☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовании

Информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовании

Информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовании

применение ИКТ


В наши дни на общество сильно влияют компьютерные технологии. Они проникают во все сферы жизнедеятельности человека, улучшая его информированность и давая множество новых возможностей в профессии, учебе, общении. Сфера образования тоже не является исключением – современный учитель не мыслит свою деятельность без применения информационно-технологических достижений и активно пользуется в работе разными средствами ИКТ: чатами, мессенджерами, форумами, блогами, электронной почтой, телеконференциями, вебинарами и многими другими доступными ресурсами.

Наша статья – для тех, кто хочется разобраться, как применяются информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе и где этому можно научиться.


Разбираем понятие ИКТ и их функции в сфере образования

обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий


Методы, производственные процессы и программно-технические средства, которые применяют, чтобы собрать, обработать, сохранить, распространить, отобразить или использовать информацию в интересах пользователей, называют информационно-коммуникационными технологиями.

В образовании ИКТ выполняют следующие функции:

  1. образовательную (формирование знаний и навыков для подготовки учеников к дальнейшему освоению программы и к осознанному приобретению новых знаний);

  2. развивающую (развитие у школьников восприятия, концентрации, внимания, памяти, мыслительных процессов, фантазии и творческих способностей);

  3. воспитательную (создание благоприятных условий для освоения детьми и подростками нравственных, эстетических, культурных, экологических и правовых норм, принятых в обществе, развитие познавательной активности).


Основные задачи ИКТ-технологий в образовательном процессе

обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий


Некоторые педагоги сомневаются, нужно ли в совершенстве владеть компьютерными технологиями, чтобы провести эффективное занятие.

Основная цель ИКТ в образовании – облегчить работу учителя и повысить качество его деятельности до уровня, соответствующего современным стандартам.

Задачи информатизации:

  1. научить педагога применять интерактивные методы обучения;

  2. включать в свои уроки разные виды деятельности (учебную, экспериментальную и другие);

  3. адаптировать ИКТ к каждому конкретному ученику;

  4. обеспечить непрерывность обучения;

  5. разработать ИКТ для дистанционных уроков;

  6. усовершенствовать программно-методические приемы, используемые в учебном процессе.

Помимо этого, нужно помнить, что именно современный педагог отвечает за формирование у школьников высокого уровня информационной грамотности. А это тоже очень важная задача, поскольку знания в области компьютерных технологий дадут ученику в дальнейшей взрослой жизни множество возможностей, будут способствовать его самостоятельности и успехам в жизни.


В чем главные преимущества использования ИКТ в образовании?

обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий


Использование информационных технологий в образовательном процессе имеет множество плюсов и позволяет:

  • сэкономить время на подготовку урока и проверку контрольных работ, домашних заданий и результатов учащихся;

  • выйти на новый, более высокий уровень работы;

  • проводить разнообразные уроки (основные средства обучения дополнять содержательной поддержкой в виде технологических материалов);

  • сделать занятие увлекательным и современным;

  • внедрить новые обучающие программы, демонстрацию слайдов, использовать презентации, мультимедийные альбомы;

  • познакомить учеников с современными способами самообразования;

  • помочь ученикам сконцентрировать внимание на ключевых моментах;

  • усилить наглядную основу при освоении новых тем;

  • приучить к самостоятельному поиску информации;

  • сформировать общую культуру школьников;

  • привлечь детей к исследовательско-экспериментальной деятельности;

  • обеспечить интеллектуальный фон обучения;

  • повысить познавательный интерес и вовлеченность школьников в обучение;

  • сформировать информационную культуру учащихся;

  • развить мыслительные способности детей;

  • привлечь к совместной работе пассивных и замкнутых ребят;

  • повысить интенсивность и скорость занятий;

  • улучшить показатели успеваемости;

  • получить возможность пообщаться с учениками и педагогами из других стран;

  • выстроить гибкий процесс обучения.


Виды информационно-коммуникационных образовательных технологий

обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий


К средствам ИКТ относятся программные, аппаратные и технические современные устройства, предназначенные для обмена, накопления, хранения, обработки, передачи различной информации.

Тот прорыв в области информационно-компьютерных технологий, который происходит в наши дни, предполагает пересмотр способов организации уроков в образовательных учреждениях. Чаще всего педагоги в учебном процессе прибегают к следующим средствам информационных технологий:

  1. электронным учебникам, пособиям, которые можно демонстрировать при помощи ноутбука, компьютера или мультимедиа-проектора;

  2. тренажерам и программам, позволяющим провести тестирование;

  3. электронным справочникам и энциклопедиям;

  4. образовательным ресурсам в интернете;

  5. аудио- и видеотехнике;

  6. интерактивной доске (панель с сенсорным экраном, которую учитель подключает к компьютеру);

  7. дискам для хранения картинок и иллюстраций.

Все средства ИКТ подразделяются на следующие виды в зависимости от своего назначения:

  1. Для решения педагогических задач используются:

    • системы, которые обеспечивают получение базовых знаний (например, электронный учебник, система обучения, средства для контроля результатов учеников);

    • практические средства (например, практикумы и задачники, виртуальный конструктор, тренажер, программа для моделирования);

    • программно-технические средства для обучения онлайн (СДО);

    • вспомогательные материалы (например, энциклопедия, словарь, развивающая компьютерная игра, мультимедийное занятие).

  2. По функциональным свойствам:

    • обучающе-информационные (к примеру, электронная библиотека, электронная книга, электронный справочник, обучающая компьютерная программа и другие);

    • коммуникационные (электронные чаты, почта или конференция);

    • для поиска информации (например, поисковая система или каталог).

  3. В зависимости от типа информации.

  4. Цифровые ресурсы могут включать:

    • текстовую информацию (учебник, пособие, тест, справочник и другие);

    • визуальную информацию (фотография, изображение, график, видеофрагмент, демонстрация эксперимента, экскурсия);

    • аудиоинформацию (звукозапись, дидактический речевой материал, музыкальное произведение, живое звучание и т. п.);

    • видеоинформацию (предметная экскурсия или видео с изучаемым объектом).

  5. В зависимости от форм применения технологий:

    • на уроке;

    • на внеурочных занятиях.


Какие существуют методы использования ИКТ?

обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий


Учитель применяет на своих занятиях средства ИКТ при помощи следующих методов:

  • ученикам предлагаются к изучению материалы в мультимедийной форме (например, презентация, рисунки, видео- и звукозапись);

  • информация усваивается в интерактивном режиме (с использованием интерактивных моделей, виртуальных лабораторий, конструкторов);

  • создаются условия для самостоятельных экспериментов, что развивает творческие способности;

  • электронное оборудование используется на уроках для проведения исследований, а также при обработке и анализе результатов и данных;

  • формируются навыки информационно-поисковой деятельности;

  • проводятся уроки в онлайн-режиме;

  • осуществляется объективная и оперативная оценка достижений учеников.


В каких случаях педагогу особенно помогут информационные технологии?

обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий


Можно сказать, что в любых. ИКТ особенно незаменимы:

  1. если учителю нужно объяснить ученикам новую тему (яркие иллюстрации, схемы и презентации, которые могут выгодно сопроводить рассказ педагога, а также помогут детям лучше и быстрее запомнить незнакомую информацию);

  2. при подготовке учащихся к самостоятельной работе (школьники научатся искать и отбирать нужную информацию, создавать интересные мультимедийные проекты);

  3. при проведении контрольных и самостоятельных работ в современном ключе;

  4. для оценивания результатов учеников и осуществления контроля над их успеваемостью (можно пользоваться онлайн-тестами, викторинами и опросниками, мгновенно заносить результаты в базу данных и находить их по мере надобности).

В любом случае, будет ли урок не только познавательным, но и интересным, во многом зависит от фантазии, активности и знаний учителя.


Как учителю повысить свою информационно-коммуникационную компетентность?

обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий


Огромную роль в образовательной деятельности играют методическое сопровождение и применение информационно-коммуникационных технологий, поэтому так важно иметь возможность распространить педагогический опыт в этой области, сделав необходимые знания доступными для каждого.

Сегодня существует множество специальных курсов для педагогов, коучей и тренеров, на которых можно освоить ИКТ и начать применять их в своих уроках. Очень важна готовность учителя проводить занятия с использованием новых технологий, а также осознанное желание получить теоретические и практические знания и умения.

На онлайн-курсе в нашей академии всего за 2 месяца можно освоить профессию методиста по ИКТ и получить соответствующий диплом. На обучении вы познакомитесь с основами методической работы и ее организацией в условиях образовательного учреждения, узнаете, как создать и правильно вести базу данных использования ИКТ в образовательном процессе, научитесь организовывать электронное и дистанционное обучение на самом современном уровне. В наших образовательных материалах учтены все нововведения и актуальные изменения. Ждем вас на обучение, чтобы получать качественные знания и делать нашу сферу образования еще лучше!


Все статьи

Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ