

- приезжать не нужно
- тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн



- В день обращения
- От 2 до 12 месяцев

- группам от 3 человек — от 5 до 12%
- выпускникам Академии — 5%
- пенсионерам — 5%
- льготным категориям — дополнительные скидки
«Вот что-то грызёт, а что — не знаю». Знакомо, правда? Иногда переживания сидят в нас так глубоко, что мы не знаем, как объяснить их другим людям или даже себе. Порой, если обычные слова не могут передать чувства, с этим помогает творчество.
С помощью самовыражения можно выплеснуть накопившиеся эмоции, выразить свой внутренний мир и взглянуть на него со стороны. Для этого в психологии и существует метод песочной терапии, при котором люди из песка и фантазии воплощают собственные мысли. Разбираемся, что такое песочная терапия, для чего она нужна и работает ли вообще.
Песочная терапия — это метод психологической коррекции, один из видов арт-терапии. Если говорить простыми словами, то это игры с песком, которые подходят всем возрастам.
Клиент — ребёнок или взрослый, использует песок, чтобы выразить чувства, мысли, настроение, состояние. Можно рисовать конкретные картины, делать чувственные, хаотичные мазки песком или вдумчиво расставлять фигурки на столе — в зависимости от того, что лежит на душе.
Во время сеанса специалист задаёт наводящие вопросы, но, в основном, становится в позицию вдумчивого стороннего наблюдателя — всё для того, чтобы в итоге «расшифровать» те переживания и проблемы, которые клиент намеренно или неосознанно вкладывает в рисунок.
В чём суть? Во-первых, во время творчества люди раскрепощаются, заглядывают внутрь себя, ищут нетипичные способы выражения собственных фантазий. Для песочной терапии даже не нужно уметь рисовать, достаточно взять в руки песок и посмотреть, что из этого получится. Песочная терапия в работе психолога – это возможность использовать метафорические образы для исследования эмоционального мира клиента.
Во-вторых, это медитативные занятия. Песок шуршит, стекает по рукам, проходит сквозь пальцы, вырисовывается в красивые узоры — это не только успокаивает, но и позволяет найти гармонию с чувствами и собственным телом, тактильные взаимодействия помогают улучшить связь с самим собой.
Освойте песочную терапию и помогайте не только детям, но и взрослым раскрывать эмоции и решать внутренние проблемы с помощью творчества. Пройдя наш курс, вы получите практические навыки для работы с любыми возрастными группами.
«Это мой мир» — так небольшие композиции из песка, воды и маленьких фигурок называли психологически неустойчивые дети, с которыми занималась английский педиатр Маргарет Ловенфельд в начале 20-х годов XX века. Именно она сделала из игр с песком особый метод консультирования: Маргарет заполняла поднос песком, а дети воплощали на нём личные фантазии.
Затем методикой заинтересовалась Дора Кальфф, швейцарский психотерапевт и ученица Юнга. Она сформулирована принципы этой техники, определила, какого размера должна быть песочница и какие фигурки нужно использовать. В 60-х годах специалист опубликовала книгу Sandplay — она же «Песочная терапия».
Сначала Дора применяла песочную терапию только для детей, но вскоре оказалось, что она помогает даже взрослым. Теперь эту технику применяют во многих направлениях психологии — и в семейной терапии, и в психоанализе, и в арт-терапии.
Песочная терапия подходит и взрослым, и детям. Вот какие проблемы она прорабатывает:
тяжёлые утраты, смерть близких людей;
агрессия;
последствия после стихийных бедствий;
травмы, насилие;
проблемы с выражением эмоций;
стресс;
задержки развития;
нарушения слуха, речи, опорно‑двигательного аппарата и заболевания нервной системы, некоторые формы шизофрении.
Детям часто тяжело описывать эмоции: они захлёбываются в чувствах или не могут найти подходящие слова. Даже взрослые люди сталкиваются с этой проблемой. В таком случае связать ощущения и речь поможет песок.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста прекрасна тем, что помогает снять напряжение, улучшить чувствительность, развить мелкую моторику. Также стоит задуматься о пескотерапии для детей, если они:
находятся в возрастном кризисе — это возраст в 3 года, 6–7 лет;
не могут перевести внутренние переживания в слова;
имеют тяжёлую психологическую травму;
отказываются или не умеют делать выбор;
скудны на эмоции;
тревожны;
задерживаются в речевом и психологическом развитии.
Работу с песком всё чаще используют в обычных детских садах. Песочная терапия в ДОУ является эффективным методом психокоррекции, обеспечивающим гармоничное развитие ребёнка.
Дошкольники воспринимают песочную терапию как детскую игру, поэтому им легче найти контакт с психотерапевтом, увлечься процессом. В целом, занятия делятся на три этапа: обсуждение, игра и подведение итогов. Например:
1. Сначала специалист беседует с клиентами — родителем и его ребёнком. Здесь выясняется стандартная для любого лечения информация: как проходила беременность, были ли у ребёнка тяжёлые заболевания, посещал ли ребёнок ранее психологов, психотерапевтов или психиатров и так далее. Кроме того, важно узнать, как родитель оценивает состояние ребёнка.
Представим, что мама привела на первый приём семилетнего мальчика Петю — это как раз сложный, кризисный возраст, ведь ребёнок только-только идёт в школу и его жизнь серьёзно меняется. Мама беспокоится: Петя долго спит, огрызается на замечания, замыкается в себе, отказывается разговаривать по душам.
Психологу нужно выяснить:
какие методы воспитания применяют родители (желательно провести тестирование каждого родителя);
как ребёнка наказывают в семье;
за что ребёнка хвалят, как поощряют;
какие большие изменения происходили в жизни ребёнка и семьи;
что, на взгляд родителя, тревожит маленького пациента;
как давно ребёнок замкнулся в себе;
что провоцирует ребёнка на агрессию;
что ребёнок любит, как предпочитает играть, о чём переживает;
чего родитель ожидает от терапии.
Это поможет специалисту подготовиться к встрече, наметить стратегию общения с ребёнком и родителями, а также дальнейшую терапию.
Затем психолог общается с ребёнком. Он может спросить у Пети:
какие игры он любит;
что ему нравится делать;
чего он боится;
о чём он мечтает;
как он относится к родителям;
что он обязательно сделает, когда вырастет.
Конечно, приём у психолога для ребёнка — стресс, поэтому необходимо расположить его к себе, не давить, действовать осторожно и мягко. Важно, чтобы ребёнок заинтересовался беседой, начал охотно общаться.
2. Затем начинается игра с песком. Обычно дети сразу замечают песочницу, игрушки, интересуются ими. После разговора психолог предлагает ребёнку: «Ты можешь поиграть здесь и построить при помощи песка, воды и фигурок любой мир». Специалист также показывает, как взаимодействовать с песком, что из него можно сделать, а затем отстраняется и становится сторонним наблюдателем. К игре можно подключить и родителя — тогда психолог увидит, как на самом деле общаются ребёнок и родители, насколько у них тёплые, доверительные и вовлечённые отношения.
К примеру, Петя не решается начать игру: он тянется то к одной, то к другой фигурке и постоянно возвращается взглядом к маме, чтобы понять, одобряет ли она его выбор. Спустя время мальчик всё-таки возводит первые строения, но в дело вмешивается родитель:
— Сделай уже нормально, у тебя опять всё разваливается! Не позорь меня! — ругается женщина.
Мальчик разрушает построенное и переделывает картину, пока она не устроит маму.
Во время игры психолог видит, на что нужно обратить внимание при следующих сеансах и обсуждении. Так, проблема Пети и его мамы может быть в том, что мальчик боится делать выбор из-за родительской критики, а мама недостаточно сепарируется от ребёнка и отказывается давать ему нужную свободу.
Кроме того, специалист задаёт уточняющие вопросы:
Что это напоминает тебе?
Нужно ли здесь что-то поменять?
Нравится ли тебе результат?
Какие чувства вызывает образ?
Уже на первом сеансе психолог строит теории, которые проверяет дальше.
3. Когда клиент готов завершить композицию, психолог фотографирует работу, чтобы проанализировать её позже и проследить динамику на следующих сеансах.
В конце сеанса — снова обсуждение. Специалист уточняет:
Что понравилось в игре с песком?
Что ты чувствовал на сеансе?
Чем хочется заняться в следующий раз?
Взрослые также занимаются песочной терапией, однако из-за зажатости и социальных «взрослых» стереотипов чувствуют себя на сеансах куда неувереннее. Разбираем, как проходят такие занятия.
С помощью песочной терапии взрослые разрешают психологические кризисы: они прорабатывают травмы, снижают агрессию, уменьшают тревогу, становятся увереннее, общительнее, раскрепощённее.
Структура сеанса такая же, как у маленьких клиентов: обсуждение — занятие — обсуждение. Однако зачастую взрослые сопротивляются песочной терапии куда больше, чем дети.
Вот 30-летняя бизнес-леди Мария по совету подруги впервые приходит на песочную терапию. Она испытывает скепсис, недоверие:
— Ну и что мне с этим делать? У меня нет идей, куда воткнуть эти фигурки и что можно здесь построить.
Обычно дети легко и естественно играют с песком, это им хорошо знакомо, поэтому они быстрее доверяются специалисту. Однако многие взрослые на первых сеансах чувствуют себя уязвимо и странно: «Что я, ребёнок, что ли, чтоб с песочком играть?»
Но это совершенно нормально. Пескотерапия как раз и нужна, чтобы снять внутренние ограничения и отдаться творчеству. Задача специалиста — убедить в этом клиента.
Песочная терапия — это методика, которая действительно помогает многим клиентам. Однако нужно помнить: терапия всегда подбирается индивидуально, и не всем людям подходят одинаковые методы.
Тем не менее, вот отличительные преимущества песочной терапии:
Тактильность. Клиент перебирает песок руками, самостоятельно готовит композиции из песка, погружается в процесс. Это умиротворяющее занятие, антистресс.
Работа с бессознательным. Клиент отражает беспокойства с помощью песка, когда не может подобрать нужных слов и вычленить проблему самостоятельно.
В итоге песочная терапия помогает:
поверить в себя;
осознать свою личность, место в жизни;
найти спокойствие, точку опоры;
взглянуть на проблему со стороны.
Песок — это творческий материал, с помощью которого можно придумать много разных упражнений. Рассмотрим некоторые из них.
На песочной терапии детей дошкольного и школьного возраста могут быть такие упражнения:
Игры для развития внимания и памяти.
Упражнения, увеличивающие словарный запас и развивающие речь. Можно рисовать на песке буквы, расставлять фигурки животных, называть их;
Географические игры. Можно рисовать на песке карты, объяснять, где какая страна находится и кто там живёт. Это развивает у ребёнка пространственное мышление.
Счёт предметов, поиск логических пар, исключение лишнего и так далее.
Проективные игры, которые помогают разобраться в чувствах.
Ребёнок рассказывает, что изображено на песке, наделяет картинку эмоциями;
Ребёнок создаёт из фигурок и песка свой мир;
Ребёнок придумывает сказку, основываясь на фигурках и картине из песка.
Всё это помогает определить, какие эмоции и проблемы сейчас актуальны для маленького пациента.
Взрослые тоже могут заниматься играми для детей, но для них есть и специальные упражнения:
Медитация. Клиент под расслабляющую музыку рисует на сухом или мокром песке, пересыпает песок из одного места в другое. Здесь главная цель — релаксация.
Реконструкция. Человек с помощью фигурок должен восстановить свой жизненный путь, каждая фигурка олицетворяет определённый этап.
Проектирование. Взрослый на песке изображает, что он хочет изменить в своей жизни.
Диалог. Клиент проводит переговоры между двумя фигурками в песочнице. Это нужно для того, чтобы выявить социальный конфликт.
Для песочной терапии понадобятся:
песочница — профессионалы используют ёмкости, меняющие подсветку;
песок разных видов, обработанный специальными средствами;
вода;
игрушки и фигурки, которые могут символизировать различных героев и состояния;
другие предметы: ракушки, шурупы, болты, камни, ветки, геометрические фигуры.
Песочную терапию нельзя проводить, если у пациента есть:
синдром дефицита внимания;
эпилепсия;
аллергия на пыль и песок;
тяжёлая астма;
туберкулёз;
глубокая дебильность, полная идиотия и другие тяжёлые заболевания психики.
Выбор программы зависит от особенностей клиента. Также на неё влияют:
Продолжительность. Обычно это 8–15 занятий;
Количество участников. программа может быть индивидуальной, групповой и семейной;
Проблемы развития клиента;
Цели: диагностика, первичная психологическая помощь, краткосрочная или долгосрочная психотерапия.
Песочную терапию проводят клинические психологи, психотерапевты и практические психологи, которые прошли подготовку и получили сертификат. Кроме того, базовые методы терапии используют школьные и дошкольные психологи, педагоги, воспитатели и родители, которые прошли дополнительные курсы. Пройти подготовку по песочной терапии и получить официальный сертификат можно на курсах НАДПО.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее
время!
Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!