☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Какие задачи у школьного психолога?

Какие задачи у школьного психолога?

Какие задачи у школьного психолога?

школьный психолог

Изображение от master1305 на Freepik

Школьные годы – время становления личности, усвоения правил и принципов, которые во многом определят судьбу. Человек учится думать, чувствовать, дружить, выстраивать коммуникации с ровесниками и старшими товарищами, с учителями. Каким вырастет несмышленый первоклашка – уверенным, знающим себе цену или во всем сомневающимся – во многом будет зависеть от атмосферы, которая царит в учебном заведении, от отношений между учениками и педагогами, от ценностей, которые приняты в классе, в школе. 

За создание благоприятных условий для учебы и всестороннего развития детей отвечает школьный психолог. Поговорим о специфике этой профессии.


Школьный психолог: особенности профессии

работа психолога со школьниками

Изображение от Freepik

Школьный психолог – это специалист, которому каждый день приходится иметь дело с детьми школьного возраста. Его клиентами могут быть и «новобранцы»-шестилетки, которые только начали свой путь в школе, и «старослужащие» из десятых-одиннадцатых классов, готовящиеся сдать ЕГЭ и отбыть в самостоятельное плавание. От компетентности психолога будет зависеть, насколько комфортна атмосфера во всем учебном заведении и в каждом классе в отдельности, легко ли находят общий язык педагоги с учащимися и их родителями, какие отношения сложились в педагогическом коллективе. Сложности в общении, ссоры и конфликты, случаи буллинга, проблемы с адаптацией и самоопределением – вот лишь небольшой спектр вопросов, которые приходится разбирать школьному психологу.


Характеристика школьного психолога

работа психолога со школьниками

Изображение от DCStudio на Freepik

Требования к школьному психологу высоки. На эту должность может претендовать специалист, имеющий высшее или среднее профессиональное образование по профилю «Педагогика и психология» или, как вариант, человек с высшим или средним профессиональным образованием, который прошел дополнительную профподготовку.

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог-психолог должен: 

  • разбираться в основах педагогики и психологии;

  • знать возрастные особенности развития детей;

  • владеть методами проведения психологических исследований и уметь интерпретировать их результаты;

  • знать, по каким правилам проводится мониторинг учебно-воспитательного процесса и т. д. 

Работа психолога в учебном заведении сложна и гиперответственна – ведь ему часто приходится разрешать непростые ситуации, давать рекомендации педагогам, родителям, в случае необходимости – направлять юных подопечных к узким специалистам. Для того чтобы выдерживать нагрузку и сохранять самообладание, независимо от того, что происходит, человеку потребуются такие качества, как:

  • внимательность;

  • тактичность;

  • толерантность;

  • эмпатия;

  • гибкость;

  • эмоциональная стабильность и устойчивость к стрессам;

  • умение быстро и адекватно реагировать на ситуацию;

  • интуиция и т. д.

И поскольку главный контингент, с которым работает школьный психолог, – это ученики, специалист должен уважать их и воспринимать всерьез, уметь спуститься (или подняться) до их уровня и говорить с ними на понятном им языке.


Цели и задачи школьного психолога

работа психолога со школьниками

Изображение от Freepik

В школе ребята проводят много времени, и все, что происходит в стенах учебного заведения, оказывает ощутимое влияние на их настроение, отношение к себе и окружающим, мировоззрение, привычки, установки, принципы и т. д. Сделать так, чтобы условия в школе были благоприятными для нормального развития каждого учащегося, вовремя выявлять и корректировать, а еще лучше – предупреждать отклонения в формировании ребенка, в его поведении, оказывать профессиональную помощь и поддержку каждому участнику образовательного процесса – вот главные цели, которые реализует педагог-психолог. Осуществить все это ему помогает ежедневное решение множества задач:

  • изучение личности каждого школьника;

  • психолого-педагогическое сопровождение учащихся;

  • диагностика отклонений, особенностей, требующих коррекции и дальнейшего наблюдения;

  • помощь ученикам, их родителям или опекунам, педагогам в разрешении конкретной ситуации;

  • психологическая поддержка ребят, которым тяжело дается адаптация в новом коллективе, на новом месте;

  • консультативная помощь педагогам;

  • работа над созданием эффективных методов обучения и т. д.


Направления работы психолога в школе

работа психолога со школьниками

Изображение от pressfoto на Freepik

Можно выделить такие направления работы школьного психолога, как психологическая диагностика и коррекция, консультативная помощь, профилактика и психологическое просвещение.

Психодиагностика – самый первый этап общения психолога с подопечными. Специалист знакомится с учащимися (или теми, кто только готовится к поступлению в школу), анализирует их эмоциональное состояние, уровень развития и при помощи различных методов выявляет нарушения, требующие коррекции, индивидуальные особенности, на которые стоит обратить внимание. Диагностика помогает обнаружить психологические проблемы (повышенную тревожность или недостаток мотивации), трудности с обучаемостью, признаки дисграфии или дислексии, которые потребуют помощи дефектолога. Подобные исследования могут проводиться как в индивидуальном порядке, так и в группе – в форме тестирования, игры или тренинга. По итогам диагностики специалистом могут быть сформированы группы риска, в которые попадают ребята, нуждающиеся в наблюдении, коррекции, поддержке и т. д.

Психологическая коррекция. Когда проблемные моменты выявлены, педагог-психолог разрабатывает программу их устранения, подбирает оптимальные способы коррекции, при необходимости привлекает родителей и учителей. Основательная проработка может потребоваться, если имеют место 

  • повышенная тревожность;

  • гиперактивность;

  • дефицит внимания;

  • трудности с запоминанием информации;

  • проявления агрессии;

  • чрезмерная застенчивость;

  • навязчивые страхи и т. п.

Коррекционная работа может быть направлена не только на исправление отклонений, но и на развитие определенных навыков, познавательных процессов (например, внимания, мышления).

Консультативная работа.

Школьный психолог консультирует учащихся и их родителей, педагогов. Консультации могут быть индивидуальными, групповыми (например, в формате беседы на определенную тему во время классного часа или других школьных мероприятий) или в виде телефона доверия. Такая работа помогает решать проблемы точечно, оперативно.

Психологическая профилактика.

Это плановая работа психолога, которая проводится регулярно (часто – в сотрудничестве с педагогами) и направлена на предупреждение проблем у школьников, на выявление ребят, относящихся к группам риска, на создание благоприятных условий для адаптации, обучения, воспитания, развития детей в стенах школы.

К просветительской работе школьного психолога можно отнести обучающие тренинги, лекции, семинары, тематические беседы для учителей, родителей, учащихся, мероприятия, посвященные профориентации.


Какие методы использует в своей работе школьный психолог

работа психолога со школьниками

Изображение от katemangostar на Freepik

В своей психолого-педагогической практике специалист пользуется множеством методов. Выбор конкретного инструмента определяется ситуацией, спецификой задач, которые предстоит решить, временем, которое на это отводится, и другими факторами. У каждого психолога формируется и своя методическая копилка – проверенные опытным путем и подтвердившие свою эффективность техники, методики, приемы. 

Основные методы работы школьного психолога такие:

  • Наблюдение. 

  • Эксперимент. 

  • Опросные методы (анкетирование, опросы, беседа, интервью).

  • Психодиагностические тесты (тесты достижений, интеллекта, личностные тесты).

  • Моделирование.

  • Психологическая характеристика.

  • Дидактические методы (рассказ, лекция, дискуссия, метод упражнений).

Каждый метод может иметь множество вариаций, объединять сотни различных приемов, техник, методик. Эффективность применения всего этого арсенала инструментов будет зависеть в первую очередь от компетентности специалиста, его практического опыта. 

Изучить все нюансы профессии и познакомиться с еще одним аспектом работы педагога-психолога – преподаванием психологии – вы можете на дистанционном курсе в нашей Академии.



Все статьи

Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ