☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Общее недоразвитие речи у детей (ОНР) — что это?

Общее недоразвитие речи у детей (ОНР) — что это?

Общее недоразвитие речи у детей (ОНР) — что это?


Проблема усвоения школьной программы младшими школьниками сегодня стоит очень остро. Не последнюю роль в этом играет общее недоразвитие речи у современного ребенка.

К сожалению, из года в год растет количество детей, у которых речевое развитие намного отстает от возрастной нормы. Причин этому может быть множество, начиная от негативного влияния гаджетизации и заканчивая возросшим количеством самых разнообразных речевых патологий. Проблемой развития речи занимается множество специалистов самых разных областей, в том числе и дефектологи-логопеды.

В нашей стране существует сильная дефектологическая школа, которая уже давно обратила внимание на эту проблему и предложила конкретные решения для ее устранения. Одно из них — разработка ступенчатой системы оценки уровней недоразвития речи (ОНР) при ее различных нарушениях и патологиях.


Общая информация


В 60-х годах прошлого века профессор Р. Е. Левина ввела в логопедическую науку новую категорию — общее недоразвитие речи (ОНР). По ее определению ОНР —это речевое нарушение, затрагивающее все составные части речевой системы ребенка:

  • лексика;

  • грамматика;

  • фонетика.

На основе разработанной Левиной методики в СССР смогли определять степень недоразвития речи у ребенка. Это привело к разработке принципа предупредительного подхода подготовки ребенка к школе, который был  реализован путем открытия специальных детских садов и логопедических групп для детей с нарушениями речи. Этот принцип существует в России и поныне.


Причины общего недоразвития речи (ОНР)


Общее недоразвитие речи может являться:

  • самостоятельным;

  • либо клиническим дефектом.

Если говорить о недоразвитии речи, как о самостоятельном дефекте, то причинами его становятся факторы неклинического происхождения:

  • неблагоприятная среда, в которой растет ребенок; 

  • дефицит общения (например, если у ребенка имеются глухонемые родители);

  • случаи двуязычия (билингвизма) в семье, когда язык общения в семье не совпадает с официальным языком страны проживания.

Клинические дефекты недоразвития речи, как следует из названия классификации, вызваны факторами органического поражения некоторых структур и отделов головного мозга. Такими причинами могут быть:

  • проблемы внутриутробного развития;

  • тяжелые роды;

  • структурные повреждения головного мозга;

  • перенесенные болезни и т. д.


Классификация ОНР


Врач-невролог Е. М. Мастюкова провела исследование, посвященное изучению общего недоразвития речи с точки зрения медицинской патологии, выделив при этом три формы ОНР:

1. Неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда у детей не имеется какого-либо повреждения центральной нервной системы, но в то же время у них фиксируются: 

  • слабые волевые качества; 

  • недостаточное развитие контроля за произвольными движениями; 

  • слабое развитие мелкой моторики; 

  • слабо развиты ощущения, передаваемые через кожу (тактильные), и ощущения движения (кинестетические).

2. Осложненный вариант общего недоразвития речи, когда общее недоразвитие речи сопровождается некоторыми клиническими проявлениями. В этом случае врачи-неврологи диагностируют не только задержку развития центральной нервной системы, но и легкие повреждения отдельных структур мозга, управляющими функцией речи.

3. Специфическое (грубое) речевое недоразвитие по типу моторной алалии (полная неспособность ребенка сформулировать связную речь). В этом случае речь ребенка не развивается полноценно в результате: 

  • раннего внутриутробного поражения речевых зон мозга; 

  • недостаточной мозговой активности в обоих полушариях.

Такой характер органической недостаточности выливается в полное отсутствие возможности, или слабую степень самостоятельного формирования связной речи у ребенка.


Характеристика степеней ОНР


В настоящее время говорят о 4 степенях (уровнях) общего недоразвития речи (ОНР). Изначально, профессором Левиной было предложено три ступени ОНР, но она сама говорила о том, что такое деление является условным, оставляя возможность для дальнейшего совершенствования своей концепции.

Первый уровень ОНР

На первой степени ОНР у детей 3,5-4 лет может быть от 50 до 60 лепетных слов, но они никак не соединяются в нормальное предложение. Часто слова заменяют мимика и жесты. Название предмета ребенок часто заменяет названием действия.   

Ноа – корова. Бидо – помидор. Буби – кубики. Ада – карандаши. Девек – девочка. Атете – полотенце. Гуку – Снегурочка. Пика – ручка, от слова «писать».

Второй уровень ОНР

По сравнению с первой степенью дети (4-5 лет) имеют большее развитие речи, они уже говорят предложениями, хотя без специального пояснения не всегда можно понять, о чем они говорят.

Пади де епа – посадил дед репу. Выте епа бати – выросла репка большая. Пате де епа – пошел дед репку тянуть. Выте не моте – вытянуть не может. Дае де баба – зовет дед бабку…

Третий уровень ОНР

С этой степенью ОНР дети строят фразы, активно вступают в беседу со старшими, адекватно отвечают на вопросы, пользуются развернутыми предложениями. Пример школьного диктанта ученика 2 класса с третьим уровнем ОНР:

сдяли даплые деньк. нажа дата стаяла у море. ду марусдый утром дул в сад. тул морской ведирок. утром м пришли в сад. там твели красные маки. рада дусьдый росы. вдвидах плесдели капилки расы. на ягодныи кусдах сряи сачный плоды. укральда спал кот мурсик.

Четвертый уровень ОНР

Четвертый уровень ОНР был введен ученицей Е. Р. Левиной Т. Б. Филичевой в начале 2000-х годов.  Сюда входят дети с несвоевременно выявленными, внешне завуалированными речевыми дефектами.


Коррекция ОНР


В настоящее время основой коррекции ОНР является своевременное выявление и направление ребенка в компенсирующий детский сад или логопедическую группу детского сада. При этом воспитатели и логопеды используют разнообразные методики речевого развития. Одна из них — практика музыкально-ритмических упражнений (логоритмика) отлично проявляет себя при наличии у детей клинических дефектов речи, вызванных такими нарушениями, как алалия и дизартрия. 

В академии НАДПО имеется мини-курс «Логоритмические упражнения как основа восстановления речевой функции», а также курс повышения квалификации «Логоритмика».

Эти программы подойдут:

  • воспитателям;

  • логопедам-дефектологам;

  • а также родителям, желающим самостоятельно заниматься со своими детьми. 

Мы ждем вас у себя на обучении. Оставляйте заявку и приходите учиться в академию НАДПО!



Все статьи

Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ