Письмо – это не просто умение выводить буквы на бумаге. Это сложный процесс, в котором активно участвуют многие центры головного мозга: зрение хранит графические образы букв и слов и отвечает за воспроизведение, слух фиксирует звуковые характеристики, моторные отделы контролируют движения руками и т. д. Именно поэтому навык письма считается одним из самых трудных для овладения и формируется не один год.
Когда и с чего начинать обучение ребенка письму? Что влияет на освоение навыка письма? Давайте разбираться.
Навык письма: что это и как формируется
Письмо – это один из видов письменной речи, суть которого состоит в фиксации на бумаге элементов устной речи посредством соответствующих графических знаков. Этот сложный по своей структуре навык начинает развиваться с двух-трех лет и окончательно формируется, автоматизируется, шлифуется уже в школе.
Написание даже самого простого слова – это трудоемкий процесс, который складывается из множества составляющих: способности сосредотачиваться, правильно артикулировать слово и правильно воспринимать его на слух, умения соотносить звуки с соответствующими буквами, знания графических образов букв, особенности их пространственной ориентации (например, «хвостики» у строчных букв Д и Б, у цифр 6 и 9), умения координировать движения руки и контролировать свои действия.
Согласно данным физиологических исследований, нервная система ребенка и его мышцы достигают необходимого для письма уровня развития только к 7 годам. До этого возраста организм постепенно готовится к ответственному моменту, а дошкольный период называют ориентировочной стадией развития письма.
Специалисты выделяют три стороны формирования навыка письма:
-
фонематическую – умение распознавать звуки, из которых состоит слово, и соотносить их с буквами, с помощью которых их можно зафиксировать на бумаге;
-
графическую – умение правильно писать буквы, знаки, цифры;
-
техническую – умение пользоваться ручкой, карандашом и другими приспособлениями.
Навык письма вырабатывается в три этапа:
-
Первый – аналитический. Перед ребенком стоит задача вычленить, проанализировать и овладеть отдельными элементами действия (понять, как удобнее держать ручку, с какой силой нужно на нее нажимать, чтобы на бумаге появились буквы и т. д.).
-
Второй – синтетический. Отдельные элементы (манипуляции) объединяются в одно сложное действие, каждый шаг обдумывается и контролируется.
-
Третий – этап автоматизации. Ребенку уже не приходится задумываться, как написать ту или иную букву, как соединить буквы в слово, как их расположить на строчках. Его движения становятся более плавными, уверенными, быстрыми, не требуют больших усилий.
Много ли времени потребуется для овладения таким важным навыком письма и насколько легким, безболезненным получится процесс освоения, зависит от степени подготовленности малыша.
Подготовка детей к обучению письму
Обучение письму начинается в школе и требует от первоклашек серьезных усилий: пальчики не слушаются, рука быстро устает, очень сложно смирно сидеть за партой, правильно класть тетрадку, вырисовывать параллельные палочки и ровные крючочки.
Избежать многих трудностей поможет подготовительная работа, которую можно проводить и дома, и в детском саду.
На овладение навыком письма влияют:
-
общее физическое развитие ребенка (физическая подготовка, состояние мышц, осанка, выносливость);
-
уровень развития моторики – как крупной (координация движений, способность удерживать равновесие), так и мелкой (способность управлять пальцами рук);
-
умение ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую стороны предметов, верх и низ, расположение в центре или в углу, сбоку).
Физическому развитию дошкольника способствуют активные игры на улице, прыжки на батуте, катание на самокате, велосипеде, санках и коньках и т. д. А вот чтобы укротить непослушные пальчики, потребуются дополнительные занятия. Начинать тренировки можно с трехлетнего возраста. Прописи таким крохам еще малоинтересны и совсем непонятны. Для развития моторики подойдут более привычные и увлекательные занятия:
-
перекладывание фасоли, гороха или другой крупы из одной чашки в другую и т. п.;
-
игры с кинетическим песком;
-
лепка из глины или пластилина;
-
создание картин из мозаики;
-
застегивание пуговиц или шнуровка;
-
пальчиковая гимнастика и массаж пальцев;
-
пальчиковые игры;
-
создание аппликаций;
-
раскрашивание, штриховка, рисование;
-
рисование или написание букв на песке, манке;
-
игра с конструктором и др.
Кстати, все эти упражнения не только благоприятно влияют на мелкую моторику и способность ориентироваться в пространстве, но и развивают усидчивость, учат концентрировать внимание, воспитывают аккуратность.
3 этапа обучения письму
В процессе обучения детей письму выделяют подготовительный этап, этап печатных букв и этап обучения непосредственно письму.
На подготовительном этапе ребенок должен научиться:
-
правильно сидеть за столом (не сутулиться, ноги ставить ровно на пол, не зависать в нескольких сантиметрах от тетради);
-
правильно держать карандаш или ручку (располагать пишущий инструмент на среднем пальце, не зажимать в кулаке или в щепоти, следить, чтобы конец смотрел в правое плечо);
-
правильно класть тетрадь (чтобы уголок «смотрел» в середину живота);
-
ориентироваться, где какая сторона тетрадного листа;
-
без усилий фокусироваться на каком-то занятии.
Эти нехитрые навыки дети усваивают в возрасте трех-пяти лет.
Далее следует этап печатных букв (и к этому моменту ребенок уже должен быть знаком с алфавитом). Сначала малыша стоит научить писать палочки (вертикальные, горизонтальные, по диагонали), кружочки и полукруги, овалы. Набив руку на этих деталях, можно приступать к сборке. Начинают, как правило, с самых простых букв – О, С, П, Н, постепенно переходят к сложным – Ю, Ж, Ш и др.
Когда печатные буквы освоены, наступает этап письменных букв. Случается это чаще всего уже в школе. А помогают научиться выводить заглавные и строчные буквы с правильным наклоном прописи – специальные тетради с заданиями, направленными на развитие определенных навыков (писать безотрывно, особым образом соединять отдельные буквы в слова, соблюдать наклон и т. д.).
Какие приемы используют для обучения детей письму
Учиться чему-то новому всегда непросто. Чтобы овладение навыком письма проходило с наименьшим напряжением, а занятия не вызывали у ребят сопротивления и не отбили желание ходить в школу, стоит взять на вооружение следующие приемы:
-
Показ. Ребенок должен понимать, с чего начинать писать ту или иную букву, как двигать рукой, как сделать закругление, как соединить буквы между собой, а затем из отдельных слогов составлять слово. Для этого ему необходим наглядный пример – как это делается. Учитель (или тот, кто выполняет функцию наставника) объясняет способы написания букв, слогов, слов и одновременно показывает – пишет на доске (если это школьный урок) или в тетради ученика (если это индивидуальное занятие).
-
Копирование. Этот прием состоит в обведении образца букв, слогов, слов. Ученик тренируется делать правильные скругления, учитывать пропорции, выписывать детали (палочки, крючки) нужного размера и нужной формы. Злоупотреблять этим способом не рекомендуется, поскольку ребенок обводит образцы не особо задумываясь, не осознавая, что и зачем он делает.
-
Списывание с образца. Если обведение образца тренирует двигательную память и при многократном повторении быстро утомляет, то списывание с предложенного примера задействует способность подражать, воспроизводить то, что перед глазами.
-
Письмо в воздухе (или воображаемое письмо). Двигательные движения в памяти ребенка зафиксированы, теперь его задача – воспроизвести форму буквы, но не на бумаге, а в воздухе. При этом в работу включается анализатор, который помогает разложить буквы на детали или вспомнить, что их можно писать одним движением, безотрывно (например, буквы б и в)
-
Тактирование (или письмо под счет, под такт). Помогает сделать движения более ритмичными, плавными, уверенными, увеличить скорость письма.
Есть еще один прием, который состоит в анализе ошибочного написания. Он хорош тем, что ученики сами должны найти ошибку, понять, в чем она заключается, и не допускать подобных промахов.
На какие упражнения для обучения детей письму стоит обратить внимание:
-
упражнения, развивающие зрительное восприятие (определить предмет по его контурам, узнать недорисованный или перечеркнутый предмет, сложить мозаику);
-
дидактические игры, цель которых – развить фонематическое восприятие (выбрать слова с одним и тем же звуком, цепочки слов, речевое лото);
-
задания на развитие пространственного восприятия (пройти лабиринт, закрасить клеточки, «расшифровать» рисунок);
-
упражнения, развивающие глазомер и мелкую моторику (игры с палочками);
-
упражнения, помогающие снять напряжение с мышц плечевого пояса (физкультминутки).
Изучить особенности формирования графических навыков, усвоить принципы, методы, приемы обучения письму, разобрать самые распространенные ошибки учащихся и получить рекомендации по обучению детей письму от экспертов вы можете на дистанционном курсе в нашей Академии.