Мы живем в эпоху активного внедрения во все сферы инновационных технологий. С одной стороны, новшества упрощают жизнь – взять хотя бы робот-пылесос, который избавляет от подметания и мытья пола. С другой стороны, мы освобождаемся и от необходимости совершать лишние телодвижения. Добавим сюда долгие часы работы за компьютером – и получим не очень-то радостную картину: люди становятся слабее, чаще болеют. Конечно, растущая популярность ЗОЖ несколько выправляет ситуацию. Однако, ждать от всех осознанного включения в свою жизнь спорта не приходится. Поэтому физическое воспитание не теряет своей актуальности. Скорее наоборот.
Как должны быть организованы занятия спортом, чтобы они давали максимум пользы? Какие требования и правила нужно учитывать при проведении уроков физкультуры и тренировок в фитнес-клубе? Поговорим об этом в нашей статье.
Что такое физкультура и зачем она нужна?
Все мы помним о том, что движение – жизнь. Двигательная активность, умение владеть своим телом являются важными условиями психофизического развития личности, ее социализации. Движение «включает» работу всех систем организма, помогает человеку познавать окружающий мир, развивает эмоционально-волевую сферу, чувственное восприятие. Дефицит двигательной активности мешает гармоничному развитию, причем касается это как физической формы, так и эмоций, интеллекта, психики и других свойств личности.
Что же такое физическая культура? Это часть культуры общества, те нормы, ценности, знания, которые помогают развивать физические и интеллектуальные способности человека, облегчают его социальную адаптацию, формируют здоровый образ жизни посредством физического воспитания.
Физкультура помогает укреплять и сохранять здоровье. Спорт проверяет на прочность и дарит радость победы – над собой и соперником.
Особенности организации занятий физической культурой
Человек приобщается к физической культуре в самом юном возрасте. В этом ему помогает физическое воспитание – обязательный элемент всех уровней образовательного процесса, начиная с детского сада и заканчивая университетом.
Организация и проведение занятий физической культурой на всех ступенях обучения регламентируются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) – сводом требований, которые определяют структуру и объем образовательных программ, условия их реализации, а также результаты, которые должно обеспечить освоение программных знаний, навыков, умений.
В России ФГОС применяются с 2004 года и помогают унифицировать образование, обеспечить преемственность и сохранить вариативность образовательных программ.
Остановимся на особенностях организации занятий физической культурой в детских садах, школах и вузах.
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ)
Малышам сложно усидеть на месте. Такая повышенная двигательная активность необходима для их гармоничного развития. Поэтому знакомство с физической культурой начинается практически с ползункового возраста – с полутора-трех лет. Задачи перед воспитателями стоят такие:
-
заложить фундамент для правильного формирования и развития опорно-двигательного аппарата;
-
развить моторику;
-
привить интерес к спорту;
-
обучить различным движениям;
-
совершенствовать физические показатели;
-
подготовить детей к школе – к новым условиям и более ощутимым нагрузкам.
В соответствии с ФГОС, у детсадовцев должно быть не менее 3 уроков физкультуры в неделю: 2 раза ребята занимаются в спортзале или группе и 1 раз – на улице, если позволяет погода.
Продолжительность занятий варьируется в зависимости от возраста:
-
младшая группа (3-4 года) – 15 минут;
-
средняя группа (4-5 лет) – 20 минут;
-
старшая группа (5-6 лет) – 25 минут;
-
подготовительная группа (6-7 лет) – 30 минут.
Моторная плотность урока (отношение времени активной двигательной деятельности к общей продолжительности занятия) должна быть не менее 80%.
Ребят рекомендуется делить на две группы: в одной занимаются дети с низким и средним уровнями двигательной активности, во второй – со средним и высоким. Такой подход позволяет по максимуму учитывать индивидуальные особенности малышей, рационально использовать рабочее пространство и спортивный инвентарь.
Инструктором по физической культуре в ДОУ может быть человек с высшим или средним профессиональным образованием в области физкультуры и спорта или высшим или средним профессиональным образованием и дополнительной профессиональной подготовкой в области физкультуры и спорта и доврачебной помощи.
Каждый урок физкультуры в ДОУ должен быть четко структурирован:
-
Вводная часть. Разминка, которая активизирует внимание, улучшает эмоциональное состояние, готовит к более серьезным нагрузкам.
-
Основная часть. В нее входят 3 вида упражнений: для общего развития и повышения гибкости позвоночника, для освоения основных движений и подвижные игры.
-
Заключительная часть. Темп занятия постепенно снижается, выполняются упражнения на восстановление дыхания и нормализацию пульса. Воспитатель подводит итоги..
Школы
В школе физ-ра дает детям возможность на время сменить вид деятельности – переключиться с умственной нагрузки на физическую, отдохнуть и улучшить настроение.
Школьное физвоспитание призвано решить следующие задачи:
-
общеобразовательные – обучить новым двигательным навыкам и умениям, донести важность систематических физических нагрузок для здоровья, привить любовь к спорту;
-
воспитательные – научить самостоятельности и взаимодействию в команде, воспитать в ребятах упорство, целеустремленность, ответственность, смелость, волю к победе;
-
оздоровительные – укрепить здоровье, сформировать правильную осанку, улучшить координацию движений, развить ловкость, повысить умственную работоспособность.
ФГОС предписывают 3 урока физкультуры в неделю, один из которых может быть заменен хореографией, танцами, ритмикой.
Содержание занятий меняется в зависимости от возраста учащихся:
-
В начальной школе (1-4 классы) целями уроков физвоспитания являются укрепление растущего организма, его оздоровление, развитие выносливости и координации движений, творческого мышления. Ребята начинают осваивать командные игры.
-
В средней школе (5-8 классы) больше внимания уделяется поддержанию физической формы, дисциплине, исполнительности. Ребята учатся с уважением относиться к своему здоровью, начинают осознавать важность физической активности для жизни.
-
Старшеклассники (9-11 классы) осознают ценность здорового образа жизни, значение физкультуры, постепенно закрепляют привычку регулярно заниматься спортом, выбирают наиболее привлекательное для себя направление – например, легкую атлетику или игровые виды спорта.
Школа несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Поэтому планируя занятия, педагог учитывает рекомендации врача, имеющиеся ограничения и корректирует интенсивность нагрузки. В зависимости от состояния здоровья и уровня физической подготовки учащихся делят на три группы:
-
основную (дети без существенных проблем со здоровьем);
-
подготовительную (ребята, которые недавно перенесли болезнь, в здоровье которых наблюдаются небольшие отклонения от нормы);
-
специальную (для детей, которым клинико-экспертная комиссия (КЭК) рекомендовала максимально уменьшить физические нагрузки).
В организации школьного урока физкультуры учитель использует такие методы, как:
-
фронтальный – учащиеся выполняют упражнение одновременно;
-
поточный – ребята выполняют одно и то же упражнение друг за другом, без пауз;
-
посменный – учащихся распределяют в разные смены, упражнение выполняется по очереди – одни делают, другие наблюдают;
-
групповой – ученики работают самостоятельно, по очереди выполняют разные задания, группы меняются местами;
-
индивидуальный – ребята выполняют упражнения по одному, получают от учителя обратную связь – в виде замечаний или похвалы.
Таким образом, школьные уроки физкультуры не только оздоравливают ребят и приобщают их к активному образу жизни, но и воспитывают характер, учат взаимодействию с другими детьми, прививают желание и стремление к саморазвитию, работе над собой и своим телом.
Высшие учебные заведения
«Физическая культура» является одним из обязательных предметов в вузах, независимо от специальности и формы обучения. Согласно требованиям ФГОС, эта учебная дисциплина решает образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи, способствует становлению физической культуры личности учащегося, расширяет и углубляет знания по физиологии, психологии, педагогике, повышая таким образом уровень профессиональной компетентности молодого специалиста.
В курсе обучения есть и теория, и практическая часть. Теоретическая часть помогает выстраивать отношение учащихся к физической культуре. Практика дает возможность приобщиться к физкультуре и спорту, научиться поддерживать достойный уровень физической подготовки, организовывать активный отдых, предотвращать травмы и предупреждать болезни.
На всех этапах обучения присутствует контроль: оперативный (как выполняется поставленная задача), текущий (в виде оценки промежуточного результата – насколько хорошо усвоен раздел), итоговый (показывает, какого уровня физической культуры удалось достичь).
Допуском к итоговой аттестации будут успешно пройденные тесты и определенное количество баллов.
Студенты-очники должны освоить предмет «Физическая культура» за 400 часов, при этом обязательный контент может быть дополнен факультативным – по интересам.
К практическим занятиям по физвоспитанию допускаются студенты, прошедшие медосмотр. В начале учебного года их распределяют по трем отделениям:
-
основное;
-
специальное;
-
спортивное.
Главные критерии такого отбора – состояние здоровья (основная, подготовительная или специальная медицинская группа), пол, уровень физического развития и физподготовки, предпочтения и интересы учащегося (желание углубленно заниматься определенным видом спорта, например). Студенты, которых освободили от занятий по состоянию здоровья, проходят только теоретическую подготовку.
Занятия по физвоспитанию могут быть:
-
теоретические, практические или контрольные;
-
элективные (по выбору) учебно-тренировочные и методико-практические;
-
индивидуально-групповые и индивидуальные дополнительные занятия и консультации;
-
самостоятельные занятия (по заданию преподавателя и под его контролем).
Требования к занятиям в фитнес-центрах
Сегодня спорт доступен для всех. Летом в парках, на набережных занимаются йогой и дыхательными практиками. Зимой заливают городские катки и хоккейные площадки во дворах. Любители бега круглогодично наматывают километры на стадионах или специально оборудованных дорожках с покрытием.
Но есть и такие, кому комфортнее тренироваться в фитнес-клубе – в компании единомышленников. Там есть необходимое оборудование, инвентарь, специально обученные инструкторы, можно выбирать индивидуальные или групповые занятия, интересующие направления.
Разберемся, каким требованиям должны соответствовать занятия физической культурой в фитнес-центрах.
Тренировки в фитнес-клубе: цели, принципы, методы
Любая тренировка – это не просто комплекс упражнений, выполняемых по определенной схеме, а поэтапная адаптация организма к нагрузкам. Цели тренировок могут быть:
-
двигательные – для улучшения физических показателей (координации, выносливости);
-
когнитивные – направлены на развитие когнитивных способностей, которые влияют на достижение целей;
-
эмоциональные – работа над самодисциплиной, тренировка силы воли.
-
Фитнес-программы строятся с учетом ряда принципов:
-
вариативность – изменение интенсивности и вида нагрузки;
-
индивидуальный подход – уровень физподготовки и здоровья конкретного человека определяет уровень нагрузки;
-
специализация – выбор определенного вида спорта и концентрация всех усилий на нем;
-
взаимодействие нагрузок – сочетание в рамках одной тренировки разных видов нагрузок;
-
цикличность тренировок – такие тренировки повышают адаптивные возможности организма.
Методы, применяемые в организации и проведении тренировок, можно условно разделить на:
-
Словесные. Тренер проговаривает с клиентом цели и задачи каждого занятия, поясняет особенности техники выполнения упражнений, анализирует результаты и мотивирует на новые достижения.
-
Наглядные. Инструктор показывает, как правильно и безопасно выполнять упражнение, а потом наблюдает, как это делает его подопечный, вносит коррективы. В эту же группу можно отнести видеоинструкции.
-
Практические. Например, метод развития физических качеств или метод освоения техники упражнений. Каждое упражнение можно разложить на элементы и разучивать последовательно, по кусочку, а затем объединять эти пазлы в единую картинку.
Чтобы улучшить физическую форму спортсмена нужно правильно нагружать тело. Распределять нагрузку можно по-разному. Приведем несколько наиболее распространенных способов:
-
непрерывная и равномерная нагрузка (бег);
-
непрерывная и переменная нагрузка;
-
интервальная нагрузка (например, 3 минуты бега чередуются с 15 секундами быстрой ходьбы, что помогает быстрее сжигать калории);
-
повторы (которые чередуются с 1-2 минутами отдыха);
-
круговая нагрузка (когда упражнения выполняются по кругу – меняются тренажеры);
-
подвижные игры (хорошо развивают координацию, выносливость);
-
соревнования.
Фитнес мужской и женский: в чем отличия?
Во время тренировок мужчины тратят большое количество энергии, с легкостью выплескивают ее. Женщины наоборот склонны энергию накапливать (например, в виде жировой ткани). Поэтому и цели у них чаще противоположные: мужчины стремятся нарастить мышечную массу, женщины мечтают постройнеть.
Чтобы тренировки были эффективными, важно учитывать физиологические особенности мужского и женского организма. На что стоит обращать внимание:
-
Разное распределение мышц. У мужчин более массивный верх, поэтому они предпочитают тренировать плечи, руки, торс. У женщин большая часть мышечной массы сосредоточена внизу – им легче делать приседы, выпады.
-
Разная плотность связок. У мужчин они содержат больше коллагена и меньше эластина, поэтому имеют более плотную, прочную структуру и хуже тянутся, но выдерживают большие нагрузки.
-
По-разному срабатывает гормональная система. Мужчины чаще выкладываются по полной, занимаются более агрессивно. У женщин включается «безопасный режим» – на износ они тренируются гораздо реже.
-
Разная предрасположенность к накоплению жира. Женский организм делает это охотнее, так как приспособлен к вынашиванию детей.
-
Разная прочность костной ткани. У женщин кости более хрупкие, поэтому рабочие веса нужно подбирать аккуратно.
-
Разная гибкость. В женском организме больше эластина, проще делать амплитудные движения, заниматься стретчингом.
-
Требуется разное время на восстановление после нагрузок. Женский организм медленнее приходит в себя, а вот травмируется намного проще.
-
Разный объем мышц. У женщин мышцы растут намного медленнее, поэтому превратиться в груду мышц без специальных добавок вряд ли получится.
Фитнес для пожилых: особый подход
Регулярные нагрузки нужны не только для хорошего самочувствия и поддержания физической формы, но и для здоровья психического, для душевного равновесия. Что особенно важно, когда вам далеко за…
Пожилой возраст спорту не помеха. Главное – правильно выбрать вид упражнений и интенсивность нагрузки. Подходящими видами спорта для пожилых людей будут:
-
ходьба – не нужен никакой инвентарь, не требуется хорошая физподготовка, можно одновременно прогуливаться и дышать свежим воздухом;
-
плавание – вода уменьшает нагрузку на суставы и хорошо снимает нервное напряжение;
-
пилатес или йога в фитнес-студии – не только полезная тренировка, но и общение с людьми, а, возможно, и приятные знакомства;
-
цигун.
Чтобы внезапное увлечение спортом не сказалось на состоянии здоровья, предварительно стоит проконсультироваться с лечащим врачом.
Проведение занятий по физической культуре для пожилых должно учитывать следующие моменты:
-
упражнения должны быть простыми, с максимальным количеством повторений;
-
оптимально, если в неделю будет 2-3 занятия продолжительностью 45-50 минут (не более);
-
силовые нагрузки необходимо подбирать с учетом текущего состояния здоровья.
Тренер по фитнесу: какие требования?
Безопасность и результативность тренировок, атмосфера в фитнес-студии, настроение и настрой тренирующихся во многом определяются мастерством и личностью инструктора – того, кто проводит занятие или курирует спортсменов. Ответственность высока. Поэтому и требования к тренерам предъявляются соответствующие:
-
наличие профессиональной или спортивной квалификации, подтвержденной дипломом (сертификатом, удостоверением);
-
регулярная оценка профессиональных компетенций;
-
знание теории и методики фитнес-тренировки;
-
знание методики предоставления фитнес-услуг;
-
знание основ анатомии, биохимии, биомеханики, физиологии;
-
знание правил эксплуатации спортивного инвентаря, оборудования, снаряжения;
-
знание особенностей и принципов построения тренировок в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья;
-
умение оказать первую помощь;
-
знание и соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности.
Освоить востребованную профессию тренера по фитнесу, научиться проводить групповые и индивидуальные физкультурно-оздоровительные занятия, освоить новые направления фитнеса можно на курсе в нашей Академии.