☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜

Уважаемые слушатели!

Мы снизили цены на программы, особенно востребованные сейчас. Повышайте качество жизни и улучшайте уровень профессиональной квалификации в любой ситуации.
Подробнее

Скрыть
8 800 600 69 16
8(499)490-06-81
c 8.00 до 21.00 (мск), без выходных

Заказать обратный звонок
Методы и задачи клинической психологии

Методы и задачи клинической психологии

Что такое клиническая психология?


            - Клиническое интервью

            - Беседа

            - Наблюдение

           - Эксперимент


В том, что все болезни из головы, сегодня мало кто сомневается. Для решения многих проблем люди все чаще и охотнее обращаются за помощью к психологам, психотерапевтам, психиатрам.

Есть еще одно направление – клиническая психология. Специалисты в этой области разбираются в том, как работает здоровая психика и что с ней происходит, когда есть патологии – пограничные состояния или психические расстройства, каким образом связаны телесные (соматические) недуги с изменениями в психике человека. И этим круг интересов клинического психолога не ограничивается! 

Что же за наука такая – клиническая психология? Каковы ее цели и задачи? Какие методы помогают клиническому психологу диагностировать проблему и находить решение?

Давайте разбираться. 


Клиническая психология – объект и предмет изучения

Что такое клиническая психология?


Клиническая психология – наука, которая возникла на стыке медицины и психологии. Именно этим объясняется ее междисциплинарный характер и активное взаимовыгодное сотрудничество с пограничными отраслями научных знаний. 

Эта область психологии изучает особенности функционирования психики людей, которые страдают различными недугами, психологические аспекты диагностики, экспертизы, профилактики, лечения и реабилитации, специфику взаимоотношений медицинского персонала и пациентов с точки зрения психологии, а также взаимное влияние психического (душевного) и соматического (телесного). 

Объект изучения для клинического психолога – человек и его физическое, психическое, социальное состояние, которое может по-разному влиять на адаптацию к меняющимся внешним условиям, препятствовать самореализации. 

Предметом клинической психологии являются:

  • психические расстройства и нарушения поведения человека;

  • характерные черты личности и поведения людей, страдающих различными болезнями;

  • влияние свойств психики на проявление, развитие, лечение и предупреждение заболеваний;

  • особенности взаимодействия больных людей и окружающей их среды. 

Более широкая трактовка клинической психологии – это применение знаний психологии для решения широкого спектра проблем, с которыми врачи сталкиваются в медицинской практике. 

В узком смысле – это особая методология психологического обследования, основу которой составляют наблюдения за пациентом в естественных условиях, анализ и интерпретация того, как проявляются его личностные и психические особенности.


Цели и задачи клинической психологии

Что такое клиническая психология?


Основная цель исследований клинической психологии – преодоление дезадаптации личности и повышение качества диагностики, лечения и профилактики, которое достигается за счет максимально индивидуализированного подхода к каждому пациенту.

Чтобы это стало возможным, клиническому психологу предстоит решить следующие задачи:

  • изучить, какое влияние оказывают психологические факторы на возникновение, течение, лечение и профилактику заболевания, и как сказывается это заболевание на психике человека;

  • проанализировать психические проявления различных недугов в динамике;

  • определить, как нарушения психики больного зависят от типа заболевания;

  • установить, как взаимодействует больной с персоналом клиники, микросредой, в которой он пребывает, какие взаимоотношения между ними возникают;

  • разработать методы, принципы, методики, приемы психологических исследований в клинике;

  • разработать психологические методы воздействия на психику человека в целях лечения и профилактики и исследовать эффективность такого влияния. 

Клиническая психология включает несколько разделов, каждый из которых ориентирован на решение задач в различных отраслях медицины, а именно:

  • Патопсихология – исследует расстройства психики, нарушения адекватности восприятия мира, которые вызваны поражениями ЦНС, распад психических процессов при разных недугах и его закономерности, изучает факторы, которые помогают создавать действенные методы коррекции и лечения.

  • Нейропсихология – изучает ход психических процессов и функций на уровне нейронов, помогает диагностировать локальные поражения головного мозга, находить способы восстановления психических функций.

  • Психосоматика – в фокусе внимания: взаимное влияние физического и психического состояния друг на друга.

  • Соматопсихология – исследует, какова роль психологических факторов в зарождении и развитии физических (соматических) заболеваний (например, нейродермита, артериальной гипертензии, бронхиальной астмы).

  • Психотерапия – совокупность методов, средств, приемов медицинской и психологической помощи, главная задача которой – улучшить психологическое состояние пациента.

  • Неврозология – исследует пограничные расстройства психики.

  • Психогигиена – занимается вопросами сохранения психического здоровья.

  • Девиантология (психология девиантного поведения) – отвечает за коррекцию и лечение зависимого поведения (зависимость бывает как психологической, так и химической).

  • Психопрофилактика – работает над предупреждением рецидивов, сокращением продолжительности периодов обострений, предотвращением перехода болезни в хроническую форму, над всесторонней реабилитацией пациентов.

  • Психология лечебного воздействия – изучает особенности взаимодействия пациента с медицинским персоналом. 

В ответ на растущие потребности общества появляются новые узкоспециализированные направления клинической психологии – психоонкология, психология инвалидности, социальная психология здоровья, психология ПТСР и др. 


Основные методы клинической психологии

Что такое клиническая психология?


В своей практике клиническому психологу приходится выполнять такие функции, как: 

  • диагностика;

  • экспертиза (цель которой – исследовать и нарушенные, и сохранные стороны психики и определить, соответствует ли психический статус требованиям относительно того действия или процесса, экспертиза которого проводится); 

  • психологическое воздействие; 

  • восстановление после болезни (реабилитация);

  • профилактика (первичная – создание условий, препятствующих развитию психических расстройств, укрепление здоровья, просвещение; вторичная – выявление групп риска и психологическая работа с ними; третичная – предупреждение инвалидизации и рецидивов, социальная адаптация). 

В распоряжении специалиста есть множество методов, выбор которых диктуется различными факторами – задачами, которые необходимо решить, целями психологического обследования, специфическими особенностями психического и физического (соматического) состояния пациента, его уровнем образования, возрастом, профессиональной занятостью и др. Рассмотрим основные методы клинической психологии.


Клиническое интервью

Этот метод позволяет получить данные об индивидуально-психологических особенностях личности, признаках нарушений психической деятельности и психопатологических синдромах, о внутренней картине болезни (то есть о том, как пациент представляет свой недуг) и о структуре проблемы человека. Посредством клинического интервью специалист фиксирует не только те моменты, на которые активно жалуется пациент, но и выявляет скрытые мотивы его поведения, помогает осознать истинные причины измененного психического состояния. Именно в этом состоит его основное отличие от обычного расспроса.

Клиническое интервью параллельно выполняет и диагностическую, и терапевтическую функцию, что позволяет достичь главной цели – исцеления и реабилитации больного. 

Пациенты не всегда могут точно объяснить, на что жалуются, в подробностях описать свое состояние. Поэтому очень многое зависит от умения клинического психолога выслушать рассказ и понять, чем обусловлен психологический дискомфорт, помочь сформулировать проблему. 

Клиническое интервью должно соответствовать следующим принципам:

  • однозначность – точная корректная формулировка вопросов;

  • доступность – психолог должен говорить с пациентом на понятном ему языке;

  • алгоритмизованность – определенная последовательность вопросов, внимание к каждой детали рассказа, контексту;

  • проверяемость и адекватность получаемой информации – психолог задает уточняющие вопросы, предлагает описать собственные переживания;

  • гибкость и беспристрастность – психолог не навязывает пациенту свое представление о том, что у того есть какие-либо симптомы психических патологий.


Беседа

Беседа помогает установить с пациентом доверительный контакт и поддерживать его. 

Как правило, беседа сопровождает экспериментальные исследования, поэтому ее задача – сформировать у человека адекватное отношение к диагностике и мотивировать на самопознание. Разговаривая с пациентом, психолог не только добывает важную информацию, но и проводит деликатную психокоррекцию, результаты которой дополняют диагностические данные.

Беседа – это одна из интерактивных техник, которая предполагает вербальный и невербальный контакт исследователя и испытуемого. Причем психолог контролирует не только своего пациента, но и собственное состояние. 

Важные условия успешности и результативности беседы:

умение специалиста расположить собеседника к себе;

непринужденная, комфортная для пациента обстановка, которая помогает искренне отвечать на вопросы;

четкая цель и план ведения беседы;

понятные формулировки вопросов.

В ходе беседы специалист собирает анамнез (субъективный – от самого пациента, объективный – от его ближайшего окружения), моделирует разные ситуации, чтобы понаблюдать за поведением и реакциями человека.


Наблюдение

Это описательный метод исследования, в котором психологу отводится роль пассивного наблюдателя со стороны. Он не вмешивается в происходящее. Его задача – целенаправленно, систематически отслеживать проявления психических особенностей человека в естественных условиях (объект не знает, что за ним наблюдают), уловить эти проявления, понаблюдать за их развитием и максимально объективно описать – зафиксировать. 

Наблюдение может принимать следующие формы:

  • кратковременное наблюдение или срез;

  • длительное или лонгитюдное наблюдение – продолжительное по времени (иногда многолетнее) изучение одной и той же группы людей;

  • сплошное – интерес представляют все члены изучаемой группы;

  • выборочное – изучение репрезентативной выборки;

  • включенное наблюдение – когда исследователь присоединяется к группе испытуемых, становится ее членом (например, превращается в религиозного фаната, бомжа и т. д.);

  • самонаблюдение – анализ собственных ощущений, чувств, действий, оценка своего отношения к людям и их отношения к себе. 

Этот метод позволяет изучать психические свойства личности (способности, темперамент, характер), психические процессы (внимание, мышление, память), психические состояния (депрессию, тревогу). 


Эксперимент

В отличие от наблюдения метод клинико-психологического эксперимента предполагает активное вмешательство специалиста в деятельность испытуемого для создания необходимых условий для проверки одной из гипотез.

Другими словами, эксперимент – это искусственно созданная модель жизненной ситуации, в которой проявляются особенности психических функций, личностных свойств, мотивов деятельности, установок пациентов, которые интересуют исследователя. 

Специфическую нагрузку в ЭПИ (экспериментально-психологическом исследовании) создают задания, выполнение которых требует от испытуемых демонстрации (воспроизведения) психических функций. Для проведения эксперимента могут быть использованы: 

  • нестандартизированные (качественные) методики – заключение делается на основании содержательного анализа выполнения заданий;

  • стандартизированные (количественные) методы – личностные опросники, тесты;

  • нейропсихологические методы;

  • патопсихологические методы;

  • методы изучения личности и психического состояния, интеллекта;

  • проективные техники – тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест руки Вагнера, тест Роршаха, цветовой тест Люшера, рисуночные тесты и др.;

  • психосемантические методики. 

Чтобы получить более полное представление о пациенте и его проблеме, клинический психолог использует сразу несколько методов. Эффективность их применения во многом зависит от компетентности специалиста, его профессионального и жизненного опыта. 

Освежить и расширить свои знания психологии, пройти профессиональную переподготовку и освоить специальность кризисного психолога, вы можете, обучившись на курсе в нашей Академии. 


Все статьи


Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видео-лекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Московский диплом о повышении квалификации

100% он-лайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии.

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
*Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Важные вопросы

Что даёт профессиональная переподготовка?

Программа профессиональной переподготовки позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования.

Программы профпереподготовки учитывают профессиональные стандарты, квалификационные требования к соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, и направлены на формирование профессиональных компетенций для практической работы.

По окончании программы профессиональной переподготовки Вы получаете диплом, подтверждающий получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Кто может учиться и как поступить?

К освоению программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Для поступления  гражданам Российской Федерации  необходимо предоставить:
  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании
  2. Для студентов - справку с места учёбы
  3. Документ, удостоверяющий личность и гражданство
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости)

Иностранные граждане  предоставляют следующие документы:

  1. Копию документа об образовании, либо копию документа иностранного государства об образовании, признанного эквивалентным в РФ документу государственного образца об образовании (при необходимости со свидетельством об установлении его эквивалентности), либо копию легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
         Получить консультацию о необходимости прохождения легализации диплома конкретной страны можно, обратившись в ГЛАВЭКСПЕРТЦЕНТР или у сотрудника приемной комиссии.
  2. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
  3. Копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации.
  4. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа, удостоверяющего личность поступающего.
  5. При смене фамилии (имени, отчества) — подтверждающий документ с переводом на русский язык в установленном порядке.
Когда можно начать обучение?
Группы по разным программам формируются в течение всего календарного года.
Ближайшую дату начала обучения по выбранной Вами программе, можно уточнить у специалиста приемной комиссии по телефону или, заполнив заявку.
НАВЕРХ