Метод символдрамы позволяет работать с глубинными, бессознательными переживаниями человека, которые берут начало из детства.
Многие клиенты, обратившиеся за помощью к психотерапевту, после сеанса гипноза могли вспомнить переживания и эмоции в раннем детском возрасте. Поэтому так важно, чтобы ребенок развивался правильно, без особых проблем проходя каждую стадию развития.
Метод символдрамы выделяет шесть стадий развития ребенка. Рассмотрим подробнее каждую из них.
С чего начинается развитие
Ребенок, находясь в утробе матери и в первые месяцы после рождения, представляет собой малую вселенную. Он отождествляет себя с целым миром. Я – мир. Я – одно целое с космосом. Ребенок еще не отделяет себя от матери, от окружающего мира.
Важно, чтобы в этот период мать все время находилась рядом с ним, чтобы малыш чувствовал, что он ей нужен, что мать переживает позитивные эмоции. А это зачастую бывает достаточно трудно: практически каждая роженица сталкивается с послеродовой депрессией. Семье необходимо в этот период оказывать матери поддержку, моральную и физическую.
Первая стадия – шизоидность
Шизоидность, в переводе с греческого языка, означает расщепление, разъединение. Ребенок начинает отделять себя от матери и окружающего мира: вот я – а вот мама. Умение различать и определять ощущения и эмоции – главный движущий фактор этой стадии развития. Ребенок пока еще полностью управляет матерью, для него очень важен тактильный и эмоциональный контакт.
Если такого контакта не хватает, по разного рода причинам, ребенок заменяет мать игрушками, развивается интеллектуально. Природа компенсирует нехватку матери развитием интеллекта. Но это не значит, что мать ради того, чтобы ребенок рос интеллектуалом, должна надолго оставлять его одного. Личность, в которой преобладает шизоидность, достаточно авторитарна, без эмоционального тепла.
Вторая стадия – депрессивная
В депрессивной фазе развития ребенку хочется опять воссоединиться с матерью, стать с ней одним целым. Ему необходимо, чтобы его окружающий мир был постоянен. Мать рядом, вокруг одни и те же люди, чье поведение практически неизменно.
Эмоциональная теплота играет такую же важную роль, как и на предыдущих стадиях развития. И это неудивительно: любому малышу нужна материнская любовь, радость, теплота.
Постоянство также выражается в наличии определенного ритма в жизни ребенка. Прогулки, питание, сон, купание – все в соответствии со строгим распорядком дня. Если что-то идет не так, малыш уже чувствует страх, тревогу, стабильность его мира нарушается.
Важный момент этой стадии – ребенок учится воспринимать этот мир глазами.
Третья стадия – анальная
Эта стадия развития идет примерно с одного года до трех лет. Ребенок умеет стоять на ногах, ориентируется в пространстве, знает, где верх-низ. Продолжает формироваться система «хорошо-плохо». Ребенок учится различать хорошее и плохое. Осваивает горшок, и физиологические процессы вызывают неподдельное удивление.
На этой стадии развития ребенка приучают к опрятности и порядку. Главное здесь – не переборщить. Перехваливать и слишком ругать не надо, важно соблюдать золотую середину. Будете ругать сильно – получите зажатого, вечно испуганного ребенка, будете перехваливать – есть опасность, что содержимое горшка, например, окажется размазанным по полу.
Важный момент в этой стадии – ребенок осваивает говорение, учится себя контролировать и манипулировать окружающими, понимает, что такое запрет и наказание.
Четвертая стадия – эдипальная
Данная стадия развития длится примерно от трех до шести лет. У ребенка резко появляется интерес к гениталиям, он уже понимает, что есть мальчики и девочки. В эмоциональной жизни появляется разнообразие, возникают новые чувства, фантазии.
Наверняка, многие сталкивались с наивными и такими милыми утверждениями своих детей – «мам, когда я вырасту, я на тебе женюсь» (и наоборот, если ребенок – девочка).
Пятая стадия – латентная
Эта стадия проходит с семи до двенадцати лет. Ребенок становится более самостоятельным, взрослеет, развивается его память, интеллект.
На этой стадии у детей происходит своеобразная проверка реальности и себя, они стремятся испытать сильные ощущения. Ребенок все ставит под сомнение, даже слова родителей. Главный вопрос, который он задает себе – а так ли это на самом деле? Появляются признаки шизоидной стадии развития: определяется система ценностей, что хорошо, а что – плохо.
Родители постепенно отходят на второй план, ребенок стремится завоевать авторитет среди сверстников.
Шестая стадия – пубертат
На этой стадии развития ребенок (уже подросток) полностью отделяется от родителей. Идет гормональная перестройка организма, характерны эмоциональные срывы, агрессия, все чаще возникает желание побыть одному. Увеличивается внимание к своей внешности, а вот интерес к учебе, напротив, пропадает. Но это может быть связано еще и с быстрой утомляемостью, головной болью.
Важно дать ребенку в этот период право на ошибку, быть к нему снисходительным и терпеливым, не потерять его доверие.
Каждая из этих стадий влияет на формирование личности ребенка, важно, чтобы родители всегда были рядом, на каждой из этих стадий развития, старались правильно понять и принять ребенка.