Воспитанию детей раннего возраста родители придают большое значение, полагая, что всестороннее развитие в первые годы жизни непосредственно повлияет на успеваемость и поведение малыша в дальнейшем.
Сегодня мы поговорим об особенностях раннего возраста, о целях и задачах педагогики раннего развития и о том, какие существуют эффективные методы обучения малышей на данный момент. Изучить самые эффективные методики раннего воспитания и получить профессию педагога возможно на наших курсах профессиональной переподготовки.
Раннее развитие – модно или необходимо?
Ранний возраст – это этап психофизического развития малыша от года до трех лет. Именно в этот возрастной период ребенок овладевает навыками самостоятельности, а его действия приобретают целенаправленность.
До 3 лет малыш должен:
-
научиться ходить;
-
овладеть мелкой моторикой;
-
активно стремиться познавать окружающий мир;
-
научиться концентрировать внимание;
-
усвоить геометрические формы и свойства предметов, понятие величины, цвета и звуки;
-
обладать развитой памятью;
-
овладеть речью, общаться со взрослыми и сверстниками;
-
проявлять стремление достичь результата в деятельности;
-
знать свои возможности и способности.
Специальные занятия способствуют развитию ловкости пальцев и рук, координации и ориентации в пространстве, зрительной памяти и речевых функций, дают базовое представление об окружающем мире, что помогает ребенку достичь всех необходимых навыков в срок до 3-4 лет.
Развитие может быть:
-
эмоциональным (учить проявлению своих эмоций и принятию эмоций других);
-
сенсомоторным (координировать органы чувств с движениями);
-
интеллектуальным (учить чтению, простому счету, значению слов, решению задач).
Не забывайте о чувстве меры. Ребенок должен быть не только умным, но и счастливым, веселым, здоровым. Поэтому нужно следить за тем, чтобы раннее развитие не стало единственной целью в жизни, а было лишь ее приятной и полезной дополняющей частью, наравне с играми, общением и отдыхом.
Кто такой педагог раннего развития
Некоторые мамы самостоятельно получают профессию педагога раннего развития, оканчивая специальные курсы, чтобы заниматься со своими детьми по самым современным и эффективным методикам раннего воспитания. Такие курсы длятся всего 3 месяца и имеют удобный дистанционный формат, что дает родителям возможность обучаться дома и продолжать уделять малышам достаточно времени.
Но большинство родителей предпочитают доверить воспитание своего чада опытному педагогу.
Педагог раннего развития работает в младшей группе детского сада или в центре раннего развития, знакомит малышей в возрасте от 0 до 3 лет с особенностями окружающего мира, обучает навыкам гигиены и самообслуживания, дает первые знания о дружбе и общении.
Чтобы качественно выполнять развивающую работу с детьми, педагог должен быть искренним человеком, позитивно воспринимать других людей и принимать их точку зрения, а также не стесняться выказывать собственные эмоции. Теплота, отзывчивость, культура общения, живая мимика, хорошее настроение, улыбка – это очень важные инструменты в работе с малышами и их родителями.
Помимо человеческих качеств, педагог раннего развития должен:
-
понимать особенности малышей до 3 лет, уметь найти подход к каждому ребенку;
-
знать нормы этапов развития;
-
хорошо владеть навыком ухода за маленькими детьми;
-
уметь и любить играть с ребятишками;
-
знать множество детских сказок, стихов, песенок;
-
владеть современными методами развития и образования детей раннего возраста.
Особенности работы с маленькими детьми
Малыши запоминают то, что вызывает у них откровенный интерес. Поэтому так важно начинать занятия с хорошим настроением и искренней улыбкой. Следует убедиться, что детей ничего не тревожит, они не голодны и не устали.
Лучшим воспитательным методом для малышей, безусловно, является игра. Именно в игровой форме с непременным участием подготовленного взрослого передаются правила и способы действий, и у ребят возникает активный познавательный интерес и желание поддержать игру.
Также необходимо помнить, что сухие инструкции – не для детского восприятия. Дети в этом возрасте живут лишь настоящей реальностью, реагируют на предметы, движения, звуки и эмоциональную интонацию голоса взрослого.
Еще одна важная особенность – индивидуальный подход и обращение именно к конкретному ребенку. Крайне важным является умение позитивно принимать каждого малыша, выслушать его.
ТОП-5 методов раннего развития, которые применяют педагоги
В процессе воспитательного и образовательного взаимодействия с детьми раннего возраста, педагоги действуют в соответствии с существующими образовательными стандартами, которые включают в себя использование разнообразных эффективных методик, подходящих для самых маленьких.
Сегодня мы расскажем об основных из них, об их плюсах и минусах.
1. Педагогический метод Монтессори
Родоначальницей этой развивающей методики является педагог, врач и философ Мария Монтессори. Изначально она создала метод для детей от 3 лет, но сегодня он успешно применяется с самого рождения.
Суть метода – в предоставлении малышам полной свободы выбора деятельности для формирования самостоятельности с самых юных лет. Ребенок обучается сам, а взрослый лишь ненавязчиво его контролирует. В процессе обучения и развития пространство зонируется на бытовую жизнь, сенсорную, математическую, космическую и языковую.
Такой подход дает возможность эффективно развить мелкомоторные навыки у ребятишек и помочь им опередить в любознательности, активности и развитии сверстников. Плюсом также является то, что заниматься с детьми можно дома, все необходимые составляющие и игрушки можно приобрести в магазине.
Система Монтессори подходит не всем детям. Робкие и стеснительные будут испытывать трудности, а малыши с задержкой развития нуждаются в полноценном сопровождении педагога. Еще один недостаток – игровые техники не используются, а это означает, что психологический и творческий потенциалы ребятишек не раскрываются полноценно.
2. Метод Глена Домана
Нейрофизиолог из Америки Глен Доман приобрел известность благодаря работе с детьми с повреждением отделов мозга, с диагностированным аутизмом, синдромом Дауна или другими отклонениями. Он выяснил, что если регулярно заниматься с такими малышами, то их психологическое развитие не уступает уровню развития здоровых детей, а иногда результаты даже лучше. Поняв это, Доман предложил использовать свою методику обычным семьям, написав книгу-пособие «Гармоничное развитие ребенка».
Основные принципы методики – обучение не только простому счету и чтению, но и выполнение физических упражнений. Изначально метод предназначался для дошкольников, но вскоре его родоначальник убедился, что нельзя терять ни минуты, интеллектуальное и физическое развитие необходимо начинать как можно раньше – с 3-х месяцев.
При обучении применяются специальные карточки Домана, которые можно приобрести в детских, канцелярских или книжных магазинах или смастерить самостоятельно. Карточки с разными изображениями и названием предмета показывают детям в течение нескольких секунд, четко проговаривая название. Таким образом малыш практически учится читать, но не по слогам, а сразу с полноценного произношения слов.
Счету обучают схожим способом, только на карточках располагают определенное количество точек.
А физическая активность включается в занятия при помощи тренажеров и упражнений, которые подходят детям с трехмесячного возраста.
Бесспорные плюсы метода – существенное расширение кругозора и рост уровня познавательных способностей, особенно у детей с ОВЗ.
Метод не лишен недостатков:
-
из-за привычки именно к такому способу чтения, детям сложно дается последующий переход к обычным книгам;
-
не уделяется внимание развитию мелкомоторных функций;
-
занятиям приходится уделять время ежедневно, что подходит не всем родителям;
-
игровая составляющая отсутствует;
-
существуют сложности в расчете адекватной нагрузки на детский организм, что может стать причиной переутомления.
3. Метод супругов Никитиных
В семье советских педагогов Никитиных была разработана методика раннего развития и семейного воспитания, проверенная на собственных 7 детях.
Основной целью Лена и Борис ставили максимальное развитие способностей детей при помощи создания благоприятной среды и использования игрушек/игр/пособий, опережающих саморазвитие. То есть, как только малыш начинает произносить первые слова, нужно чтобы среди его игрушек появились кубики с буквами/словами. Никитины считали, что в детстве у человека имеются колоссальные способности, и упустить время для их развития означает утратить эти способности навсегда.
Метод не получил признания у некоторых психологов, поскольку отличается спартанскими нотками и подходит не всем. Четыре важных принципа воспитания Никитиных:
-
легкая одежда, закаливание и занятия спортом с самого рождения;
-
железная дисциплина;
-
регулярные уроки, развивающие интеллект;
-
творческая свобода (малыши делают, что хотят и когда хотят);
-
такой образ жизни ведет вся семья: дети и родители вместе тренируются и обучаются.
Педагоги подробно рассказывают о методике в своих пособиях и в книгах (например, «Я учусь быть мамой», «Мы и наши дети»). Ну а о результатах можно судить по личному опыту семьи – все семеро детей отлично учились и многого добились в личной и трудовой жизни.
Минусами метода можно считать отсутствие у большинства семей необходимых знаний для корректной организации воспитательного процесса, а также тот факт, что инструкция достаточно универсальна и не учитывает индивидуальные особенности малышей.
Методика Никитиных используется в дошкольном образовании и центрах развития, а сами супруги регулярно проводят мастер-классы для педагогов раннего развития и родителей.
4. Метод Рудольфа Штайнера (Вальдорфская методика развития)
Автор – немецкий педагог Штайнер – назвал свою развивающую методику именем фабрики, при которой им был открыт первый детский садик для детишек работников.
Ключевой идеей системы образования стало уважение к детству, а целью – привить детям веру в себя и не вмешиваться в развитие талантов. В Вальдорфском детском саду малыши разных возрастов жили как одна многодетная семья по принципам равенства, а воспитатель выступал положительным примером для всех. Родителям предлагалось тоже участвовать в воспитании и приходить в группу вместе со своими малышами.
Метод уделяет много внимания творческим способностям и изучению культурных традиций. Игрушки, инвентарь и мебель делаются из экологических природных материалов, гаджеты и телевизор отсутствуют. За много лет своего существования метод почти не изменился, в отличие от нашего мира.
Пособием для педагогов выступают материалы самого Штайнера (например, книга «Методика обучения и предпосылки воспитания»). Сегодня метод применяют в детских садах и центрах развития, а погремушки и пирамидки можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине.
5. Кубики Зайцева
Николай Александрович Зайцев прослыл новатором нашей отечественной педагогики, став изобретателем известного метода для обучения чтению детей с двухлетнего возраста.
По традиции малыши сначала изучают буквы и слоги, а затем осваивают произношение слов. Зайцев же в основу своего метода положил чтение по складам (не путаем со слогами). Такая техника стала особенно популярной после изобретения кубиков, на гранях которых и были написаны склады. Во времена Советского Союза эта система не была одобрена Министерством образования, она получила признание значительно позже.
Преимуществами метода является игровая форма и предполагаемая активность детей (во время уроков малышам разрешается хлопать в ладоши, топать ножками, хохотать). Сегодня метод Зайцева официально и эффективно используют в дошкольном образовании для работы с детьми от года до школьного периода. Он любим как ребятишками, так и их родителями. Помимо чтения таким образом можно изучать иностранные языки и математику.