Для некоторых родителей поход к детскому психологу равноценен признанию в собственном бессилии и воспитательской некомпетентности. Но это неправильная позиция, ведь психотерапия – серьезная наука, и нужна она не только взрослым людям, дети испытывают сложные эмоциональные проблемы ничуть не меньше. Нужно помнить, что если проигнорировать проблему в детском возрасте, она может наложить отпечаток на всю последующую жизнь человека, поэтому работать с детскими травмами и тревогами должен подготовленный, хорошо обученный специалист.
	 Сегодня мы поговорим о том, какие проблемы решает детская психотерапия и какие методы использует психолог, работающий с детьми и подростками.
 
Что такое детская психотерапия?
  
 
	 Детской психотерапией называют подраздел психотерапии, который включает множество разных методов и мероприятий для восстановления эмоционального здоровья и поведенческих реакций у детей. В процессе консультаций детский терапевт должен учесть все факторы, которые влияют на становление личности малышей: особенности социальной среды, способы воспитания в семье, возраст и пол ребенка.
	 Обращаться к специалисту нужно в тех случаях, когда необходимо найти причину психологических отклонений и скорректировать мышление и поведение.
	 Одно из важных умений психотерапевта – создать доверительную атмосферу, суметь расположить к себе ребенка любого темперамента и любого возраста – от гиперактивного до застенчивого, от малыша до подростка. Только при полном доверии возможно подобрать наиболее подходящие способы воздействия на психику, наладить отношения ребенка с родителями, педагогами, сверстниками, научить его управлять своими эмоциями.
 
                    
                        
                        
                            «Детская и подростковая психотерапия»
                        
                        
                            2 месяца (160 часов) 
                        
                        
                     
                    
Когда следует обратиться к специалисту?
  
 
	 Родителям часто бывает сложно распознать, ведет ли себя малыш в соответствии с возрастными особенностями или у него серьезные трудности и требуется помощь грамотного специалиста.
	 На наличие проблемы могут указывать следующие ситуации. Если ребенок:
	- 
	
		 агрессивен, и это состояние плохо поддается контролю;
	 
- 
	
		 испытывает сложности в общении;
	 
- 
	
		 плохо адаптируется в новом коллективе (детский сад, школа, секции);
	 
- 
	
		 предпочитает уединение;
	 
- 
	
		 плохо спит, часто просыпается, ему снятся кошмарные сны;
	 
- 
	
		 у него нарушен аппетит, наблюдается резкое снижение или повышение веса;
	 
- 
	
		 стал хуже учиться;
	 
- 
	
		 отказывается от любимых ранее занятий;
	 
- 
	
		 жалуется на страх и постоянное чувство тревоги;
	 
- 
	
		 выполняет странные ритуалы, остро реагирует, если они по какой-то причине нарушаются;
	 
- 
	
		 конфликтует с родителями и близкими;
	 
- 
	
		 не уверен в себе и своих силах;
	 
- 
	
		 тяжело переживает развод родителей или смерть близких родственников;
	 
- 
	
		 жалуется на недомогания, которые не подтверждает врач.
	 
	 Также детский психотерапевт окажет помощь детям с задержкой психоречевого развития или с проблемами аутичного характера.
	 Родителям следует помнить, что даже незначительные нарушения поведения целесообразней будет скорректировать, дабы избежать тяжелых расстройств в будущем.
 
Методы работы с детьми
  
 
	 Специалист работает не только с ребенком, но и с его окружением (родственниками, воспитателями, педагогами). При помощи тестов, бесед, занятий с элементами игры терапевт формирует определенные ситуации и наблюдает за поведением и реакцией ребенка, чтобы выяснить причину расстройства.
	 Не секрет, что лучше всего дети обучаются и воспитываются в процессе игры. Поэтому для выявления проблем и их коррекции психотерапевт использует следующие методы:
	- 
	
		 рассказывает поучительные истории, сказки, легенды;
	 
- 
	
		 предлагает малышам самим стать авторами рассказов (такой метод как бы обостряет эмоции и воображение ребенка, в результате чего возникает доверие и понимание между специалистом и маленьким пациентом);
	 
- 
	
		 включает в терапию игры (с песком, куклами и другие);
	 
- 
	
		 использует методики лепки, скульптурирования и графики (рисуя или создавая поделки из пластилина, малыш бессознательно делится своим внутренним состоянием и зрительными образами);
	 
- 
	
		 разыгрывает ролевые сценки с участием детей (техника позволит ребенку лучше понять себя и выразить свои настоящие желания);
	 
- 
	
		 работает с метафорами (косвенные метафоры помогут малышу преодолеть страх и фобии, отвлечься от негативных ощущений или заболеваний);
	 
- 
	
		 учит детей простым способам расслабления и релаксации.
	 
	 Освоить профессию психолога-консультанта и подробно изучить все техники работы с детьми и подростками можно на дистанционном курсе профессиональной переподготовки по детской психологии в нашей Академии, а мы сейчас расскажем лишь о самых популярных и эффективных методах, которые применяются в детской психотерапии.
 
                    
                        
                            
                                Профессиональная переподготовка 
                            
                            
                            
                         
                        
                            «Детская психология. Практическая психологическая помощь детям и подросткам» с присвоением квалификации «Детский психолог»
                        
                        
                            от 2 месяцев (от 310 часов) 
                        
                        
                     
                    
Игротерапия
	 Игра – это основной вид деятельности ребенка. При помощи игры можно не только развивать и учить, но и понизить уровень страха, бороться с излишней стеснительностью и замкнутостью, подавлять неконтролируемую агрессию, улучшать настроение. Именно в игре малышу будет легче всего взаимодействовать со сверстниками, поэтому метод игротерапии считается высокоэффективным.
	 Характерные особенности психотерапевтической игры в том, что нужно выполнять оговоренные правила для решения задач, при этом игровая форма позволит малышу отвлечься от непростой реальности и погрузиться в захватывающее действие. Ситуации в игре можно и нужно менять, чтобы научить маленьких пациентов легко адаптироваться к новым условиям.
	 Игра должна быть простой, понятной, интересной и включать в себя:
	- 
	
		 роли, которые будут исполнять дети;
	 
- 
	
		 действия, которые будут совершать дети в соответствии со своими ролями;
	 
- 
	
		 отношения, которые будут возникать в процессе между участниками.
	 
	 Психолог, который проводит игровые занятия, должен:
	- 
	
		 создать максимально дружественную атмосферу;
	 
- 
	
		 обеспечить сопереживание и поддержку ребенку;
	 
- 
	
		 отразить детские эмоции точно и понятно;
	 
- 
	
		 обеспечить в процессе игры все условия, чтобы активизировать необходимые переживания ребенком тех чувств, которые помогут ему уважать себя, понять себя и измениться.
	 
	 Если позволить детям самим устанавливать правила и условия в игре, это активизирует их самостоятельность, научит принимать решения. Игротерапия может проводиться индивидуально, в небольшой группе или в условиях образовательного учреждения (школы, садика).
	 Метод поможет:
	- 
	
		 скорректировать агрессивное поведение;
	 
- 
	
		 улучшить психологическое состояние ребенка после развода/расставания родителей;
	 
- 
	
		 наладить состояние детей, подвергшихся физическому или психологическому насилию;
	 
- 
	
		 понизить уровень тревожности, убрать страхи;
	 
- 
	
		 справиться с вредными и нервными привычками;
	 
- 
	
		 преодолеть замкнутость и необщительность;
	 
- 
	
		 улучшить успеваемость, навыки чтения и письма;
	 
- 
	
		 развить речевые функции;
	 
- 
	
		 пережить травму или кризисный период;
	 
- 
	
		 побороть заикание;
	 
- 
	
		 облегчить состояние при соматических недугах.
	 
 Важно! Игровой метод принесет желанный эффект только в том случае, если психолог будет способен понять ребенка и принять его чувства.
 
Драматерапия
	 В основе этого популярного метода – разыгрывание детьми ролей. Терапевт выступает в качестве режиссера, выбирает проблемную тему (это может быть определенная задача, сложная ситуация или вопросы, на которые нужно получить ответ), а затем проигрывает ее с детьми.
	 Нужно понимать, что драматерапия не даст мгновенного исцеления. Чтобы добиться результатов потребуется время на завоевание доверия детей, ведь ребенок может полноценно раскрыться в импровизации, только будучи уверенным и спокойным.
	 Во время занятий дети активно взаимодействуют друг с другом, а терапевт следит за их реакциями и поведением. Процесс драматерапии специалист выстраивает следующим образом:
	- 
	
		 готовит детей к общению и психологическому раскрытию;
	 
- 
	
		 создает сценарий, учитывая ситуации из прошлого детей, чтобы показать им решение проблемы в новом варианте;
	 
- 
	
		 возвращает детям позитивный взгляд на мир и окружающую обстановку.
	 
	 Занятия помогут детям:
	- 
	
		 развить коммуникативные навыки;
	 
- 
	
		 сплотиться и подружиться;
	 
- 
	
		 научиться расслабляться;
	 
- 
	
		 обучиться эффективным приемам контроля над своими эмоциями;
	 
- 
	
		 преодолеть замкнутость в незнакомом коллективе;
	 
- 
	
		 справиться с тревожностью;
	 
- 
	
		 скорректировать нарушения поведения;
	 
- 
	
		 развить фантазию и воображение;
	 
- 
	
		 расширить диапазон поведенческих реакций и репертуар ролей, которые встречаются в жизни;
	 
- 
	
		 повысить уверенность в себе и своих возможностях;
	 
- 
	
		 научиться возвращаться в прошлые события и заглядывать в будущее;
	 
- 
	
		 найти новые позитивные и творческие способы взаимодействия с миром.
	 
	 Специалисты используют драматерапию в работе с детьми, которые:
	- 
	
		 имеют личностные проблемы;
	 
- 
	
		 испытывают трудности в отношениях с родителями;
	 
- 
	
		 страдают пограничными расстройствами, страхами и психосоматическими заболеваниями.
	 
 
                    
                        
                            
                                Профессиональная переподготовка 
                            
                            
                            
                         
                        
                            «Детская психология. Практическая психологическая помощь детям и подросткам» с присвоением квалификации «Детский психолог»
                        
                        
                            от 2 месяцев (от 310 часов) 
                        
                        
                     
                    
                    
                                    Куклотерапия
	 Метод психокоррекции включает игры с куклами, в которой маленький пациент на бессознательном уровне показывает окружающую его действительность (в том числе, травмирующую ситуацию). Наблюдая за такой игрой и непосредственно участвуя в ней, опытный терапевт способен проследить отношения малыша с другими людьми. Несомненный плюс куклотерапии в том, что игра – это естественное состояние детей, именно играя, они легче раскрываются, поэтому выявить проблемы и изменить психику ребенка достаточно просто.
	 В терапии применяются разные куклы: пальчиковые, марионетки, веревочные перчаточные и другие. Можно играть с готовыми куклами или создать персонажи с нуля вместе с ребенком.
	 Этапы куклотерапии следующие:
	- 
	
		 Выбор и/или создание куклы. На этом этапе следует проявить максимальное сопереживание малышу для установления доверия. Можно поинтересоваться, какие у ребенка любимые герои сказок или мультфильмов, учесть его пожелания: из какого материала будет его кукла, какого цвета и размера. Создавать куклу нужно обязательно вместе, это снимет у крохи напряжение и даст ощущение поддержки. В процессе создания и после можно задавать малышу вопросы: «Какое имя у твоей куклы?», «Сколько ей лет?», «Она уже ходит в школу?», «У нее есть сестры или братья?», «Что она любит делать?».
	 
- 
	
		 Обучение ребенка действиям с куклой (кукла села, встала, побежала, поздоровалась за руку, исполняет танец, поет, готовит обед).
	 
- 
	
		 Постановка сценок, разыгрывание сказочных историй, обыгрывание ситуаций с использованием кукол.
	 
	 Метод куклотерапии:
	- 
	
		 укрепляет психическое здоровье;
	 
- 
	
		 снимает эмоциональное напряжение;
	 
- 
	
		 расширяет кругозор;
	 
- 
	
		 развивает самопознание, воображение, память;
	 
- 
	
		 улучшает адаптацию в обществе;
	 
- 
	
		 учит выходить из конфликтных ситуаций;
	 
- 
	
		 избавляет от детских страхов.
	 
	 Психологи советуют применять куклотерапию в работе с детьми:
	- 
	
		 испытывающими трудности в адаптационный период в школе или детском саду;
	 
- 
	
		 страдающими фобиями;
	 
- 
	
		 при заикании;
	 
- 
	
		 при эмоциональной травме;
	 
- 
	
		 у которых присутствуют нарушения поведения;
	 
- 
	
		 имеющими конфликты в семье или коллективе.
	 
 
Песочная терапия
	 При помощи метода достигается стойкий положительный результат у детей с психосоматическими заболеваниями. В терапии песком используют деревянный ящик, не пропускающий влагу (иногда песок смачивают водой) и окрашенный в голубой или другой спокойный цвет. Песок должен быть приятный на ощупь и не слишком крупный. Сами игрушки небольшого размера, обычно это:
	- 
	
		 куклы или фигурки, которые изображают людей;
	 
- 
	
		 фигурки животных (игрушечные или вылепленные из пластилина);
	 
- 
	
		 предметы домашнего быта (дома, машинки, мебель, посуда, флаконы, коробочки);
	 
- 
	
		 положительные и отрицательные персонажи из сказок или мультфильмов;
	 
- 
	
		 веточки деревьев, цветы, листья.
	 
	 Сначала малыша знакомят с песком и его свойствами, предлагая ему нарисовать пальцами в песочнице круги и линии, набрать песок в ладошки и высыпать его, зарыть ручки в песок, а уже после переходят к упражнениям и играм.
 Примерные упражнения:
	- 
	
		 Водя руками по песку, терапевт показывает, какие волнистые следы остаются на песке, рассказывает о своих ощущениях ребенку и просит того повторить действие и тоже поделиться, что он чувствует, задавая наводящие вопросы: «Какой песочек? Он сухой или влажный? Гладкий или шершавый? Твоим ручкам приятно сыпать песок или нет?». Такое упражнение разовьет моторику и научит малыша озвучивать свои ощущения.
	 
- 
	
		 Ребенку предлагается создать дождь из песка. Сначала мелкий (из одной ладошки), потом сильнее, и наконец – мощный ливневый дождь (из обеих ладоней). Упражнение даст малышу ощущение причастности к окружающему миру, уменьшит страх и тревожность, поспособствует снижению агрессии.
	 
 Примерные игры:
	- 
	
		 «Игра в семью». Малыш выбирает фигурки, которые будут изображать членов его семьи и инсценирует, например, семейное чаепитие, расположив «маму», «папу», «сестру» и «себя» за столом с игрушечными чашками. Опытный психолог сможет определить, кто в семье маленького пациента имеет авторитет, по какому поводу родственники ссорятся, дружны ли они.
	 
- 
	
		 «Игра в друзей». Ребенок выбирает среди игрушек своих друзей, дает им имена и разыгрывает с ними сценки из жизни. Инсценировка расскажет психологу о трудностях малыша в общении со сверстниками, воспитателями или учителями, а со временем научит кроху справляться с конфликтными ситуациями.
	 
- 
	
		 «Сказочный сюжет». Терапевт предлагает ребенку создать свой собственный сказочный мир, дав малышу полный карт-бланш в выборе персонажей и волшебной обстановки. Такая начальственная позиция сделает ребенка счастливым, а в реальности научит ответственности и повысит самооценку.
	 
	 Метод песочной терапии поможет:
	- 
	
		 дать волю фантазии и воображению;
	 
- 
	
		 развить речь, память, мышление;
	 
- 
	
		 научиться решать споры и конфликты;
	 
- 
	
		 активизировать навыки общения и творческие способности.
	 
                        
                        
                            «Детская и подростковая психотерапия»
                        
                        
                            2 месяца (160 часов) 
                        
                        
                     
                    
                    
                        
                            
                                Профессиональная переподготовка 
                            
                            
                            
                         
                        
                            «Детская психология. Практическая психологическая помощь детям и подросткам» с присвоением квалификации «Детский психолог»
                        
                        
                            от 2 месяцев (от 310 часов)