
- Что такое песочная терапия?
- История создания песочной терапии
- Проблемы, которые решает песочная терапия
- Польза песочной терапии для детей
- Песочная терапия для взрослых
- Песочная терапия — пустая трата времени или эффективный метод?
- Техники и упражнения песочной терапии
- Упражнения для взрослых
- Необходимые материалы для занятий с песком
- Ограничения и противопоказания песочной терапии
- Программы занятий для песочной терапии
- Где пройти обучение и получить консультацию
«Вот что-то грызёт, а что — не знаю». Знакомо, правда? Иногда переживания сидят в нас так глубоко, что мы не знаем, как объяснить их другим людям или даже себе. Порой, если обычные слова не могут передать чувства, с этим помогает творчество.
С помощью самовыражения можно выплеснуть накопившиеся эмоции, выразить свой внутренний мир и взглянуть на него со стороны. Для этого в психологии и существует метод песочной терапии, при котором люди из песка и фантазии воплощают собственные мысли. Разбираемся, что такое песочная терапия, для чего она нужна и работает ли вообще.
Что такое песочная терапия?
Песочная терапия — это метод психологической коррекции, один из видов арт-терапии. Если говорить простыми словами, то это игры с песком, которые подходят всем возрастам.
Клиент — ребёнок или взрослый, использует песок, чтобы выразить чувства, мысли, настроение, состояние. Можно рисовать конкретные картины, делать чувственные, хаотичные мазки песком или вдумчиво расставлять фигурки на столе — в зависимости от того, что лежит на душе.
Во время сеанса специалист задаёт наводящие вопросы, но, в основном, становится в позицию вдумчивого стороннего наблюдателя — всё для того, чтобы в итоге «расшифровать» те переживания и проблемы, которые клиент намеренно или неосознанно вкладывает в рисунок.
В чём суть? Во-первых, во время творчества люди раскрепощаются, заглядывают внутрь себя, ищут нетипичные способы выражения собственных фантазий. Для песочной терапии даже не нужно уметь рисовать, достаточно взять в руки песок и посмотреть, что из этого получится. Песочная терапия в работе психолога – это возможность использовать метафорические образы для исследования эмоционального мира клиента.
Во-вторых, это медитативные занятия. Песок шуршит, стекает по рукам, проходит сквозь пальцы, вырисовывается в красивые узоры — это не только успокаивает, но и позволяет найти гармонию с чувствами и собственным телом, тактильные взаимодействия помогают улучшить связь с самим собой.
Освойте песочную терапию и помогайте не только детям, но и взрослым раскрывать эмоции и решать внутренние проблемы с помощью творчества. Пройдя наш курс, вы получите практические навыки для работы с любыми возрастными группами.
История создания песочной терапии
«Это мой мир» — так небольшие композиции из песка, воды и маленьких фигурок называли психологически неустойчивые дети, с которыми занималась английский педиатр Маргарет Ловенфельд в начале 20-х годов XX века. Именно она сделала из игр с песком особый метод консультирования: Маргарет заполняла поднос песком, а дети воплощали на нём личные фантазии.
Затем методикой заинтересовалась Дора Кальфф, швейцарский психотерапевт и ученица Юнга. Она сформулирована принципы этой техники, определила, какого размера должна быть песочница и какие фигурки нужно использовать. В 60-х годах специалист опубликовала книгу Sandplay — она же «Песочная терапия».
Сначала Дора применяла песочную терапию только для детей, но вскоре оказалось, что она помогает даже взрослым. Теперь эту технику применяют во многих направлениях психологии — и в семейной терапии, и в психоанализе, и в арт-терапии.
Проблемы, которые решает песочная терапия
Песочная терапия подходит и взрослым, и детям. Вот какие проблемы она прорабатывает:
-
тяжёлые утраты, смерть близких людей;
-
агрессия;
-
последствия после стихийных бедствий;
-
травмы, насилие;
-
проблемы с выражением эмоций;
-
стресс;
-
задержки развития;
-
нарушения слуха, речи, опорно‑двигательного аппарата и заболевания нервной системы, некоторые формы шизофрении.
Польза песочной терапии для детей
Детям часто тяжело описывать эмоции: они захлёбываются в чувствах или не могут найти подходящие слова. Даже взрослые люди сталкиваются с этой проблемой. В таком случае связать ощущения и речь поможет песок.
Показания к применению
Песочная терапия для детей дошкольного возраста прекрасна тем, что помогает снять напряжение, улучшить чувствительность, развить мелкую моторику. Также стоит задуматься о пескотерапии для детей, если они:
-
находятся в возрастном кризисе — это возраст в 3 года, 6–7 лет;
-
не могут перевести внутренние переживания в слова;
-
имеют тяжёлую психологическую травму;
-
отказываются или не умеют делать выбор;
-
скудны на эмоции;
-
тревожны;
-
задерживаются в речевом и психологическом развитии.
Работу с песком всё чаще используют в обычных детских садах. Песочная терапия в ДОУ является эффективным методом психокоррекции, обеспечивающим гармоничное развитие ребёнка.
Как проходят занятия песочной терапией с детьми
Дошкольники воспринимают песочную терапию как детскую игру, поэтому им легче найти контакт с психотерапевтом, увлечься процессом. В целом, занятия делятся на три этапа: обсуждение, игра и подведение итогов. Например:
1. Сначала специалист беседует с клиентами — родителем и его ребёнком. Здесь выясняется стандартная для любого лечения информация: как проходила беременность, были ли у ребёнка тяжёлые заболевания, посещал ли ребёнок ранее психологов, психотерапевтов или психиатров и так далее. Кроме того, важно узнать, как родитель оценивает состояние ребёнка.
Представим, что мама привела на первый приём семилетнего мальчика Петю — это как раз сложный, кризисный возраст, ведь ребёнок только-только идёт в школу и его жизнь серьёзно меняется. Мама беспокоится: Петя долго спит, огрызается на замечания, замыкается в себе, отказывается разговаривать по душам.
Психологу нужно выяснить:
-
какие методы воспитания применяют родители (желательно провести тестирование каждого родителя);
-
как ребёнка наказывают в семье;
-
за что ребёнка хвалят, как поощряют;
-
какие большие изменения происходили в жизни ребёнка и семьи;
-
что, на взгляд родителя, тревожит маленького пациента;
-
как давно ребёнок замкнулся в себе;
-
что провоцирует ребёнка на агрессию;
-
что ребёнок любит, как предпочитает играть, о чём переживает;
-
чего родитель ожидает от терапии.
Это поможет специалисту подготовиться к встрече, наметить стратегию общения с ребёнком и родителями, а также дальнейшую терапию.
Затем психолог общается с ребёнком. Он может спросить у Пети:
-
какие игры он любит;
-
что ему нравится делать;
-
чего он боится;
-
о чём он мечтает;
-
как он относится к родителям;
-
что он обязательно сделает, когда вырастет.
Конечно, приём у психолога для ребёнка — стресс, поэтому необходимо расположить его к себе, не давить, действовать осторожно и мягко. Важно, чтобы ребёнок заинтересовался беседой, начал охотно общаться.
2. Затем начинается игра с песком. Обычно дети сразу замечают песочницу, игрушки, интересуются ими. После разговора психолог предлагает ребёнку: «Ты можешь поиграть здесь и построить при помощи песка, воды и фигурок любой мир». Специалист также показывает, как взаимодействовать с песком, что из него можно сделать, а затем отстраняется и становится сторонним наблюдателем. К игре можно подключить и родителя — тогда психолог увидит, как на самом деле общаются ребёнок и родители, насколько у них тёплые, доверительные и вовлечённые отношения.
К примеру, Петя не решается начать игру: он тянется то к одной, то к другой фигурке и постоянно возвращается взглядом к маме, чтобы понять, одобряет ли она его выбор. Спустя время мальчик всё-таки возводит первые строения, но в дело вмешивается родитель:
— Сделай уже нормально, у тебя опять всё разваливается! Не позорь меня! — ругается женщина.
Мальчик разрушает построенное и переделывает картину, пока она не устроит маму.
Во время игры психолог видит, на что нужно обратить внимание при следующих сеансах и обсуждении. Так, проблема Пети и его мамы может быть в том, что мальчик боится делать выбор из-за родительской критики, а мама недостаточно сепарируется от ребёнка и отказывается давать ему нужную свободу.
Кроме того, специалист задаёт уточняющие вопросы:
-
Что это напоминает тебе?
-
Нужно ли здесь что-то поменять?
-
Нравится ли тебе результат?
-
Какие чувства вызывает образ?
Уже на первом сеансе психолог строит теории, которые проверяет дальше.
3. Когда клиент готов завершить композицию, психолог фотографирует работу, чтобы проанализировать её позже и проследить динамику на следующих сеансах.
В конце сеанса — снова обсуждение. Специалист уточняет:
-
Что понравилось в игре с песком?
-
Что ты чувствовал на сеансе?
-
Чем хочется заняться в следующий раз?
Песочная терапия для взрослых
Взрослые также занимаются песочной терапией, однако из-за зажатости и социальных «взрослых» стереотипов чувствуют себя на сеансах куда неувереннее. Разбираем, как проходят такие занятия.
Показания к применению
С помощью песочной терапии взрослые разрешают психологические кризисы: они прорабатывают травмы, снижают агрессию, уменьшают тревогу, становятся увереннее, общительнее, раскрепощённее.
Как проходят занятия песочной терапией со взрослыми
Структура сеанса такая же, как у маленьких клиентов: обсуждение — занятие — обсуждение. Однако зачастую взрослые сопротивляются песочной терапии куда больше, чем дети.
Вот 30-летняя бизнес-леди Мария по совету подруги впервые приходит на песочную терапию. Она испытывает скепсис, недоверие:
— Ну и что мне с этим делать? У меня нет идей, куда воткнуть эти фигурки и что можно здесь построить.
Обычно дети легко и естественно играют с песком, это им хорошо знакомо, поэтому они быстрее доверяются специалисту. Однако многие взрослые на первых сеансах чувствуют себя уязвимо и странно: «Что я, ребёнок, что ли, чтоб с песочком играть?»
Но это совершенно нормально. Пескотерапия как раз и нужна, чтобы снять внутренние ограничения и отдаться творчеству. Задача специалиста — убедить в этом клиента.
Песочная терапия — пустая трата времени или эффективный метод?
Песочная терапия — это методика, которая действительно помогает многим клиентам. Однако нужно помнить: терапия всегда подбирается индивидуально, и не всем людям подходят одинаковые методы.
Тем не менее, вот отличительные преимущества песочной терапии:
-
Тактильность. Клиент перебирает песок руками, самостоятельно готовит композиции из песка, погружается в процесс. Это умиротворяющее занятие, антистресс.
-
Работа с бессознательным. Клиент отражает беспокойства с помощью песка, когда не может подобрать нужных слов и вычленить проблему самостоятельно.
В итоге песочная терапия помогает:
-
поверить в себя;
-
осознать свою личность, место в жизни;
-
найти спокойствие, точку опоры;
-
взглянуть на проблему со стороны.
Техники и упражнения песочной терапии
Песок — это творческий материал, с помощью которого можно придумать много разных упражнений. Рассмотрим некоторые из них.
Игровые упражнения
На песочной терапии детей дошкольного и школьного возраста могут быть такие упражнения:
-
Игры для развития внимания и памяти.
-
Упражнения, увеличивающие словарный запас и развивающие речь. Можно рисовать на песке буквы, расставлять фигурки животных, называть их;
-
Географические игры. Можно рисовать на песке карты, объяснять, где какая страна находится и кто там живёт. Это развивает у ребёнка пространственное мышление.
-
Счёт предметов, поиск логических пар, исключение лишнего и так далее.
-
Проективные игры, которые помогают разобраться в чувствах.
-
Ребёнок рассказывает, что изображено на песке, наделяет картинку эмоциями;
-
Ребёнок создаёт из фигурок и песка свой мир;
-
Ребёнок придумывает сказку, основываясь на фигурках и картине из песка.
-
Всё это помогает определить, какие эмоции и проблемы сейчас актуальны для маленького пациента.
Упражнения для взрослых
Взрослые тоже могут заниматься играми для детей, но для них есть и специальные упражнения:
-
Медитация. Клиент под расслабляющую музыку рисует на сухом или мокром песке, пересыпает песок из одного места в другое. Здесь главная цель — релаксация.
-
Реконструкция. Человек с помощью фигурок должен восстановить свой жизненный путь, каждая фигурка олицетворяет определённый этап.
-
Проектирование. Взрослый на песке изображает, что он хочет изменить в своей жизни.
-
Диалог. Клиент проводит переговоры между двумя фигурками в песочнице. Это нужно для того, чтобы выявить социальный конфликт.
Необходимые материалы для занятий с песком
Для песочной терапии понадобятся:
-
песочница — профессионалы используют ёмкости, меняющие подсветку;
-
песок разных видов, обработанный специальными средствами;
-
вода;
-
игрушки и фигурки, которые могут символизировать различных героев и состояния;
-
другие предметы: ракушки, шурупы, болты, камни, ветки, геометрические фигуры.
Ограничения и противопоказания песочной терапии
Песочную терапию нельзя проводить, если у пациента есть:
-
синдром дефицита внимания;
-
эпилепсия;
-
аллергия на пыль и песок;
-
тяжёлая астма;
-
туберкулёз;
-
глубокая дебильность, полная идиотия и другие тяжёлые заболевания психики.
Программы занятий для песочной терапии
Выбор программы зависит от особенностей клиента. Также на неё влияют:
-
Продолжительность. Обычно это 8–15 занятий;
-
Количество участников. программа может быть индивидуальной, групповой и семейной;
-
Проблемы развития клиента;
-
Цели: диагностика, первичная психологическая помощь, краткосрочная или долгосрочная психотерапия.
Где пройти обучение и получить консультацию
Песочную терапию проводят клинические психологи, психотерапевты и практические психологи, которые прошли подготовку и получили сертификат. Кроме того, базовые методы терапии используют школьные и дошкольные психологи, педагоги, воспитатели и родители, которые прошли дополнительные курсы. Пройти подготовку по песочной терапии и получить официальный сертификат можно на курсах НАДПО.