- Педагог-психолог: тайный супергерой в мире образования
- Обязанности
- Какие требования предъявляют к педагогу-психологу
- Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог
- Какие методики использует в работе психолог-педагог
- Один день из жизни педагога-психолога
- Плюсы и минусы работы педагогом-психологом
- Кому подойдёт профессия педагога-психолога
- Курсы и программы обучения
- Востребованность педагога-психолога
- Где работает педагог-психолог
- Альтернативные варианты работы для педагога-психолога
- Зарплата педагога-психолога
- Советы для начинающих педагогов-психологов
- От проблем к возможностям: почему педагог-психолог нужен каждой школе
А вы знали, что супергерои бывают не только в фильмах и сериалах? Они живут среди нас и помогают детям учиться новому и легко справляться с эмоциями. Их называют педагоги-психологи. Это специалисты, которые играют важнейшую роль в образовательном процессе, при этом часто оставаясь незаметными для многих. В современной системе образования педагоги-психологи очень нужны, ведь они способны изменить жизнь ребёнка к лучшему. Как именно? Рассказываем.
Страница эксперта: https://www.b17.ru/eliseeva_ekaterina
Страница эксперта: https://m.vk.com/eliseevaekaterinaalekseevna
Статья написана при участии эксперта — Елисеевой Екатерины Алексеевны, педагога-психолога из Центра психолого-педагогического сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга.
Педагог-психолог: тайный супергерой в мире образования
Педагог-психолог — специалист, работающий в сфере образования и оказывающий психологическую поддержку детям, подросткам, их родителям и педагогам. Обязанности педагога-психолога могут существенно различаться в зависимости от типа учреждения.
Так, работа такого специалиста в государственных школах и детских садах весьма разнообразна. Сюда входят следующие задачи:
-
адаптация новых учеников к школьной среде;
-
помощь в преодолении стресса перед экзаменами;
-
профориентационная работа со старшеклассниками;
-
разрешение конфликтов между учениками или учениками и учителями;
-
работа с детьми, имеющими трудности в обучении.
Пример: у первоклассника Саши есть проблемы с привыканием к школьному режиму. Он опаздывает, с трудом собирается в школу, отвлекается на уроках, постоянно напряжён. Педагог-психолог Светлана во время консультации составляет для Саши красочное расписание с картинками и обучает мальчика простым техникам расслабления, чтобы лучше засыпать, а наутро чувствовать себя бодрее.
Одновременно с этим Светлана работает с одиннадцатиклассницей Настей, которая очень переживает из-за предстоящих выпускных экзаменов. Специалист учит девушку методам эффективного распределения времени, техникам быстрого запоминания информации, практикует с ней дыхательные упражнения для снятия стресса и помогает составить оптимальный график занятий. Кроме того, педагог-психолог проводит с Настей профориентационное тестирование, помогая ей набраться уверенности и определиться с выбором будущей профессии.
Если педагог-психолог работает в частных учреждениях, он концентрируется на коррекционно-развивающей деятельности:
-
проведении развивающих занятий для детей с задержкой речевого развития;
-
помощи в адаптации к детскому саду;
-
развитии коммуникативных навыков;
-
работе с семейными проблемами (развод родителей, появление младших детей в семье и так далее).
Педагог-психолог не занимается лечением психических или неврологических расстройств. Однако в его обязанности входит выявление детей, которые могут нуждаться в специализированной помощи. Если педагог-психолог замечает, что ребёнок не справляется с учебной программой из-за возможных особенностей развития, он обязан сообщить об этом родителям и администрации учебного заведения.
Обязанности
В перечень основных направлений деятельности специалиста входит:
Планирование работы
В начале учебного года психолог составляет план работы, который утверждается руководителем учреждения. Он включает все основные направления деятельности специалиста.
В августе педагог-психолог, который работает в питерской школе № 625, составил годовой план работы, включив в него ежемесячные тематические занятия для старшеклассников по профориентации. Благодаря этому специалист смог структурировать свою деятельность и эффективно распределить время в течение учебного года.
Диагностическая работа
Педагог-психолог, работающий в школе, проводит обязательную диагностику в ключевых классах:
-
в первом классе: оценивает адаптацию к школе;
-
в пятом классе: проводит диагностику при переходе в среднюю школу;
-
в 7-м или 8-м классе: изучает особенности подросткового возраста.
По запросу проводится дополнительная диагностика. Это может быть социометрия в классах с конфликтными ситуациями или выявление групп риска по различным критериям.
Например, если у кого-то из детей обнаруживают признаки дезадаптации, педагог-психолог начинает индивидуальную работу с ними. Это помогает ученикам легче вливаться в коллектив и приспособиться к новой нагрузке в школе.
Профилактическая работа
Этот вид деятельности сфокусирован на предотвращении различных проблем. Сюда относят:
-
профилактику буллинга;
-
предотвращение употребления психоактивных веществ;
-
борьбу с курением и использованием вейпов;
-
профилактику дезадаптации.
Школьный психолог организовал серию интерактивных уроков для 7–8 классов на тему «Дружба в цифровую эпоху». На занятиях обсуждались вопросы кибербуллинга и правила безопасного поведения в интернете. Это помогло снизить число конфликтов между учениками в социальных сетях.
Просветительская работа
Педагог-психолог проводит информационные мероприятия для всех участников образовательного процесса:
-
выступает на родительских собраниях;
-
проводит семинары для учителей;
-
организовывает классные часы для учеников.
На общешкольном родительском собрании педагог-психолог прочитал мини-лекцию о возрастных особенностях подростков. После этого многие родители отметили, что стали лучше понимать своих детей и более терпимо относиться к их поведению.
Консультативная работа
Специалист проводит индивидуальные консультации для:
-
родителей по вопросам воспитания и развития детей;
-
учителей, рассказывая об особенностях взаимодействия с учениками и родителями;
-
учеников, испытывающих различные трудности.
К педагогу-психологу обратилась мама первоклассника Пети с жалобой на отсутствие у сына желания ходить в школу. Во время консультации специалист смог установить причину подобного поведения: у мальчика была боязнь выходить к доске. Для разрешения проблемы психолог разработал стратегию постепенного преодоления этого страха.
Коррекционно-развивающая работа
В этом случае подразумевается проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на:
-
развитие коммуникативных навыков;
-
повышение учебной мотивации;
-
коррекцию эмоциональных и поведенческих проблем.
В одной из подмосковных школ психолог заметил, что в 3 «А» классе у нескольких учеников есть трудности в общении со сверстниками. Специалист организовал еженедельный кружок «Учимся дружить», где с помощью игр и упражнений дети развивали навыки коммуникации. Это помогло им начать лучше общаться друг с другом и быстрее завести друзей.
Работа с педагогическим коллективом
Поддержка учителей и воспитателей — не менее важная задача педагога-психолога. Для этого проводятся:
-
тренинги по профилактике эмоционального выгорания;
-
обучение эффективным стратегиям общения с родителями;
-
консультации, на которых специалист помогает разрешать конфликтные ситуации.
В детском саду «Сказка» воспитатели и родители детей испытывали проблемы в общении. Директору нужно было урегулировать ситуацию с сотрудниками. Для её разрешения он обратился за помощью к психологу. Тот организовал серию мастер-классов для сотрудников по теме «Эффективное общение с родителями». В итоге это помогло снизить напряжённость в отношениях между педагогами и семьями воспитанников.
Какие требования предъявляют к педагогу-психологу
Педагогическая подготовка является необходимым условием для работы с детьми в образовательных учреждениях начального, общего и профессионального уровня. Из этого получаем ключевое требование к психологу — наличие профильного высшего образования по одному из направлений:
-
«Педагогика и психология».
-
«Психология» с дополнительной специальностью.
-
«Педагогика» и «Психология» с дипломом о профессиональной переподготовке по специальности «Практическая психология».
Специалист обязан регулярно повышать свою квалификацию, проходя профессиональные курсы, участвуя в семинарах и конференциях. Также есть и другие требования к педагогам-психологам.
Знания и навыки |
Педагог-психолог должен глубоко разбираться в следующих темах:
|
Профессиональные компетенции |
Педагог-психолог должен уметь:
|
Этические требования |
Педагог-психолог должен строго соблюдать профессиональную этику:
|
Документация и отчётность |
Специалист обязан вести необходимую документацию:
|
Технологические навыки |
В современных реалиях педагог-психолог должен уметь:
|
Адаптивность |
Грамотный педагог-психолог должен адаптироваться к меняющимся условиям работы, например:
|
Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог
Освоить профессию педагога-психолога будет проще человеку, который обладает следующими качествами:
Педагог-психолог должен уметь балансировать между различными запросами и ожиданиями, при этом сохраняя фокус внимания на благополучии учеников. Важно понимать, что реальные условия могут быть далеки от идеальных, поэтому психолог должен заранее готовиться к эффективной работе даже при высокой нагрузке и ограниченных ресурсах.
Какие методики использует в работе психолог-педагог
В своей работе педагог-психолог применяет совокупность способов и приёмов для выявления проблем и их решения. Желательно, чтобы они были стандартизированы. Эти приёмы дают полноценное и объективное представление о кризисной ситуации для её дальнейшего разрешения. Чаще всего используются следующие методы:
-
наблюдение;
-
опрос;
-
интервью;
-
психодиагностические тестирования;
-
эксперимент;
-
моделирование;
-
методики коррекции и развития.
При работе в начальной школе наш эксперт, Екатерина Алексеевна, особенно рекомендует пользоваться комплектом Ясюковой Л. А. Эта методичка обеспечивает всестороннюю оценку когнитивного развития детей с помощью тестов на память, внимание и различные виды мышления.Та часть методики, в которой используются понятия и логические конструкции, наиболее эффективна для анализа мышления.
В старшей школе акцент работы педагога-психолога смещается на другие аспекты. В этом случае применяются методики для диагностики отношения к себе и выявления тревожности. Большинство из них легкодоступны и широко используются в образовательной психологии.
Отметим, что некоторые методы не следует внедрять при работе со школьниками. Например, методика Векслера применяется только на территориальной комиссии. Школьные и детсадовские психологи не должны её использовать или готовить к ней детей.
Выбор конкретных методик зависит от возраста учащихся, целей диагностики и специфики ситуации. Психолог должен использовать только те инструменты, которые соответствуют профессиональным стандартам и этическим нормам работы в образовательных учреждениях.
Один день из жизни педагога-психолога
Педагог-психолог в образовательных учреждениях выполняет разнообразные задачи. Его день может существенно различаться в зависимости от места работы и текущих потребностей образовательного учреждения:
-
В школе. Типичный день школьного психолога включает пару групповых занятий, несколько индивидуальных встреч, а также до трёх консультаций с родителями, учителями или учениками. В начале учебного года фокус специалиста смещён на диагностику. Дополнительно он участвует в родительских собраниях, заседаниях совета по профилактике и методических объединениях. Важная составляющая работы школьного психолога — ведение документации, включая составление планов, программ, отчётов и анализ результатов диагностики.
-
В частном центре. В этом случае рабочий день педагога-психолога может состоять из пары групповых занятий, например, по подготовке малышей к детскому саду, и нескольких индивидуальных встреч. Иногда специалист проводит семейные консультации. Нагрузка в частном центре зависит от возможностей учреждения и самого психолога.
-
В детском саду. Работа включает групповые занятия, консультации с родителями и индивидуальные встречи с детьми. Психолог может провести несколько групповых или индивидуальных занятий, консультации с родителями. По рекомендации специальной комиссии индивидуальная работа проводится с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
В некоторых учреждениях психолог может проводить дополнительные платные занятия: песочную терапию, занятия в сенсорной комнате или на балансирах.
Плюсы и минусы работы педагогом-психологом
Данная профессия требует полной вовлечённости и отдачи специалиста. Её главными достоинствами можно считать:
-
оформление по ТК РФ с предоставлением полного соцпакета;
-
накопление педагогического стажа;
-
длительный оплачиваемый отпуск — 56 дней;
-
удовлетворение от работы с детьми, наблюдение за их развитием и достижением результатов;
-
потенциал для профессионального роста и увеличения дохода;
-
разнообразие в работе, отсутствие рутины;
-
возможность творческого подхода к решению профессиональных задач;
-
в некоторых учреждениях может быть гибкий график работы.
Если говорить о минусах профессии педагога-психолога, то сюда относят:
-
низкую начальную заработную плату, особенно для специалистов без опыта и квалификационной категории (дополнительно есть значительные различия в оплате труда в зависимости от региона);
-
большое количество учеников на одного специалиста в 90% образовательных учреждений, что снижает эффективность работы;
-
отсутствие быстрых видимых результатов работы, что может вести к недооценке деятельности психолога со стороны коллег и администрации;
-
необходимость постоянного профессионального развития и повышения квалификации, порой за свой счёт;
-
эмоциональное напряжение из-за работы с проблемными ситуациями и сложными случаями;
-
большой объём бумажной работы и отчётности, что отнимает время от непосредственной работы с детьми.
Несмотря на определённые сложности, профессия педагога-психолога предоставляет возможность заниматься социально значимой деятельностью, помогая детям становиться более успешными и адаптированными. С накоплением опыта и профессиональным ростом улучшаются как условия труда, так и материальное вознаграждение.
Кому подойдёт профессия педагога-психолога
Эта работа для вас, если вы:
-
ответственны и организованны;
-
добры и любите детей;
-
тактичны и уравновешены;
-
наблюдательны и решительны;
-
способны сопереживать.
Не менее важно в профессии педагога-психолога уметь:
-
расставлять чёткие личные границы;
-
отстаивать своё мнение;
-
сохранять нейтральность в конфликтах между учителями, детьми и родителями;
-
соблюдать конфиденциальность (например, не рассказывать учителям о тестах или беседах с ребёнком).
Школьная система меняется медленно, потому даже небольшая помощь детям важна. Нужно верить, что помочь можно каждому. Если вам близки эти подходы и вы обладаете перечисленными качествами, возможно, профессия педагога-психолога — ваше призвание.
Курсы и программы обучения
Для начала работы педагогом-психологом нужно получить высшее образование по специальности «Педагогика и психология». Сделать это можно несколькими способами:
-
получить среднее профессиональное образование в колледже;
-
поступить в университет и отучиться в нём 4-5 лет;
-
пройти курсы профессиональной переподготовки за несколько месяцев.
Некоторые учебные заведения предлагают дистанционное обучение, что крайне удобно, если вы уже работаете и не хотите постоянно отпрашиваться у начальства. В ходе учёбы студенты изучают все дисциплины, необходимые для успешной работы.
После обучения специалист получает возможность работать в государственных и частных образовательных учреждениях.
Отметим, что для педагога-психолога важно постоянно повышать квалификацию: он обязан проходить курсы раз в три года. Регулярное обучение помогает быть в курсе новых методик и поддерживать высокий уровень профессионализма.
Востребованность педагога-психолога
Как сообщает издание «Коммерсантъ», в 2024 году спрос на детских психологов значительно увеличился, что подтверждает общую тенденцию повышения востребованности профессии педагога-психолога. Причин этому немало:
-
Расширение сферы деятельности. Педагоги-психологи нужны не только в школах, но и в детских садах, колледжах, центрах дополнительного образования.
-
Растущий спрос на психологическую помощь в школах. Дети и подростки сталкиваются с новыми вызовами, и им нужна поддержка специалиста.
-
Дефицит кадров. Во многих образовательных учреждениях не хватает психологов, особенно в небольших городах и сельской местности.
-
Государственная поддержка. Власти понимают важность психологической помощи в образовании и планируют увеличить число школьных психологов. Также Минпросвещения России предложило создать норматив штатного числа педагогов-психологов в образовательных организациях для повышения доступности психологической помощи, улучшения атмосферы в образовательных учреждениях и роста общей психологической компетентности.
-
Новые задачи. Психологам приходится работать с последствиями пандемии, помогать детям справляться со стрессом.
Таким образом, профессия педагога-психолога остаётся востребованной и имеет хорошие перспективы для развития в будущем.
Где работает педагог-психолог
Педагоги-психологи востребованы в таких сферах и учреждениях, как:
-
Детские сады.
-
Школы.
-
Кружки и секции.
-
Органы опеки. Работают с сиротами и детьми из неблагополучных семей. Могут выступать экспертами в суде и участвовать в комиссиях по делам несовершеннолетних.
-
Службы патронатного воспитания. Оценивают приёмные семьи, учат их общаться с ребёнком. Следят за состоянием новой семьи.
-
Коррекционные учреждения. Помогают особенным детям учиться и развивать навыки.
Конечно, не стоит забывать и о возможности ведения частной практики. Эта профессия дает широкие возможности для работы в разных областях и помощи людям.
Альтернативные варианты работы для педагога-психолога
Многие специалисты неохотно выбирают практику в госучреждениях из-за низких зарплат и ищут другие варианты трудоустройства. Популярны такие направления, как работа психологом в частных детсадах, школах или детских центрах. Требования к специалисту здесь зачастую выше, но и зарплаты обычно более привлекательные.
Современное образование делает упор на индивидуальный подход. Это повышает спрос на кураторов и тьюторов — специалистов с психолого-педагогическим образованием. Также востребованы няни, гувернёры, воспитатели и консультанты. Ещё одна перспективная область — онлайн-консультирование. Многие психологи ведут приём через интернет, что позволяет работать с клиентами из разных городов и стран.
В последние годы также растёт спрос на специалистов по работе с особыми детьми. Это касается не только детей с ограниченными возможностями, но и одарённых ребят. Педагоги-психологи помогают им адаптироваться и раскрыть свой потенциал.
Зарплата педагога-психолога
По данным портала «Город работ», средняя зарплата педагога-психолога в России составляет 56 000 рублей в месяц. Однако доход может быть больше, если вести частную практику. Начинающий специалист берёт за один приём от 700 рублей, а его опытный коллега проводит консультации уже от 3000 рублей.
Важно отметить, что на зарплату влияет не только опыт работы, но и другие факторы:
-
уровень образования и дополнительные сертификаты;
-
специализация (например, работа с особыми детьми оплачивается выше);
-
навыки применения современных методик и технологий;
-
регион.
Советы для начинающих педагогов-психологов
Психолог — профессия с высоким уровнем эмоционального напряжения. Справляться с трудностями на работе помогает наставник — супервизор. Особенно важно обзавестись им новичкам, так как нередко они перенимают на себя все проблемы клиентов и сложнее восстанавливаются после рабочего дня.
Екатерина Алексеевна, наш эксперт, рекомендует психологам для эффективной работы делать следующее:
-
познакомиться с воспитателями, учителями, классными руководителями;
-
понаблюдать, как строятся отношения в группе / классе, как дети ведут себя на прогулках / переменах / уроках;
-
посмотреть, как родители забирают детей;
-
включаться в игры, чтобы выстроить линию коммуникации;
-
оценить взаимодействие воспитателей и учителей с детьми;
-
узнать о ситуации в классах;
-
выделить учеников с проблемами в общении или учёбе.
Не забывайте про руководство: оно тоже будет ставить задачи и определять темп работы. Главное — оставаться открытым новому и быть дружелюбным. Просто будьте рядом с детьми, общайтесь, и вы сможете помочь тем, кому это действительно нужно.
От проблем к возможностям: почему педагог-психолог нужен каждой школе
Существует стереотип, что педагоги-психологи — весьма посредственная профессия, и такие «специалисты» просто отсиживают рабочие часы и не приносят никакой пользы. В реальности всё иначе. Сегодня педагоги-психологи находятся на передовой образовательных инноваций, решая множество важных задач и постоянно расширяя свои профессиональные горизонты. Это максимально гибкие специалисты, которые способны адаптироваться к потребностям каждого образовательного учреждения.
Педагоги-психологи берут на себя ответственность за решение важнейших задач, которые напрямую влияют на благополучие детей и подростков. Эти специалисты помогают решать целый ряд острых проблем, занимаясь:
-
профилактикой эмоциональных проблем, самоубийств;
-
адаптацией детей военнослужащих;
-
работой с посттравматическим стрессом;
-
поддержкой в трудных жизненных ситуациях.
Эта профессия требует постоянного обучения и совершенствования навыков, что делает работу невероятно динамичной и интересной. Кроме того, в ближайшие годы технологии станут надёжными помощниками психологов:
-
компьютеры будут использоваться для анализа поведения учеников;
-
виртуальная реальность поможет в проведении тренингов;
-
онлайн-консультации станут обычным делом;
-
искусственный интеллект будет помогать составлять рекомендации;
-
появятся чат-боты для базовой психологической поддержки.
Вместе с этим, специалисты будут чаще сталкиваться с проблемами, связанными с интернетом и гаджетами. Важно: никакие технологии не дадут столько тепла, внимания и , сколько их даёт настоящий психолог.
Педагог-психолог — незаменимый специалист. Следует создать условия, в которых эти профессионалы смогут качественно оказывать поддержку детям, учителям, воспитателям и родителям, делая наши образовательные учреждения лучше и безопаснее.