные и вредные привычки – в том числе финансовые – начинают формироваться еще в раннем детстве. В силах родителей, а позже – и педагогов в детском саду и школе – повлиять на этот процесс, направить в нужное русло. Тем более, что сегодня к влиянию довольно рано подключаются телевидение, современные гаджеты, Интернет и соцсети, и, конечно, ровесники и старшие товарищи, и получается оно не таким уж позитивным.
Рассмотрим основные темы, с которыми стоит познакомить подрастающее поколение.
-
Деньги
-
Деньги не дают просто так, их нужно заработать
-
Деньги нужны, чтобы покупать – товары или услуги
-
В чем разница между желаниями и потребностями?
-
Деньги заработаны трудом, поэтому тратить их нужно с умом
-
Зачем нужно экономить и в чем смысл накоплений?
Ребята должны понимать, что это такое и какова их ценность, почему одни товары стоят дороже, другие дешевле, какие деньги бывают (монетки и купюры), как выглядят настоящие деньги и чем отличаются от подделок (например, водяными знаками и цветными волокнами), как правильно их считать и что с ними делать (копить на что-то особенное или сразу потратить), как их лучше экономить и что поможет защитить сбережения.
Важно объяснить детям, что деньги зарабатывают своим трудом. Например, мама с папой ходят на работу и за это получают зарплату. И только потом они могут сходить в магазин, чтобы купить продукты, одежду, игрушки. Стоит рассказать малышу, что делают люди на работе, сводить его на экскурсию – к папе или маме, показать кто чем занимается. Можно поговорить с ним о разных профессиях, о том, что есть разные должности с разными зарплатами, что кто-то зарабатывает тем, что продает вещи.
Поработав и получив за это зарплату, можно пойти в магазин и купить все, что нужно: куртку и шапку, ботинки, яблоки, мяч или книжки. Все это – товары, которые имеют разную цену – что-то стоит дешевле, что-то дороже. Купить за деньги можно и услуги – например, сходить в парикмахерскую или вызвать на дом сантехника, который починит кран.
Люди не совершают покупки просто так. Ими движут их потребности (то, что жизненно необходимо) или желания («хотелки», без которых можно обойтись). Ребенку важно показать разницу между этими понятиями, расставить приоритеты. Он должен понимать, что заплатить за квартиру и купить продукты – это потребности, которые важнее, чем желание купить очередную игрушку или шоколадку, что есть нужные приобретения, а есть те, без которых вполне можно обойтись (в крайнем случае отложить до следующего раза).
Нужно объяснить ребенку, почему важно контролировать свои траты, научить его сравнивать цены на товары и осознанно делать выбор в пользу того или иного продукта. Он должен понимать, что слишком дешевые товары могут быть плохого качества, а слишком высокая цена может быть лишь платой за известный бренд.
Деньги можно не только зарабатывать и расходовать. Если относиться к ним бережно – экономить, понемногу откладывать, через какое-то время можно накопить сумму, которой хватит на крупную покупку – например, на дорогую игрушку, путешествие, хорошую ракетку для большого тенниса или обучение английскому языку. Умение экономить, планировать свои траты – отличная привычка, которая сослужит добрую службу во взрослой жизни.
Усвоив эти элементарные основы финансовой грамотности, дети научатся разбираться в положительных и отрицательных качествах – бережливости и расточительности, трудолюбии и лени, жадности и щедрости; будут знать, что богатство не может сделать человека счастливым, но при этом материальные ресурсы дают возможность путешествовать, дарить близким людям подарки, получать хорошее образование и т. д. Они станут более ответственно относиться к своему собственному и семейному бюджету, планировать крупные траты, но главное – будут чувствовать себя более уверенными в решении финансовых вопросов.
Как сформировать финансовую грамотность у детей?
Чтобы финансовое воспитание дало желаемые результаты, важно подобрать правильные способы, формы, приемы, которые будут соответствовать возрастным особенностям ребенка.
Основной вид деятельности дошкольников (3-6 лет) – это игра. Поэтому знакомить малышей с экономическими понятиями лучше именно в игровой форме.
Самых маленьких можно увлечь сортировкой и раскладыванием монет по баночкам: их можно пересчитывать, разглядывать, распределять по цветам или номиналу, искать несоответствия. Подобное знакомство с деньгами будет полезно и для мелкой моторики, и для внимания, и для визуальной памяти и речи, разовьет интерес к математике.
Можно «открыть» магазин, где взрослые и дети будут по очереди работать продавцами и покупателями, покупать и продавать, например, игрушки или фрукты, овощи и расплачиваться цветными бумажками, фантиками или наклейками, которые заменят настоящие купюры и монеты. Можно поиграть в «Банк», где открывают счет, чтобы накопить на новую машинку, или берут кредит. Так малыш получит первые элементарные знания о банковской системе.
Дошколята с удовольствием посмотрят мультфильмы с любимыми героями – Фиксиками или Смешариками, которые доступным языком объяснят, что такое договор, инвестиции или кредит, расскажут, откуда деньги берутся и т. д.
В младшем школьном возрасте (7-11 лет) у детей появляется новое важное занятие – учеба в школе – и собственный, пусть небольшой, карманный бюджет. Стоит дать ребенку пару полезных советов, например, почему не стоит тратить все сразу и зачем записывать свои расходы в тетрадку. Дополнительным мотиватором к экономии и накопительству станет симпатичная свинья-копилка.
В этом возрасте ребенок должен понимать, как расплатиться на кассе наличными и получить сдачу, что делать с банковской картой и почему нужно всегда забирать чек.
Развитию экономического мышления и умения концентрироваться поспособствует игра в «Монополию».
В среднем школьном возрасте (11-14 лет) дети самостоятельно ходят за покупками. Поэтому не лишним будет умение сравнивать и анализировать цены на разные товары, читать этикетки, обращать внимание на дату изготовления и срок годности продуктов. Это формирует ответственное отношение к финансам. Стоит обратить внимание подростка на то, как важно правильно распределять бюджет, планировать будущие покупки, откладывать. В этом может быть полезным метод конвертов: когда все средства раскладываются по нескольким копилкам – на текущие расходы, на регулярные ежемесячные траты, на какое-то крупное приобретение в будущем. В каком процентном соотношении распределить финансы, юный финансист решает сам.
Старший школьный возраст (15-18 лет) – время первых попыток найти работу и начать самостоятельно зарабатывать. Правда, делать это получится только в свободное от учебы время – утром, вечером или в каникулы. Выбор, конечно, ограничен – расклейка объявлений, раздача рекламных листовок, выгул собак или работа в МФЦ. Повзрослевшим детям очень нужна поддержка родителей, а при желании и возможности – помощь в поиске подработки. И очень важно не обесценить первые самостоятельно заработанные деньги, даже если доход совсем скромный. Зато ребята научатся уважать и ценить труд других людей.
Старшеклассников стоит привлекать к планированию крупной семейной покупки: они могут промониторить интернет-ресурсы и найти варианты с оптимальным соотношением цены/качества. А если потребуется взять кредит, можно вместе изучить предложения разных банков, сравнить процентные ставки, переплату, дополнительные комиссии и обсудить возможные варианты решения – брать в рассрочку, влезать в долги или немного потерпеть, чтобы накопить недостающую сумму. Такой практический опыт будет очень ценным.
Полезные советы
Финансовое воспитание детей – дело непростое и ответственное. Предлагаем несколько полезных советов.
-
Учиться планировать покупки и разумно тратить деньги лучше на практике. Поэтому есть смысл брать детей с собой в магазин и объяснять, почему вы выбираете конкретный товар.
-
Не спешите выполнять все внезапные «хотелки» ребенка! Особенно если они возникли после просмотра очередного рекламного ролика. Лучше объяснить, почему не стоит покупать все подряд и превращать дом в склад одинаковых вещей.
-
Копить на что-то особенное гораздо интереснее, когда есть настоящая копилка. Подарите ее ребенку и помогите правильно распределить средства на разные цели.
-
В семье каждый вносит свой посильный вклад в общее дело: мама и папа ходят на работу, у ребенка тоже должны быть свои обязанности. А вот платить за уборку игрушек в коробку вовсе не обязательно!
-
Ребенку нужны карманные деньги. Так он научится принимать самостоятельные решения и чувствовать свою ответственность за них.
-
Неразумные траты – не повод ругаться. Это ценный опыт, который в будущем поможет избежать подобных ошибок и больших финансовых потерь.
-
Для ребенка лучший пример щедрости и бережливости, грамотного обращения с финансами – это его родители. Важно помнить об этом и не допускать досадных промахов.
Для педагогов, которым предстоит знакомить детей с финансовой грамотой, хорошим подспорьем будет один из курсов в нашей Академии. Обучение проходит в удобном дистанционном формате. Программа знакомит с теоретическими и практическими аспектами финансового воспитания, с эффективными авторскими методиками, методами и формами работы с детьми.