Психическое здоровье и расстройство являются одними из самых сложных и спорных понятий в науке о человеке. Они затрагивают сферу не только психологии, но и медицины, социологии, философии, права, этики и других дисциплин. Определение и разграничение нормы и патологии представляет собой большую теоретическую и практическую проблему, которая имеет множество аспектов и последствий.
В статье рассмотрим основные подходы и критерии к определению и пониманию психической нормы и патологии в клинической психологии, а также выделим ключевые характеристики, которые отличают здорового человека от пациента с расстройством психики.
Понятие психической нормы и патологии: история и современность
Психическая норма и болезнь — это относительные и динамичные понятия, которые зависят от многих факторов: культуры, эпохи, ценностей, знаний, ожиданий и т.д. В разные исторические периоды существовали разные представления о том, что является нормальным и аномальным в психике, какие причины и следствия имеют заболевания, как их нужно диагностировать и лечить.
В древних цивилизациях, таких как Египет, Месопотамия, Индия, Китай, Греция и Рим, душевные болезни часто объяснялись влиянием богов, демонов, злых духов, судьбы, астрологии и магии. Люди с такими проблемами считались одержимыми, проклятыми или избранными. Для их лечения применялись различные ритуалы, жертвоприношения, экзорцизм, амулеты, травы, музыка, гипноз и т.д. Однако существовали и более рациональные подходы, основанные на наблюдении, анализе, классификации и терапии психиатрических явлений. Так, например, в древней Греции философы и врачи, такие как Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ, Гален, развивали идеи о психиатрическом здоровье и болезни, связывая их с телесным состоянием, темпераментом, душой, разумом, эмоциями, волей и т.д. Они предлагали различные методы лечения душевных болезней, например, диеты, упражнения, массаж, кровопускание, баню, музыку, диалог, убеждение и т.д.
В средневековье, с распространением христианства и ислама, психологические болезни вновь стали интерпретироваться в религиозном ключе, как проявление греха, крамолы, ереси, колдовства, бесноватости и т.д. Люди с психиатрическими проблемами подвергались преследованию, изгнанию, пыткам, сожжению. Однако также существовали и более гуманные и прогрессивные подходы, основанные на медицинском, философском и юридическом знании. Так, например, в исламском мире врачи, такие как Аль-Рази, Аль-Газали, Авиценна, Аверроэс, развивали идеи о психиатрическом здоровье и болезни, связывая их с физиологией, психологией, этикой и т.д. Они создавали специальные больницы и приюты для лечения и ухода за больными, применяя различные методы: лекарства, диеты, музыку, игры, разговоры. В западной Европе также появлялись некоторые ученые и гуманисты, в частности, Роджер Бэкон, Томас Мор, Парацельс, Филипп Пинель, Вильгельм Гризингер, которые критиковали религиозный и суеверный подход к душевным болезням и выступали за их научное изучение и гуманное лечение.
В новое и новейшее время, с развитием науки, техники, промышленности, городов, образования и культуры, психиатрические заболевания стали рассматриваться в более комплексном и многоаспектном виде, учитывая их биологические, психологические, социальные, культурные и исторические факторы. Появились различные школы и направления в психиатрии и психологии, которые предлагали свои теории и концепции психической нормы и болезни, а также свои методы и техники диагностики и терапии заболеваний. Среди них можно выделить следующие:
-
Органическая или соматогенная школа связывает душевные заболевания с нарушениями мозга и других органов, генетикой, инфекциями, травмами, интоксикациями и т.д. Она использует для лечения психиатрических заболеваний медикаментозные, хирургические и физические вмешательства. К этой школе относятся такие ученые, как Эмиль Крепелин, Алоис Альцгеймер, Жан Мартен Шарко, Зигмунд Фрейд (в его ранний период), Ганс Аспергер, Лео Каннер и др.
-
Психогенная или психодинамическая школа связывает душевные болезни с психологическими конфликтами, травмами, комплексами, переживаниями, несознательными импульсами. Она использует для их лечения различные психотерапевтические, психоаналитические и гипнотические методы. К этой школе относятся Зигмунд Фрейд (в его поздний период), Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрик Эриксон, Мелани Кляйн, Жак Лакан и др.
-
Поведенческая или бихевиористская школа связывает психические заболевания с нарушениями поведения, обусловленными внешними стимулами, наказанием, подкреплением, моделированием и т.д. Она использует для лечения этих заболеваний поведенческие, когнитивно-поведенческие и рационально-эмотивные техники, направленные на изменение нежелательных реакций и формирование адаптивных навыков. К этой школе относятся такие ученые, как Иван Павлов, Джон Уотсон, Берхаус Скиннер, Альберт Бандура, Аарон Бек, Альберт Эллис и др.
-
Гуманистическая или экзистенциальная школа связывает психиатрические заболевания с потерей смысла жизни, самоактуализации, свободы, ответственности, выбора и т.д. Она использует для их лечения разнообразные психологические, гуманистические, экзистенциальные и гештальт-терапевтические методы, направленные на развитие потенциала, осознанности, самопринятия, самоопределения и т.д. К этой школе относятся Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй, Фриц Перлз и др.
-
Системная школа связывает душевные болезни с нарушениями в системе взаимоотношений, коммуникации, ролей, границ, правил. Она использует психологические техники, направленные на улучшение качества и функционирования межличностных отношений. К этой школе относятся такие ученые, как Грегори Бейтсон, Сальвадор Минучин, Мюррей Боуэн, Вирджиния Сатир и др.
-
Трансперсональная или духовная школа, которая связывает психические заболевания с отрывом от духовной сущности, целостности, гармонии, трансценденции и т.д. Она использует для лечения трансперсональные, духовные, медитативные, религиозные, мистические методы, направленные на расширение сознания, интеграцию личности, соединение с высшим источником и т.д. К этой школе относятся Станислав Гроф, Кен Уилбер, Абрахам Маслоу, Роберт Ассаджоли, Александр Лурия и др.
Итак, существует множество различных подходов и критериев к понятию психической нормы и болезни в клинической психологии. Все они имеют свои преимущества и недостатки, своих сторонников и критиков. Ни один из них не может претендовать на истину в последней инстанции, но каждый может внести полезный вклад в понимание и решение психиатрических проблем. Поэтому важно учитывать разнообразие психиатрических явлений, интегрировать и синтезировать различные психологические теории и концепции в единую и гибкую систему знаний. Важно понимать, какие связи и взаимодействия существуют между психологией и другими науками о человеке: медициной, социологией, антропологией, культурологией, философией, которые также могут дать ценный материал для изучения нормы и болезни.
Ключевые характеристики нормы и патологии
Психическое здоровье и расстройство — это не просто наличие или отсутствие симптомов, это сложные и многомерные понятия, которые включают в себя различные аспекты и уровни психиатрического функционирования. Для того, чтобы определить и сравнить норму и болезнь, необходимо выделить их ключевые характеристики, отражающие сущность и качество душевного состояния. Среди таких характеристик можно выделить следующие:
-
Адаптация — нормальная способность человека и его психологии адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, преодолевать трудности, стресс, конфликты, кризисы и т.д. В норме человек обладает достаточным ресурсом и гибкостью для того, чтобы справляться с различными ситуациями, находить решения, учиться на опыте, развиваться и расти. Больной испытывает трудности в адаптации, не может справиться с нагрузками, избегает или отрицает проблемы, застревает в паттернах, деградирует и страдает.
-
Реальность и иллюзия — нормальная способность воспринимать и понимать реальность, отличать ее от фантазии, мечты, галлюцинации и т.д. В норме человек имеет адекватное и объективное представление о себе, окружающем мире и людях, событиях и т.д. Он способен к критическому мышлению, логике, аргументации, анализу и синтезу информации. Больной имеет искаженное или нереалистичное представление о реальности, путает ее с воображением, иллюзией, паранойей и т.д. Он не способен к рациональному мышлению, логике, аргументации, анализу и синтезу информации.
-
Эмоции и настроение — нормальная способность испытывать и выражать разные эмоции, регулировать и контролировать их, поддерживать устойчивое и позитивное настроение. В норме каждый обладает широким спектром и интенсивностью эмоций, которые соответствуют ситуации и помогают ему в общении, мотивации, творчестве и т.д. Он способен к эмпатии, сопереживанию, симпатии, любви и т.д. Нездоровый имеет суженный или повышенный спектр и интенсивность эмоций, которые не соответствуют ситуации, переполняют или подавляют его, мешают ему в общении, мотивации, творчестве и т.д. Он не способен к эмпатии, сопереживанию, симпатии, любви и т.д.
-
Личность и самосознание — нормальная способность формировать и поддерживать стабильную, целостную, гармоничную и уникальную личность, осознавать и принимать себя, свои сильные и слабые стороны, свои ценности, цели, потребности и т.д. В норме человек имеет выраженную и устойчивую идентичность, самоуважение, самодостаточность, способность к самореализации и т.д. Он способен к нормальной саморегуляции, самоконтролю, самоактуализации, саморазвитию и т.д. Нездоровый имеет неясную или неустойчивую идентичность, низкое самоуважение, зависимость, нереализованность и т.д. Он не способен к саморегуляции, самоконтролю, самоактуализации, саморазвитию и т.д.
-
Социальность и коммуникабельность — нормальная способность вступать и поддерживать различные виды и уровни общественных отношений, общаться и сотрудничать с другими, участвовать в общественной жизни и т.д. В норме каждый имеет развитые и адаптивные социальные навыки, коммуникативные способности, этические нормы, социальную ответственность и т.д. Он способен к дружбе, любви, созданию семьи, жизни в группе, в обществе. Больной имеет недостаточные или дисфункциональные навыки, он не способен к дружбе, любви и жизни в обществе.
Эти характеристики не являются абсолютными, они представляют собой спектры или градации, по которым можно оценивать состояние пациента. Они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя комплексную и динамичную систему психиатрического функционирования. Психическая норма и болезнь — это не статичные или постоянные категории, а относительные и изменчивые понятия, которые зависят от многих факторов и условий, в частности, биологии, психологии, социологии, культуры, истории и т.д.
Норма и психиатрическое расстройство не только отражают, но и влияют на человеческую жизнь, его благополучие, развитие, достижения и т.д. Психиатрическое здоровье способствует личностному и профессиональному росту, творчеству, удовлетворению, счастью. Болезнь препятствует всему вышеперечисленному. Норма и болезнь имеют общественные последствия: включение в общество или группу или исключение из них, поддержка или дискриминация, сотрудничество или конфликт, гармония или дисгармония и т.д. Поэтому важно не только диагностировать и лечить душевные заболевания, но и проводить их профилактику, а также поддерживать в норме и укреплять психиатрическое здоровье. Для этого нужно учитывать и воздействовать на разные факторы и условия, способствующие сохранению или нарушению нормы: биологические, психологические, общественные, культурные, экологические и т.д.
Способы диагностики и коррекции психической нормы и патологии
Чтобы определить, измерить и привести в норму состояние пациента, в клинической психологии используются разные методы и подходы, которые можно разделить на три основные группы: психометрические, психодиагностические и психотерапевтические.
-
Психометрические методы и подходы позволяют измерять различные характеристики, такие как интеллект, личность, эмоции, настроение, мотивация, внимание, память и т.д. Они основаны на статистических и математических процедурах: шкалах, тестах, опросниках, анкетах. Они позволяют получать количественное и качественное представление о состоянии пациента, сравнивать их с нормами и критериями, выявлять отклонения и нарушения. К таким методам и инструментам относятся, например, тесты интеллекта (тесты Равена, Векслера, Стэнфорда-Бине), личности (тесты ММПИ, 16 ПФ Кеттелла, Биг Файв), эмоций и настроения (шкалы депрессии Бека, тревожности Спилбергера-Ханина, субъективного благополучия Динера), мотивации (тесты достижения Мак-Клелланда, приверженности Роттера, ценностей Шварца), внимания и памяти (такие как тесты Струпа, Бурдона, Лурии).
-
Психодиагностические методы и подходы позволяют выявлять, классифицировать и дифференцировать различные виды и формы психических заболеваний: неврозы, психозы, аффективные расстройства, личностные, пищевого поведения и т.д. Они основаны на клинических и психопатологических критериях (симптомы, синдромы, диагнозы, классификации). Они позволяют определять причины, механизмы, стадии, течение и прогноз заболеваний, и выбирать оптимальные способы их лечения и реабилитации. К таким методам и инструментам относятся, например, клиническое интервью, наблюдение, анализ случая, психиатрический осмотр, психологическое обследование, проективные методы (методы Роршаха, ТАТ, Розенцвейга), нейропсихологические (ЭЭГ, МРТ, ПЭТ), генетические (такие как ДНК-тестирование, анализ наследственности).
-
Психотерапевтические методы и подходы позволяют корректировать, лечить и проводить профилактику заболеваний психики, поддерживать и укреплять психиатрическое здоровье. Они основаны на психологических и педагогических принципах, таких как воздействие, понимание, обучение, развитие, изменение. Они позволяют восстанавливать, улучшать и оптимизировать разные аспекты и уровни психического функционирования пациента. К психотерапевтическим методам и инструментам относятся, например, психоанализ, психотерапия, гипнотерапия, поведенческая терапия, когнитивная, гуманистическая, экзистенциальная, семейная, групповая, арт-терапия, музыкотерапия, игротерапия и др.
Все эти методы и инструменты определения нормы в клинической психологии требуют высокой квалификации, компетенций и профессионализма от клинического психолога, являющегося важным участником и организатором процесса диагностики и коррекции психической нормы и болезни. Клинический психолог должен обладать не только теоретическими знаниями и практическими навыками, но и личностными качествами: эмпатией, доброжелательностью, толерантностью, честностью, ответственностью, пониманием. Специалист должен соблюдать этические нормы и принципы: принцип конфиденциальности, добровольности, уважения, сотрудничества, понимания, информированности.
Как узнать больше?
Если вы заинтересовались темой психической нормы и болезни в клинической психологии и хотите узнать больше о способах диагностики и психотерапии в клинической и психолого-педагогической практике, мы приглашаем вас пройти повышение квалификации по медицинской психологии от НАДПО.
Наши программы предназначены для психологов, педагогов, медиков, социальных работников и других специалистов, работающих с людьми с психическими проблемами. На обучении вы сможете:
-
Получить актуальные и практические знания о психологии, психической норме и болезни, их классификациях, диагностике и лечении.
-
Ознакомиться с разными подходами психологии и методами психотерапии, их преимуществами и недостатками, эффективностью и этичностью.
-
Развить свои профессиональные навыки и компетенции в области клинической и психолого-педагогической психологии, научиться применять их на практике.
-
Получить документ о повышении квалификации, подтверждающий ваш уровень знаний и навыков, и дающий вам преимущества при трудоустройстве и карьерном росте.
Обучение проводится в дистанционном формате, что позволяет изучать материал в удобное время, без необходимости посещать очные занятия.