Нейрофитнес – это комплекс методов и мер, помогающих на разных уровнях оптимизировать работу мозга и организма в целом. Эта технология может применяться в различных возрастных группах.
Часто человек не может организовать свою деятельность, не может добыть необходимую информации. Синдром дефицита внимания и гиперактивности свойственен не только детям, от него могут страдать и взрослые. Человек может пропустить что-то важное для себя, постоянно отвлекаться на какие-то внешние факторы. Самые распространенные проблемы, которые можно решить с помощью нейрофитнеса: невнимательность, импульсивность, сниженная мотивация. У детей к перечисленным уже проблемам, могут присоединяться еще и такие, как трудности с письмом и счетом, сложности с усвоением информации, низкая когнитивная гибкость.
Если проводить аналогии с обычным фитнесом, то получается, что человек обеспечивает себя белками и протеинами, наращивает себе мышечную массу, но ведь ее надо где-то использовать? Хотим красивое тело, значит, наращиваем мышцы в нужных местах, хотим высоко прыгать – тренируемся. Тоже самое происходит и с нашим мозгом. Если мы хотим научиться быть более внимательным, усилить память и другие когнитивные функции, то нужно использовать когнитивные тренировки.
От чего зависит правильная работа мозга
Оптимальная работа мозга и его здоровье зависит от здоровья организма в целом. Многие люди занимаются фитнесом, своим телом, пытаются в чем-то преуспеть, освоить новые навыки, умения, получить новые знания, не задумываясь о том, что ресурсы мозга тоже ограничены, и о нем тоже надо заботиться.
У знаменитого писателя Айзека Азимова (он был еще и популяризатором науки) есть интересная книга – «Мозг человека». Большая часть этой книги посвящена тому, как работают гормоны и протекают различные химические и биохимические процессы в кишечнике. Это очень важно, потому что эта тема актуальна последнее время – о том, как связан наш мозг и микробиом кишечника между собой. Здоровый кишечник – здоровый мозг, как бы странно это не звучало.
Например, большое количество «быстрых» углеводов (т.е. сахара) приводит сначала к всплеску энергии, повышению активности, а дальше происходит резкий спад и человек становится вялым и плохо соображающим. Мало того, в кишечнике вырабатываются те вещества, с помощью которых мозг работает. Это нейромедиаторы.
А как же быть с утверждением, что мозгу необходимо сладкое? Совсем отказаться от углеводов нельзя. Мозгу необходимы два элемента – глюкоза и кислород. Без них он долго «прожить» не сможет. Гипоксия (отсутствие кислорода) и гипогликемия (резкое падение сахара) приводят к смерти мозга. Глюкоза содержится не только в сахаре, но и во многих других продуктах. Принято разделять быстрые и медленные углеводы. Употребление быстрых углеводов оправдано только тогда, когда у человека повышенная физическая активность. Если такой активности нет, то мозгу всплеск энергии, полученной через быстрые углеводы, вреден. Ему необходима равномерная, постепенно поступающая энергия.
Что еще можно добавить? Полноценный сон, чтение, поменьше стрессовых ситуаций. Достаточно простые правила, о которых знают практически все. Но как же сложно соблюдать их в обычной жизни!
Упражнения для улучшения работы мозга
Есть достаточно простых, но достаточно эффективных упражнений, которые помогают держать мозг в тонусе.
-
Начать лучше с легкого массажа головы. Легкими постукиваниями пройдитесь ото лба до затылка, помассируйте кожу головы, слегка разомните уши.
-
Палец к пальцу. Руки держим перед собой. Большим пальцем левой руки касаемся мизинца правой руки, а большим пальцем правой руки касаемся мизинца на левой руке. По очереди проходим все пальцы по следующей схеме: большой палец – мизинец, большой палец – безымянный, большой палец – средний, большой палец – указательный. Пальцами правой руки касаемся пальцев на левой руке и наоборот.
-
Мельница. Соедините указательные пальцы обеих рук. Большими пальцами делайте круговые движения по часовой стрелке. Затем поменяйте направление движения. Одним пальцем крутите по часовой стрелке, а вторым – против часовой стрелки.
-
Крокодильчик. Поверните кисть руки развернутой ладонью к себе. Большой палец смотрит вверх. Сначала двигаете указательный палец и мизинец (соответственно, вверх и вниз), средний и безымянный остаются сомкнутыми. Затем вместе поднимаете указательный и средний, безымянный и мизинец (соответственно, вверх и вниз). У вас получается «пасть крокодильчика».
-
Массаж определенной точки, которая находится выше второго шейного позвонка. Это ямочка, которая находится чуть ниже затылка. Можете размять ее (не слишком сильно) большим пальцем.
-
Лайк. Руки держим перед собой. Кисть правой руки сжимаем в кулак, большой палец смотрит вверх (как будто показываем «класс»), пальцы кисти левой руки сомкнуты, большой палец прижат к ладони. По очереди, меняем положение каждой кисти. У правой руки – палец вверх, у левой – прижат. И наоборот.
-
Художник. Вытяните руки перед собой, указательным пальцем правой руки рисуем квадрат, указательным пальцем левой руки рисуем круг, сначала по часовой стрелке. Затем против часовой стрелки.
-
Козырек. Правую руку прикладываем ко лбу козырьком, большой палец прижат к ладони, левой рукой показываем «лайк». Чередуем движения. Правая рука – козырек, левая – «лайк». Левая рука – козырек, правая – «лайк».
-
Берем лист бумаги (любой, можно просто формата А4, можно в клеточку). И начинаем рисовать одновременно двумя руками. Для начала можно просто рисовать простые зеркальные фигуры, затем можно усложнить упражнение и нарисовать, например, лицо человека.
-
Попробуйте поменять рабочую руку. Например, если вы работаете с компьютерной мышкой правой рукой, переставьте ее и работайте левой. Чистите зубы левой рукой, попробуйте делать это правой.
Таких упражнений достаточно много, мы перечислили лишь небольшую часть. Если хотите лучше изучить эту тему, пройдите курс по нейрофитнесу. Вы освоите техники и упражнения, сможете тренироваться сами и тренировать других на профессиональном уровне.