- Кто такой педагог-дефектолог
- Разница между психологом и педагогом-дефектологом
- Специализации дефектолога
- Особенности профессии
- Необходимые личные качества дефектолога
- Требуемые профессиональные знания
- Как стать дефектологом
- Плюсы и минусы профессии
- Карьерный рост и зарплата
- Обучение на педагога-дефектолога
Кто такой педагог-дефектолог
Педагог-дефектолог — это специалист, который помогает детям с особенностями в умственном, психическом или физическом развитии, а сегодня всё чаще — с сочетанными отклонениями. Другое название этой профессии — коррекционный педагог. Его подопечными могут быть
-
дети с задержкой психического развития и нарушениями в поведении,
-
ребята, имеющие проблемы со слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом,
-
страдающие расстройствами аутистического спектра и другими недугами.
Педагог-дефектолог создаёт благоприятные условия, в которых учащиеся чувствуют себя комфортно, корректирует дефекты и облегчает адаптацию детей к окружающему миру, учит быть самостоятельными, общаться и взаимодействовать с другими людьми, используя все доступные средства.
Дефектолог — не просто учитель, который преподает какой-то предмет из общеобразовательной программы. Для особенных детей он становится чутким другом, мудрым наставником, надёжным проводником в полноценную жизнь. Чтобы добиться видимых результатов, дефектолог работает не только со своими юными подопечными, но и с их родителями, близкими, воспитателями и педагогами: он объясняет взрослым, как вести себя с особенными детьми и почему стоит воздерживаться от гиперопеки.
Разница между психологом и педагогом-дефектологом
Хотя педагогу-дефектологу, как и психологу, часто приходится иметь дело с нарушениями в психическом развитии у детей — например, с отклонениями в формировании когнитивных функций, задержкой психического развития, это два разных специалиста.
-
Психолог помогает людям с проблемами в эмоциональной сфере, трудностями в общении. Его пациентами могут быть и дети, и взрослые, как правило, здоровые, без серьёзных отклонений. Психолог учит справляться со стрессом, тревогой, преодолевать конфликтные ситуации, корректирует поведенческие паттерны и деструктивные сценарии мышления. Он не ставит диагнозы и не лечит.
-
Педагог-дефектолог занимается только с детьми, у которых есть нарушения в развитии. Он помогает ребятам адаптироваться к своим особенностям, исправляет дефекты, работает над развитием конкретных навыков (например, бытовых), создает все условия для социализации.
Есть и сходства между этими профессиями. И психолог, и дефектолог помогают детям лучше понимать мир вокруг и общаться с другими людьми. Оба специалиста поддерживают тесный контакт с родителями — ведь без их участия адаптация ребёнка к своим особенностям и жизни в социуме вряд ли будет успешной.
Часто педагог-психолог и дефектолог работают в паре: первый отвечает за эмоционально-волевую сферу и повышение познавательной активности, второй помогает сформировать и закрепить необходимые навыки. Такой тандем обеспечивает комплексный подход к проблемам и позволяет достичь более заметных результатов.
Специализации дефектолога
Спектр нарушений, с которыми приходится работать дефектологам, довольно широк. В зависимости от проблем пациентов, с которыми работает специалист, в профессии педагога-дефектолога выделяют несколько направлений:
Специализация |
С кем работает |
Что делает |
Логопед |
Дети с нарушениями речи |
Исправляет дефекты речи, учит правильно произносить звуки, помогает расширить словарный запас |
Сурдопедагог |
Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие) |
Учит понимать речь по губам, развивает остаточный слух, помогает освоить жестовый язык |
Тифлопедагог |
Дети с нарушениями зрения (слабовидящие, слепые) |
Учит ориентироваться в пространстве, развивает остаточное зрение, помогает освоить азбуку Брайля |
Олигофренопедагог |
Дети с нарушениями в интеллектуальной сфере (умственно отсталые, с ЗПР) |
Развивает мышление, память, внимание, учит базовым навыкам самообслуживания |
Специалист по работе с аутизмом |
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) |
Развивает социальные навыки, учит общаться, помогает справляться с сенсорными перегрузками |
Ортопедагог |
Дети, у которых есть нарушения опорно-двигательного аппарата (например, ДЦП) |
Развивает двигательные навыки, учит самостоятельно есть, одеваться, писать |
Такая узкая специализация делает подход к работе с юными подопечными более индивидуальным. Каждый из этих специалистов-дефектологов использует методики, техники и приёмы, которые учитывают специфику нарушений и особенности конкретного ребёнка. Часто дефектологи совмещают несколько специализаций, чтобы помогать детям с комплексными нарушениями (например, существуют сурдотифлопедагоги, работающие со слепоглухонемыми).
Особенности профессии
Работа с особенными детьми требует от педагога-дефектолога максимальной концентрации и полной отдачи. От его компетентности, включённости в процесс и умения взаимодействовать — с маленькими подопечными, их родителями и учителями, другими специалистами — во многом зависит будущее каждого конкретного ребёнка.
Можно выделить несколько ключевых целей, которых дефектолог стремится достичь в работе с ребёнком:
-
помочь адаптироваться в обществе;
-
развить навыки, необходимые для самостоятельной жизни;
-
раскрыть потенциал, несмотря на его ограниченные возможности;
-
подготовить к обучению в обычной школе, если это возможно.
Каждый ребёнок с ОВЗ уникален, поэтому работа педагога-дефектолога с подопечным начинается с детального изучения конкретного случая. Круг обязанностей специалиста может отличаться — в зависимости от уровня его квалификации, места, где он работает. Как правило, педагог-дефектолог:
-
проводит диагностику особенностей развития ребёнка;
-
определяет, что нужно конкретному малышу;
-
разрабатывает индивидуальный маршрут — программу коррекционной работы и план занятий;
-
проводит коррекционные занятия с детьми;
-
консультирует родителей и других педагогов;
-
сотрудничает со специалистами смежных областей;
-
участвует в разработке адаптированных образовательных программ;
-
следит за динамикой развития ребёнка;
-
ведёт документацию по каждому ученику;
-
использует в работе специальное оборудование, современные методики, технологии.
Коррекционная работа — это долгий непростой путь, который педагогу-дефектологу предстоит пройти вместе с особенным ребёнком, его близкими, учителями. На этом пути очень важно замечать даже маленькие успехи, любые положительные изменения — это вселяет надежду и укрепляет уверенность в том, что усилия обязательно дадут результаты.
Необходимые личные качества дефектолога
Каждый день видеть детей с серьёзными отклонениями в развитии, общаться с их близкими непросто. Уметь находить подход и правильные слова, чтобы поддерживать в родителях веру в лучшее, — не каждому по плечу. Практикующие педагоги-дефектологи уверены, что без крепкого внутреннего стержня и стрессоустойчивости невозможно добиться результатов. Дети сразу чувствуют слабину — и тогда о дисциплине на занятии можно забыть.
Какими же качествами должен обладать учитель-дефектолог? На наш взгляд, это:
-
терпение — ждать положительных результатов иногда приходится долго;
-
эмпатия — способность понимать чувства ребёнка и его родителей, сопереживать им;
-
доброта — умение относиться к каждому ребёнку с теплотой и заботой;
-
оптимизм — вера в возможности каждого ученика, несмотря на его ограничения;
-
гибкость мышления — готовность менять подход, если он не работает;
-
креативность — способность придумывать новые способы обучения для каждого ребёнка;
-
ответственность — понимание важности своей работы для ребёнка и его будущего;
-
любознательность — желание постоянно учиться и осваивать новые методы в своей профессии;
-
коммуникабельность — умение находить общий язык с детьми, родителями и коллегами;
-
наблюдательность — способность замечать даже небольшие изменения в развитии подопечного;
-
тактичность — умение деликатно общаться с родителями на сложные темы;
-
целеустремленность — настойчивость в достижении целей развития ребёнка;
-
чувство юмора — умение разрядить обстановку и поднять настроение ученику.
Эти качества помогают педагогу-дефектологу создавать доверительные отношения с детьми и их семьями, эффективно решать профессиональные задачи и получать удовлетворение от своей работы. А вот излишняя эмоциональность, неумение держать себя в руках в работе с особенными детьми будут только мешать.
И главное — педагог-дефектолог должен искренне любить детей и стремиться им помочь.
Требуемые профессиональные знания
Помимо определённого склада характера, искренней заинтересованности в успехах своих подопечных, организованности и целеустремлённости, учителю-дефектологу необходима профессиональная подготовка. В обязательный минимум специалиста входят знания и понимание:
-
возрастной психологии и особенностей развития детей;
-
анатомии и физиологии человека (особенно нервной системы и органов чувств);
-
нюансов нормативно-правовой базы в сфере образования и защиты прав детей с инвалидностью;
-
клинических основ дефектологии;
-
специальной психологии и педагогики — дисциплин, которые исследуют особенности детей с различными нарушениями;
-
основ логопедии и методов коррекции речевых нарушений;
-
основ психологии, педагогики и методики преподавания различных предметов;
-
основ психологии семьи и методов работы с родителями особенных детей;
-
базовых основ медицины;
-
принципов инклюзивного образования и методов адаптации учебных программ под определённые потребности подопечных;
-
принципов составления индивидуальных образовательных маршрутов.
Кроме того, педагог-дефектолог должен владеть целым рядом прикладных навыков (например, методиками диагностики различных нарушений развития, профилактики эмоционального выгорания и др.), уметь использовать современные коррекционно-развивающие технологии, технические средства реабилитации, разрабатывать индивидуальные программы коррекционных занятий.
Такая база профессиональных знаний и навыков позволяет педагогу-дефектологу комплексно подходить к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, учитывать индивидуальные особенности их развития и взаимодействовать с другими специалистами и родителями.
Как стать дефектологом
Профессия педагога-дефектолога — это скорее не работа, а призвание. Без искренней заинтересованности, готовности вместе с ребёнком и его родителями маленькими шажками продвигаться к цели, преодолевая усталость и отчаяние, вряд ли получится прийти к видимым результатам. Но не менее важными условиями положительной динамики являются компетентность специалиста, его квалификация и практический опыт.
По новому профстандарту стать учителем-дефектологом может человек, прошедший соответствующую подготовку:
-
Окончивший вуз по направлению «Дефектология» бакалавр, специалист или магистр.
-
Получивший высшее педагогическое или психологическое образование и прошедший профпереподготовку по конкретному направлению дефектологии — например, для логопеда это будет «Работа с обучающимися с нарушениями речи».
Важный момент: на получении заветного диплома учёба для дефектолога не заканчивается. Чтобы поддерживать хорошую профессиональную форму и быть в курсе современных тенденций, специалисту предстоит систематически обновлять и совершенствовать свои компетенции, повышать квалификацию.
Плюсы и минусы профессии
Прежде чем выбрать для себя профессию педагога-дефектолога, стоит взвесить все за и против, ведь даже в таком благородном деле есть свои особенности.
Плюсы |
Минусы |
Возможность менять жизни людей к лучшему |
Повышенные психоэмоциональные и физические нагрузки |
Постоянное профессиональное развитие |
Долгое ожидание положительной динамики у подопечных |
Востребованность на рынке труда |
Невысокая зарплата в государственных учреждениях |
Возможность работать как в госорганизациях, так и в частных центрах |
Необходимость постоянно учиться и осваивать новые методики |
Творческий характер работы |
Большой объём документации |
Короткая рабочая неделя — 20 астрономических часов |
Необходимость адаптировать методики под каждого ребёнка |
Возможность видеть результаты своего труда |
Проблемы в общении с некоторыми подопечными и их родителями |
Возможность открыть свой кабинет или центр |
Ответственность за развитие и будущее детей |
Продолжительный отпуск — 56 календарных дней |
|
Каждый найдёт в этой профессии свои плюсы и минусы. Главное — понимать, что работа педагога-дефектолога требует много сил, полной концентрации, но и приносит огромное удовлетворение: специалист осознаёт, что делает жизнь каждого своего подопечного немного легче и лучше.
Карьерный рост и зарплата
Педагоги-дефектологи могут работать:
-
в специализированных коррекционных школах и детских садах компенсирующего вида;
-
в обычных школах с инклюзивными классами;
-
в медицинских учреждениях и реабилитационных центрах;
-
в частных развивающих центрах и службах соцзащиты.
Такие специалисты принимают участие в психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК) и помогают провести комплексную диагностику и определить образовательный маршрут ребёнка. Кроме того, они могут организовать собственную частную практику и консультировать клиентов онлайн. Путь педагога-дефектолога в профессии может выглядеть примерно так:
-
Отправной точкой развития карьеры может быть позиция ассистента учителя-дефектолога или педагога-дефектолога в специализированном образовательном госучреждении — детском саду или школе. На этом этапе специалисты могут рассчитывать на зарплату в среднем от 20 000 рублей.
-
Через пару лет практической деятельности дефектолог переходит в разряд опытных специалистов и вполне способен самостоятельно, без куратора работать с детьми, имеющими особенности развития. Его зарплата повышается в среднем до 30 000–45 000 рублей.
-
Следующей ступенькой карьерной лестницы может стать позиция руководителя, который будет организовывать и координировать работу сотрудников. В госучреждениях руководители могут зарабатывать 50 000–70 000 рублей. В частных компаниях уровень дохода ощутимо выше — до 100 000 рублей.
-
Еще одним вариантом профессионального роста и роста в доходе может стать частная практика.
Любой дефектолог может сменить вектор движения и стать координатором программ, консультантом по инклюзивному образованию или методистом, участвовать в разработке образовательных программ и программ реабилитации, консультировать других специалистов, быть спикером на конференциях, обучающих семинарах, вебинарах.
Обучение на педагога-дефектолога
Хотите стать педагогом-дефектологом? Без профильного образования тут не обойтись!
Возможны такие варианты:
-
Окончить бакалавриат, магистратуру или специалитет по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
-
Получить высшее педагогическое или психологическое образование, а затем — пройти профильную переподготовку по узкой специализации.
Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для действующих и будущих дефектологов — логопедов, олигофренопедагогов, сурдо- и тифлопедагогов — представлены в Национальной академии дополнительного профессионального образования (НАДПО).
Обучение у нас в Академии даёт массу преимуществ:
-
Дистанционный формат удобен для тех, кто не хочет надолго оставлять без внимания работу, учёбу, семью и повседневные дела.
-
Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС и с учётом нового профстандарта.
-
График обучения гибкий — каждый выбирает комфортный для себя темп работы с материалами.
-
Азам профессии обучают преподаватели-практики с большим опытом работы.
-
Окончив обучение, наши слушатели получают московский документ установленного образца — диплом или удостоверение.
А ещё в Академии есть свой Центр трудоустройства и развития карьеры, эксперты которого помогают выпускникам подготовить привлекательное резюме, пройти собеседование, выдержать испытательный срок, успешно развиваться в профессии.