
Многие дети картавят, шепелявят, кто-то заикается или забывает нужные слова, а кто-то стесняется говорить со сверстниками или отмалчивается в гостях. Иногда это проходит с годами, иногда требует небольшой коррекции у психолога или логопеда, а иногда является тревожным сигналом — возможно, у ребёнка тяжёлое нарушение речи, которое нужно срочно лечить. Разбираем, что такое ТНР и как работают специалисты, помогающие детям обрести свой голос.
Что такое ТНР в логопедии?
ТНР, или тяжёлое нарушение речи — это непростое состояние, во время которого дети с трудом произносят звуки, формируют слова и складывают предложения. Кроме того, затрудняется чтение и письмо.
Ребёнок с тяжёлыми нарушениями не сможет сам освоить базовую общеобразовательную программу — от заболевания страдает интеллект. Из-за проблем с речью ухудшаются и другие сферы: понижается вербальная память, замедляется логическое мышление, устные инструкции распознаются сложнее. В итоге ребёнок чаще злится и расстраивается, его мотивация учиться чему-то новому падает: ну а как тут учиться, если всё получается с таким трудом?
Из-за проблем с речью дети с ТНР почти не общаются с обществом, мало взаимодействуют с семьёй и сверстниками. Им тяжело адаптироваться к социуму.
Ребёнок к 4–5 годам так и не начал словесное общение или резко его прекратил, он произносит только отдельные слова и предпочитает обмениваться жестами? Это красный флаг! К 5 годам дети должны выговаривать большую часть звуков, а также общаться развёрнутыми предложениями. Если этого не произошло, то необходимо отвести ребёнка к логопеду.
Причины возникновения тяжёлых нарушений речи
Есть множество причин, из-за которых появляется ТНР у детей. Внутренние причины, они же эндогенные, чаще всего связаны непосредственно с образом жизни и здоровьем матери:
1. Внутриутробные проблемы:
-
Во время беременности мать получила инфекционное заболевание: грипп. ВИЧ, корь, герпес или иное;
-
Мать серьёзно травмировалась во время беременности — упала, сильно ударилась;
-
У матери и её плода разный резус-фактор, из-за чего произошёл конфликт крови.
2. Травмы, причинённые ребёнку во время родов;
3. Во время беременности или кормления грудью мать курила, употребляла алкоголь или наркотики;
4. Мать имеет длительные психические расстройства, которые негативно влияют на её жизнь и состояние — например, депрессию;
5. Наследственная предрасположенность. Если у родителей есть речевые нарушения, то выше вероятность, что у ребёнка они также проявятся;
6. Болезни детей в первые три года жизни, а также травмирование головы. В будущем это может привести к осложнениям.
Есть также внешние причины — экзогенные:
-
Некомфортная и неподходящая детям среда. У ребёнка могут развиться тяжёлые нарушения речи, если родители не уделяют ему должное внимание, игнорируют его, запрещают ему общаться с другими людьми — детьми и родственниками.
-
Проблемы с речевым общением в окружении. Заболевания речи возможны, если семья изолирует ребёнка, не разговаривает с ним регулярно, а также если в семье есть люди с проблемами в речи.
-
Стресс. Постоянный стресс, тяжёлые жизненные ситуации могут привести к психологическим нарушениям, которые негативно повлияют на речь ребёнка.
Если вы чувствуете внутреннюю потребность помогать детям справляться с речевыми нарушениями, вы можете пройти программу переквалификации в НАДПО, которая поможет вам в короткие сроки освоить новую специальность.
Уровни (степени) ТНР
Уровни нарушения речи — это шкала, которая определяет, насколько большие у ребёнка проблемы с устным общением. Специалисты выделяют четыре уровня.
-
Первый уровень — самый тяжёлый. При этой степени нарушения ребёнка не разговаривает, но издаёт звуки. В основном, он добавляет к звукам жесты, активно пользуется мимикой.
-
На втором уровне дети используют простые слова, но развитие его речи сильно отстаёт от нормы.
-
На третьем уровне ребёнок общается фразами, но у него есть явные проблемы — например, тяжёлое заикание.
-
Наконец, на четвёртом уровне дети почти свободно формулируют мысли и общаются, но их языковой аппарат недостаточно развит.
Виды тяжёлых нарушений речи
Детей с тяжёлыми нарушениями речи относят к группе людей с ограниченными возможностями здоровья. Вот какие специфические виды нарушений встречаются чаще всего при ТНР:
-
Заикание. Ребёнок повторяет звуки, слова или фразы, ему тяжело начинать речь, а также делать большие паузы в разговоре. Заикание возникает по разным причинам, например, из-за неправильной координации мышц речевого аппарата или из-за стресса.
-
Афазия. Человек не может понимать речь и произносить слова, а также писать и читать. Чаще всего это заболевание возникает из-за повреждения мозга — например, когда человек переживает инсульт или серьёзно травмирует голову.
-
Дизартрия. Дети с нарушением речи с трудом произносят слова и звуки, так как у них нарушена координация моторных функций, которые влияют на артикуляцию и голос. Обычно дизартрия возникает из-за поражений центральной нервной системы.
-
Ринолалия. Люди с этим отклонением с трудом выговаривают звуки, тембр их голоса также меняется. Причин может быть множество — например, нарушение нервных путей.
-
Алалия моторная. Ребёнок понимает слова, которые обращены к нему, но сам не говорит, он пользуется только жестами и мимикой.
-
Алалия сенсорная. Дети с этим заболеванием не понимают речь других людей, они используют только звуки.
-
Общее недоразвитие речи. Люди с этим нарушением делают ошибки в речи, им не хватает словарного запаса. Здесь могут быть разные нарушения речи. Причина — как генетические, так и социальные факторы.
Отметим также, что у группы детей с тяжёлыми нарушениями речи есть слух, а также нет проблем в умственном развитии — они появляются именно из-за речи.
Где обучиться на специалиста по работе с детьми с ТНР
Чтобы помогать детям с тяжёлыми нарушениями речи, вы можете пойти двумя путями: поступить в университет или пройти курсы профессиональной переподготовки на логопеда.
Высшие учебные заведения
-
Психолого-педагогические факультеты. Многие университеты предлагают программы по специальной педагогике и логопедии.
-
Институты коррекционной педагогики: специализированные программы подготовки специалистов по работе с детьми с особыми потребностями.
Курсы и программы повышения квалификации
-
Курсы логопедии: короткие программы, которые помогают получить необходимые знания и навыки. Например, вы можете пройти дистанционное обучение в НАДПО.
-
Семинары и вебинары: их часто проводят профессиональные ассоциации, они могут быть полезны для повышения квалификации.
Обучение детей с ТНР в детском саду и школе
Давайте разберём, какие проблемы могут возникнуть у детей, имеющих тяжёлые нарушения речи:
-
застенчивость;
-
неуверенность в себе;
-
асоциальность;
-
отсутствие друзей;
-
одиночество;
-
раздражительность;
-
детская депрессия.
Детям с особенностями непросто социализироваться, и задача педагога — помочь им в этом. Для этого специалисты должны искать к детям индивидуальный подход, поддерживать их.
Часто проблемы с речью можно выявить ещё в детском саду, в дошкольном возрасте. Очень важно обнаружить их как можно скорее, чтобы оперативно начать лечение и минимизировать последствия. Вот что делают воспитатели:
-
тестируют детей;
-
опрашивают родителей;
-
следят за подопечными во время игр;
-
анализируют, какие ошибки в речи встречаются;
-
формируют у детей правильное представление о речи.
Затем идёт школьный этап. Здесь учителя и логопеды должны делать упор не только на речь, но и на всестороннее развитие ребёнка — изучать с ним чтение, математику, письмо. Это развивает необходимые навыки.
На протяжении обучения дети проходят психолого-педагогическое сопровождение. Школьников адаптируют к социуму, учат их общаться со сверстниками и взрослыми. Нужно пройти специальную подготовку, чтобы правильно помочь ребёнку.
В целом, при обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи используется комплексный подход: специалисты корректируют состояние ребёнка, помогают родителям и оказывают психологическую поддержку всей семье.
Методики развития речи у детей с ТНР
Специалисты используют большое количество методик в работе с детьми, которым диагностировали тяжёлые нарушения речи. Вот некоторые из них:
-
Индивидуальный подход. Нельзя найти единый ключик к проблемам всех детей. Задача специалиста — учитывать особенности каждого ребёнка, и на основе этого строить лечение. Важно быть одновременно и психологом, и педагогом, и логопедом.
-
Игровая методика. Специалисты берут на занятия игрушки, используют игры, чтобы ребёнок мог расслабиться и вовлечься в лечение. Оно особенно эффективно, когда ребёнок с радостью и интересом занимается с педагогом.
-
Диалог. Ребёнок должен научиться общаться. Для начала — со специалистом. Педагог анализирует, на каком уровне находится ребёнок, и выбирает подходящие задания. Важно разговаривать с детьми, вести диалог, поощрять их к тому, чтобы они выражали своё мнение и эмоции.
-
Невербальное общение. Специалисты активно используют жесты и мимику, чтобы помочь ребёнку выразить его мысли.
-
Развитие речи. Вместе с детьми логопеды используют методики фонетического развития, развивают артикуляционную гимнастику и ставят правильное дыхание.
Педагогу нужно поддерживать детей с нарушениями речи, поощрять их к обучению. Специалист должен быть терпеливым, внимательным, творческим и бережным по отношению к маленьким пациентам.