Звук Р может быть очень разным — раскатистым или хлюпающим, носовым или горловым (совсем как у французов или немцев). Этот звук может отсутствовать в речи ребенка — так малыш пытается уйти от проблем, просто игнорирует то, что не получается. Но если в четырехлетнем возрасте переживать по этому поводу рановато, то ближе к шести годам отсутствие в активе дошкольника рычащего звука — однозначно повод обратиться к логопеду.
Почему произношение этой буквы для многих становится труднопреодолимым или непреодолимым препятствием? Какие нарушения в произношении Р существуют и как их исправить? Давайте разбираться!
В каком возрасте ребенку пора научиться произносить Р?
Развитие речи у детей происходит постепенно, по условному графику. На каждом возрастном этапе малыши овладевают навыками произношения отдельных звуков, продвигаясь от простых к сложным. К четырем годам (в идеале) ребенок должен уметь выговаривать основную часть алфавита. Исключение составляет звук Р. Он считается одним из самых сложных для артикуляции, поэтому для него временные рамки немного смещаются — кроха должен его освоить к 4,5-5,5 годам.
При этом специалисты напоминают: каждый малыш развивается в своем темпе. Кто-то начинает говорить Р раньше, опережая условную норму. У кого-то освоение этого сложного звука занимает больше времени, и он отстает от стандартного графика.
Поводом для беспокойства должно стать отсутствие Р к шести годам. В этом случае стоит проконсультироваться у логопеда и приступить к коррекционной работе.
Почему ребенок не выговаривает Р?
Проблемы с выговариванием звука Р могут возникать по ряду причин:
-
Короткая подъязычная связка (ее более понятное и привычное название — уздечка) или ее неправильное положение. Эта связка соединяет дно ротовой полости с языком. Если уздечка утолщена или укорочена, она не дает свободно двигать языком: ребенок не может поднять его, дотянуться до верхнего нёба и правильно произнести Р. Проблему решают двумя способами: подрезают (часто еще в роддоме) или растягивают связку при помощи специальных упражнений на занятиях с логопедом.
-
Нарушение фонематического слуха — способности правильно воспринимать разные звуки на слух, а значит, и воспроизводить их. Фонематический слух у ребенка развивается в первые три года жизни. Замедлить этот процесс могут, например, перенесенный малышом отит или воспаление аденоидов. В результате ребенок не различает похожие звуки (например, пары д-т, б-п), слышит звук не так, как должен, а в речи просто пропускает, не произносит его или заменяет другим.
-
Проблемы с прикусом. Неправильный (так называемый глубокий) прикус (когда верхние зубы больше чем на половину перекрывают нижние) или особенности строения челюстей (например, узкая верхняя челюсть) приводят к тому, что ребенок не может поставить язык в нужное положение. Вследствие этого артикуляция нарушается, малыш начинает картавить.
-
Неправильное речевое дыхание. Чтобы четко и корректно произносить звуки, нужно правильно управлять выдохом. Но некоторые ребята дышат неравномерно, поверхностно. Кто-то приподнимает во время вдоха плечи, у кого-то не получается распределить выдох по словам. Предстоит научиться дышать глубоко, равномерно, формировать сильный воздушный поток.
Помимо перечисленных выше причин препятствиями для правильного произношения рычащей буквы могут быть:
-
слабо развитый артикуляционный аппарат,
-
гипотонус мышц,
-
увеличенный размер языка (макроглоссия),
-
высокое (так называемое готическое) нёбо,
-
расщелины нёба,
-
отсутствие зубов или аномальное расположение зубов верхней челюсти,
-
нарушение физического слуха,
-
попытки подражать кому-то (например, в детсадовском коллективе).
От того, что стало причиной неправильного произношения буквы Р, зависят методы и приемы коррекционной работы. Чтобы более детально изучить особенности развития речевых навыков, разобраться в причинах и признаках отклонений от нормы, освоить эффективные техники и приемы коррекции нарушений, стоит пройти курсы повышения квалификации по логопедии дистанционно.
Варианты неправильного произношения Р
Попытки выговорить неподдающийся звук приводят к разного рода искажениям. Их довольно много. Перечислим наиболее распространенные:
-
Горловой Р или картавость. При выговаривании звука вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такой вариант произношения — отличительная особенность французского и немецкого языка, там это считается нормой. В русском языке — это искажение.
-
Полное отсутствие (или пропуск) звука. Таким образом ребенок выходит из затруднительного положения — выговаривать Р у него не получается, поэтому он просто игнорирует его, никак не артикулирует. В речи вместо «рыбы» появляется «ыба», вместо «коровы» — «коова» и т. п.
-
Боковое произношение. Получается, когда ребенок прижимает язык к верхним зубам только с одной стороны (одним боком), другая сторона свисает и вибрирует при выдыхании воздуха. Выходит мягкий, хлюпающий звук, который похож на «рль».
-
Одноударный Р. При произношении фонемы кончик языка не вибрирует, а лишь однократно ударяется о твердое нёбо. В результате получается звук, чем-то напоминающий английское R.
-
Кучерский вариант Р. Такое забавное название звук получил за сходство с командой, которую кучер дает лошади — «Тпру!» Причина такого искажения в том, что звук образуется за счет вибрации губ, а не кончика языка. Впрочем, такое нарушение встречается нечасто.
-
Носовой Р. Еще одна необычная конфигурация звука. Если при правильной артикуляции Р воздух проходит через ротовую полость и заставляет вибрировать кончик языка, то при таком искажении поток воздуха идет через нос, и язык в процессе не участвует. Получается звук, похожий на звукосочетание НГ.
-
Параротацизм. Этот термин обозначает замену звуков Р другими звуками, например, вместо «рыбы» получается «гыба», а «ребенок» может превратиться в «лебенка», «вебенка» или «гебенка» и т. д.
Этапы коррекции проблемного звука
При планировании работы по исправлению искажений в произношении и по постановке Р учитывают причины возникновения и тип нарушений, индивидуальные особенности пациента. Сама коррекция включает несколько этапов:
-
подготовительный;
-
постановки звука;
-
автоматизации навыка;
-
введения корректного звука в речь.
Дадим краткую характеристику каждого из этапов.
Подготовительный этап
Прежде чем приступать к активным действиям, необходимо:
-
познакомить ребенка с его артикуляционным аппаратом, в частности — объяснить на примере ладошки, где у язычка кончик, животик, края, спинка;
-
«размять» сам речевой аппарат — разработать его основные мышцы, ключевые элементы, которые будут участвовать в артикуляции, а именно губы, язык, нижнюю челюсть, щеки;
-
познакомить малыша с самим звуком, которой предстоит освоить — показать, как он должен звучать, уточнить его слуховой и произносительный образ, сравнить с другими звуками-заменителями, научить различать на слух правильный звук и его заменитель.
Для тренировки речевого аппарата и формирования базовых навыков произношения используют комплекс специальных артикуляционных упражнений. Не менее важно научиться правильно дышать и формировать сильную воздушную струю, которая будет помогать корректно произносить Р.
Этап постановки звука
На этом этапе перед малышом и его помощником (это может быть логопед или родители, которые помогают овладеть сложным звуком) стоит задача научиться правильно произносить звук, запомнить, как при этом располагаются органы речевого аппарата — где находится кончик языка, как он вибрирует, как проходит воздушная струя, которая заставляет его дрожать, сохранить в памяти все эти ощущения.
Для постановки звука используют разные приемы:
-
Подражание. Основано на слуховом восприятии звука, например, грома или рычащего мотора и попытках повторить услышанное.
-
Постановка от других звуков. Ребенок произносит звуки, которые у него хорошо получаются (например, Д, Ж или С). Немного меняя положение языка, добиваются того, чтобы возникала вибрация и получался звук, напоминающий Р.
-
Механические способы. Здесь логопед или родители помогают малышу, используя шпатель, на который надета соска, специальные логопедические зонды или пуговицу на ниточке. Эти нехитрые приспособления помогают ребенку ощутить вибрацию, зафиксировать (запомнить) ее на мышечном уровне и далее повторить уже без помощи спецсредств.
Этап автоматизации навыка произношения вибранта
Когда удалось достичь долгожданной вибрации и Р стал похож сам на себя, необходимо отработать этот навык до автоматизма. И заодно избавиться, например, от его излишней раскатистости. Для этого используют различные упражнения с элементами игры. Сначала дети проговаривают изолированный Р, потом — слоги, в которых свежеусвоенный звук сочетается с различными гласными и становится то твердым, то мягким. Затем приходит очередь слов, в которых есть буква Р. Она может располагаться в начале, в середине или в конце слова. Далее задача усложняется — ребенок тренируется правильно проговаривать чистоговорки, скороговорки, отдельные фразы и простенькие стишки, где по соседству с буквой Р встречаются разные гласные и согласные, влияющие на ее произношение. Таким образом путем многочисленных повторений артикуляционный навык доводится до автоматизма.
Введение корректного звука в речь
На то чтобы окончательно сформировать правильный звук и закрепить новый навык, может потребоваться в среднем 25-40 дней, реже — до двух месяцев. Бывает и так, что коррекционная работа продолжается в течение года.
Чтобы кропотливый труд принес желаемый результат, заниматься с логопедом необходимо не менее двух раз в неделю. В остальное время по рекомендации специалиста тренировки можно продолжать в домашних условиях — чтобы поддержать и закрепить усвоенный «материал».
Что можно сделать в домашних условиях?
Пока ребенку не исполнилось пяти-шести лет, паниковать из-за отсутствия в его арсенале звука Р рановато. Можно попробовать справиться с этой несговорчивой буквой своими силами — в домашних условиях. Для этого нужно:
-
Набраться терпения. Вибрант входит в число самых сложных для освоения звуков. Придется приложить немало усилий и долгие месяцы систематически (в идеале — ежедневно) заниматься, чтобы его укротить.
-
Подготовить комфортное для занятий место. Чтобы малыш разобрался в том, как устроен его речевой аппарат и как он работает, понадобится большое настольное зеркало. Ребенку нужно видеть, как правильно артикулировать звуки. Чтобы ему было удобно наблюдать тем, как проговаривает их мама или папа, можно расположиться друг напротив друга.
-
Использовать в таких домашних артикуляционных тренировках игровой формат. Формирование навыков произношения — дело серьезное. Но малышу будет скучно и слишком сложно сидеть, как прилежный ученик — аккуратно сложив руки на парту. Самая естественная для него деятельность — игровая. Поэтому и работать над коррекцией проблемного звука придется играючи.
-
Заниматься нужно не более 10-20 минут в день, обязательно делать небольшие паузы — чтобы юный ученик мог отдохнуть, отвлечься.
Важно придерживаться определенной последовательности в занятиях.
-
Начинают работу над звуком с артикуляционной гимнастики. Такие упражнения помогают «разогреть» мышцы речевого аппарата, расшевелить и укрепить язык, естественным образом растянуть уздечку (подъязычную связку).
-
Затем выполняют упражнения на постановку проблемного звука — «Комарик», «Барабан», «Индюк», «Моторчик» и др.
-
Когда звук Р начинает получаться, можно переходить к закреплению навыка: по несколько раз громко и четко проговаривать новый звук, четко артикулировать разные звукосочетания с ним (дра-дро-дру, тра-тро-тру), убирать буквы-помощники, тренироваться произносить слоги и слова, в которых Р занимает разное положение.
-
Для закрепления использовать различные веселые стишки, скороговорки, загадки, придумывать предложения из слов с буквой Р и т. д.
Чтобы такая совместная работа дала нужный эффект, важно учитывать и такие моменты:
-
развивать мелкую моторику (делать массаж ручек, играть в пальчиковые игры, рисовать, лепить, играть с песком или крупами и т. д.);
-
в занятиях продвигаться от простого к сложному, задействовать и мелкую моторику, и слух, и зрение;
-
больше разговаривать с ребенком;
-
читать книжки и обсуждать прочитанное;
-
играть со звуками и ритмами (для развития фонематического слуха);
-
стараться все слова проговаривать четко, не коверкать, не сюсюкать с ребенком, быть хорошим образцом для подражания;
-
не забывать хвалить малыша за правильное произношение.
Когда ребенка стоит показать логопеду?
К букве Р у логопедов особое отношение. В то время, как все остальные звуки к четырем-пяти годам ребенок должен уметь произносить, на то чтобы подружиться с рычащей фонемой ему дается еще год — до шести лет. Однако, если и к шести годам в арсенале дошкольника не появляется Р, стоит обратиться к специалисту. Важно, чтобы к тому времени, как ребенок отправится в школу, он научился выговаривать этот непростой звук. В противном случае у него будет на одно препятствие для успешной учебы и нормальной коммуникации с одноклассниками и учителями больше.
На консультации логопед проведет диагностику уровня развития речевых навыков, определит проблемные моменты, над которыми стоит поработать и составит индивидуальный план коррекции.
Призвать на помощь специалиста стоит и в том случае, если ваши самостоятельные попытки научиться говорить букву Р в домашних условиях ни к чему хорошему не приводят. Возможно, имеют место физиологические проблемы. А тут без компетентного логопеда или дефектолога не обойтись.
Хотите знать больше о становлении речевой функции и формировании правильных произносительных навыков, разобраться в том, как помочь ребенку в освоении сложных звуков? Обратите внимание на курсы переквалификации на логопеда в НАДПО.
Учиться в нашей академии можно «без отрыва от производства» — штудировать теоретические основы и разбирать практические задания вы будете в формате онлайн, в удобном для вас режиме. Все программы подготовлены опытными преподавателями и методологами, поэтому в них вы найдете только самое важное (никаких лирических отступлений и воды!). По окончании обучения и итоговой аттестации вы получите документ установленного образца престижного московского учебного заведения и сможете помогать и себе или своему ребенку, и всем, кто нуждается в поддержке компетентного специалиста.