☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Как стать логопедом без педагогического образования

Как стать логопедом без педагогического образования

Как стать логопедом без педагогического образования
Как стать логопедом без педагогического образования

Часто люди выбирают свое первое образование неосознанно. Причин этому бывает много, среди них можно выделить: желание быстрее поступить в ВУЗ после школы, семейные традиции, не до конца сформированная личность недавнего школьного выпускника.

В процессе получения образования и даже уже начав работать по первой специальности, вы можете понять, что это – «не ваше». Кто-то может посоветовать продолжать учиться или работать. Но есть и второй вариант — найти то, чем вы, действительно, хотите заниматься и начать реализовывать свое стремление. Логопеды и педагоги — профессии, куда часто приходят по «зову сердца». И если по педагогике есть достаточно много информации, то логопедия — менее известная сфера. В этой статье мы расскажем вам основные сведения о логопедии и о том, можно ли стать логопедом без получения базового педагогического образования.


Что такое логопедия и каковы ее основные принципы


Логопедия — раздел дефектологии, является междисциплинарной наукой, сочетающей в себе разделы таких отраслей, как:

  • специальная педагогика;

  • специальная психология.

Приставка «специальная» означает, что дефектология имеет дело с людьми (не только с детьми) с некоторыми аномалиями развития, а также различными нарушениями функций нервной системы. В случае логопедии речь идет об аномалиях речевого развития. Как всем известно, речь человека делится на:

  • устную;

  • и письменную.

В отличие от общепринятого представления, логопедия нацелена на устранение недостатков не только устной, но и письменной речи. В этом смысле логопеды в сфере образования работают сразу в двух направлениях: 

  • в дошкольном образовании (основная цель — научить детей правильно выговаривать звуки, довести этот навык до автоматизма);

  • в школьном образовании (общая цель — связность речи, соблюдение грамматического строя, а также устранение нарушений письменной речи).

Логопедия и ее роль в современном обществе

В настоящее время у логопеда есть четыре варианта направления развития:

  • в государственном и частном образовании;

  • в сфере социальной защиты;

  • в медицине;

  • частная практика, либо работа в центрах дополнительного образования.

О направлении работы логопеда в сфере образования мы уже немного сказали. Теперь разберем остальные три варианта.

  1. Логопед — это штатная должность многих центров социальной защиты. Работа там будет иметь свою высокую специфичность и логопедам, скорее всего, придется иметь дело с более сложными случаями, чем те, с которыми сталкиваются их коллеги в детских садах и школах. Как вариант, это могут быть:

    • дети из неблагополучных семей с педагогической запущенностью;

    • дети с отклонениями психического развития (задержка психического развития (ЗПР), психоречевого развития (ЗППР)), для которых общая неразвитость речи (ОНР) — это только одно из проявлений на общем фоне аномалий в развитии.

    В этом случае специалисту может понадобиться не только  логопедия, профессиональная переподготовка в области специальной психологии и педагогики поможет ему лучше исполнять свои обязанности.

  2. Логопед в медицине (клинический логопед) требуется чаще всего в гериатрических центрах, а также в центрах реабилитации пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК). В этом случае ему понадобится более углубленная медицинская специализация (например — афазиология, нейрологопедия), близкая к медицинскому образованию. Также логопед работает и в поликлиниках (чаще всего в детских), корректируя более выраженные дефекты речи, если сравнивать их со случаями, с которыми работают логопеды в детсадах и школах.

  3. Логопед, практикующий в частном порядке, или работающий в частном центре. В этом случае в зависимости от направления центра и пожеланий самого специалиста, он может, например,  получить более глубокую специализацию в рамках дошкольного образования.

Принципы логопедической работы и методов, используемых в процессе обучения и коррекции речи

Как уже было сказано, чаще всего мы сталкиваемся с логопедами, работающими в сфере дошкольного и школьного образования. Логопед является штатной единицей для каждого детского сада и школы, соответственно с ними, так или иначе, сталкиваются все — и дети, и их родители.

Логопедия в детском саду

Основная цель логопеда в детском саду — выявить и устранить дефекты, которые обобщенно называются дислалией:

  • замена одних звуков на другие (-б- – на –п-, -ш- – на –с-, -р- – на –л- и т. д.);

  • нулевое произношение звуков (пропуск звуков);

  • искаженное произнесение звуков (-л- вместо –ль-, -л- – вместо –р- и т. д.).

В случаях отсутствия речевой активности (алалии) логопед также должен попытаться «разговорить» ребенка.   

В общем случае, после детского сада ребенок должен выйти с правильным с фонетической точки зрения звукорядом, а также не искаженным звуко- и смысловосприятием (должен правильно понимать четко сказанные слова и уметь связывать воедино слова в предложения, понимая смысл сказанного). В идеале — выпускник детского сада должен иметь высокий уровень речевого развития, чтобы быть готовым получать среднее образование в школе.

Логопедия в школе

Логопедическое сопровождение детей продолжается и на школьном этапе образования. При поступлении в школу каждый будущий первоклассник проходит обследование у логопеда. Основная цель работы логопеда в школе — устранить нарушения, мешающие ребенку заниматься и отражающиеся на его успеваемости, и следовательно повысить качество его образования.

Помимо оставшихся детсадовских проблем, высокий процент современных первоклассников имеет такие типичные нарушения, как:

  • переход неправильного фонетического произношения на письмо;

  • ошибки правописания, связанные с синдромом дефицита внимания или высокой гиперактивности;

  • аграмматическая дисграфия (пренебрежение нормами грамматики).

Обязанность логопеда — проработать все эти нарушения и по возможности устранить их. Здесь уже, в отличие от дошкольного образования, работа ведется не только в устной сфере. В частности, логопед:

  • ставит у ребенка правильное словоизменение и словообразование по родам, падежам и числам, в случае глаголов — по временам, лицам;

  • учит ребенка правильно строить предложения, сначала простые двусоставные, затем более сложные распространенные, затем уже — сложные предложения;

  • учит ребенка работать с текстом, выделять его главную мысль.

Таким образом, каждое направление работы логопеда имеет свою высокую специфичность. Даже в такой традиционной сфере как образование работа дошкольного логопеда значительно отличается от деятельности школьного логопеда. Еще больше отличий в работе логопеда социальной сферы, и уж тем более — в клинической логопедической работе.


Основные требования, необходимые для работы логопедом


В 2016 году было принято постановление Правительства №584, в котором говорится о том, что квалификация специалистов бюджетной сферы должна соответствовать профессиональным стандартам.

Тем не менее, Минтруд до сих пор не разработал профстандарты для многих специальностей. Одна из них — специальность логопеда. Но профстандарты — не единственный источник, в котором указываются требования для специалистов. Если профстандарты для специалистов не разработаны, то требования об их квалификации и образовании нужно смотреть в Едином квалификационном справочнике — ЕКС.

ЕКС выделяет логопедов в разряд работников образования отдельной категории, в которую входят:

  • учителя-логопеды;

  • учителя-дефектологи.

Основное требование, которое предъявляется в ЕКС к данным специалистам — высшее профессиональное образование в области дефектологии.

Если мы будем говорить о частных организациях образования — частные школы или частные детские сады подчиняются тем же нормам, что и государственные образовательные учреждения. Требования ЕКС также будут распространяться и на них. Соответственно, логопед, собирающийся работать в частном образовании, также должен иметь высшее дефектологическое образование.

С 2013 года логопедическое образование получают по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» на коррекционных факультетах (либо – факультетах дефектологии) педагогических институтов и университетов.

До этого с 2009 по 2013 год на логопеда обучали в рамках высшего образования по направлению 050700 «Дефектология», а до 2009 года существовала специальность 050715 «Логопедия», которую получали на дефектологических факультетах.

Проект профстандарта «Педагог-дефектолог»

В январе 2023 года Министерство труда и социальной защиты РФ после долгого обсуждения выпустило проект профессионального стандарта «Педагог-дефектолог». Этот проект выделяет семь различных категорий дефектологов, работающих в сфере образования, выделяя среди них и педагога-логопеда. Согласно этому проекту к логопедам будут предъявляться следующие требования:

  • высшее образование по основному профилю (дефектология);

  • высшее педагогическое или психологическое образование + программа профессиональной переподготовки по направлению «Работа с нарушениями речи и коммуникации».

Такие требования выглядят логичными, поскольку дефектология, а вместе с ней и логопедия, лежат на стыке двух дисциплин: психологии и педагогики. Поэтому отдавать традиционное предпочтение лицам со специальным дефектологическим образованием для замещения должностей логопедов видится не самым верным решением. Это и подтвердил Минтруд, выпустив свой проект профстандарта для логопедов.

Таким образом, вероятнее всего, скоро исчезнут бюрократические препятствия, разрешающие занимать должности логопедов только лицам с дефектологическим образованием. При этом узким специалистам-дефектологам останется доступной и логопедия — повышение квалификации в этой сфере позволит им расширить свой арсенал профессиональных компетенций.


Где учиться на логопеда


В свете вышедшего проекта профстандарта, тем, кто имеет высшее психологическое или педагогическое образование, имеет смысл пройти курс профессиональной переподготовки по курсу «Логопедия». Действующие логопеды могут повысить свою квалификацию, выбрав более узкую направленность.

В нашей академии есть большое число программ профессиональной переподготовки, которые подойдут для тех, кто собирается работать:

  • логопедом в школе или детском саду (в частности программы «Учитель-логопед»);

  • в клинической сфере (программа «Логопед-афазиолог», «Нейропсихологическая диагностика и коррекция»);

  • в сфере социальной защиты («Учитель-логопед» с дополнительной квалификацией «Специальный психолог»).   

Практикующим логопедам подойдут разнообразные курсы повышения квалификации. В частности, вас могут заинтересовать курсы по:

  • логоритмике;

  • коррекции заиканий; 

  • нейропсихологии и т. д.

Высокий уровень подготовки наших слушателей подтверждают их отзывы, которые вы можете прочитать не только на нашем сайте. Наша служба поддержки ответит на все оставшиеся у вас вопросы. Мы с нетерпением ждем вас на обучении. Оставляйте вашу заявку и двигайтесь к вершинам компетенций вместе с НАДПО!



Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята



НАВЕРХ