Выбор профессии – это ответственный шаг для каждого человека. Стоит шагнуть не в том направлении, и можно потратить годы и даже десятилетия на дело, которое в итоге принесет лишь усталость и разочарование.
Сложность состоит в том, что определиться с профессией нужно еще в школе, когда и знаний о будущей специальности недостаточно, и представления о собственных способностях, возможностях и желаниях не вполне адекватны. Да и подчиниться воле родителей или последовать примеру старших товарищей соблазн очень велик.
Наша статья о трудностях профессионального самоопределения и о том, что поможет сделать правильный выбор.
Особенности старшего школьного возраста
Изображение от Freepik
Период старшего школьного возраста охватывает важный отрезок жизненного пути – от 15 до 17-18 лет. Это время, когда школьное обучение вступает в завершающую стадию (а для кого-то из ребят заканчивается после 9 класса), когда старшеклассники готовятся к выходу во взрослую жизнь.
К этому моменту основные свойства личности, познавательные процессы сформированы и в дальнейшем будут лишь совершенствоваться, закрепляться.
Приоритетным направлением для юношей и девушек становится самоопределение – и личностное, и профессиональное.
С точки зрения возрастной психологии в старшем школьном возрасте происходит самоопределение личности – у ребят формируются мотивы, которые будут обуславливать их дальнейшие действия и поступки, появляются ценности, ориентиры, намерения и стремления, выстраиваются собственные планы на жизнь.
Ключевые вопросы, которые задают себе 15-18-летние, – кем быть и каким быть. Важную роль в самоопределении старшеклассников играет профессиональное самоопределение – выбор профессии, который и задаст направление движения, поможет найти свое место в жизни.
Чтобы выбор профессии состоялся, человеку предстоит осознать все те требования, которые предъявляет желанная специальность, и проанализировать, насколько его собственные (внутренние) ресурсы соответствуют этим требованиям. Будущий специалист должен научиться принимать осознанные решения, действовать в соответствии со своими осознанными намерениями. Таким образом самоопределение – это важный этап становления и упорядочивания мотивов и потребностей личности.
Решая, что и каким образом делать, какой способ предпочесть, старшеклассник руководствуется поставленной перед собой целью, т. е. ведущая роль отныне принадлежит произвольной мотивации.
Еще один поворотный этап в развитии старших школьников – формирование мировоззрения. В отличие от подростков, которые особое значение придают своим действиям и поступкам, старшеклассники гораздо больше ценят собственные взгляды, мнение, позицию по каким-либо вопросам. В этом проявляется самостоятельность – еще один атрибут взрослой жизни. Отстаивая свою позицию, высказывая свое мнение, старшие школьники отстраиваются от своих сверстников, подчеркивают свою индивидуальность, непохожесть. Но делают это более цивилизованным способом – без подростковой бравады и неумеренности. Им важно продемонстрировать свои знания, интеллектуальные способности. В этом проявляется и возрастающее самосознание старшеклассников – они становятся более требовательными, критично настроенными и к себе, и к окружающим. С этого момента юноши и девушки обретают способность к самовоспитанию – начинают довольно строго оценивать себя, свои качества и при необходимости работать над собой. Правда, детство все еще напоминает о себе, например, в излишней чувствительности к замечаниям и оценкам, которые ставят окружающие, в стремлении к идеалу в каких-то глобальных вещах, которое соседствует с беспринципностью в мелочах и т. п.
Какие факторы влияют на выбор профессии
Изображение от freepic.diller на Freepik
Свой выбор в пользу той или иной специальности старшеклассник делает под действием различных внешних (социальных) и внутренних (психологических) факторов. К первым относятся стереотипы, существующие в обществе, советы и наставления окружающих. Ко вторым можно отнести личные ожидания от профессии или от себя в роли профессионала (например, какая жизнь начнется, когда появится возможность руководить другими людьми).
Евгений Климов, психолог, психофизиолог, специалист в области психологии труда и профориентации, выделял 8 ключевых факторов, которые влияют на выбор профессии (их еще называют восемью углами выбора профессии или восьмиугольником Климова):
-
способности человека, который делает непростой выбор (подтверждением того, что они есть, будут не только хорошие оценки в школе, но и достижения в самых разных сферах);
-
склонности (то, чем человек увлечен, на что готов тратить свое свободное время, что приносит радость и удовольствие);
-
собственные представления об этапах овладения профессией, планы на будущее;
-
информированность об особенностях профессии, которая кажется привлекательной (важно принимать судьбоносное решение на основании максимально объективных, полных данных, соответствующих действительности, а не иллюзорных представлений и надежд);
-
позиция родителей и старших членов семьи, тех, кто до определенного момента отвечает за то, как складывается жизнь их детей;
-
мнения ровесников – приятелей, подруг (в 15-18 лет такие связи очень важны, и хорошо, если выбор будет одновременно соответствовать и собственным желаниям и интересам, и настроениям в обществе);
-
уровень притязаний (насколько велико желание выбором своего пути добиться чьего-то одобрения, признания);
-
позиция классного руководителя, мнения школьных учителей (опытный педагог может разглядеть в своем подопечном то, что остальные не заметят).
Какие мотивы движут старшеклассником при выборе своего будущего
Изображение от lookstudio на Freepik
По разным оценкам, сегодня в мире существует от сорока до пятидесяти тысяч профессий. Даже на то чтобы только прочитать весь перечень специальностей и хотя бы поверхностно ознакомиться с их нюансами, потребуется немало времени и терпения. Что уж говорить о тщательном анализе, сравнении отдельных моментов, оценке соответствия своих возможностей и способностей с требованиями той или иной сферы деятельности. Как же тогда выбрать дело, которое будет приносить удовольствие и радовать доходами?
Исследования показывают, что старшеклассниками движут следующие мотивы:
-
престижность профессии;
-
высокая зарплата;
-
интерес;
-
комфортные условия труда;
-
доступность (профессией должно быть несложно овладеть);
-
соответствие желаниям старших (родителей, например);
-
возможность учиться и работать со своими друзьями;
-
возможность найти работу по специальности.
Для многих ребят самым значимым параметром является престижность профессии. Однако, в этом мире все очень быстро меняется. И то, что еще вчера казалось многообещающим, заслуживающим общественного признания, сегодня теряет свои позиции. Поэтому ориентироваться только лишь на престижность будет ошибкой. Как и стремление получить специальность, за которую хорошо платят. Платят не за наличие профессии и диплома, который это подтверждает, а за опыт, за компетентность, за отношение к работе, умение и желание выполнять на достойном уровне свои функциональные обязанности, за соответствие занимаемой должности (в том числе по состоянию здоровья).
Третьим по значимости при выборе своего пути для старшеклассников является интерес к профессии, к ее содержанию. Такая увлеченность делом может оказаться отличным стимулом для более глубокого погружения, для совершенствования, роста и развития, как по вертикали, так и по горизонтали.
Работать в комфортных условиях, иметь все необходимое – современное оборудование, материальные и технические возможности и т. п. – для выполнения своих обязанностей действительно важно. И это объективно заслуживает внимания.
В непростых экономических условиях доступность обучения действительно важна. Тем более что большой конкурс на место в учебном заведении или высокая плата за каждый семестр вовсе не являются гарантом качества получаемого образования. Многое зависит от уровня преподавания, мастерства и квалификации педагогов. А все это можно найти и в вузе, который ближе к дому, или в том, куда легче поступить. Но и делать доступность ключевым параметром тоже не стоит – чтобы не сводить к минимуму возможность выбора.
Довольно распространенным поводом для выбора той или иной профессии становится желание исполнить мечту родителей или послушное следование советам ближнего круга. Хорошо, если при этом не придется задвигать подальше собственные предпочтения или жертвовать своим будущим. Времени или возможности для того, чтобы исправить свои ошибки, может не оказаться.
Выбрать вуз и факультет, чтобы только учиться вместе со своими друзьями-приятелями, – такое тоже нередко случается. Веселая компания – дело хорошее, но все же лучше помнить о своих способностях, возможностях, интересах и увлечениях.
А вот мотивировать свой выбор высокими шансами трудоустройства после обучения – вполне взрослое, взвешенное решение. Конечно, за время обучения мир может кардинально измениться, но все же лучше быть в тренде, отслеживать запросы рынка труда и стараться им соответствовать.
Слагаемые правильного выбора профессии: хочу + могу + надо
Изображение от katemangostar на Freepik
Ответить себе на вопрос «кем быть?» – это больше, чем просто решить, чем хочешь заниматься. Выбор профессии – это выбор своего пути, вектора движения к цели, направления своих мыслей и устремлений. И если этот выбор сделан правильно, у человека появляется возможность получать удовольствие от того, что делает, от результатов своего труда, от пользы, которую он приносит. Он может постоянно развиваться, расти, совершенствоваться, делиться своими достижениями.
Каковы же слагаемые такого непростого правильного выбора профессии? Специалисты предлагают следующую формулу:
-
Первый компонент – «хочу». Он включает интересы и склонности человека, его требования к делу, которым он хочет заниматься. Под интересами подразумевается все, что хочет знать человек, какой предмет или какое явление он хотел бы более детально изучить, исследовать. К его склонностями относится то, что он хочет сделать. Интересы и склонности могут не совпадать и даже конфликтовать друг с другом. Например, можно интересоваться археологией, но крайне негативно относиться к исследовательским экспедициям и жизни в полевых условиях. В этом случае выбрать профессию будет проблематично.
Если человек не знает, чего он хочет, можно для начала ответить самому себе на вопросы: с кем или чем он хочет работать (например, с людьми, информацией или финансами) и какой вид деятельности предпочитает (например, исследовать что-либо, обучать кого-то чему-то или управлять людьми или процессами).
-
Второй компонент – «могу». Его составляют знания, умения, навыки, способности и возможности (в том числе физические возможности и состояние здоровья). Все эти качества и свойства определяют, насколько человек подходит для выбранной специальности, насколько он профпригоден. От этого индивидуального багажа будет зависеть, насколько человек обучаем, легко ли овладевает новыми видами деятельности, есть ли у него творческий потенциал и т. д. Вообще, знать свои сильные и слабые стороны полезно – это облегчает выбор.
-
Третий компонент – «надо». Если первые два пункта относились к конкретному человеку, то третий пункт – это требования, которые предъявляет внешняя среда, а именно – рынок труда. Это те профессии, которые в данный момент наиболее востребованы, а значит, их обладатели с легкостью смогут найти достойное место работы. Можно самостоятельно промониторить различные источники, ознакомиться с тем, что думают об актуальных направлениях эксперты, а затем проанализировать полученную информацию и сделать взвешенный выбор.
Если удается гармонично совместить все три компонента, выбранная профессия будет оптимально подходящей. В таком случае имеющимся знаниям и навыкам найдется достойное применение, а стремления, желания будут соответствовать настроениям рынка.
Профориентация для старшеклассников
Изображение от yanalya на Freepik
Пытаясь выбрать свой путь, старшие школьники неизбежно сталкиваются с трудностями:
-
представления о профессии слишком далеки от реальности – из-за того, что выбраны не те источники информации;
-
собственным способностям и возможностям дается неадекватная оценка;
-
выбор профессии продиктован не собственными склонностями, способностями, возможностями, а чьими-то симпатиями, предпочтениями и т. д.
Уменьшить количество и масштаб подобных препятствий помогает профориентация, итогом которой станет формирование готовности к выбору. Чтобы цель была достигнута, работу нужно вести сразу в нескольких направлениях:
-
профессиональное просвещение – знакомить старшеклассников с различными сферами деятельности, специальностями, их нюансами;
-
профессиональная диагностика – исследование личности старшего школьника (его интересов, склонностей, способностей, индивидуальных качеств, характера и т. д.);
-
профессиональное воспитание – пробуждение у ребят интереса к конкретной специальности и его поддержание;
-
профессиональная активация – организация тест-драйвов различных сфер деятельности, специальностей;
-
профессиональная консультация – помощь эксперта в определении траектории движения к цели, в проектировании будущей профессии, в выборе учебного заведения для получения профессионального образования.
Кстати, в помощи профориентолога нуждаются не только школьники, которые готовятся сделать свой осознанный первый шаг во взрослую жизнь. Консультации такого специалиста востребованы и у тех, кто остался без работы или решил сменить сферу деятельности, пережив профессиональное выгорание и разочаровавшись в том, что раньше приносило радость.
Хотите познакомиться поближе с этой востребованной и полезной во все времена профессией? Добро пожаловать к нам в Академию на курс «Профориентационная работа со взрослыми». Обучение проходит в удобном дистанционном формате. После итоговой аттестации наши слушатели получают квалификацию «Профориентолог» и могут работать в центрах занятости, кадровых агентствах, образовательных учреждениях или консультировать в частном порядке.