«Пишет как курица лапой!» – мама хватается за голову, папа многозначительно хмыкает. Ребенок обреченно вздыхает и поникает головой – ну не получается у него ровно буковки выводить. То хвостик не в ту сторону смотрит, то забудет как «а» пишется, то «р» у него вертится в разные стороны, как флюгер от ветра. Учитель ставит тройки, школьник наш старается, корпит над уроками и все усилия насмарку. Какие же они страшные, эти прописи, кто их только придумал, зачем мучить детей этими крючками да петельками?
Сейчас почти у каждого третьего школьника плохой почерк. Причин этому множество. Начиная от слишком раннего использования гаджетов до каких-либо физических причин (нарушение осанки, например).
Нужно ли работать над почерком?
Послушайте, но ведь сейчас повсеместно электронные устройства – воскликнет среднестатистический родитель, – подписи и те, электронные! Зачем приставать к ребенку с прописями? Письменный формат потихоньку переходит в печатный, с этим уже ничего не поделаешь.
Но, тем не менее, над почерком работать все-таки надо. Почерк – это в первую очередь, мелкая моторика. В интернете очень популярна цитата Сухомлинского о том, что «ум ребенка на кончиках его пальцев». Чем лучше работают пальцы, тем лучше работает мозг.
Работая над почерком ребенка, вы работаете над его усидчивостью, памятью, концентрацией внимания, зрительной памятью. Да и требования системы образования еще никто не отменял. Поверьте, учитель будет снижать оценки за плохой и неразборчивый почерк, он имеет на это полное право.
Небольшой бонус – на красивом почерке можно неплохо заработать, но об этом в конце статьи.
Как помочь ребенку научиться писать красиво?
Вначале нужно поговорить с ребенком. Объясните ему, почему хороший почерк – это важно, и если будет нужно, придется поработать дополнительно.
Если ребенок не особенно хочет работать над почерком, занятиями можно уделять не больше десяти минут. Но и не меньше. На десять минут согласятся даже самые упрямые детки. В дальнейшем можете мотивировать их заниматься подольше. Не заставить, обратите внимание, а мотивировать! Заставить что-то сделать, сложно даже взрослого человека (да, вспомните, как вы пытались похудеть или, например, прибить полочку в ванной).
Прописей, по которым можно заниматься, великое множество. Выбирайте любые. Лучше это сделать вместе с ребенком. Если он не может отвертеться от дополнительных занятий, так пусть хоть сам прописи выберет. Ручки, карандаши – тоже лучше выбирать вместе с ребенком. Принято считать, что ручки лучше выбирать трехгранные, ведь в работе кисти при письме задействованы именно три пальчика. Присмотритесь к недорогим перьевым ручкам: их главное преимущество перед шариковыми – они не требуют прилагать столько усилий при письме. Сейчас в продаже есть специальные насадки, которые помогают ребенку правильно держать ручку.
Если прописи идут пока плохо, начните с рисунков. Заштриховывайте их, разукрашивайте всевозможными закорючками и кружочками. Пусть рука работает. Рисунки должны быть большими. Можно, например, написать объемную букву «А» на листе формата А4 и раскрасить ее. Или заштриховать.
Обязательно проследите за тем, как ребенок сидит за столом. Правильная осанка – это залог хорошего почерка. Спина ровная, ступни стоят на полу, тетрадь лежит уголком. Приучите ребенка к тому, чтобы он сам следил за тем, как он сидит. Сравните его почерк в двух ситуациях: когда он сидит правильно и неправильно. Пусть сам увидит разницу.
Рисуйте, раскрашивайте, штрихуйте, лепите – работайте с мелкой моторикой, чтобы пальчики ребенка обретали силу, привыкали к долгой письменной работе.
Хвалить, нельзя ругать. Хвалите ребенка даже за маленькие успехи – красивая петелька у буквы «В» или толстый животик у буквы «Б».
Начинайте с малого – кружочки, петельки. Потом можно перейти к обводке, затем к отдельным элементам букв, буквам, слогам и т.д.
Если вам интересная тема каллиграфии, можете дистанционно пройти курс обучения, который предлагает АНО ДПО НАДПО – «Методика обучения каллиграфии» (с присвоением квалификации «педагог дополнительного образования»). Этот курс будет интересен не только педагогам, но и родителям.
Красивый почерк – путь к успеху
Небольшой обещанный бонус: Иван Кузин, студент из Красноярска, придумал проект, в котором художники-каллиграфы разрабатывают и рисуют красивые подписи на заказ. Иван решил предложить свои услуги бизнесменам и предпринимателям. Проект, по оценке vc.ru, принес около двух миллионов прибыли. Для сравнения – на рекламу Иван потратил около пятнадцати тысяч рублей.