
- Клиническое интервью
- Беседа
- Наблюдение
- Эксперимент
В том, что все болезни из головы, сегодня мало кто сомневается. Для решения многих проблем люди все чаще и охотнее обращаются за помощью к психологам, психотерапевтам, психиатрам.
Есть еще одно направление – клиническая психология. Специалисты в этой области разбираются в том, как работает здоровая психика и что с ней происходит, когда есть патологии – пограничные состояния или психические расстройства, каким образом связаны телесные (соматические) недуги с изменениями в психике человека. И этим круг интересов клинического психолога не ограничивается!
Что же за наука такая – клиническая психология? Каковы ее цели и задачи? Какие методы помогают клиническому психологу диагностировать проблему и находить решение?
Давайте разбираться.
Клиническая психология – объект и предмет изучения
Клиническая психология – наука, которая возникла на стыке медицины и психологии. Именно этим объясняется ее междисциплинарный характер и активное взаимовыгодное сотрудничество с пограничными отраслями научных знаний.
Эта область психологии изучает особенности функционирования психики людей, которые страдают различными недугами, психологические аспекты диагностики, экспертизы, профилактики, лечения и реабилитации, специфику взаимоотношений медицинского персонала и пациентов с точки зрения психологии, а также взаимное влияние психического (душевного) и соматического (телесного).
Объект изучения для клинического психолога – человек и его физическое, психическое, социальное состояние, которое может по-разному влиять на адаптацию к меняющимся внешним условиям, препятствовать самореализации.
Предметом клинической психологии являются:
-
психические расстройства и нарушения поведения человека;
-
характерные черты личности и поведения людей, страдающих различными болезнями;
-
влияние свойств психики на проявление, развитие, лечение и предупреждение заболеваний;
-
особенности взаимодействия больных людей и окружающей их среды.
Более широкая трактовка клинической психологии – это применение знаний психологии для решения широкого спектра проблем, с которыми врачи сталкиваются в медицинской практике.
В узком смысле – это особая методология психологического обследования, основу которой составляют наблюдения за пациентом в естественных условиях, анализ и интерпретация того, как проявляются его личностные и психические особенности.
Цели и задачи клинической психологии
Основная цель исследований клинической психологии – преодоление дезадаптации личности и повышение качества диагностики, лечения и профилактики, которое достигается за счет максимально индивидуализированного подхода к каждому пациенту.
Чтобы это стало возможным, клиническому психологу предстоит решить следующие задачи:
-
изучить, какое влияние оказывают психологические факторы на возникновение, течение, лечение и профилактику заболевания, и как сказывается это заболевание на психике человека;
-
проанализировать психические проявления различных недугов в динамике;
-
определить, как нарушения психики больного зависят от типа заболевания;
-
установить, как взаимодействует больной с персоналом клиники, микросредой, в которой он пребывает, какие взаимоотношения между ними возникают;
-
разработать методы, принципы, методики, приемы психологических исследований в клинике;
-
разработать психологические методы воздействия на психику человека в целях лечения и профилактики и исследовать эффективность такого влияния.
Клиническая психология включает несколько разделов, каждый из которых ориентирован на решение задач в различных отраслях медицины, а именно:
-
Патопсихология – исследует расстройства психики, нарушения адекватности восприятия мира, которые вызваны поражениями ЦНС, распад психических процессов при разных недугах и его закономерности, изучает факторы, которые помогают создавать действенные методы коррекции и лечения.
-
Нейропсихология – изучает ход психических процессов и функций на уровне нейронов, помогает диагностировать локальные поражения головного мозга, находить способы восстановления психических функций.
-
Психосоматика – в фокусе внимания: взаимное влияние физического и психического состояния друг на друга.
-
Соматопсихология – исследует, какова роль психологических факторов в зарождении и развитии физических (соматических) заболеваний (например, нейродермита, артериальной гипертензии, бронхиальной астмы).
-
Психотерапия – совокупность методов, средств, приемов медицинской и психологической помощи, главная задача которой – улучшить психологическое состояние пациента.
-
Неврозология – исследует пограничные расстройства психики.
-
Психогигиена – занимается вопросами сохранения психического здоровья.
-
Девиантология (психология девиантного поведения) – отвечает за коррекцию и лечение зависимого поведения (зависимость бывает как психологической, так и химической).
-
Психопрофилактика – работает над предупреждением рецидивов, сокращением продолжительности периодов обострений, предотвращением перехода болезни в хроническую форму, над всесторонней реабилитацией пациентов.
-
Психология лечебного воздействия – изучает особенности взаимодействия пациента с медицинским персоналом.
В ответ на растущие потребности общества появляются новые узкоспециализированные направления клинической психологии – психоонкология, психология инвалидности, социальная психология здоровья, психология ПТСР и др.
Основные методы клинической психологии

В своей практике клиническому психологу приходится выполнять такие функции, как:
-
диагностика;
-
экспертиза (цель которой – исследовать и нарушенные, и сохранные стороны психики и определить, соответствует ли психический статус требованиям относительно того действия или процесса, экспертиза которого проводится);
-
психологическое воздействие;
-
восстановление после болезни (реабилитация);
-
профилактика (первичная – создание условий, препятствующих развитию психических расстройств, укрепление здоровья, просвещение; вторичная – выявление групп риска и психологическая работа с ними; третичная – предупреждение инвалидизации и рецидивов, социальная адаптация).
В распоряжении специалиста есть множество методов, выбор которых диктуется различными факторами – задачами, которые необходимо решить, целями психологического обследования, специфическими особенностями психического и физического (соматического) состояния пациента, его уровнем образования, возрастом, профессиональной занятостью и др. Рассмотрим основные методы клинической психологии.
Клиническое интервью
Этот метод позволяет получить данные об индивидуально-психологических особенностях личности, признаках нарушений психической деятельности и психопатологических синдромах, о внутренней картине болезни (то есть о том, как пациент представляет свой недуг) и о структуре проблемы человека. Посредством клинического интервью специалист фиксирует не только те моменты, на которые активно жалуется пациент, но и выявляет скрытые мотивы его поведения, помогает осознать истинные причины измененного психического состояния. Именно в этом состоит его основное отличие от обычного расспроса.
Клиническое интервью параллельно выполняет и диагностическую, и терапевтическую функцию, что позволяет достичь главной цели – исцеления и реабилитации больного.
Пациенты не всегда могут точно объяснить, на что жалуются, в подробностях описать свое состояние. Поэтому очень многое зависит от умения клинического психолога выслушать рассказ и понять, чем обусловлен психологический дискомфорт, помочь сформулировать проблему.
Клиническое интервью должно соответствовать следующим принципам:
- однозначность – точная корректная формулировка вопросов;
-
доступность – психолог должен говорить с пациентом на понятном ему языке;
-
алгоритмизованность – определенная последовательность вопросов, внимание к каждой детали рассказа, контексту;
-
проверяемость и адекватность получаемой информации – психолог задает уточняющие вопросы, предлагает описать собственные переживания;
-
гибкость и беспристрастность – психолог не навязывает пациенту свое представление о том, что у того есть какие-либо симптомы психических патологий.
Беседа
Беседа помогает установить с пациентом доверительный контакт и поддерживать его.
Как правило, беседа сопровождает экспериментальные исследования, поэтому ее задача – сформировать у человека адекватное отношение к диагностике и мотивировать на самопознание. Разговаривая с пациентом, психолог не только добывает важную информацию, но и проводит деликатную психокоррекцию, результаты которой дополняют диагностические данные.
Беседа – это одна из интерактивных техник, которая предполагает вербальный и невербальный контакт исследователя и испытуемого. Причем психолог контролирует не только своего пациента, но и собственное состояние.
Важные условия успешности и результативности беседы:
умение специалиста расположить собеседника к себе;
непринужденная, комфортная для пациента обстановка, которая помогает искренне отвечать на вопросы;
четкая цель и план ведения беседы;
понятные формулировки вопросов.
В ходе беседы специалист собирает анамнез (субъективный – от самого пациента, объективный – от его ближайшего окружения), моделирует разные ситуации, чтобы понаблюдать за поведением и реакциями человека.
Наблюдение
Это описательный метод исследования, в котором психологу отводится роль пассивного наблюдателя со стороны. Он не вмешивается в происходящее. Его задача – целенаправленно, систематически отслеживать проявления психических особенностей человека в естественных условиях (объект не знает, что за ним наблюдают), уловить эти проявления, понаблюдать за их развитием и максимально объективно описать – зафиксировать.
Наблюдение может принимать следующие формы:
-
кратковременное наблюдение или срез;
-
длительное или лонгитюдное наблюдение – продолжительное по времени (иногда многолетнее) изучение одной и той же группы людей;
-
сплошное – интерес представляют все члены изучаемой группы;
-
выборочное – изучение репрезентативной выборки;
-
включенное наблюдение – когда исследователь присоединяется к группе испытуемых, становится ее членом (например, превращается в религиозного фаната, бомжа и т. д.);
-
самонаблюдение – анализ собственных ощущений, чувств, действий, оценка своего отношения к людям и их отношения к себе.
Этот метод позволяет изучать психические свойства личности (способности, темперамент, характер), психические процессы (внимание, мышление, память), психические состояния (депрессию, тревогу).
Эксперимент
В отличие от наблюдения метод клинико-психологического эксперимента предполагает активное вмешательство специалиста в деятельность испытуемого для создания необходимых условий для проверки одной из гипотез.
Другими словами, эксперимент – это искусственно созданная модель жизненной ситуации, в которой проявляются особенности психических функций, личностных свойств, мотивов деятельности, установок пациентов, которые интересуют исследователя.
Специфическую нагрузку в ЭПИ (экспериментально-психологическом исследовании) создают задания, выполнение которых требует от испытуемых демонстрации (воспроизведения) психических функций. Для проведения эксперимента могут быть использованы:
-
нестандартизированные (качественные) методики – заключение делается на основании содержательного анализа выполнения заданий;
-
стандартизированные (количественные) методы – личностные опросники, тесты;
-
нейропсихологические методы;
-
патопсихологические методы;
-
методы изучения личности и психического состояния, интеллекта;
-
проективные техники – тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест руки Вагнера, тест Роршаха, цветовой тест Люшера, рисуночные тесты и др.;
-
психосемантические методики.
Чтобы получить более полное представление о пациенте и его проблеме, клинический психолог использует сразу несколько методов. Эффективность их применения во многом зависит от компетентности специалиста, его профессионального и жизненного опыта.
Освежить и расширить свои знания психологии, пройти профессиональную переподготовку и освоить специальность кризисного психолога, вы можете, обучившись на курсе в нашей Академии.