☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Гештальт-терапия и КПТ: отличия, преимущества и выбор метода

Гештальт-терапия и КПТ: отличия, преимущества и выбор метода

Гештальт-терапия и КПТ: отличия, преимущества и выбор метода
Гештальт-терапия и КПТ: отличия, преимущества и выбор метода

Психотерапия — это процесс, в котором психотерапевт помогает клиенту разобраться в переживаниях, эмоциях, мыслях и поведении, научиться адекватными способами справляться с трудностями, депрессией, посттравматическим или тревожным синдромами и улучшить качество жизни. Существует множество разных психотерапевтических подходов и методов, каждый из которых имеет свои важные особенности, преимущества и ограничения. В этой статье мы рассмотрим два популярных направления психотерапии: гештальт-терапию и когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), расскажем об их отличиях и преимуществах.


Гештальт-терапия


Гештальт-терапия — это одно из направлений в психотерапии. Оно основано на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах. Термин «гештальт» означает «целостный образ», «форма», «структура». Лечение способствует обретению или восстановлению контакта с самим собой, своими эмоциями, потребностями и желаниями, а также с окружающим миром и средой. Так, главная его задача — достижение аутентичности, то есть способности быть собой, открыто и честно выражать свои чувства, принимать ответственность за свои действия и убеждения, жить в настоящем моменте, а не в прошлом или будущем.

Принципы

Гештальт-терапия опирается на основные принципы, которые определяют ее подход к психотерапевтическому процессу. 

  • Принцип целостности. Человек рассматривается как единое целое, в котором взаимосвязаны и взаимодействуют его физическое, психическое, социальное и духовное начала. Психотерапевт стремится увидеть и понять человека во всем его многообразии и уникальности, а не сужать его до отдельных симптомов, расстройств или диагнозов.

  • Принцип «здесь и сейчас». Гештальт-терапия фокусируется на текущем опыте, на том, что происходит здесь и сейчас, а не на том, что происходило в прошлом или что будет происходить в будущем. Консультант содействует клиенту в осознании своих мыслей, ощущений, желаний, возникающих в ходе лечения, и выражении их в настоящем времени. Таким образом, пациент учится находиться в контакте с собой и реальностью, а не с иллюзиями и фантазиями.

  • Принцип поля. Человек не существует в изоляции, а является частью поля, включающего в себя все аспекты его реальности: семью, друзей, работу, хобби, интересы, ценности и т.д. Психолог учитывает влияние поля на пациента и наоборот, а также анализирует, какие элементы поля являются для человека фоном, а какие — фигурой, то есть чему он уделяет больше или меньше внимания.

  • Принцип «фигура-фон». Человеческое восприятие является не пассивным отражением реальности, а активным процессом выделения значимых элементов из общего фона. Эти элементы называются фигурами, а то, что остается за их пределами, — фоном. Фигуры образуются в процессе возникновения нужд, интересов, мотивов, целей, конфликтов с окружающими и т.д. Психолог объясняет пациенту, как осознать, какие фигуры существуют в его поле, как они влияют на его жизнь, как он может удовлетворить свои потребности и разрешить свои проблемы, а также как перестроить свое поле так, чтобы фигуры и фон находились в гармонии.

  • Принцип замыкания. Человек стремится к завершенности, целостности и порядку. Когда фигура возникает в поле, она создает напряжение, требующее разрешения. Человек пытается замкнуть фигуру, то есть довести ее до логического конца, удовлетворить свою потребность, достичь цели, разрешить конфликт и т.д. Психотерапевт поддерживает человека в процессе замыкания фигур, давая ему понять, осознать и выразить свои чувства, принять решение и действовать в соответствии с ним. Если фигура не способна замкнуться по какой-то причине, она остается незавершенной и продолжает мешать человеку жить полноценно. Такие незавершенные фигуры называются недооформленными ситуациями или незавершенными делами. Психолог объясняет пациенту, как идентифицировать и разрешить свои незавершенные дела, используя разные техники: диалог с пустым стулом, ретрофлексия, конфронтация и т.д.

Основные техники

Гештальт-терапия использует в работе множество техник, направленных на усиление осознанности, контакта, ответственности и аутентичности. Вот некоторые из них:

  • Диалог с пустым стулом. Это техника, в которой клиент представляет, что на пустом стуле находится кто-то, с кем он хочет поговорить: другой человек, часть себя, затруднение и т.д. Человек вступает в диалог с этим воображаемым собеседником, выражая свои желания, претензии, убеждения и т.д. Затем он меняется местами со своим собеседником и отвечает от его имени. Таким образом, пациент может лучше понять себя и другого, увидеть разные точки зрения, выявить и разрешить конфликты и расстройства, найти новые варианты и т.д.

  • Ретрофлексия. Это техника, в которой пациент осознает, что он делает с собой то, что хотел бы сделать с кем-то другим или что кто-то другой делает с ним. Например, он может критиковать себя, подавлять свои реакции, игнорировать нужды и т.д. Психотерапевт помогает пациенту выявить и преодолеть ретрофлексивные проявления, показывая ему, как они вредят ему и мешают находиться в контакте с собой и окружающими. Также консультант предлагает поэкспериментировать с новыми способами выражения себя и своих потребностей, которые будут более адекватными и эффективными.

  • Конфронтация. Это техника, в которой психолог указывает пациенту на противоречия, несоответствия, неясности, блоки, защиты и т.д., которые он замечает в его поведении, речи, мыслях, убеждениях. Цель конфронтации — не упрекнуть или осудить пациента, а помочь ему понять, осознать и принять свою реальность, стимулировать его к изменению и росту.


Программы по теме:

Профессиональная переподготовка
Хит
Диплом о проф. переподготовке
«Когнитивно-поведенческая психотерапия в практике психолога»
9 месяцев (736 часов)
72 000 ₽
93 600 ₽
-23%
Подробнее о курсе
-23%

КПТ


Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это одно из направлений в психотерапии. Термин «когнитивный» означает «относящийся к мышлению, мозгу», а «поведенческий» — «относящийся к поведению». КПТ в первую очередь помогает клиенту изменить свои негативные, иррациональные или дисфункциональные мысли, убеждения, оценки, которые приводят к нежелательным переживаниям, эмоциям, поступкам и другим жизненным проблемам. Главная работа КПТ — коррекция, то есть способность исправлять свои ошибки, заблуждения, расстройства и искажения.

Принципы КПТ

КПТ опирается на основные принципы, определяющие ее подход к психотерапевтическому процессу.

  • Принцип когнитивной модели. КПТ исходит из того, что наше эмоциональное состояние и поступки определяются не событием или ситуацией, в которой мы находимся, а тем, как мы ее воспринимаем, интерпретируем и оцениваем. Эти процессы называются мыслительными, а их результаты — мыслительными структурами. Мыслительные структуры включают в себя такие понятия, как мысли, убеждения, суждения, ожидания, цели и т.д. Модель предполагает, что существует взаимосвязь между мыслительными структурами, поведением и физиологическими проявлениями. Если мыслительные структуры являются негативными, иррациональными или дисфункциональными, они приводят к необдуманным поступкам и физиологическим реакциям, которые в свою очередь усиливают отрицательные мыслительные структуры. Консультант объясняет человеку, как выявить, проанализировать и поменять свои мыслительные структуры, используя разные техники, такие как анализ, переструктурирование и другие.

  • Принцип эмпиризма. Наши мыслительные структуры нужно проверить на соответствие реальности, а не нашим предположениям, фантазиям, эмоциональным стереотипам и т.д. Это означает, что мы должны опираться на факты, доказательства и опыт, а не на интуицию, авторитет и т.д. Психотерапевт объясняет пациенту, как собирать, оценивать и интерпретировать данные, подтверждающие или опровергающие его мыслительные структуры, используя разные техники: эксперименты, домашние задания, самонаблюдение и т.д.

  • Принцип коллаборации. КПТ выстраивается на равноправном и сотрудническом отношении между психотерапевтом и пациентом, в котором специалист является консультантом, а не экспертом или авторитетом. Психолог не навязывает пациенту свое мнение и цели, а помогает ему самому их сформулировать, обосновать и достичь. Специалист и пациент вместе работают над анализом и изменением мыслительных структур, используя разные техники: согласование целей, планирование сессий, обратная связь, рефлексия и т.д.

  • Принцип структурированности. В отличие от других подходов, КПТ является структурированным и целенаправленным процессом, в котором каждая сессия имеет определенную тему, цель, план и задачи (этим он напоминает психоанализ). Психотерапевт и пациент согласовывают эти параметры в начале сессии, а также делают обзор и подведение итогов в конце. Консультант дает домашние задания, направленные на закрепление и расширение того, что сделано на сессии, а также на проверку и применение новых навыков. Структурированность позволяет человеку лучше понимать и контролировать свой психотерапевтический процесс, а также повышает его мотивацию и самостоятельность.

  • Принцип краткосрочности. КПТ является краткосрочной, ограниченной по времени формой психотерапии, которая обычно длится от 6 до 20 сессий, в зависимости от целей и запроса клиента. Психолог и пациент согласовывают длительность и частоту сессий в начале лечения, а также периодически оценивают их эффективность и необходимость для коррекции проблем и расстройств. Это позволяет сосредоточиться на конкретных и достижимых целях, а также избежать зависимости от психотерапевта.

Основные техники

КПТ использует в работе множество техник, которые запускают процесс изменения иррациональных или дисфункциональных мыслительных структур и поступков человека. Вот некоторые из них:

  • Анализ. Это техника, в которой психотерапевт объясняет пациенту, как выявить, описать и записать свои мыслительные структуры, возникающие в разных ситуациях, а также их связь с поступками и физиологическими реакциями. Пациент учится отличать факты от интерпретаций, реальность от фантазии, логику от интуиции, определять типы и источники своих мыслительных искажений (обобщение, катастрофизация, персонализация, эмоциональное рассуждение и т.д.).

  • Мыслительное переструктурирование. Консультант объясняет пациенту, как анализировать, критиковать и изменить свои иррациональные или дисфункциональные мыслительные структуры, используя разные техники, такие как сбор и оценка доказательств, поиск альтернативных объяснений, генерация новых убеждений, оценок и т.д. Пациент учится заменять свои мыслительные структуры на более адекватные, рациональные и функциональные, соответствующие реальности, логике и целям.

  • Психологические эксперименты. Психотерапевт объясняет пациенту, как проверить свои мыслительные структуры на практике, путем проведения различных экспериментов, связанных с его запросом. Пациент участвует в разных ситуациях, которые вызывают у него тревожность, страх, гнев, и наблюдает за своими поступками и физиологическими реакциями. Он сравнивает свои ожидания и предсказания с реальностью, а также ищет способы справиться с трудностями и преодолеть препятствия. Цель этих экспериментов — доказать или опровергнуть мыслительные структуры, а также научить человека реагировать по-новому в реальном мире.

  • Домашние задания. Психолог довольно часто дает пациенту различные задания, которые он должен выполнить между сессиями. Они могут включать в себя такие действия, как чтение, письмо, рисование, слушание, игра, наблюдение, экспериментирование и т.д. Цель этих заданий — закрепить и расширить то, что сделано на сессии, а также проверить и применить новые навыки в реальном мире. Клиент отчитывается о выполнении заданий на следующей сессии, а психотерапевт дает ему обратную связь, поощрение и поддержку.


Различия между гештальт-терапией и КПТ


Эти техники имеют много общего, так как обе направлены на помощь пациенту в разрешении важных проблем, коррекцию расстройств (включая тяжелые, в частности, шизофрению), улучшение самочувствия и качества жизни. Однако у них много важных различий, которые касаются их теоретических основ, методологии, техник, целей. Для того, чтобы лучше понять эти различия, мы представляем вам таблицу, в которой мы сравним гештальт-терапию и КПТ по разным критериям.



Критерий

Гештальт-терапия

КПТ

Теоретическая основа Экспериментально-феноменологический и экзистенциальный подходы. Мыслительный и поведенческий подходы.
Основная задача Аутентичность, то есть способность быть собой, открыто и честно выражать свои мысли, принимать ответственность за свои действия, жить в настоящем моменте. Коррекция, то есть способность исправлять свои ошибки, заблуждения, искажения и т.д.
Основной фокус На текущем опыте клиента, на том, что происходит с ним здесь и сейчас, а не на том, что происходило в прошлом или что будет происходить в будущем. На мыслительных структурах клиента, которые возникают в различных ситуациях, а также на их связи с эмоциями, переживаниями, поведением и физиологическими проявлениями.
Основные техники Диалог с пустым стулом, ретрофлексия, конфронтация и т.д.

Анализ, мыслительное переструктурирование, поведенческие эксперименты, домашние задания и т.д.

Отношения между психотерапевтом и клиентом
Равноправные и доверительные, в которых психотерапевт является не экспертом или авторитетом, а партнером, который демонстрирует свою аутентичность, эмпатию и поддержку.

Равноправные и сотруднические, в которых психотерапевт выступает как консультант, а не эксперт или авторитет, он позволяет клиенту самому формулировать, обосновывать и достигать своих целей.


Как выбрать?

Как же выбрать между этими подходами, если вы решите обратиться к психотерапевту? Как выяснить, какой из вариантов вам подходит? На этот вопрос нет однозначного ответа, так как выбор зависит от многих факторов:

  • ваши цели, потребности, предпочтения, запрос;

  • ваша личность, стили мышления, обучения и общения;

  • ваша готовность и способность к изменениям, экспериментам, сотрудничеству и т.д.;

  • ваш бюджет, время, доступность и т.д.;

  • ваше доверие, симпатия и комфорт общения с психотерапевтом

Поэтому, прежде чем выбрать между этими подходами тот, что подходит именно вам, можно:

  • Изучить больше информации о каждом из направлений, их теории, методах, техниках. Например, если вы хотите углубить свои знания и навыки в гештальт-терапии, мы рекомендуем вам пройти нашу программу гештальт-терапии дистанционно, где вы получите качественное и доступное обучение от опытных и квалифицированных психотерапевтов.

  • Проконсультироваться с профессиональным психотерапевтом, имеющим опыт и квалификацию в обоих направлениях, или с несколькими специалистами, каждый из которых специализируется в одном из них. Задайте им вопросы о том, как они работают, что они могут вам предложить, какие преимущества и ограничения у их методов и т.д. Попросите дать вам обратную связь о том, какое направление лучше подходит для вас и почему.

  • Попробовать несколько сеансов и сессий с разными психотерапевтами, использующими разные методы, и почувствовать разницу между ними. Просто начните и оцените, насколько вы чувствуете себя комфортно, заинтересованно, мотивированно и т.д. на каждой сессии, а также, какие результаты вы получаете от каждого метода, какой из них лучше вам подходит.

  • Прислушиваться к интуиции. Вы — единственный человек, который точно знает, что лучше всего для вас, что вам нужно, что вам нравится, что вам подходит. Не бойтесь принимать важные решения, экспериментировать, меняться, становиться счастливее. Ваш выбор только ваш, и вы всегда можете его изменить, если вам захочется.


Программы по теме:

Профессиональная переподготовка
Хит
Диплом о проф. переподготовке
«Гештальт-терапия в практике психолога»
4 месяца (510 часов)
42 900 ₽
55 770 ₽
-23%
Подробнее о курсе
-23%
Повышение квалификации
Хит
Удостоверение о повышении квалификации
«Практические основы гештальт-терапии»
1 месяц (72 часа)
8 100 ₽
14 000 ₽
-42%
Подробнее о курсе
-42%

Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ