- Разбираем понятие ИКТ и их функции в сфере образования
- Основные задачи ИКТ-технологий в образовательном процессе
- В чем главные преимущества использования ИКТ в образовании?
- Виды информационно-коммуникационных образовательных технологий
- Какие существуют методы использования ИКТ?
- В каких случаях педагогу особенно помогут информационные технологии?
- Как учителю повысить свою информационно-коммуникационную компетентность?
В наши дни на общество сильно влияют компьютерные технологии. Они проникают во все сферы жизнедеятельности человека, улучшая его информированность и давая множество новых возможностей в профессии, учебе, общении. Сфера образования тоже не является исключением – современный учитель не мыслит свою деятельность без применения информационно-технологических достижений и активно пользуется в работе разными средствами ИКТ: чатами, мессенджерами, форумами, блогами, электронной почтой, телеконференциями, вебинарами и многими другими доступными ресурсами.
Наша статья – для тех, кто хочется разобраться, как применяются информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе и где этому можно научиться.
Разбираем понятие ИКТ и их функции в сфере образования
Методы, производственные процессы и программно-технические средства, которые применяют, чтобы собрать, обработать, сохранить, распространить, отобразить или использовать информацию в интересах пользователей, называют информационно-коммуникационными технологиями.
В образовании ИКТ выполняют следующие функции:
-
образовательную (формирование знаний и навыков для подготовки учеников к дальнейшему освоению программы и к осознанному приобретению новых знаний);
-
развивающую (развитие у школьников восприятия, концентрации, внимания, памяти, мыслительных процессов, фантазии и творческих способностей);
-
воспитательную (создание благоприятных условий для освоения детьми и подростками нравственных, эстетических, культурных, экологических и правовых норм, принятых в обществе, развитие познавательной активности).
Основные задачи ИКТ-технологий в образовательном процессе
Некоторые педагоги сомневаются, нужно ли в совершенстве владеть компьютерными технологиями, чтобы провести эффективное занятие.
Основная цель ИКТ в образовании – облегчить работу учителя и повысить качество его деятельности до уровня, соответствующего современным стандартам.
Задачи информатизации:
-
научить педагога применять интерактивные методы обучения;
-
включать в свои уроки разные виды деятельности (учебную, экспериментальную и другие);
-
адаптировать ИКТ к каждому конкретному ученику;
-
обеспечить непрерывность обучения;
-
разработать ИКТ для дистанционных уроков;
-
усовершенствовать программно-методические приемы, используемые в учебном процессе.
Помимо этого, нужно помнить, что именно современный педагог отвечает за формирование у школьников высокого уровня информационной грамотности. А это тоже очень важная задача, поскольку знания в области компьютерных технологий дадут ученику в дальнейшей взрослой жизни множество возможностей, будут способствовать его самостоятельности и успехам в жизни.
В чем главные преимущества использования ИКТ в образовании?
Использование информационных технологий в образовательном процессе имеет множество плюсов и позволяет:
-
сэкономить время на подготовку урока и проверку контрольных работ, домашних заданий и результатов учащихся;
-
выйти на новый, более высокий уровень работы;
-
проводить разнообразные уроки (основные средства обучения дополнять содержательной поддержкой в виде технологических материалов);
-
сделать занятие увлекательным и современным;
-
внедрить новые обучающие программы, демонстрацию слайдов, использовать презентации, мультимедийные альбомы;
-
познакомить учеников с современными способами самообразования;
-
помочь ученикам сконцентрировать внимание на ключевых моментах;
-
усилить наглядную основу при освоении новых тем;
-
приучить к самостоятельному поиску информации;
-
сформировать общую культуру школьников;
-
привлечь детей к исследовательско-экспериментальной деятельности;
-
обеспечить интеллектуальный фон обучения;
-
повысить познавательный интерес и вовлеченность школьников в обучение;
-
сформировать информационную культуру учащихся;
-
развить мыслительные способности детей;
-
привлечь к совместной работе пассивных и замкнутых ребят;
-
повысить интенсивность и скорость занятий;
-
улучшить показатели успеваемости;
-
получить возможность пообщаться с учениками и педагогами из других стран;
-
выстроить гибкий процесс обучения.
Виды информационно-коммуникационных образовательных технологий
К средствам ИКТ относятся программные, аппаратные и технические современные устройства, предназначенные для обмена, накопления, хранения, обработки, передачи различной информации.
Тот прорыв в области информационно-компьютерных технологий, который происходит в наши дни, предполагает пересмотр способов организации уроков в образовательных учреждениях. Чаще всего педагоги в учебном процессе прибегают к следующим средствам информационных технологий:
-
электронным учебникам, пособиям, которые можно демонстрировать при помощи ноутбука, компьютера или мультимедиа-проектора;
-
тренажерам и программам, позволяющим провести тестирование;
-
электронным справочникам и энциклопедиям;
-
образовательным ресурсам в интернете;
-
аудио- и видеотехнике;
-
интерактивной доске (панель с сенсорным экраном, которую учитель подключает к компьютеру);
-
дискам для хранения картинок и иллюстраций.
Все средства ИКТ подразделяются на следующие виды в зависимости от своего назначения:
-
Для решения педагогических задач используются:
-
системы, которые обеспечивают получение базовых знаний (например, электронный учебник, система обучения, средства для контроля результатов учеников);
-
практические средства (например, практикумы и задачники, виртуальный конструктор, тренажер, программа для моделирования);
-
программно-технические средства для обучения онлайн (СДО);
-
вспомогательные материалы (например, энциклопедия, словарь, развивающая компьютерная игра, мультимедийное занятие).
-
По функциональным свойствам:
-
обучающе-информационные (к примеру, электронная библиотека, электронная книга, электронный справочник, обучающая компьютерная программа и другие);
-
коммуникационные (электронные чаты, почта или конференция);
-
для поиска информации (например, поисковая система или каталог).
-
В зависимости от типа информации.
-
текстовую информацию (учебник, пособие, тест, справочник и другие);
-
визуальную информацию (фотография, изображение, график, видеофрагмент, демонстрация эксперимента, экскурсия);
-
аудиоинформацию (звукозапись, дидактический речевой материал, музыкальное произведение, живое звучание и т. п.);
-
видеоинформацию (предметная экскурсия или видео с изучаемым объектом).
-
В зависимости от форм применения технологий:
-
на уроке;
-
на внеурочных занятиях.
Цифровые ресурсы могут включать:
Какие существуют методы использования ИКТ?
Учитель применяет на своих занятиях средства ИКТ при помощи следующих методов:
-
ученикам предлагаются к изучению материалы в мультимедийной форме (например, презентация, рисунки, видео- и звукозапись);
-
информация усваивается в интерактивном режиме (с использованием интерактивных моделей, виртуальных лабораторий, конструкторов);
-
создаются условия для самостоятельных экспериментов, что развивает творческие способности;
-
электронное оборудование используется на уроках для проведения исследований, а также при обработке и анализе результатов и данных;
-
формируются навыки информационно-поисковой деятельности;
-
проводятся уроки в онлайн-режиме;
-
осуществляется объективная и оперативная оценка достижений учеников.
В каких случаях педагогу особенно помогут информационные технологии?
Можно сказать, что в любых. ИКТ особенно незаменимы:
-
если учителю нужно объяснить ученикам новую тему (яркие иллюстрации, схемы и презентации, которые могут выгодно сопроводить рассказ педагога, а также помогут детям лучше и быстрее запомнить незнакомую информацию);
-
при подготовке учащихся к самостоятельной работе (школьники научатся искать и отбирать нужную информацию, создавать интересные мультимедийные проекты);
-
при проведении контрольных и самостоятельных работ в современном ключе;
-
для оценивания результатов учеников и осуществления контроля над их успеваемостью (можно пользоваться онлайн-тестами, викторинами и опросниками, мгновенно заносить результаты в базу данных и находить их по мере надобности).
В любом случае, будет ли урок не только познавательным, но и интересным, во многом зависит от фантазии, активности и знаний учителя.
Как учителю повысить свою информационно-коммуникационную компетентность?
Огромную роль в образовательной деятельности играют методическое сопровождение и применение информационно-коммуникационных технологий, поэтому так важно иметь возможность распространить педагогический опыт в этой области, сделав необходимые знания доступными для каждого.
Сегодня существует множество специальных курсов для педагогов, коучей и тренеров, на которых можно освоить ИКТ и начать применять их в своих уроках. Очень важна готовность учителя проводить занятия с использованием новых технологий, а также осознанное желание получить теоретические и практические знания и умения.
На онлайн-курсе в нашей академии всего за 2 месяца можно освоить профессию методиста по ИКТ и получить соответствующий диплом. На обучении вы познакомитесь с основами методической работы и ее организацией в условиях образовательного учреждения, узнаете, как создать и правильно вести базу данных использования ИКТ в образовательном процессе, научитесь организовывать электронное и дистанционное обучение на самом современном уровне. В наших образовательных материалах учтены все нововведения и актуальные изменения. Ждем вас на обучение, чтобы получать качественные знания и делать нашу сферу образования еще лучше!