Кто-то из родителей за подготовку, кто-то против, но психологи и педагоги единодушны и непреклонны в одном – подготовка ребенку необходима. Как понять, что ребенок готов к школе, прежде чем начать готовиться к учебе? Может, стоит подождать еще годик?
Здесь нет готовых рекомендаций: каждый ребенок уникален, и родители ориентируются, прежде всего, на эти индивидуальные особенности. Ребенок может не уметь считать или читать, но при этом быстро решает логические задачки, находит решение проблем, общителен, тянется к новым знаниям – он готов к школе.
Что должен уметь будущий первоклассник
Вот список основных требований, которые педагоги обычно предъявляют к будущим первоклассникам.
-
Желательно (но не обязательно) уметь читать.
-
Знать буквы и правильно произносить звуки.
-
Считать до ста и обратно.
-
Составлять математический рассказ по предложенной картинке.
-
Знать некоторые геометрические фигуры и уметь их рисовать.
-
Уметь рисовать дерево, дом, человека.
-
Правильно держать ложку, ножницы, карандаш, кисточку.
-
Вырезать фигуры, обводить по шаблону.
-
Иметь хороший словарный запас.
-
Уметь играть в коллективные игры.
-
Уметь писать графический диктант, ориентироваться на листе (например, начало и конец строчки, верх и низ страницы).
-
Уметь слушать и действовать по инструкции учителя.
-
Развитая эмоционально-волевая сфера.
«Должен он бежать и прыгать, все хватать, ногами дрыгать»
Бывает, что в стремлении быть «правильными», «ответственными» – предусмотреть, развить, продумать, обеспечить заранее, родители перегибают палку. Чего только не увидишь на форумах, где мамы обсуждают своих дошколят. Английский в три года? Пожалуйста. Математические уравнения в четыре? Легко. «Бородино» наизусть в пять лет? Да, можем. И вообще, пора думать о карьере! А в школу пойти в шесть лет. Особенно мальчикам, чтобы потом в армию не попасть!
Родители, остановитесь! Какая карьера, когда ребенок думает – что будет, если вот этот камень вон в ту лужу бросить и вырастут ли у куклы волосы, если сделать ей модную стрижку. Не лишайте ребенка детства. Нужно только помочь плавно перейти от детсадовской жизни к жизни школьника. Как это сделать, не навредив?
В 5-6 лет необходимые знания нужно подавать в форме игры. И если вы думаете, что все эти прятки-догонялки, игры с мячом и прочее – лишнее, то ошибаетесь. Это развитие концентрации, ловкости, умения работать в команде, общаться, договариваться и соблюдать договоренности.
Играйте с ребенком в настольные игры, «бродилки», лото – пусть греет мысль, что за этими приятными занятиями развивается внимание, счет в уме и опять же умение концентрироваться.
Любимый Lego замечательно подходит для закладывания основ счета, развития пространственного мышления, понятия «большой – маленький». Заодно повторите цвета и научитесь доводить дело до конца.
Игры в песочнице, лепка, раскрашивание – привет мелкой моторике. Про прямую связь между мелкой моторикой и развитием мозга не слышал только ленивый.
Передайте ребенку часть домашних обязанностей – застелить кровать, вынести мусор, полить цветы. Мотивируйте тем, что он теперь большой, взрослый, почти школьник. Установите режим дня, особенно в последний месяц перед школой, это поможет ребенку с утренними подъемами.
«Все это хорошо, а как же остальная подготовка?» – спрашивают родители на консультациях. Счет, чтение, письмо – не хочется, чтобы ребенку было слишком сложно в первом классе. Но и не хочется, чтобы было слишком скучно. Хочется, чтобы он понимал, о чем говорит учитель, чтобы не отставал от других.
«Развивашки» и «Малышкина школа»
Родители не всегда могут сами подготовить ребенка к школе. Читать, считать – еще куда ни шло. А вот поставить руку для письма, научить правильно произносить звуки, использовать правильный учебный материал – могут только специалисты. Педагог может провести диагностику уровня развития ребенка, дать рекомендации родителям, чтобы исправить проблемы или недочеты, если они есть. Все-таки необходим такой профессиональный беспристрастный взгляд со стороны, особенно тревожным родителям, чтобы знать, что с ребенком все в порядке и он готов к школе.
Что выбрать – услуги репетитора, онлайн-занятия, подготовительные курсы при школе или детский развивающий центр, зависит только родителей и финансовых возможностей. У каждого вида подготовки есть плюсы и минусы.
-
Репетитор будет работать только с вашим ребенком. Особый подход – это хорошо, но при этом будет сказываться недостаток общения со сверстниками. Опять же услуги хорошего специалиста будут стоить недешево.
-
Онлайн-занятия подойдут, если нет возможности посещать другие курсы. Очень актуально это было в 2020 году, во время локдауна.
-
Подготовительные курсы помогут ребенку заранее познакомиться с учителем, будущими одноклассниками, посмотреть на школу, научиться ориентироваться в ней – это поможет ему чувствовать себя уверенно.
-
Детские развивающие центры обычно предлагают широкий спектр образовательных услуг, нужно будет только выбрать то, что будет необходимо вашему ребенку.
Тем, кто хочет разбираться в вопросах профессиональной подготовки к школе, рекомендуем пройти курс повышения квалификации «Педагог предшкольной подготовки».
На курсе представлены задачи, которые решает педагог в процессе подготовки детей к школе – развитие речи, формирование психологической готовности, развитие мелкой моторики и другие темы, важные для старта в школьной жизни.
Что будем делать?
Будем настраиваться на позитивный лад. Малыш вырос, повзрослел, впереди серьезный и волнительный этап – будьте на стороне ребенка, поддержите его. Обеспечьте комплексную подготовку к школе: современные методы профессионалов в сочетании с родительской любовью дадут высокие результаты. Ведь кроме знаний и умений для ребенка важна уверенность, что все получиться, и любая задача по плечу. И непременно отметьте первое сентября – пусть этот праздник запомнится и станет любимым!