☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Распространенные ошибки в работе психолога-консультанта и как их избежать

Распространенные ошибки в работе психолога-консультанта и как их избежать

Распространенные ошибки в работе психолога-консультанта и как их избежать
Распространенные ошибки в работе психолога-консультанта и как их избежать

Вы когда-нибудь задумывались, как работает психолог-консультант? Как он помогает людям решать их жизненные проблемы, справляться с трудностями, развивать свой потенциал? Как он подбирает подходящие методы, техники и рекомендации для каждого клиента и ситуации? Как устанавливает и поддерживает доверительные и профессиональные отношения с клиентами?

Возможно, вы думаете, что психолог — это человек, знающий все ответы на вопросы, которые тревожат его клиентов. Что он всегда уверен в себе и в своих рекомендациях. Что он никогда не ошибается и не сомневается в своей работе.

Но на самом деле это не так. Психолог-консультант — это такой же человек, как и вы. Он также способен допускать ошибки, которые могут негативно сказаться на его работе и отношениях с клиентами. Он может сталкиваться с теми же проблемами и сложностями, которые испытывают его клиенты. Он может нуждаться в помощи и поддержке так же, как и любой другой человек.

В статье расскажем о распространенных ошибках в работе психолога-консультанта и о том, как их избежать.


Нарушение профессиональной этики


Профессиональная этика — это совокупность норм и правил, которые регулируют поведение и деятельность психолога в отношении его клиентов, коллег, общества и самого себя. Профессиональная этика определяет, что является допустимым и недопустимым, правильным и неправильным в работе психолога-консультанта. Она помогает специалисту принимать решения в сложных и неоднозначных ситуациях, когда он сталкивается с дилеммами или конфликтами ценностей, интересов или обязанностей.

Нарушение профессиональной этики — это действие или бездействие психолога-консультанта, противоречащее установленным нормам и правилам, а также нарушающим права, интересы или достоинство клиентов, коллег, общества или его собственное. Нарушение профессиональной этики может быть совершено как намеренно, так и ненамеренно, как осознанно, так и неосознанно, как единовременно, так и систематически. Оно может иметь разную степень тяжести и последствий, в зависимости от характера, обстоятельств и мотивов нарушения, а также от реакции и оценки со стороны клиентов, коллег, общества или самого психолога-консультанта.

Нарушение профессиональной этики является одной из самых серьезных и распространенных ошибок в работе психолога, она может иметь негативные последствия не только для специалиста, но и для его клиентов, коллег, общества и профессии в целом. Оно подрывает доверие и уважение к психологу, снижает его репутацию и авторитет, вызывает недовольство и конфликты с клиентами и коллегами, приводит к юридическим или дисциплинарным санкциям, а также к психологическим или эмоциональным проблемам.

Существует множество примеров нарушения профессиональной этики в работе психолога-консультанта. Их можно классифицировать по разным критериям. Например, по объекту нарушения, можно выделить следующие виды нарушения профессиональной этики:

  • Нарушение конфиденциальности: психолог раскрывает или использует без разрешения информацию, которая является личной или секретной для его клиента или третьих лиц, связанных с клиентом. Например, он может рассказать своим друзьям или коллегам о проблемах или секретах своего клиента, опубликовать или передать кому-то записи сеансов с клиентом, использовать информацию о клиенте в своих научных или публицистических работах без согласия клиента и т.д.

  • Соблазнение или дискриминация клиентов: психолог вступает в сексуальные или романтические отношения с клиентом или пытается их инициировать, либо проявляет неприязнь, предвзятость или неравноправие по отношению к клиенту на основании его пола, возраста, расы, национальности, религии, сексуальной ориентации, социального статуса, здоровья или других характеристик. Например, он может флиртовать с клиентом, делать ему комплименты или предложения, трогать или целовать его, предлагать ему встречаться или жить вместе, либо отказывать в обслуживании, игнорировать, оскорблять или унижать клиента из-за его принадлежности к определенной группе или категории.

  • Превышение полномочий или компетенций: психолог-консультант занимается деятельностью, которая выходит за рамки его профессиональной роли, обязанностей или квалификации, вмешивается в дела, не относящиеся к его компетенции или не являющиеся предметом психологического консультирования. Например, он может давать клиенту медицинские советы или рекомендации, выдавать себя за другого специалиста, например, юриста или бухгалтера, решать за клиента его жизненные вопросы, например, с кем жить или где работать, влиять на выбор клиента в пользу определенной партии или религии и т.д.

  • Навязывание своих взглядов или ценностей: психолог-консультант пытается изменить или убедить клиента в своей правоте, идеалах или предпочтениях, критикует или осуждает клиента за его взгляды или ценности, не совпадающие с взглядами или ценностями специалиста. Например, он может пытаться переубедить клиента в его политических или религиозных убеждениях, навязывать ему свой стиль жизни или вкусы, учить его, как он должен жить или что он должен делать, выражать неодобрение или презрение к клиенту за его выбор или поступки.

Итак, нарушение профессиональной этики может иметь разные формы и проявления, но все они свидетельствуют о неуважении к клиенту, непрофессионализме и неэтичности психолога-консультанта. Как же избежать таких ошибок или исправить их? Как специалисту следовать кодексу этики и решать возникающие дилеммы или конфликты?

Для этого психологу-консультанту необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Знать и уважать этический кодекс своей профессии. Это документ, содержащий основные принципы, ценности и нормы профессиональной этики, а также конкретные правила и рекомендации по их применению в разных ситуациях. Этический кодекс является обязательным для всех психологов-консультантов, независимо от их специализации, опыта или места работы. Психолог должен знать и уважать этический кодекс, следить за его изменениями и дополнениями. Он должен учитывать этические кодексы других профессий, с представителями которых он сотрудничает или взаимодействует в работе, например, врачей, юристов, учителей.

  2. Развивать и поддерживать свою этическую компетентность. Это способность психолога анализировать, оценивать и решать этические проблемы, дилеммы или конфликты, возникающие в ходе его работы. Этическая компетентность включает в себя знание и понимание этических принципов, ценностей, рекомендаций и норм, и умение применять их к конкретным ситуациям, учитывая контекст, обстоятельства и последствия. Она включает в себя критическое мышление, рефлексию, сомнение, диалог, сотрудничество и ответственность. Психолог-консультант должен постоянно развивать и поддерживать свою этическую компетентность, обучаясь, читая, обсуждая, консультируясь, проходя супервизии и самокритично оценивая свою работу с точки зрения этики. 

  3. Следовать этическому решению. Это решение, которое психолог-консультант принимает в ситуации, когда он сталкивается с этической проблемой, дилеммой или конфликтом, то есть, когда он должен выбрать между двумя или более альтернативами, имеющими разные этические последствия. Этическое решение должно быть обоснованным, последовательным и действенным. Для принятия этического решения нужно следовать определенной процедуре, которая может включать в себя следующие рекомендации:

    • Определить и описать ситуацию, в которой возникла этическая проблема, дилемма или конфликт, уточнить свою роль, обязанности и цели в этой ситуации.

    • Идентифицировать и проанализировать этические аспекты ситуации, выделить и оценить этические принципы, ценности и нормы, которые затрагиваются или нарушаются в этой ситуации, определить права, интересы и ожидания всех заинтересованных сторон, включая себя, клиента, коллег, общество и т.д.

    • Сформулировать и сравнить возможные альтернативы решения, придумать и оценить разные варианты действий, которые можно предпринять в этой ситуации, предсказать их потенциальные этические последствия для всех заинтересованных сторон, включая себя, клиента, коллег, общество и т.д.

    • Выбрать и обосновать наилучшее альтернативное решение, выбрать вариант действий, наиболее точно соответствующий этическим принципам, ценностям и нормам, и учитывающий права, интересы и ожидания всех заинтересованных сторон, включая себя, клиента, коллег, общество и т.д., а также дать аргументы, почему этот вариант является наилучшим.

    • Реализовать и оценить выбранное решение, выполнить выбранный вариант действий, отслеживать и анализировать его этические последствия для всех заинтересованных сторон, включая себя, клиента, коллег, общество и т.д., корректировать свое решение при необходимости.

Психолог-консультант должен следовать этическому решению, а также документировать и отчитываться о своем решении, если это требуется или желательно.


Недостаток рефлексии и саморегуляции


Рефлексия и саморегуляция — это способности психолога-консультанта осознавать, анализировать и управлять своими мыслями, эмоциями, поведением, потребностями, целями и проблемами в процессе своей работы. Они помогают специалисту понимать себя, свои сильные и слабые стороны, ресурсы и ограничения, достижения и ошибки, мотивы и ценности, интересы и предпочтения, конфликты и дилеммы. Рефлексия и саморегуляция помогают психологу контролировать себя, свои реакции и действия, эмоции и настроение, стресс и напряжение, желания и импульсы, привычки и зависимости, конфликты и дилеммы.

Иногда психолог утрачивает способность осознавать, анализировать и управлять своими мыслями, эмоциями, поведением, потребностями, целями и проблемами в процессе своей работы. Это может проявляться в разных формах и симптомах:

  • Недооценка или переоценка своих возможностей: психолог-консультант неадекватно оценивает свои профессиональные знания, навыки, опыт, квалификацию, компетенцию или эффективность. Например, он может считать себя некомпетентным, непрофессиональным или неэффективным, хотя на самом деле это не так.

  • Невнимание к своим эмоциям и психологическим потребностям: психолог-консультант не замечает, не признает или не удовлетворяет свои эмоциональные или физические потребности, возникающие в ходе его работы. Например, он может игнорировать свои чувства грусти, гнева, страха, вины, обиды или радости, вызванные его работой с клиентами, или не уделять должного внимания своим потребностям в отдыхе, сне, питании, здоровье, безопасности или удовольствии, необходимым для его благополучия.

  • Игнорирование собственных проблем или сложностей: психолог-консультант не признает, не решает или не просит помощи в связи со своими личными или профессиональными проблемами или сложностями, способными мешать его работе. Например, он может отрицать, скрывать или умалчивать о своих психологических, семейных, финансовых, юридических или других проблемах, влияющих на его настроение, концентрацию, энергию или решения, или не обращаться за советом, поддержкой или лечением, когда он в них нуждается.

Итак, недостаток рефлексии и саморегуляции является одной из самых частых и опасных ошибок в работе психолога-консультанта. Она может иметь вредные последствия не только для психолога-консультанта, но и для его клиентов, может привести к профессиональному выгоранию, снижению качества работы, потере мотивации и интереса к профессии, к психологическим или эмоциональным проблемам у специалиста.

Как же избежать или исправить эту ошибку? Для этого нужно соблюдать следующие рекомендации:

  1. Вести дневник своей работы. Это инструмент, позволяющий психологу анализировать и оценивать свою работу, мысли, эмоции, поведение, психологические потребности, цели и проблемы, связанные с ней. Нужно регулярно вести дневник работы, отражая в нем свои впечатления, чувства, мысли, решения, действия и результаты, связанные с профессиональной психологической деятельностью, а также задавать себе вопросы, помогающие анализировать и оценивать работу с точки зрения рефлексии и саморегуляции.

  2. Применять техники рефлексии и саморегуляции. Это специальные упражнения, которые помогают специалисту управлять своими мыслями, эмоциями, поведением, потребностями, целями и проблемами в процессе работы. Они могут включать в себя:

    • Медитацию, которая помогает сосредоточиться на дыхании, теле, ощущениях или мыслях, освободиться от внешних раздражителей, стресса, напряжения или беспокойства. Медитация помогает достичь состояния расслабления, спокойствия, ясности и осознанности, улучшить физическое и психическое здоровье. Медитировать можно в любое время и в любом месте, выбирать для себя подходящую позу, длительность и технику медитации.

    • Рефрейминг — техника, которая помогает изменить свой взгляд и интерпретацию ситуации, проблемы, эмоции или манеру поведения, вызывающие негативные или нежелательные реакции. Это помогает найти более позитивный, конструктивный и реалистичный способ воспринимать и оценивать ситуацию, проблему, эмоцию или поведение, изменить свою реакцию или поведение в соответствии с новым взглядом или интерпретацией. Можно применять рефрейминг в любой ситуации, в которой вы испытываете трудности, конфликты, стресс или негативные эмоции, задавая себе вопросы, которые помогут вам переосмыслить ситуацию, проблему, эмоцию или поведение.

    • Самоутешение — техника, которая помогает поддерживать себя в трудных или неприятных ситуациях, когда вы испытываете боль, страдание, горе, вину, стыд или другие негативные эмоции. Самоутешение помогает проявить к себе сострадание, доброту, понимание и прощение, снизить уровень эмоционального дискомфорта или боли. Психолог-консультант может применять самоутешение в любой ситуации, в которой он нуждается в поддержке, утешении или облегчении, используя для этого разные способы: слова, жесты, действия, которые вызывают у него чувство умиротворения, безопасности или удовольствия.


Как узнать больше?


Если вы заинтересовались темой психологического консультирования и хотите узнать больше о его методах и технологиях, а также о том, как стать профессиональным психологом-консультантом, мы приглашаем вас пройти специализированные курсы психолога-консультанта от НАДПО. Это уникальная возможность получить качественное и актуальное образование в области психологического консультирования, соответствующее современным психологическим требованиям и стандартам профессиональной деятельности психолога-консультанта. Выбрав психологическое обучение у нас, вы сможете:

  • Освоить теоретические основы и практические навыки психологического консультирования, связанные с коммуникацией, рефлексией, саморегуляцией, этикой, диагностикой, интервенцией, профилактикой и т.д.

  • Изучить разные методы и технологии психологического консультирования: гештальт-терапию, когнитивно-поведенческую терапию, семейную терапию, психоанализ, гипноз, арт-терапию и т.д.

  • Познакомиться с разными моделями и направлениями психологического консультирования: консультирование взрослых, детей, подростков, семей, пар, групп, организаций и т.д.

  • Получить рекомендации и опыт работы под руководством опытных и квалифицированных преподавателей и наставников.

  • Получить документ, подтверждающий вашу квалификацию и компетенции в области психологического консультирования и дающий вам право на оказание психологических услуг населению и организациям.

Обучение в НАДПО — это не только образование, но и развитие, самопознание, самореализация и самоактуализация. Выбрав нас, вы не только научитесь помогать другим людям, но и сможете помочь себе, улучшить свое физическое и психическое здоровье, повысить самооценку и самоуважение, раскрыть свой потенциал и таланты, найти свое призвание и смысл жизни.

Не упустите свой шанс стать профессиональным психологом-консультантом и помогать людям меняться к лучшему.


Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ