Первые знания иностранного языка (в подавляющих случаях это английский) дети получают в школе. Обязательная программа сегодня предполагает его изучение со второго класса начального образования, а в случае школ и классов с углубленным изучением – с первого. В таком формате учились около 13% студентов.
В качестве экзамена по выбору в рамках ЕГЭ иностранный язык выбрали примерно 12% респондентов, 11% из них пришлось на английский, а 1% – на остальные языки (французский, немецкий, китайский и испанский). При поступлении в вуз этот экзамен пригодился примерно половине опрошенных, причем результат его отличается непринципиально – в среднем 78 баллов для всех сдававших и 81 балл для тех, кто предъявил его в вузе.
Несмотря на это, свое знание языка как свободное оценивают всего 7% опрошенных, а как хорошее – менее половины (45%). 26% могли бы объясниться с носителем языка простыми словами и фразами и то, лишь в бытовом общении, а 29% владеют отдельными фразами, словами, но в целом говорить и понимать на английском языке им было бы затруднительно.
Это можно считать проблемой, так как сегодня английский – международный язык, на котором ведется общение в сферах науки и бизнеса. Без его знания студентам недоступны многие профессиональные исследования, доклады, они не могут обмениваться опытом с зарубежными коллегами и исключают себя из международной профессиональной среды.
Четко прослеживается зависимость уровня владения языком от региона проживания. Ожидаемо, в Москве он выше: тут больше студентов, которые хорошо знают язык и могут на нем коммуницировать, и меньше всего тех, кто никогда его не изучал. Высокий уровень владения показывают и Северо-Западный, Уральский и Южный федеральные округа. Также этот показатель прямо коррелирует с уровнем и престижностью университета.
Распределение в зависимости от специальности оказалось достаточно неожиданным: студенты математических и ИТ-факультетов знают английский лучше, чем гуманитарии и учащиеся социальных направлений (если не считать лингвистов). Исследователи связывают это с тем, что высокие технологии, языки программирования тесно связаны с английским, именно на нем составлен основной массив технической документации. Если студент-айтишник хочет изучить опыт коллег, то без языка тоже не обойтись.
Печальны цифры знающих английский среди студентов-медиков и учащихся естественно-научных направлений: более-менее сносно им владеют всего 31 и 27% соответственно. А печально это потому, что большая часть будущих врачей, биологов и экологов отрезаны от англоязычного научного мира, не смогут участвовать в международных конференциях, а значит последние достижения профессиональной сферы будут добираться до России и внедряться значительно позднее.
Меньше всего тех, кто знает язык хотя бы на среднем уровне, и больше всего тех, кто никогда не имел с ним дела, оказалось на тех специальностях и направлениях, где он практически не требуется – сельское хозяйство, физкультура, образование (опять-таки, исключая будущих учителей английского языка). Кстати, учителем иностранного языка можно стать, пройдя дистанционный курс в рамках дополнительного профессионального образования. Правда, без начального знания и понимания хотя бы структуры языка тут тоже не обойтись.
Владение английским языком сильно зависит от социального статуса семьи, что тоже вполне ожидаемо: семьи с высоким достатком имеют возможность заниматься с детьми дополнительно, ездить за границу, а родители с хорошим высшим образованием лучше понимают необходимость знания английского для будущей карьеры и расширения возможностей. Таким образом, студенты из более обеспеченных благополучных семей изначально получают преимущество на пути к высококвалифицированным рабочим местам.
А что с цифровыми навыками?
Исследование показало, что в большей степени студенты российских вузов используют для обучения офисный пакет MS Word и другие текстовые редакторы (89%), Power Point и программы для презентаций (72%), MS Excel и таблицы (67%). Профессиональное и специализированное программное обеспечение используют в подавляющем большинстве случаев студенты соответствующих профильных специальностей, как правило, связанных с IT-направлением.
И это тоже недосмотр образовательной программы. Почти половина опрошенных рассказала, что у них вообще не было занятий, где они могли бы повысить компьютерную грамотность. А среди тех, у кого такие занятия все-таки были, их посещали всего 61% респондентов.
Нужно заметить, что власти понимают проблему, и значительные усилия направляют на реализацию программы «Приоритет-2030». Это специальные цифровые кафедры, на которых будущие специалисты могут приобрести цифровые навыки. Причем, если изначально подобное обучение было добровольным, то сейчас оно носит обязательный характер.