☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Критическое мышление

Критическое мышление

Критическое мышление


Представьте, что вы — беспристрастный судья, ведете процесс и рассматриваете различные аргументы сторон. Вам нужно вынести справедливый вердикт, отбросив свои стереотипы и предрассудки. Для этого вам надо тщательно изучить и взвесить все имеющиеся у вас на руках факты, свидетельства, улики и доказательства. Отбросить те из них, которые не являются достоверными, проверить, не являются ли некоторые из них предвзятыми или выгодными одной из сторон. После этого сформировать свое мнение на основе проведенной работы и озвучить его.  

Описанный процесс — лишь краткое описание работы критического мышления. Для того, чтобы научиться критически мыслить, человек должен иметь следующие навыки: отделять истинное от ложного, выстраивать логические цепочки, определять ценность полученной информации, определять степень ее достоверности, а также отбрасывать свои личные убеждения, если полученный вывод противоречит им.

Развитие критического мышления — постоянный процесс, работу над которым не должен прекращать ни один человек, стремящийся к самосовершенствованию и развитию своих сильных сторон. При этом само критическое мышление не должно становиться целью. Такое мышление является лишь инструментом, который помогает овладевшему им человеку выполнять поставленные перед ним более высокие задачи.


История вопроса


Пытаясь разобраться, что такое критическое мышление, стоит понять, что такое мышление человека и как оно развивалось с течением времени. Ученые давно выяснили, что структура человеческого мозга одинакова у всех представителей современного человечества. Определено, что за высшую психическую деятельность, в том числе, и за мышление, отвечает кора головного мозга. Именно высшая психическая деятельность противостоит рефлексам, которые являются нашими врожденными психическими инструментами, той основой, на которой построены более сложные явления психики.

Очень часто такие сильные эмоции, как страх, гнев, радость, отвращение и т. д. вызваны не мыслительными процессами. В их основе лежат иррациональные причины, не связанные с нашей мыслительной деятельностью. Например, у многих существует иррациональный страх перед змеями, который некоторые ученые объясняют вполне закономерной реакцией, выработанной у человека в течение миллионов лет эволюции.

Расположенные под корой глубокие отделы головного мозга расценивают змею как потенциальную опасность, с которой неоднократно сталкивались наши предки. Исходя из этого, нервная система подает нам сигнал, который мы никак не можем распознать стандартными рациональными методами мышления — ведь змея может быть вполне безобидной. Конечно, более рационально сначала определить, что это за змея. Кроме того,  плотная одежда и резиновые сапоги, которые мы надеваем при походе в лес, не дадут даже ядовитой гадюке причинить нам какой-либо вред. Но часто при виде змеи мы ни о чем не думаем, не выстраиваем никаких логических цепочек— у нас может мгновенно возникнуть неконтролируемая реакция страха. Одно из объяснений появления такой реакции — генетическая память о том, что в жарких регионах, где жили предки человека, большинство змей были ядовитыми. При этом наша психика лишь отражает опыт множества прошлых поколений, «вшитый» в более старые с точки зрения эволюции отделы мозга.

Таким образом, мышление стало инструментом для более гибкого взаимодействия человека с окружающим миром, в конечном итоге выделившего его из всех живых существ. Наша мыслительная деятельность стала надстройкой над более древними слоями психики, которая и превратила наших предков в человека.

Умение анализировать, делать выводы, предсказать результаты своих действий, замечать взаимосвязи между событиями — лишь небольшая часть функций человеческого мышления. Но по-настоящему критически мыслящим человечество стало далеко не сразу. Исследователи признают, что изначально мышление человека было сковано традицией и авторитетом большинства. Для того периода это было в порядке вещей: люди следовали проверенному поколениями опыту. Отклонение от привычного уклада жизни могло дорого стоить всей общине или племени.

Но всегда появлялись люди, которые пытались донести до остальных, что в их жизнь можно внести какие-либо изменения. Умение задавать вопросы, ставить их перед коллективом, убежденность в том, что есть более оптимальные способы решения проблем, чем те, которые были предложены дедами и прадедами — всегда было признаком настоящего критического мышления. Но очень часто такие вопросы оспаривали авторитет предков, а также общепринятого на тот момент понимания здравого смысла. Не всегда такие инициативы заканчивались хорошо для тех, кто их выдвигал. Человека могли запросто изгнать из племени — он становился изгоем, что в первобытные времена фактически означало смерть.

В связи с этим нельзя сказать то, что в раннюю историю человечества общество поощряло развитие критического мышления. Тем не менее человечество от первобытности постепенно переходило к цивилизации, хотя и не по всей территории Земли. Именно в связи с расцветом античной цивилизации появляются первые упоминания о появлении настоящего критического мышления. Древнегреческий философ Сократ открыто поставил вопрос о том, насколько властители и авторитеты того времени действительно обладали знаниями и умениями, чтобы обеспечить процветание общества. Именно Сократ впервые сформулировал, что для того, чтобы человек вел достойную жизнь, ему нужно задавать критические вопросы и обладать вопрошающей душой. Человек всегда должен искать доказательства для, казалось бы, очевидных истин, он должен внимательно и беспристрастно исследовать доступные факты, на основе чего делать свои выводы.

Некоторые исследователи считают, что именно такой переход от консервативного первобытного мышления к более творческому критическому стал основой взрывного прогресса человечества за последние несколько тысяч лет.


Критическое мышление сегодня


За те почти 2 с половиной тысячи лет, которые прошли со времен Сократа, изменилось очень многое. Человечество прошло большой путь, а усилия многих ученых, исследователей и изобретателей привели к тому, что наш мир за прошедшие века кардинально изменился. Такие изменения произошли благодаря накоплению знаний и технологий, которые за последние несколько десятилетий растут по экспоненте. Теперь применить метод Сократа в чистом виде вряд ли будет возможно. Дойти до причин всех вещей своим умом отдельный человек уже не может. Но критическое мышление от этого совсем не теряет свою ценность.

Практически любому специалисту — от врача до инженера, от академического ученого до бизнес-аналитика — нужно уметь отделять истину от ложных фактов. Им нужно уметь собирать материал для его анализа и делать на его основе соответствующие выводы.


Критика и критиканство

К сожалению, сегодня многие обращаются с методом критического мышления очень вольным образом. Еще раз повторим — отдельный человек не может сегодня в силу ограниченности своих знаний быть специалистом сразу во многих областях. Такая ситуация порождает эффект альтернативного знания. Это означает, что наряду с официальной наукой и официальными источниками информации существуют параллельные неформальные течения. Многие из них предлагают свое альтернативное видение многих проблем и явлений. При этом их последователи могут не иметь нужной квалификации, но очень часто берутся судить о довольно сложных вещах. И основание этому — только критический взгляд на обсуждаемые ими вещи.

Благодаря этому «критическому» подходу плодятся многочисленные теории заговора, различные альтернативные хронологии и исторические теории. Эти люди могут с легкостью выдвигать любые теории, яростно их доказывать, а любую попытку оспорить их часто забалтывают различными демагогическими приемами. Несомненно, в некоторых случаях их одобрили бы даже современники Сократа — древнегреческие софисты. Любой спор можно свести к абсурду, простым вопросом: «ты сам это видел/слышал/трогал пальцем/пробовал на вкус?». Например, сторонник плоской Земли может спросить у своего собеседника летал ли он в космос. Но если в космосе вы не были, то авторитетом для сторонников альтернативных теорий вы уже не являетесь.

Такой критический подход формально можно отнести к методике Сократа. Но в то же время вряд ли можно назвать такое стремление к отрицанию позитивной практикой. Нигилизм или отрицание, конечно, иногда бывают полезны. При этом понятно, что такая критика не должна перерастать лишь в простое желание ставить под сомнение все факты подряд.  Здесь важно найти баланс. Нужно сделать так, чтобы здравое зерно, заложенное в методе критического мышления, не было уничтожено простым желанием во что бы то ни стало заявить о себе.

Найти баланс между критикой и критиканством, как и везде — очень сложно. Здесь уже появляется новая философская проблема, порожденная нашим временем. Сегодня вновь встает вопрос того, что именно человек должен брать от авторитета, какие знания он должен воспринимать на веру, а также о пределах этой веры.


Вопросы парадигмы 

Впрочем, не всегда критический подход означает лишь отрицание ради отрицания. В своей практической деятельности почти любой специалист сегодня должен обладать этим навыком. Но в то же время мыслить критически означает не только уметь применять критический подход в своей повседневной деятельности.

Мы уже говорили, что во времена первобытности общество держалось на силе традиции и авторитета. Лишь только изменения в этих подходах позволило человечеству идти по пути прогресса, выработки нового опыта и навыков. Сначала люди не могли поверить, что огонь можно держать у себя в пещере. Потом они не могли поверить, что его можно добыть самостоятельно. Затем им пришлось осознать, что при помощи прутика и сухожилий животных можно метать стрелу гораздо дальше копья. Каждый раз при этом менялась парадигма их мышления — человечество признавало, что нововведения действительно полезны.

Сегодня такие парадигмы существуют также, хотя многие не замечают или не хотят замечать их. Предрассудки, стереотипы и предубеждения — часть парадигмы нашего мышления, так же как и многие сотни тысяч лет назад. Постепенная смена парадигмы ведет к прогрессу — социальному и техническому. Критически мыслящие личности всегда ставили перед обществом вопросы, которые оно само бессильно поставить перед собой.

Отдельно стоит сказать о научной парадигме. Научное сообщество так же, как и все остальное человеческое общество склонно к консерватизму. Оно крайне неохотно вводит в научный оборот нововведения. В этом смысле критическое мышление некоторых исследователей позволяет вести вперед научный и технический прогресс, хотя при этом им часто приходится преодолевать сопротивление. В качестве примера последней смены научной парадигмы можно привести открытие в 1905 году принципа относительности Энштейна, который совершил переворот в естественно-научных дисциплинах.


Развитие критического мышления


Критическое мышление может быть развито точно так же, как и любой другой навык. Каждый человек может постараться развить у себя способности мыслить критически. Этот процесс может потребовать от вас некоторого времени, но как и при любых тренировках, чем больше вы будете практиковаться, тем очевиднее будет полученный результат.

  1. Научитесь задавать вопросы. Основной признак человека, обладающего критическим мышлением — умение задавать наводящие вопросы и на основе полученных ответов строить свои выводы. При этом стоит также помнить о том, что часто такие выводы могут быть ошибочными и большей частью носить характер вероятности. Например, человек, видевший в своей жизни только белых лебедей может сделать ошибочный вывод о том, что все лебеди являются белыми. В то же время в природе существуют черные лебеди. В этом случае правильное суждение нельзя построить на основе только лишь личного опыта.

  2. Сомнение является спутником каждого исследователя. Сомнение в результатах даже своих собственных выводов поможет критически мыслящему человеку не дать охватить себя иллюзиям и ложным представлениям.

  3. Научитесь отделять надежные источники информации от сомнительных. Как уже говорилось, сегодня всем нам приходится выбирать авторитеты, которым мы доверяем в том или ином вопросе. Опять же, такая оценка будет вероятностной. Если при изучении нескольких источников информации, некоторые из них были замечены в публикации так называемых фейков или хайповых материалов, доверять им уже не стоит.

  4. Научитесь находить подтверждение любой поступившей к вам информации. Если вы хотите научиться мыслить критически, вы должны искать подтверждения любых заинтересовавших вас сведений. Не стоит принимать на веру сведения от одного источника. Когда вам говорит знакомый, что один его очень хороший друг рассказал ему что-то очень важное, не стоит сразу принимать такую информацию за истину. Всегда помните: один источник — это не источник. Попытайтесь находить подтверждение полученной информации сразу в нескольких источниках.  

  5. Научитесь отбрасывать свои стереотипы и предрассудки. Настоящему критически настроенному исследователю нужно научиться отключать фильтры своего восприятия и принимать информацию в чистом виде как есть. Развить этот навык будет довольно трудно, поскольку такие фильтры составляют часть нашей личности. Но именно такие предустановки мешают объективному восприятию информации и составлению истинного суждения на её основе.


Психология в НАДПО


В настоящее время критическое мышление становится все более распространенным.  Мифы о том, что образование можно получать только в очной форме и только в традиционных ВУЗах уходят в прошлое.

Уже давно наступил новый век, а вместе с ним становятся все популярнее новые дистанционные образовательные технологии. Национальная академия дополнительного и профессионального образования (НАДПО) предлагает вам пройти курсы переподготовки на психолога и повышения квалификации по психологии.

У нас вы найдете большое число различных образовательных программ, в которых даже самый требовательный абитуриент найдет то, что будет ему нужно. Наша основная цель — дать нашим студентам только те знания, которые помогут им непосредственно в их сфере деятельности.

Мы считаем, что в практической работе нужны именно практические навыки, а теорию преподаем в качестве необходимого минимума. Согласно этому принципу мы подбираем наш преподавательский состав — мы хотим, чтобы наряду с учеными степенями, наши преподаватели имели также  практический опыт работы. Более 80% из них имеют степень не ниже кандидата наук. В то же время, они нацелены на то, чтобы дать нашим слушателям именно практические навыки, не перегружая их академическими знаниями.

Приходите в НАДПО, записывайтесь на наши курсы и программы, изучайте психологию вместе с нами. Учитесь мыслить и мыслите критически, выбирайте программы по переподготовке в НАДПО!


Все статьи

Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ