☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Методы детской психотерапии

Методы детской психотерапии

Методы детской психотерапии
Методы детской психотерапии

Для некоторых родителей поход к детскому психологу равноценен признанию в собственном бессилии и воспитательской некомпетентности. Но это неправильная позиция, ведь психотерапия – серьезная наука, и нужна она не только взрослым людям, дети испытывают сложные эмоциональные проблемы ничуть не меньше. Нужно помнить, что если проигнорировать проблему в детском возрасте, она может наложить отпечаток на всю последующую жизнь человека, поэтому работать с детскими травмами и тревогами должен подготовленный, хорошо обученный специалист.

Сегодня мы поговорим о том, какие проблемы решает детская психотерапия и какие методы использует психолог, работающий с детьми и подростками.


Что такое детская психотерапия?

Детская психотерапия – что это?


Детской психотерапией называют подраздел психотерапии, который включает множество разных методов и мероприятий для восстановления эмоционального здоровья и поведенческих реакций у детей. В процессе консультаций детский терапевт должен учесть все факторы, которые влияют на становление личности малышей: особенности социальной среды, способы воспитания в семье, возраст и пол ребенка.

Обращаться к специалисту нужно в тех случаях, когда необходимо найти причину психологических отклонений и скорректировать мышление и поведение.

Одно из важных умений психотерапевта – создать доверительную атмосферу, суметь расположить к себе ребенка любого темперамента и любого возраста – от гиперактивного до застенчивого, от малыша до подростка. Только при полном доверии возможно подобрать наиболее подходящие способы воздействия на психику, наладить отношения ребенка с родителями, педагогами, сверстниками, научить его управлять своими эмоциями.


Когда следует обратиться к специалисту?

Детская психотерапия – что это?


Родителям часто бывает сложно распознать, ведет ли себя малыш в соответствии с возрастными особенностями или у него серьезные трудности и требуется помощь грамотного специалиста.

На наличие проблемы могут указывать следующие ситуации. Если ребенок:

  • агрессивен, и это состояние плохо поддается контролю;

  • испытывает сложности в общении;

  • плохо адаптируется в новом коллективе (детский сад, школа, секции);

  • предпочитает уединение;

  • плохо спит, часто просыпается, ему снятся кошмарные сны;

  • у него нарушен аппетит, наблюдается резкое снижение или повышение веса;

  • стал хуже учиться;

  • отказывается от любимых ранее занятий;

  • жалуется на страх и постоянное чувство тревоги;

  • выполняет странные ритуалы, остро реагирует, если они по какой-то причине нарушаются;

  • конфликтует с родителями и близкими;

  • не уверен в себе и своих силах;

  • тяжело переживает развод родителей или смерть близких родственников;

  • жалуется на недомогания, которые не подтверждает врач.

Также детский психотерапевт окажет помощь детям с задержкой психоречевого развития или с проблемами аутичного характера.

Родителям следует помнить, что даже незначительные нарушения поведения целесообразней будет скорректировать, дабы избежать тяжелых расстройств в будущем.


Методы работы с детьми

Детская психотерапия – что это?


Специалист работает не только с ребенком, но и с его окружением (родственниками, воспитателями, педагогами). При помощи тестов, бесед, занятий с элементами игры терапевт формирует определенные ситуации и наблюдает за поведением и реакцией ребенка, чтобы выяснить причину расстройства.

Не секрет, что лучше всего дети обучаются и воспитываются в процессе игры. Поэтому для выявления проблем и их коррекции психотерапевт использует следующие методы:

  • рассказывает поучительные истории, сказки, легенды;

  • предлагает малышам самим стать авторами рассказов (такой метод как бы обостряет эмоции и воображение ребенка, в результате чего возникает доверие и понимание между специалистом и маленьким пациентом);

  • включает в терапию игры (с песком, куклами и другие);

  • использует методики лепки, скульптурирования и графики (рисуя или создавая поделки из пластилина, малыш бессознательно делится своим внутренним состоянием и зрительными образами);

  • разыгрывает ролевые сценки с участием детей (техника позволит ребенку лучше понять себя и выразить свои настоящие желания);

  • работает с метафорами (косвенные метафоры помогут малышу преодолеть страх и фобии, отвлечься от негативных ощущений или заболеваний);

  • учит детей простым способам расслабления и релаксации.

Освоить профессию психолога-консультанта и подробно изучить все техники работы с детьми и подростками можно на дистанционном курсе профессиональной переподготовки по детской психологии в нашей Академии, а мы сейчас расскажем лишь о самых популярных и эффективных методах, которые применяются в детской психотерапии.


Игротерапия

Игра – это основной вид деятельности ребенка. При помощи игры можно не только развивать и учить, но и понизить уровень страха, бороться с излишней стеснительностью и замкнутостью, подавлять неконтролируемую агрессию, улучшать настроение. Именно в игре малышу будет легче всего взаимодействовать со сверстниками, поэтому метод игротерапии считается высокоэффективным.

Характерные особенности психотерапевтической игры в том, что нужно выполнять оговоренные правила для решения задач, при этом игровая форма позволит малышу отвлечься от непростой реальности и погрузиться в захватывающее действие. Ситуации в игре можно и нужно менять, чтобы научить маленьких пациентов легко адаптироваться к новым условиям.

Игра должна быть простой, понятной, интересной и включать в себя:

  • роли, которые будут исполнять дети;

  • действия, которые будут совершать дети в соответствии со своими ролями;

  • отношения, которые будут возникать в процессе между участниками.

Психолог, который проводит игровые занятия, должен:

  • создать максимально дружественную атмосферу;

  • обеспечить сопереживание и поддержку ребенку;

  • отразить детские эмоции точно и понятно;

  • обеспечить в процессе игры все условия, чтобы активизировать необходимые переживания ребенком тех чувств, которые помогут ему уважать себя, понять себя и измениться.

Если позволить детям самим устанавливать правила и условия в игре, это активизирует их самостоятельность, научит принимать решения. Игротерапия может проводиться индивидуально, в небольшой группе или в условиях образовательного учреждения (школы, садика).

Метод поможет:

  • скорректировать агрессивное поведение;

  • улучшить психологическое состояние ребенка после развода/расставания родителей;

  • наладить состояние детей, подвергшихся физическому или психологическому насилию;

  • понизить уровень тревожности, убрать страхи;

  • справиться с вредными и нервными привычками;

  • преодолеть замкнутость и необщительность;

  • улучшить успеваемость, навыки чтения и письма;

  • развить речевые функции;

  • пережить травму или кризисный период;

  • побороть заикание;

  • облегчить состояние при соматических недугах.

Важно! Игровой метод принесет желанный эффект только в том случае, если психолог будет способен понять ребенка и принять его чувства.


Драматерапия

В основе этого популярного метода – разыгрывание детьми ролей. Терапевт выступает в качестве режиссера, выбирает проблемную тему (это может быть определенная задача, сложная ситуация или вопросы, на которые нужно получить ответ), а затем проигрывает ее с детьми.

Нужно понимать, что драматерапия не даст мгновенного исцеления. Чтобы добиться результатов потребуется время на завоевание доверия детей, ведь ребенок может полноценно раскрыться в импровизации, только будучи уверенным и спокойным.

Во время занятий дети активно взаимодействуют друг с другом, а терапевт следит за их реакциями и поведением. Процесс драматерапии специалист выстраивает следующим образом:

  • готовит детей к общению и психологическому раскрытию;

  • создает сценарий, учитывая ситуации из прошлого детей, чтобы показать им решение проблемы в новом варианте;

  • возвращает детям позитивный взгляд на мир и окружающую обстановку.

Занятия помогут детям:

  • развить коммуникативные навыки;

  • сплотиться и подружиться;

  • научиться расслабляться;

  • обучиться эффективным приемам контроля над своими эмоциями;

  • преодолеть замкнутость в незнакомом коллективе;

  • справиться с тревожностью;

  • скорректировать нарушения поведения;

  • развить фантазию и воображение;

  • расширить диапазон поведенческих реакций и репертуар ролей, которые встречаются в жизни;

  • повысить уверенность в себе и своих возможностях;

  • научиться возвращаться в прошлые события и заглядывать в будущее;

  • найти новые позитивные и творческие способы взаимодействия с миром.

Специалисты используют драматерапию в работе с детьми, которые:

  • имеют личностные проблемы;

  • испытывают трудности в отношениях с родителями;

  • страдают пограничными расстройствами, страхами и психосоматическими заболеваниями.


Куклотерапия

Метод психокоррекции включает игры с куклами, в которой маленький пациент на бессознательном уровне показывает окружающую его действительность (в том числе, травмирующую ситуацию). Наблюдая за такой игрой и непосредственно участвуя в ней, опытный терапевт способен проследить отношения малыша с другими людьми. Несомненный плюс куклотерапии в том, что игра – это естественное состояние детей, именно играя, они легче раскрываются, поэтому выявить проблемы и изменить психику ребенка достаточно просто.

В терапии применяются разные куклы: пальчиковые, марионетки, веревочные перчаточные и другие. Можно играть с готовыми куклами или создать персонажи с нуля вместе с ребенком.

Этапы куклотерапии следующие:

  1. Выбор и/или создание куклы. На этом этапе следует проявить максимальное сопереживание малышу для установления доверия. Можно поинтересоваться, какие у ребенка любимые герои сказок или мультфильмов, учесть его пожелания: из какого материала будет его кукла, какого цвета и размера. Создавать куклу нужно обязательно вместе, это снимет у крохи напряжение и даст ощущение поддержки. В процессе создания и после можно задавать малышу вопросы: «Какое имя у твоей куклы?», «Сколько ей лет?», «Она уже ходит в школу?», «У нее есть сестры или братья?», «Что она любит делать?».

  2. Обучение ребенка действиям с куклой (кукла села, встала, побежала, поздоровалась за руку, исполняет танец, поет, готовит обед).

  3. Постановка сценок, разыгрывание сказочных историй, обыгрывание ситуаций с использованием кукол.

Метод куклотерапии:

  • укрепляет психическое здоровье;

  • снимает эмоциональное напряжение;

  • расширяет кругозор;

  • развивает самопознание, воображение, память;

  • улучшает адаптацию в обществе;

  • учит выходить из конфликтных ситуаций;

  • избавляет от детских страхов.

Психологи советуют применять куклотерапию в работе с детьми:

  • испытывающими трудности в адаптационный период в школе или детском саду;

  • страдающими фобиями;

  • при заикании;

  • при эмоциональной травме;

  • у которых присутствуют нарушения поведения;

  • имеющими конфликты в семье или коллективе.


Песочная терапия

При помощи метода достигается стойкий положительный результат у детей с психосоматическими заболеваниями. В терапии песком используют деревянный ящик, не пропускающий влагу (иногда песок смачивают водой) и окрашенный в голубой или другой спокойный цвет. Песок должен быть приятный на ощупь и не слишком крупный. Сами игрушки небольшого размера, обычно это:

  • куклы или фигурки, которые изображают людей;

  • фигурки животных (игрушечные или вылепленные из пластилина);

  • предметы домашнего быта (дома, машинки, мебель, посуда, флаконы, коробочки);

  • положительные и отрицательные персонажи из сказок или мультфильмов;

  • веточки деревьев, цветы, листья.

Сначала малыша знакомят с песком и его свойствами, предлагая ему нарисовать пальцами в песочнице круги и линии, набрать песок в ладошки и высыпать его, зарыть ручки в песок, а уже после переходят к упражнениям и играм.

Примерные упражнения:

  1. Водя руками по песку, терапевт показывает, какие волнистые следы остаются на песке, рассказывает о своих ощущениях ребенку и просит того повторить действие и тоже поделиться, что он чувствует, задавая наводящие вопросы: «Какой песочек? Он сухой или влажный? Гладкий или шершавый? Твоим ручкам приятно сыпать песок или нет?». Такое упражнение разовьет моторику и научит малыша озвучивать свои ощущения.

  2. Ребенку предлагается создать дождь из песка. Сначала мелкий (из одной ладошки), потом сильнее, и наконец – мощный ливневый дождь (из обеих ладоней). Упражнение даст малышу ощущение причастности к окружающему миру, уменьшит страх и тревожность, поспособствует снижению агрессии.

Примерные игры:

  1. «Игра в семью». Малыш выбирает фигурки, которые будут изображать членов его семьи и инсценирует, например, семейное чаепитие, расположив «маму», «папу», «сестру» и «себя» за столом с игрушечными чашками. Опытный психолог сможет определить, кто в семье маленького пациента имеет авторитет, по какому поводу родственники ссорятся, дружны ли они.

  2. «Игра в друзей». Ребенок выбирает среди игрушек своих друзей, дает им имена и разыгрывает с ними сценки из жизни. Инсценировка расскажет психологу о трудностях малыша в общении со сверстниками, воспитателями или учителями, а со временем научит кроху справляться с конфликтными ситуациями.

  3. «Сказочный сюжет». Терапевт предлагает ребенку создать свой собственный сказочный мир, дав малышу полный карт-бланш в выборе персонажей и волшебной обстановки. Такая начальственная позиция сделает ребенка счастливым, а в реальности научит ответственности и повысит самооценку.

Метод песочной терапии поможет:

  • дать волю фантазии и воображению;

  • развить речь, память, мышление;

  • научиться решать споры и конфликты;

  • активизировать навыки общения и творческие способности.


Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ