№пп
|
Наименование дисциплин
|
Общая трудоемкость, в акад. часах
|
Работа обучающегося в СДО
|
Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)
|
Лекции
|
Тестирование
|
Практические занятия
|
Нормативно-правовой раздел
|
1
|
Основы законодательства в сфере специального (дефектологического) образования
|
20
|
16
|
2
|
2
|
З
|
1.1.
|
Законодательство в сфере обучения детей с ОВЗ
|
|
|
|
|
|
1.2.
|
Материально-техническое и финансовое обеспечение внедрения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
|
|
|
|
|
|
1.3.
|
Требования к организации временного режима обучения
|
|
|
|
|
|
1.4.
|
Программно-методическое обеспечение внедрения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
|
|
|
|
|
|
1.5.
|
Особенности организации образовательной деятельности
|
|
|
|
|
|
Раздел общепрофессиональных дисциплин
|
2
|
Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности
|
43
|
35
|
2
|
6
|
ДЗ
|
2.1.
|
Кора больших полушарий
|
|
|
|
|
|
2.2.
|
Физиология высшей нервной деятельности
|
|
|
|
|
|
2.3.
|
Безусловные рефлексы и их классификация
|
|
|
|
|
|
2.4.
|
Условия образования условных рефлексов
|
|
|
|
|
|
2.5.
|
Аналитико-синтетическая деятельность мозга
|
|
|
|
|
|
2.6.
|
Функциональная система организма и её роль в формировании поведенческого акта
|
|
|
|
|
|
2.7.
|
Особенности высшей нервной деятельности человека
|
|
|
|
|
|
2.8.
|
Типы высшей нервной деятельности
|
|
|
|
|
|
2.9.
|
Сенсорные системы
|
|
|
|
|
|
2.10.
|
Восприятие. Зрительная и слуховая сенсорные системы
|
|
|
|
|
|
2.11.
|
Вкусовая, обонятельная и тактильная сенсорные системы
|
|
|
|
|
|
2.12.
|
Механорецепция. Проприорецепция. Терморецепция
|
|
|
|
|
|
3
|
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения
|
34
|
28
|
2
|
4
|
ДЗ
|
3.1.
|
Анатомия и физиология зрительного анализатора
|
|
|
|
|
|
3.2.
|
Патология зрительного анализатора
|
|
|
|
|
|
3.3.
|
Анатомия и физиология слухового анализатора
|
|
|
|
|
|
3.4.
|
Патология слухового анализатора
|
|
|
|
|
|
3.5.
|
Анатомия речевого аппарата
|
|
|
|
|
|
3.6.
|
Физиология органов речи
|
|
|
|
|
|
3.7.
|
Патология органов речи
|
|
|
|
|
|
4
|
Специальная психология
|
58
|
36
|
4
|
18
|
З
|
4.1.
|
Специальная психология
|
|
|
|
|
|
4.2.
|
Нарушенное развитие – дизонтогенез: этимология, параметры и закономерности
|
|
|
|
|
|
4.3.
|
Компенсация, коррекция и реабилитация как категории специальной психологии
|
|
|
|
|
|
4.4.
|
Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
|
|
|
|
|
|
4.5.
|
Психологические особенности детей с нарушением зрения и речи
|
|
|
|
|
|
4.6.
|
Нарушения интеллектуального развития (олигофренопсихология)
|
|
|
|
|
|
4.7.
|
Психологические особенности детей с комбинированными нарушениями
|
|
|
|
|
|
5
|
Психология лиц с нарушениями речи (логопсихология)
|
29
|
23
|
2
|
4
|
З
|
5.1.
|
Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) как наука
|
|
|
|
|
|
5.2.
|
Этиология нарушений речи
|
|
|
|
|
|
5.3.
|
Классификация нарушений речи
|
|
|
|
|
|
5.4.
|
Особенности познавательной сферы и деятельности детей с нарушениями речи
|
|
|
|
|
|
5.5.
|
Особенности личности, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей с нарушениями речи
|
|
|
|
|
|
5.6.
|
Психодиагностика, психологическая коррекция и профилактика при работе с детьми, имеющими нарушения речи
|
|
|
|
|
|
6
|
Развитие речи в норме и недоразвитие речи (Онтогенез и дизонтогенез речевого развития)
|
36
|
26
|
2
|
8
|
З
|
6.1.
|
Онтогенез нормального речевого развития
|
|
|
|
|
|
6.2.
|
Этапы формирования импрессивной и экспрессивной речи
|
|
|
|
|
|
6.3.
|
Развитие лексической системы речи
|
|
|
|
|
|
6.4.
|
Развитие грамматической стороны речи
|
|
|
|
|
|
6.5.
|
Дизонтогенез речевого развития
|
|
|
|
|
|
6.6.
|
Классификации речевых нарушений
|
|
|
|
|
|
7
|
Интеграция и инклюзия в образовании. Современные технологии тьюторского сопровождения
|
68
|
58
|
4
|
6
|
ДЗ
|
7.1.
|
Интеграция и инклюзия в образовании
|
|
|
|
|
|
7.2.
|
Особенности обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
|
|
|
|
|
|
7.3.
|
Категории обучающихся с ОВЗ в образовательном инклюзивном пространстве
|
|
|
|
|
|
7.4.
|
Модели, виды и формы совместного обучения детей с разным уровнем психофизического развития
|
|
|
|
|
|
7.5.
|
Современные педагогические технологии в условиях специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ
|
|
|
|
|
|
8
|
Специальная (коррекционная) педагогика
|
38
|
30
|
2
|
6
|
ДЗ
|
8.1.
|
Коррекционная педагогика как научное понятие
|
|
|
|
|
|
8.2.
|
Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний
|
|
|
|
|
|
8.3.
|
Коррекционно-педагогическая деятельность
|
|
|
|
|
|
8.4.
|
Формы организации коррекционно-развивающего обучения
|
|
|
|
|
|
8.5.
|
Компенсирующая направленность коррекционной деятельности
|
|
|
|
|
|
8.6.
|
Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности, ошибки психодиагностики
|
|
|
|
|
|
8.7.
|
Основы сурдопедагогики, тифлопедагогики, ортопедагогики и олигофренопедагогики
|
|
|
|
|
|
Раздел специальных дисциплин
|
9
|
Введение в профессию «учитель-логопед»
|
26
|
22
|
2
|
2
|
З
|
9.1.
|
Введение в профессию
|
|
|
|
|
|
9.2.
|
Развитие отечественной логопедии. Теоретические основы, принципы, методы и значение логопедии
|
|
|
|
|
|
9.3.
|
Основоположники отечественной логопедии
|
|
|
|
|
|
9.4.
|
Взаимодействие логопеда с другими специалистами и родителями обучающихся
|
|
|
|
|
|
9.5.
|
Работа учителя-логопеда с родителями
|
|
|
|
|
|
10
|
Организация дифференциальной диагностики в логопедии
|
28
|
22
|
2
|
4
|
ДЗ
|
10.1.
|
Диагностика нарушений речевого развития
|
|
|
|
|
|
10.2.
|
Методы психолого-педагогической диагностики
|
|
|
|
|
|
10.3.
|
Методические рекомендации по формированию заключения психолого-педагогической, логопедической диагностике
|
|
|
|
|
|
10.4.
|
Психолого-педагогические характеристики детей с различными отклонениями в развитии
|
|
|
|
|
|
11
|
Дислалия. Недостатки звукопроизношения. Коррекция нарушений звукопроизношения
|
43
|
35
|
2
|
6
|
З
|
11.1.
|
Нарушения речи
|
|
|
|
|
|
11.2.
|
Классификация звуков русского языка. Нарушения и общие вопросы обследования звукопроизношения
|
|
|
|
|
|
11.3.
|
Классификации речевых нарушений
|
|
|
|
|
|
11.4.
|
Теоретические основы логопедического обследования
|
|
|
|
|
|
11.5.
|
Дислалия. История исследований проблемы
|
|
|
|
|
|
11.6.
|
Характеристика и разновидности дислалии
|
|
|
|
|
|
11.7.
|
Виды и характеристики нарушения звуков
|
|
|
|
|
|
11.8.
|
Индивидуальная и фронтальная логопедическая работа по преодолению дислалии у детей в различных типах образовательных учреждений
|
|
|
|
|
|
12
|
Дизартрия
|
44
|
34
|
2
|
8
|
ДЗ
|
12.1.
|
Теоретические основы исследования и история возникновения дизартрии
|
|
|
|
|
|
12.2.
|
Физиологические основы дизартрических расстройств
|
|
|
|
|
|
12.3.
|
Неврологические механизмы параличей. Общая классификация дизартрий
|
|
|
|
|
|
12.4.
|
Характеристика форм дизартрии
|
|
|
|
|
|
12.5.
|
Детская псевдобульбарная дизартрия
|
|
|
|
|
|
12.6.
|
Дифференциальная диагностика дизартрии от сходных речевых патологий. Логопедическое обследование детей с дизартрическими расстройствами
|
|
|
|
|
|
12.7.
|
Логопедическая программа по коррекции дизартрии
|
|
|
|
|
|
13
|
Ринолалия. Коррекционная работа по исправлению последствий врожденных расщелин губы и нёба у детей и подростков
|
38
|
28
|
2
|
8
|
ДЗ
|
13.1.
|
Ринолалия. Теоретические основы
|
|
|
|
|
|
13.2.
|
Основные формы ринолалии. Медицинские приемы и методы лечения расщелины верхней губы и неба
|
|
|
|
|
|
13.3.
|
Психическое и речевое развитие детей с ринолалией
|
|
|
|
|
|
13.4.
|
Логопедическая работа при открытой врожденной ринолалии
|
|
|
|
|
|
13.5.
|
Принципы и условия коррекционной работы при ринолалии
|
|
|
|
|
|
14
|
Нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия). Методики коррекционной работы по устранению нарушений
|
44
|
34
|
2
|
8
|
З
|
14.1.
|
Определение дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма). Теоретические аспекты нарушений письменной речи
|
|
|
|
|
|
14.2.
|
Механизм нарушения чтения и письма. Психологическое содержание процесса письма
|
|
|
|
|
|
14.3.
|
Дисграфия: причины возникновения и классификация
|
|
|
|
|
|
14.4.
|
Дислексия (нарушение чтения). Классификация дислексий и методика выявления
|
|
|
|
|
|
14.5.
|
Принципы логопедической работы при дисграфии и дислексии
|
|
|
|
|
|
14.6.
|
Вопросы лечения, лечебной педагогики и профилактики дислексии и дисграфии
|
|
|
|
|
|
14.7.
|
Коррекция дисграфий
|
|
|
|
|
|
15
|
Алалия. Коррекционно-логопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи
|
46
|
36
|
2
|
8
|
ДЗ
|
15.1.
|
Алалия: определение, история исследования, механизмы нарушения и этиология
|
|
|
|
|
|
15.2.
|
Классификация алалий
|
|
|
|
|
|
15.3.
|
Симптоматика моторной алалии
|
|
|
|
|
|
15.4.
|
Сенсорная алалия
|
|
|
|
|
|
15.5.
|
Исследование познавательных процессов и методика обследования детей с алалией
|
|
|
|
|
|
15.6.
|
Методика логопедической работы с безречевыми детьми
|
|
|
|
|
|
15.7.
|
Методика логопедической работы с детьми при моторной алалии
|
|
|
|
|
|
16
|
Нарушение голоса
|
28
|
22
|
2
|
4
|
ДЗ
|
16.1.
|
Анатомо-физиологические особенности голосового аппарата
|
|
|
|
|
|
16.2.
|
Расстройства голоса при ринофонии и их коррекция
|
|
|
|
|
|
16.3.
|
Перенапряжение голоса у детей при речевой патологии
|
|
|
|
|
|
16.4.
|
Видеостробоскопия как метод диагностики нарушений голоса у детей
|
|
|
|
|
|
16.5.
|
Нарушения голоса при патологической мутации
|
|
|
|
|
|
16.6.
|
Оптимизация процесса нормализации голоса у детей с узелками голосовых складок
|
|
|
|
|
|
16.7.
|
Как сохранить голос школьника здоровым
|
|
|
|
|
|
16.8.
|
Коррекционная работа по формированию дыхания и развитию голоса у детей с нарушениями речи-слуха по методу Хорста Кобленцера
|
|
|
|
|
|
17
|
ОНР и ФФНР
|
35
|
25
|
2
|
8
|
З
|
17.1.
|
Определение патологии общего недоразвития речи
|
|
|
|
|
|
17.2.
|
Обследование речи детей с ОНР
|
|
|
|
|
|
17.3.
|
Методика коррекционно-педагогической работы при ОНР
|
|
|
|
|
|
17.4.
|
Фонетико-фонематическое недоразвитие
|
|
|
|
|
|
17.5.
|
Методика проведения речевого обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
|
|
|
|
|
|
18
|
Заикание. Коррекционная работа по нормализации темпо-ритмической организации речи
|
39
|
29
|
2
|
8
|
ДЗ
|
18.1.
|
Заикание: определение понятия, исторические аспекты исследования
|
|
|
|
|
|
18.2.
|
Этиология, патогенез и механизмы возникновения заикания
|
|
|
|
|
|
18.3.
|
Клиническая картина заикания
|
|
|
|
|
|
18.4.
|
Моторные и эмоционально-волевые сферы логопатов с заиканием. Теоретические основы преодоления заикания
|
|
|
|
|
|
18.5.
|
Влияние логопедической ритмики на преодоление заикания
|
|
|
|
|
|
18.6.
|
Обследование заикающегося
|
|
|
|
|
|
19
|
Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно-педагогической работы
|
52
|
28
|
2
|
22
|
ДЗ
|
19.1.
|
Теоретические аспекты логокоррекционной работы
|
|
|
|
|
|
19.2.
|
Требования программы воспитания и обучения в детском саду к культуре речи детей
|
|
|
|
|
|
19.3.
|
Индивидуальная форма логопедической работы
|
|
|
|
|
|
19.4.
|
Фронтальная форма логопедической работы
|
|
|
|
|
|
Раздел дисциплин дополнительной специализации
|
20
|
Основы логопедической реабилитации
|
32
|
22
|
2
|
8
|
ДЗ
|
20.1.
|
Поэтапное формирование устной и письменной речи и коррекция речевых нарушений как основа логопедической реабилитации
|
|
|
|
|
|
20.2.
|
Основные современные технологии логопедической реабилитации
|
|
|
|
|
|
20.3.
|
Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков с отклонениями в развитии
|
|
|
|
|
|
21
|
Логопедическая реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии
|
38
|
26
|
2
|
10
|
З
|
21.1.
|
Логопедическая реабилитация как часть медико-психолого-педагогической реабилитации
|
|
|
|
|
|
21.2.
|
Логопедическая реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии
|
|
|
|
|
|
21.3.
|
Логопедическая работа в комплексе медико-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями речи и слуха
|
|
|
|
|
|
21.4.
|
Психотерапия и психокоррекция в системе комплексной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии |
|
|
|
|
|
22
|
Афазия. Виды афазии
|
25
|
15
|
2
|
8
|
ДЗ
|
22.1.
|
Афазия. Виды афазии
|
|
|
|
|
|
22.2.
|
Восстановительная работа по восстановлению речи при афазии
|
|
|
|
|
|
23
|
Обследование лиц с афазией
|
32
|
22
|
2
|
8
|
З
|
23.1.
|
Обследование нарушенных высших корковых функций
|
|
|
|
|
|
23.2.
|
Логопедическое обследование лиц с афазией
|
|
|
|
|
|
23.3.
|
Дифференциальная диагностика афазий
|
|
|
|
|
|
23.4.
|
Содержание методики скрининг обследования больных с афазией
|
|
|
|
|
|
24
|
Клиника и динамика афазии при геморрагическом и ишемическом инсульте
|
52
|
42
|
2
|
8
|
З
|
24.1.
|
Инсульт: определение, классификация, диагностика
|
|
|
|
|
|
24.2.
|
Эпидемиология, этиология и патогенез ишемического инсульта
|
|
|
|
|
|
24.3.
|
Клиника и динамика афазии при ишемическом инсульте
|
|
|
|
|
|
24.4.
|
Геморрагический инсульт. Клиника и динамика афазии при геморрагическом инсульте
|
|
|
|
|
|
25
|
Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии
|
38
|
30
|
2
|
6
|
З
|
25.1.
|
Логопедическая работа на резидуальном этапе восстановления речи
|
|
|
|
|
|
25.2.
|
Коррекционно-педагогическая работа при различных видах афазии
|
|
|
|
|
|
26
|
Методики раннего этапа восстановления речи у больных с афазией
|
50
|
40
|
2
|
8
|
З
|
26.1.
|
Инсульт: определение, классификация, диагностикаМетодики раннего этапа восстановления речи у больных с афазией. Стимулирование понимания речи на слух
|
|
|
|
|
|
26.2.
|
Восстановление понимания речи. Восстановление словаря
|
|
|
|
|
|
26.3.
|
Растормаживание экспрессивной стороны речи у больных с моторной афазией
|
|
|
|
|
|
26.4.
|
Предупреждение литеральных парафазий и аграмматизма типа «телеграфного стиля» у больных с моторной афазией
|
|
|
|
|
|
27
|
Спонтанное и направленное восстановление речи после инсульта
|
37
|
27
|
2
|
8
|
ДЗ
|
27.1.
|
Спонтанное и направленное восстановление речи после инсульта
|
|
|
|
|
|
27.2.
|
Коррекционно-педагогическая работа при афферентной моторной афазии
|
|
|
|
|
|
27.3.
|
Восстановление повествовательной речи, чтения и письма, понимания при афферентной моторной афазии
|
|
|
|
|
|
27.4.
|
Коррекционно-педагогическая работа при динамической афазии и при комплексных афазиях
|
|
|
|
|
|
27.5.
|
Коррекционно-педагогическая работа по преодолению апраксии, оптической алексии, аграфии и акалькулии, особенности работы с полиглотами и амбидекстрами
|
|
|
|
|
|
28
|
Программы восстановления речевого мышления у больных с последствиями инсульта
|
40
|
32
|
2
|
6
|
З
|
29
|
Методика проведения логопедического массажа. Комплексы массажных движений
|
48
|
38
|
2
|
8
|
ДЗ
|
29.1.
|
Методика проведения логопедического массажа
|
|
|
|
|
|
29.2.
|
Комплексы массажных движений
|
|
|
|
|
|
29.3.
|
Основы методики массажа рефлексогенных зон
|
|
|
|
|
|
29.4.
|
Основы методики сегментарно-рефлекторного массажа
|
|
|
|
|
|
29.5.
|
Методика точечного массажа (массаж биологически активных точек)
|
|
|
|
|
|
29.6.
|
Зондовый массаж
|
|
|
|
|
|
29.7.
|
Использование приемов самомассажа в логопедической практике
|
|
|
|
|
|
30
|
Использование логоритмических упражнений для восстановления речевой функции
|
50
|
40
|
2
|
8
|
ДЗ
|
30.1.
|
Основы логопедической ритмики
|
|
|
|
|
|
30.2.
|
Общая характеристика и современная модель средств логопедической ритмики
|
|
|
|
|
|
30.3.
|
Система логоритмического воспитания
|
|
|
|
|
|
30.4.
|
Речевой ритм у детей с нарушением речи и методика его обследования
|
|
|
|
|
|
30.5.
|
Ритмические упражнения
|
|
|
|
|
|
30.6.
|
Методы и приемы обучения в логопедической ритмике (двигательные упражнения)
|
|
|
|
|
|
30.7.
|
Двигательные упражнения в логопедической ритмике: ходьба, маршировка, счет
|
|
|
|
|
|
30.8.
|
Содержание занятий по логопедической ритмике с заикающимися
|
|
|
|
|
|
30.9.
|
Зависимость логоритмического воздействия на заикающихся от этапа коррекционной работы
|
|
|
|
|
|
30.10.
|
Кинезитерапия больных с афазией в системе восстановительного обучения |
|
|
|
|
|
Итоговая аттестация
|
9
|
Итоговый междисциплинарный экзамен
|
ИТОГО
|
1200
|