В этой статье мы рассмотрим одну из ключевых идей гештальт-терапии — концепцию «собаки сверху» и «собаки снизу», которая помогает понять динамику взаимоотношений между человеком и его внутренними и внешними конфликтами. Мы расскажем, что это за концепции, как они образуются и как влияют на жизнь человека. И дадим несколько советов, как улучшить связь между ними и достичь гармонии и целостности.
Что такое «собака сверху» и «собака снизу»?
Это метафорические обозначения двух аспектов личности, которые часто находятся в противоречии друг с другом. Эти термины были введены Фредериком Перлзом, основателем гештальт-терапии, в его книге «Гештальт-терапия: Возбуждение и рост в человеческом потенциале» (1969).
-
«Собака сверху» представляет собой часть вас, содержащую все «должны» и «нельзя», которые вы интроицировали (внедрили) из внешних источников (от родителей, учителей, общества). Это часть человека, которая критикует, запрещает, приказывает, навязывает, давит и подавляет наши истинные желания, потребности и эмоции. Она часто агрессивна, авторитарна, она жесткая и негибкая. Она стремится к совершенству, контролю и соответствию ожиданиям.
-
«Собака снизу» представляет собой часть вас, выражающую ваши подлинные чувства, импульсы, фантазии и творческое начало. Это часть человека, которая стремится быть свободной, радостной, любящей и живой. Она часто боится, стыдится, чувствует вину и подчиняется «собаке сверху». Она пытается не делать, уклониться, убедить, умилостивить или сопротивляться давлению. Она стремится к удовольствию, самовыражению и самоактуализации.
Как они формируются?
«Собака сверху» и «собака снизу» приобретаются человеком в процессе социализации. Когда вы рождаетесь, вы не имеете четкого разделения между собой и окружающим миром. Вы живете в состоянии единства и целостности, в котором свободно выражаете ваши потребности и чувства. Однако по мере взросления вы сталкиваетесь с различными требованиями, правилами, запретами и наказаниями со стороны значимых для вас людей (например, родителей), которые формируют ваше представление о том, какими вы должны быть, чтобы быть принятыми, чтобы вас любили и одобряли. Вы начинаете адаптироваться к этим условиям, подавляя или отрицая части себя, не соответствующие им. Таким образом вы создаете «собаку сверху», которая становится вашим внутренним цензором и контролером.
Однако подавленные части вас не исчезают, а продолжают существовать в вашем подсознании. Они проявляются в виде снов, фантазий, симптомов, творческих импульсов и т.д. Они могут выходить на поверхность в ситуациях, когда «собака сверху» ослабевает или теряет контроль, например, под воздействием алкоголя, наркотиков, стресса, страсти и т.д. Таким образом вы создаете «собаку снизу», которая становится вашим внутренним ребенком и бунтарем.
Как они влияют на вашу жизнь?
«Собака сверху» и «собака снизу» влияют на вашу жизнь во многих аспектах, (например, самооценка, эмоциональное состояние, поведение, отношения, здоровье). Когда эти две концепции находятся в конфликте, вы испытываете внутреннее напряжение, дисгармонию, неудовлетворенность, страдание. Когда они согласованы, вы чувствуете внутреннее спокойствие, гармонию, удовлетворенность, счастье и целостность.
Приведем примеры того, как эти концепции могут влиять на вашу жизнь:
-
«Собака сверху» может заставлять вас работать чрезмерно много, жертвовать собой, подчиняться авторитетам, соблюдать нормы и правила, подавлять свои чувства и желания, критиковать себя и других, чувствовать себя виноватыми, недостойными и т.д. Это приводит к стрессу, депрессии, тревоге, неврозам, психосоматике, низкой самооценке, одиночеству, конфликтам и т.д.
-
«Собака снизу» может заставлять вас бунтовать, протестовать, нарушать правила, действовать импульсивно, искать удовольствие, выражать свои чувства и желания, творить, играть, любить и т.д. Однако, если она не учитывает реальность, последствия и границы, это приводит к возможным проблемам: аддикциям, агрессии, насилию, безответственности.
Как улучшить связь между «собакой сверху» и «собакой снизу»?
Цель гештальт-терапии заключается не в том, чтобы избавиться от «собаки сверху» или «собаки снизу», а в том, чтобы установить между ними диалог, понимание, сотрудничество и баланс. Для этого нужно осознавать и принимать обе части себя, выражать их потребности и чувства, слушать их сообщения и учитывать их интересы. Вот некоторые способы, которые могут помочь сделать это:
-
Осознайте свои внутренние конфликты и противоречия, не отрицайте и не игнорируйте их, идите на прямой контакт, вы должны признать их существование и значимость.
-
Идентифицируйте свою «собаку сверху» и «собаку снизу», дайте им имена, образы, голоса и т.д., чтобы лучше понять их характер, мотивы, цели и т.д.
-
Старайтесь выражать их, используя различные формы самовыражения: речь, письмо, рисование, игра, движение и т.д., чтобы дать им возможность быть услышанными и увиденными, принятыми такими, какими они являются.
-
Слушайте своих «собак сверху и снизу», используйте разные формы внимания: вопросы, отклики, рефлексию, эмпатию и т.д., чтобы лучше понять их потребности, чувства, желания и т.д.
Как эта концепция применяется в гештальт-терапии?
Концепция «собаки сверху» и «собаки снизу» применяется в гештальт-терапии для того, чтобы помочь клиенту осознать и проработать свои внутренние конфликты, мешающие ему жить полноценно и счастливо. Гештальт-терапевт использует разные методы и техники, чтобы выявить, какие «должны» и «нельзя» диктует «собака сверху» и какие потребности и чувства выражает «собака снизу». Он помогает клиенту установить контакт между этими двумя частями себя и найти баланс между ними.
Вот некоторые из методов и техник, которые использует гештальт-терапевт:
-
Эксперимент: способ исследовать свои переживания в настоящем моменте, выбирая разные формы самовыражения: речь, письмо, рисование, игра, движение и т.д. Эксперимент помогает клиенту выйти за рамки своих привычных схем мышления и поведения, и открыться для нового опыта. Например, клиенту может быть предложено представить, что он разговаривает со своей «собакой сверху» или «собакой снизу» (или со своими родителями, друзьями, партнером и т.д.), и выразить все, что он хочет сказать им, или наоборот, послушать, что они стремятся сказать ему или друг другу.
-
Монодрама (метод пустого стула): способ взаимодействовать с важными для клиента людьми или частями себя, используя пустой стул, на котором они символически сидят. Клиенту предлагается переходить с одного стула на другой и разговаривать с собой или с другим человеком (например, родителем) из разных ролей. Например, клиент может сесть на стул «собаки сверху» и сказать, что он требует от себя, а затем сесть на стул «собаки снизу» и сказать, что он чувствует и хочет в ответ.
-
Диалог: способ взаимодействовать с окружающими людьми или с собой, используя принципы «я и ты», «здесь и сейчас» и «как есть». Диалог помогает клиенту выражать свои эмоции, ощущения и потребности прямо и честно, слушать и понимать других, принимать их такими, какие они есть, и брать на себя ответственность за свои слова и действия. Например, клиент может вести диалог со своим партнером, родителем, другом, коллегой или с собой, используя личные местоимения «я» и «ты», говоря о своих чувствах и нуждах в настоящем времени и избегая оценок и обвинений.
Как узнать больше?
Если вас заинтересовали эти концепции и вам было бы интересно узнать больше о гештальт-терапии, приглашаем вам пройти гештальт курсы онлайн от НАДПО. Это замечательная возможность получить качественное образование в этой области, не выходя из дома. Вы сможете:
-
Изучить теоретические основы и практические приемы гештальт-терапии, которые помогут вам лучше понимать себя и других, развивать свой потенциал и решать проблемы.
-
Получить доступ к видеолекциям, интерактивным заданиям, онлайн-консультациям и супервизии от опытных и квалифицированных преподавателей, и практикующих гештальт-терапевтов.
-
Стать частью дружественного и поддерживающего сообщества студентов и выпускников, которые с радостью поделятся своим опытом и знаниями с вами.
-
Получить диплом установленного образца, который подтвердит вашу квалификацию и повысит вашу конкурентоспособность на рынке труда.