☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Кто такой детский нейропсихолог?

Кто такой детский нейропсихолог?

Кто такой детский нейропсихолог?
Кто такой детский нейропсихолог?

Почему некоторые дети испытывают трудности в обучении или отличаются дурным поведением, несмотря на все усилия родителей? Порой кажется, что ребёнок просто не хочет стараться или специально балуется, не слушается. Но что, если причина кроется глубже? Наш мозг — весьма сложный механизм, и иногда в нём случаются сбои. Они могут влиять на то, как ребёнок учится, общается и ведёт себя. Тогда на помощь приходит особый специалист — детский нейропсихолог. Этот человек понимает, как работает мозг, и помогает ребёнку преодолевать различные трудности.


Канал эксперта: https://t.me/bigutskayapsy
Сайт эксперта: lilypsy.ru


В создании данной статьи принимала участие Лилия Владимировна Богуцкая — практикующий психолог и президент «Ассоциации практической психологии», активно использующая в своей профессиональной деятельности интегративный подход.


Чем занимается детский нейропсихолог


Нейропсихология — наука, сфокусированная на изучении влияния мозга на высшие процессы психики и поведения человека. К ним относят мышление, память, внимание, воображение, восприятие, обобщение и анализ. Если проще, то нейропсихология показывает, как мозг и его состояние воздействует на мысли и поведение человека. 

Детский нейропсихолог занимается комплексным обследованием пациентов возрастом от 3 до 12 лет. Он устанавливает «сильные» и «слабые» стороны в развитии высших психических функций ребёнка (памяти, внимания, мышления и так далее), а также анализирует механизмы работы мозга в случае проблем в обучении или развитии детей (при ЗПР и СДВГ). Ориентируясь на полученные данные диагностики, специалист разрабатывает план коррекции и следит за его выполнением. Главная задача — понять, как работает мозг ребёнка, и помочь ему преодолеть трудности в обучении и развитии.

В задачи детского нейропсихолога входит: 

  • Проведение обследования. Для этого используют специальные тесты и задания, которые помогают оценивать различные функции мозга ребёнка. 

  • Определение «сильных» и «слабых» сторон. Специалист выявляет, какие навыки у ребёнка развиты хорошо, а какие требуют улучшения. 

  • Составление плана занятий. Для этого нейропсихолог учитывает возраст ребёнка, его текущее состояние, возможности родителей и другие нюансы. 

  • Проведение развивающих занятий. В этом помогают специальные упражнения, оборудование, игры и задания для улучшения работы мозга. 

  • Работа с родителями. Нейропсихолог объясняет, как помогать ребёнку и поддерживать его развитие. 

  • Сотрудничество с другими специалистами. При необходимости нейропсихолог работает вместе с логопедом, психологом, неврологом. 


История Маши, 7 лет: 

Маша пошла в первый класс и столкнулась с трудностями в чтении и письме. Она путала буквы и плохо концентрировалась на уроках. Родители обратились к детскому нейропсихологу. Он обнаружил у девочки проблемы с пространственным восприятием и координацией. Для их решения специалист разработал программу занятий, включающую задания на развитие этих навыков, а также улучшение внимания и памяти. 

После трёх месяцев регулярных занятий с нейропсихологом и выполнения домашних упражнений Маша: 

  • стала лучше различать буквы;

  • улучшила почерк; 

  • повысила концентрацию внимания; 

  • увеличила скорость чтения.

К концу года девочка догнала одноклассников по успеваемости и стала увереннее в себе. Этот пример показывает, как нейропсихолог помог выявить причину трудностей и преодолеть их с помощью правильно подобранной коррекционной программы.


Важно: Каждый ребёнок развивается в своём темпе. Небольшое отставание или опережение на полгода считается нормой до школьного возраста. Однако если вы замечаете, что у вашего ребёнка есть устойчивые трудности, лучше не ждать, а сразу обратиться к нейропсихологу. Ранняя помощь значительно облегчает жизнь малыша и повышает шансы на успешную учёбу и освоение программы.



Работа детского нейропсихолога — это не использование волшебной пилюли, а кропотливый труд. Её результаты появляются постепенно, но они могут кардинально изменить жизнь ребёнка в лучшую сторону. 

Обращение к нейропсихологу — не признак «неполноценности», а возможность помочь раскрыть потенциал маленького члена общества и преодолеть трудности. Каждый ребёнок имеет право на счастливое и беззаботное детство: спеть бодрую песенку на утреннике в садике, самостоятельно прочесть свою первую приключенческую книгу, поболтать с друзьями обо всём на свете и сделать ещё множество разных интересных вещей. 

Погрузитесь в мир детской нейропсихологии

Профессиональная переподготовка
Хит
Диплом о проф. переподготовке
«Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»
3 месяца (400 часов)
24 500 ₽
32 100 ₽
-24%
Подробнее о курсе
-24%

Повышение квалификации
Хит
Удостоверение о повышении квалификации
«Практикум по нейропсихологическим методам диагностики и коррекции развития когнитивных функций у детей»
2 месяца (52 часа), онлайн-занятия по субботам (18:00-20:15, Мск)
20 900 ₽
24 900 ₽
-16%
Подробнее о курсе
-16%

Чем нейропсихолог отличается от психолога?


Психолог — специалист, который в первую очередь работает с эмоциями, а уже потом с личностной проблемой, сложностями коммуникации в коллективе, мотивацией для постановки и достижения цели. Он не ставит диагноз и не занимается назначением медикаментозных препаратов. Родители обращаются к психологу, когда у ребёнка:

  • появились необоснованные страхи: боится заходить в лифт, темноты, собак и так далее; 

  • участились истерики и капризы; 

  • отмечается чрезмерная застенчивость — в некоторых случаях она настолько сильная, что ребёнок не желает отстаивать себя и свои интересы, даже когда его начинают обижать дети младшего возраста; 

  • наблюдается сильный стресс (в результате потери близких, переезда, развода родителей).

Нейропсихолог работает над коррекцией или устранением нарушений в работе мозга или нервной системы ребёнка.

Нейропсихолог же более прокачан в следующих вопросах: 

  • чрезмерной гиперактивности;

  • избыточной болтливости;

  • утомляемости;

  • проблемах с запоминанием новой информации;

  • путанице сторон, зеркальным написанием букв;

  • восстановлении после травм головы или нейроинфекций.

У него больше возможностей диагностировать особенности развития ребёнка, навыков, помогающих определить его сильные и слабые стороны, готовность к обучению в школе, а также составить программу реабилитации, если что-то пошло не так. 

Психолог работает с поведенческой сферой, чувствами и эмоциями, когда они не так выражаются и проживаются, блокируются. А нейропсихолог «идёт в мозг». Он определяет, почему какой-либо психический процесс не работает должным образом. Например, когда ребёнок не может обобщить, что клён, тополь и береза — это деревья. 

Ключевые различия:

  • Психолог работает с «программным обеспечением» — эмоциями и поведением.

  • Нейропсихолог копает глубже, разбирается с «железом» — работой мозга и нервной системы.

Для  точного диагноза может потребоваться консультация и других специалистов — невролога или психиатра. Выбирайте врача в зависимости от проблемы. Если сомневаетесь, начните с психолога, он подскажет, нужна ли помощь нейропсихолога.



Чем отличается нейропсихолог от логопеда 


Нейропсихологов и логопедов часто путают. Но между этими специалистами тоже есть важные отличия.

Логопед — это мастер речи, который: 

  • фокусируется на речевых нарушениях; 

  • помогает исправить произношение звуков;

  • работает над чёткостью и скоростью речи;

  • корректирует заикание, шепелявость, картавость; 

  • улучшает голосовые навыки.

Нейропсихолог работает с функциями мозга, куда также входит и речь. Где же пересекаются пути этих двух направлений? Представляем вам логопеда-нейропсихолога — специалиста, который объединяет знания логопеда и базовые навыки нейропсихолога, помогая детям решить проблемы с различными речевыми и когнитивными нарушениями. Обращаться к нему имеет смысл, если проблемы с речью возникли из-за: 

  • травмы или болезни; 

  • особенностей развития мозга; 

  • нарушений, связанных с вниманием, памятью или восприятием. 

В нашем мозге всё взаимосвязано. Проблемы с речью могут быть признаком более серьёзных нарушений, поэтому иногда знаний логопеда недостаточно. В таких случаях нужен специалист с углублённым пониманием особенностей функций мозга. 

Как понять, кто нужен ребёнку: логопед или логопед-нейропсихолог? Выбор зависит от конкретной ситуации. Если у малыша только речевые трудности, можно начать с визита к обычному логопеду. Но когда проблемы более комплексные или есть подозрения на нарушения в работе мозга, лучше обратиться к нейропсихологу. 


Когда обращаются к детскому нейропсихологу


Детский нейропсихолог занимается изучением проблем, связанных с:

  • Речью. Например, если ребёнок в 5–6 лет неправильно произносит звуки или не может составлять предложения.

  • Вниманием. Ребёнок часто отвлекается, не может сосредоточиться на каком-либо задании. Поводом для посещения нейропсихолога может стать быстрая утомляемость, отсутствие возможности сосредоточиться на одном деле больше 15-20 минут, спокойно посидеть на стуле, чрезмерная гиперактивность. 

  • Памятью. Малыш с трудом запоминает новую информацию или быстро её забывает.

  • Ориентацией в пространстве. Родители жалуются на то, что ребёнок путает право и лево, плохо ориентируется на листе бумаги.

  • Трудностями в обучении. Сюда относят отставание от сверстников в школе, несмотря на прилагаемые усилия. Нейропсихолог нужен, если ребёнок путает месяцы, годы и сезоны, с трудом решает простые примеры, плохо запоминает новую информацию, а также у него есть сложности с чтением и письмом (например, пишет буквы задом наперёд). 

  • Движением и координацией. К примеру, ребёнок часто спотыкается, роняет вещи, ему трудно застёгивать пуговицы или завязывать шнурки, у него плохо получается ориентироваться в пространстве. 

  • Самоорганизацией. Например, ребёнок долго одевается, часто теряет вещи, всё забывает, а также нуждается в помощи взрослых, чтобы организовать свой день.

Кроме того, нейропсихолог работает с детьми с особенностями развития — РАС (расстройства аутистического спектра), синдромом Дауна, ДЦП (детский церебральный паралич). 

Подумать о визите к нейропсихологу стоит, если малыш:

  • не различает основные признаки предметов (форму, цвет, размер);

  • ничем не интересуется;

  • испытывает трудности в общении с другими детьми;

  • часто злится или проявляет агрессию;

  • долго ходит к логопеду, но улучшений нет.

Нейропсихолог будет полезен и в тех случаях, когда у матери были проблемы во время беременности или родов. 

Если вы заметили какие-то из этих признаков у своего ребёнка, не нужно сразу искать информацию в интернете. Так вы станете ещё больше тревожиться, что не принесёт пользы ни вам, ни малышу. Просто запишитесь на консультацию к детскому нейропсихологу. Он поможет разобраться, что происходит, и подскажет, как помочь вашему ребёнку.


Методы исследования в нейропсихологии


Детская нейропсихология использует разнообразные методы, чтобы понять, как работает мозг ребёнка, и выявить возможные проблемы в его развитии. Вот основные способы, которыми пользуются специалисты:

1. Беседа с ребёнком и родителями. Это первый и очень важный этап. Нейропсихолог разговаривает с малышом о его жизни, интересах, школе. Беседа помогает установить контакт и получить первое впечатление о развитии подопечного. Разговор с родителями даёт информацию об истории взросления и формирования малыша, его привычках, успехах и трудностях.

2. Наблюдение за поведением. Специалист внимательно следит за тем, как ребёнок двигается, общается, реагирует на то, что его окружает, оценивает, насколько малыш активен или пассивен, усидчив, как взаимодействует со взрослыми и сверстниками. Это помогает понять особенности характера и поведения, которые могут влиять на обучение и общение.

3. Специальные задания и игры. Нейропсихолог использует набор заданий, которые выглядят как игры, но на самом деле тестируют разные функции мозга. Например:
  • игры на запоминание помогают оценить память;
  • задания на поиск предметов или отличий проверяют внимание;
  • головоломки и задачки — оценивают мышление;
  • рассказы по картинкам — показывают уровень развития речи.

4. Тесты на бумаге. Ребёнку предлагают различные задания с использованием карандаша и бумаги. Это может быть рисование фигур и предметов, прохождение лабиринтов или соединение точек по порядку. Такие тесты позволяют оценить моторику, пространственное мышление, способность планировать действия.

5. Компьютерные методики. Современные технологии позволяют точно измерить скорость реакции, устойчивость внимания, способность к переключению между задачами. Компьютерные тесты часто нравятся детям, так как напоминают игры. Они дают объективные данные, которые сложно получить другими способами.

6. Анализ рисунков. Рисунки ребёнка могут много рассказать о его внутреннем мире и развитии. Нейропсихологи обращают внимание на использование определённых цветов и размеров фигур, их расположение, разнообразные детали и их отсутствие, нажим ручки / карандаша. Всё это помогает понять эмоциональное состояние ребёнка, его восприятие себя и окружающего мира.


Нейропсихолог никогда не делает выводы на основе одного метода. Все полученные данные анализируются вместе, чтобы создать полную картину развития ребёнка. 

Нейропсихологическое обследование — это не страшно и не больно. Оно проходит в дружелюбной атмосфере и часто воспринимается детьми как интересное приключение. Результаты помогают родителям лучше понять своего ребёнка и узнать, как поддержать его развитие наилучшим образом.


Нейропсихологическая коррекция


Как помочь ребёнку лучше учиться и стать более общительным и вовлечённым? В нейропсихологии есть интересный способ — нейрокоррекция. Это специальные занятия, которые помогают мозгу работать эффективнее. 

Представьте, что мозг — это мышца. Сделать мышцы сильнее помогают тренировки. То же самое и с мозгом: он нуждается в «упражнениях», чтобы лучше справляться с задачами. Нейрокоррекция как раз и состоит из двух типов упражнений: двигательных и когнитивных.


И самое интересное! В нейропсихологической коррекции нет никаких таблеток! 

Представленные две части коррекционных упражнений строго не разделены. Зачастую нейропсихологические упражнения сочетают в себе и движение, и умственную работу. Это особенно важно для детей с особенностями развития, например, с аутизмом или последствиями травм головы. 

Все дети разные. Для кого-то важнее развивать мелкую моторику, а кому-то нужно больше работать над концентрацией внимания. Благодаря игровому формату занятий дети часто даже не замечают, что учатся чему-то новому — они просто веселятся. Родители же с удивлением обнаруживают, что их ребёнок стал более собранным, внимательным и уверенным в себе. 

Типичный сеанс у нейропсихолога может состоять из: 

  • массажа и упражнений на растяжку; 

  • игр на внимание;

  • заданий для развития ловкости рук;

  • упражнений с разными материалами для улучшения восприятия.

Иногда используется специальное оборудование, оно помогает детям, у которых есть проблемы с контролем или реакцией.

Очень важно, чтобы в занятиях принимали участие родители. Так они смогут продолжать упражнения дома. А самый главный секрет успеха — интерес ребёнка. Нейропсихолог подбирает задания, которые кажутся малышу увлекательными. Если ребёнок устал от подвижных игр, можно перейти к спокойным упражнениям на бумаге. 


Сколько длится курс нейрокоррекции? 


Ответ на этот вопрос интересует многих родителей. Давайте представим, что мозг ребёнка — это сад. У каждого сада есть свои особенности: где-то пышно цветут розы, а где-то нужно подстричь кусты. Так же и с детьми: у каждого есть свои сильные и слабые стороны. По этой причине первым делом нейропсихолог внимательно изучает «сад» и составляет план работы. 

Обычно на то, чтобы увидеть первые «ростки» улучшений, требуется около 6 месяцев. Занятия проходят дважды в неделю, плюс нейропсихолог даёт небольшие домашние задания. Это как поливать растения: нужно делать это регулярно, иначе всё засохнет. 


Мама 7-летнего Миши рассказывает о работе ребёнка с нейропсихологом: 

«Мы начали заниматься, потому что сын не мог усидеть на месте больше пяти минут. Через месяц особых изменений я не обнаружила и уже хотела всё бросить. Но психолог объяснил, что мозгу требуется время. Мы продолжили, и через четыре месяца Миша смог спокойно читать книгу целых 20 минут. Для нас это был невероятный прогресс!» 


Путь к улучшениям не всегда прямой. Иногда кажется, что стало даже хуже. Это нормально! Представьте, что вы учитесь кататься на велосипеде. Сначала вы падаете, набиваете синяки, и может показаться, что ничего не получается. А потом неожиданно для самих себя вы понимаете, что едете сами.


Вот что рассказывает отец 9-летней Лизы: «Дочка училась читать. Сначала дело шло хорошо, но потом она резко стала путать буквы больше, чем обычно. Я запаниковал, но психолог успокоил. Через неделю Лиза начала читать почти без ошибок. Оказывается, её мозг просто “перестраивался”». 


Главное — не сдаваться на полпути. Бросить занятия раньше времени — это словно оставить дом недостроенным. Он никак не будет защищать от дождя и ветра. Проблемы могут вернуться и даже усугубиться. 

Нейропсихологи советуют относиться к занятиям как к увлекательному путешествию. Бывают и крутые подъёмы, и спуски. Но когда вы доберётесь до вершины, увидите потрясающий вид. Каждый ребёнок уникален: кому-то нужно больше времени, кому-то меньше. Главное — терпение, регулярность и вера в результат. И конечно, любовь и поддержка близких. Вместе вы сможете преодолеть любые трудности и вырастить прекрасный «сад».


В каком возрасте лучше приводить ребёнка к нейропсихологу?


Золотое время для обращения к нейропсихологу, если уже есть показания, когда ребёнку 2–3 года. Почему? В это время мозг малыша словно пластилин идеальной консистенции: уже достаточно крепкий, чтобы «лепить» сложные фигуры (осваивать новые навыки), но все ещё достаточно гибкий и податливый, чтобы легко меняться. 

Это как учить иностранный язык: в детстве новые слова запоминаются словно сами собой, а взрослым приходится прикладывать намного больше усилий. Конечно, это не значит, что детям младше или старше заниматься с нейропсихологом бесполезно. Просто в «золотом» возрасте результаты обычно заметнее и достигаются быстрее.


Какие методики по ошибке относят к нейропсихологии?


В мире детского развития существует немало методик, которые ошибочно называют нейропсихологическими. Давайте разберёмся, почему важно отличать научно обоснованные подходы от красиво звучащих на словах, но недоказанных техник. 

Метод Томатис

Здесь ребёнку нужно надеть специальные наушники и прослушать обработанную музыку. Родители часто думают, что это стандартный приём в нейропсихологии, ждут результата, но его всё нет и нет. И это неудивительно, ведь научных доказательств эффективности метода Томатис просто нет. 

Рисование двумя руками

Многие считают, что это отличный способ развития мозга. Ирина, мама 9-летней Кристины, делится: «Нам посоветовали эти занятия как нейропсихологическую технику. Кристина старалась, но на учёбе это никак не отразилось». И снова мы сталкиваемся с отсутствием научных подтверждений пользы этого метода. 

Настоящая нейропсихология основана на серьёзных научных исследованиях. Многие техники, которые преподносят как нейропсихологические, на самом деле не имеют отношения к этой науке. Это всё равно, что называть обычную воду лекарством: звучит интригующе, но прогресса не принесёт. 

Как же отличить настоящую нейропсихологию от псевдонауки? Вот несколько советов: 

  • Ищите научные подтверждения. Если серьёзных исследований метода не существует, это повод насторожиться. 

  • Не верьте громким обещаниям. Настоящая нейропсихология не даёт быстрых результатов и не обещает чудес. 

  • Спрашивайте о механизмах воздействия. Специалист должен уметь объяснить, как именно работает метод, опираясь на научные факты. 

Настоящая нейропсихология — это не магия, а серьёзная наука. Не стесняйтесь задавать вопросы и проверять информацию. Ваша осведомлённость поможет выбрать действительно эффективные методы для развития вашего ребёнка.


Саммари


Напоследок 8 ответов на самые частые вопросы о нейропсихологии: 

  • Что изучает? 

Влияние мозга ребёнка на поведение и психические процессы.

  • Чем занимается? 

Проводит диагностику и коррекцию нарушений в развитии высших психических функций у детей.

  • Чем отличается от работы обычного психолога и логопеда? 

Более глубоким пониманием функций мозга.

  • В каких случаях обращаются? 

При проблемах с речью, вниманием, памятью, обучением, координацией и так далее.

  • Как работает? 

Специалист проводит беседы, наблюдения, специальные задания и тесты.

  • Из чего состоит нейропсихологическая коррекция? 

Из двигательных и когнитивных упражнений.

  • Сколько длится курс коррекции? 

Обычно около 6 месяцев с занятиями по два раза в неделю.

  • Лучший возраст для начала занятий? 

Обычно это 2–3 года, но помощь эффективна и в более старшем возрасте.


Отметим, что важно отличать научно обоснованные методы от псевдонаучных техник, которые приписывают нейропсихологии.

Профессиональная переподготовка
Хит
Диплом о проф. переподготовке
«Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»
5 месяцев (620 часов)
32 600 ₽
41 100 ₽
-21%
Подробнее о курсе
-21%

Повышение квалификации
Хит
Удостоверение о повышении квалификации
«Нейропсихология детского возраста»
2 месяца (200 часов)
13 200 ₽
17 160 ₽
-23%
Подробнее о курсе
-23%


Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ