Психотерапия — это не просто разговоры по душам, а творческий процесс. В книгах Ирвина Ялома, Виктора Франкла, Дональда Винникотта и других психологов можно прочитать о приемах, которые помогли клиентам, вывели психологию на новый уровень и до сих пор вдохновляют специалистов. В статье мы собрали несколько таких примеров.
Ирвин Ялом: письма и двойной дневник
В книгах «Мамочка и смысл жизни», «Лжец на кушетке» и других экзистенциальный психотерапевт Ирвин Ялом рассказывает об уникальных методах работы. Он предлагает клиентам писать письма: себе в будущее, близким, умершим. Или вести дневник, фиксируя мысли после сеансов.
Например, Паула на каждую консультацию приходила с дневником. В начале сеанса она читала или пересказывала свои записи. Это было не формальное домашнее задание, а её личная практика осмысления онкозаболевания и приближающейся смерти. Дневник становился опорой для разговора. Записи задавали направление сессии: они были о страхах Паулы, принятии болезни, мыслях о смерти, благодарности близким. Ялом слушал и вместе с клиенткой обсуждал их. Это помогало Пауле структурировать и принимать свой опыт, придавать форму хаотическим переживаниям.
PROстарт в профессии психолога
Бесплатно отдаем комплект полезных материалов для будущих и начинающих психологов. Поможем выбрать специализацию, подготовиться к консультациям и быстро набрать клиентскую базу.
Начните карьеру с правильных шагов
Забрать
Ещё один необычный метод описан в книге «Хроники исцеления». Когда Ялом понял, что групповая терапия не дает Джинни прогресса, он предложил индивидуальную работу, но на особых условиях:
-
Вместо оплаты деньгами Джинни должна была после каждой сессии писать честный отчёт — что происходило, что она чувствовала и думала.
-
Ялом тоже писал свои заметки после каждой встречи — не как психолог, а в живом, личном стиле.
-
Чтобы не мешать терапии, они договорились не читать отчёты друг друга сразу, а отдавать их секретарю и обменяться ими только через полгода.
Это помогло Джинни преодолеть творческий кризис (она писательница). Письмо стало частью терапии и упражнением для самораскрытия. Ялому это помогло разрушить образ идеального, всезнающего терапевта, ведь в текстах он показывал клиентке свои сомнения, ошибки, уязвимости.
В итоге терапия превратилась в двойной дневник: каждая сессия глазами врача и глазами клиентки. Это позволило видеть динамику не только снаружи, но и изнутри.
Профессиональная переподготовка
«Экзистенциальный подход в психологическом консультировании»
4 месяца (540 часов)
Виктор Франкл: парадоксальные предписания
В книге «Человеке в поисках смысла» основатель логотерапии Виктор Франкл подробно описывает метод парадоксальной интенции. Его суть — не бороться с симптомом, а намеренно желать того, чего человек боится, или даже делать это. Метод оказался особенно эффективным при фобиях и навязчивостях, а также при психосоматических расстройствах.
Пример. Юристу с навязчивым страхом ошибок Франкл предложил в трудных ситуациях говорить себе: «Мне на все наплевать. К черту совершенство. Так мне и надо — пусть меня посадят, и чем скорее, тем лучше. Что мне бояться последствий ошибки, которая может вкрасться? Пусть меня арестовывают хоть трижды в день». Юмор и гипербола разрушили напряжение, и страх постепенно исчез. А вместе с ним ушло и желание перепроверять каждую бумагу.
Другой пример — пациент с гипергидрозом. Мужчина сильно потел при встречах и всё время ждал приступа потоотделения, что только усиливало тревогу. Франкл предложил ему в подобных ситуациях стараться потеть как можно сильнее. Перестав бояться пота и начав его нарочно вызывать, пациент расслабился, и проявление симптома уменьшилось.
Парадоксальные предписания помогли и при бессоннице. Франкл просил клиента постараться бодрствовать как можно дольше. Как только исчезло мучительное ожидание сна, напряжение спало, и сон наладился.
Профессиональная переподготовка
«Провокативная психотерапия в практике психолога»
4 месяца (430 часов)
Оливер Сакс: музыка как терапия
Нейропсихолог Оливер Сакс в книге «Человек, который принял жену за шляпу» рассказывает о пациентах с тяжелыми неврологическими нарушениями. Один из них, человек с болезнью Паркинсона, буквально замирал в движении: мог стоять неподвижно, не в силах сделать шаг. Но стоило включить музыку или метроном — и тело оживало. Ритм возвращал способность идти, двигаться, совершать повседневные действия.
Сакс сделал вывод: музыка для таких людей становится внешним каркасом, помогающим упорядочить хаос болезни. Он даже советовал пациентам жить в такт: вставать, умываться, есть, гулять под музыку или внутренний ритм.
Так искусство превратилось в терапевтический инструмент, а музыка — в способ вернуть себе жизнь.
Профессиональная переподготовка
«Практическая нейропсихология»
от 5 месяцев (от 620 часов)
Дональд Винникотт: игра в каракули
В книге «Игра и реальность» Дональд Винникотт описывает метод, который он назвал squiggle game — игра в каракули. Во время сессии Винникотт рисовал на бумаге несколько случайных линий и предлагал ребенку превратить их во что-либо. Потом роли менялись: ребенок рисовал каракули, а Винникотт дорисовывал их, создавая образ. Это помогало наладить контакт и дать ребенку безопасное пространство для выражения фантазий. На первый взгляд — обычная игра в рисование. Но в каракулях проявлялось то, о чем ребенку было трудно сказать: его страхи, фантазии, желания.
Так, один мальчик в любых линиях видел шнурки. Позже выяснилось, что у ребенка и в жизни было навязчивое влечение к веревкам и шнуркам: он связывал ими стулья и подушки, а однажды даже завязывал шнурок на шее младшей сестры. Винникотт интерпретировал это как выражение тревоги, связанной с сепарацией от матери. Женщина страдала тяжелой депрессией и периодически отсутствовала. Шнурок стал для мальчика символом связи с матерью и одновременно способом отрицать разрыв с ней.
Профессиональная переподготовка
«Арт-терапия в практике психолога» с присвоением квалификации «Арт-терапевт»
от 3 месяцев (от 340 часов)
Карл Роджерс: аудиозаписи консультаций
В книге «О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта» Карл Роджерс описывает метод, который в его время был революционным: запись психотерапевтических бесед на магнитофон и последующий анализ стенограмм. В том числе психолог давал слушать записи клиентам.
То, что сегодня кажется обыденным, тогда стало прорывом. Записи помогали исследовать терапевтический процесс. Каждое слово, пауза и интонация становились материалом для анализа. Клиент мог посмотреть на себя со стороны, начинающие психологи могли учиться на реальных диалогах, а независимые эксперты могли оценить уровень эмпатии, подлинности и принятия терапевта на консультациях.
Запись консультаций укрепила клиент-центрированный подход Роджерса. Стало очевидным: эффективность терапии зависит не только от применяемых техник, но и от качества отношений. Психолог должен быть эмпатичным, честным и безусловно принимать клиента.
Профессиональная переподготовка
«Клиент-центрированная психотерапия»
3 месяца (300 часов)
Эти и многие другие истории доказывают: психотерапия — это не сухая теория и не работа по инструкции, а творческий процесс. Каждый терапевт вносит в нее что-то своё и работает своей личностью. Методы могут быть разными, но их кое-что объединяет: они помогают клиенту найти новые способы понять себя, принять свой опыт и справиться с трудностями.