☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Возрастные периоды развития человека в психологии

Возрастные периоды развития человека в психологии

Возрастные периоды развития человека в психологии


Возраст — одна из основополагающих и самых сложных категорий психологии развития. Уровень развития человека, выросшего в нормальных условиях и не имеющего заметных патологий, напрямую соотносится с его возрастом. Говоря о возрасте, выделяют два основных способа его определения: абсолютный возраст и условный возраст.

Абсолютное значение возраста определить легче всего — это точное время жизни человека, число лет, прошедших с момента его рождения. С условным возрастом дело обстоит сложнее.

Имеется несколько таких типов возраста:

  • биологический;

  • социальный;

  • психологический;

  • психический;

  • субъективный.

Деление всей дистанции жизни человека на отдельные этапы, называемые его периодами развития, составляет задачу возрастной периодизации. Тем не менее стоит отметить, что такое деление является, в первую очередь, формальным. Оно обобщенно описывает отдельные этапы в развитии человека, при этом не затрагивая саму его суть. Такую периодизацию рассматривают, в первую очередь, в качестве условного конструкта, созданного для удобства описания научных теорий. В настоящее время существует несколько вариантов описания возрастной периодизации, сделанных в рамках нескольких психологических школ. Далее мы приведем самые известные из них.


Теории периодизации психического развития


Говоря о возрастной периодизации и выделении в жизни человека отдельных этапов, отметим, что деление это происходит в рамках изучения этапов психического развития человека. Для психологии с этой точки зрения наиболее интересен этап детства. Именно в этот период в развитии человека происходят ключевые события, и именно в это время он переживает наибольшее количество кризисов. В детстве с человеком случается самое большое количество психических и физиологических трансформаций. Именно поэтому в некоторых видах периодизации основной фокус внимания уделяется детскому периоду развития.


Этапы психологического развития согласно психоанализу

Естественно, что говоря о школе психоанализа, в первую очередь, на ум приходит имя Зигмунда Фрейда. Фрейд также не обошел стороной вопрос того, из каких периодов складывается психическое развитие человека. Мы уже сказали, что некоторые исследователи, ставя перед собой задачу периодизации, фокусируются именно на детском периоде развития. Фрейд также обратил внимание именно на детский период, выделив в нем несколько возрастных периодов. Рассматриваемый Фрейдом период жизни человека заканчивается с окончанием его полового созревания (пубертатного периода).


Возрастная классификация периодов психосексуального развития на основе концепции Фрейда

В основе концепции фрейдизма лежит представление о либидо — половой энергии. В различные периоды жизни человека либидо пытается прорваться через его отдельные части тела. Если в том или ином возрасте либидо не получается вырваться наружу, либо его проявления подавлялись, человек может бессознательно возвращаться к этому этапу своей жизни. В этом случае у него возникают определенные черты личности, которые будут проявляться в течение всей его жизни. Второй момент учения Фрейда — фокусировка на сексуальности. Поэтому в его трактовке этапы психического развития равноценны сексуальному развитию личности.



Возрастной период

Стадия сексуального развития

Характеристика

От рождения до 1 года

Оральная

Либидо удовлетворяется, в первую очередь, за счет сосания материнской груди и собственных частей тела (главным образом — пальцев на руках и ногах). Фиксация на оральной стадии порождает в дальнейшем тягу к курению, обжорству и склонность к сквернословию.

1–2
года

Анальная

На этой стадии  ребенок учится ходить в туалет и приучается быть чистоплотным. Ребенок начинает самостоятельно ходить на горшок и осознавать свою потребность сходить «по-большому». В этот период происходит понимание границ дозволенного и осознание первых социальных норм приличия.

Переживания, испытанные ребенком в этой стадии, впоследствии могут привести к таким проблемам, как запоры или постоянная диарея. Причиной этому может стать слишком строгая реакция родителей на какие-либо проблемы ребенка в этот период. В дальнейшем человек, фиксирующийся на этом периоде, будет иметь такие черты, как: 

  • пунктуальность и педантичность (стремление сделать все точно и вовремя); 

  • скупость (стремление удержать то, что ему принадлежит);

  • чрезмерная чистоплотность (навязчивое стремление к чистоте и порядку);

  • упрямство (нежелание делать то, что хотят от человека другие).


2–5
лет

Фаллическая

На этой стадии дети начинают интересоваться своими половыми органами. Ребенок начинает осознавать разницу между полами. В этот период у ребенка начинает развиваться эдипов комплекс (влюбленность в родителя противоположного пола). Роль родителей на этой стадии огромна и определяющая. Фиксация на этом периоде может привести к развитию гомосексуальности, а также к различным проявлениям эдипова комплекса уже во взрослой жизни.


5–11 лет
Латентный период

На данной стадии у ребенка наблюдается заметное снижение интереса ко всем вопросам, связанными с сексуальностью. В этот период его внимание привлекают другие области человеческого бытия. Например, вопросы социализации, существования в коллективе, учебы, освоение различных социальных ролей и примерка их на себя. Либидо в этот период используется в качестве источника энергии для достижения успехов в социальной жизни.


11 лет– до конца полового созревания
Генитальная

Подростки начинают активно интересоваться противоположным полом. Отношения внутри семьи перестают играть главную роль — постепенно уходят последние остатки эдипова комплекса. Резко возрастает потребность к самостоятельности и ухода от родителей, что часто приводит к внутрисемейным конфликтам.  Стадия характеризуется крайней эмоциональной неустойчивостью и высоким уровнем агрессии подростка. Недовольство собой и окружением часто приводит к тяжелым последствиям, проявляющимся в течение всей последующей жизни.


Возрастная классификация периодов психосоциального развития на основе концепции Эриксона

Помимо схемы возрастной периодизации Фрейда в психоанализе имеется также классификация периодов психического развития личности на основе концепции Эрика Эриксона. В отличие от Фрейда Эриксон в своей схеме делает опору не на биологизм, а на взаимоотношение индивидуума (Я) и общества. Поэтому данная классификация названа периодизацией психосоциального развития, что отличает ее от фрейдовской классификации психосексуального развития. Также, в отличие от Фрейда, Эриксон рассматривает всю протяженность жизни человека, а не только её детско-подростковый период. 

При этом Эриксон не отвергает стадии Фрейда, а дополняет их, заполняя новым содержанием. При этом основным критерием деления жизни человека на отдельные периоды выступают новообразования. Новообразования в понимания психологии — это изменения в психических процессах, установках и поведении человека, проявляющиеся вместе с его развитием.



Стадии жизненного пути

Стадия сексуального развития

Новообразования

Характеристика стадии

Младенчество (стадия надежды)

Оральная

Основополагающая вера против недоверия

Важной частью этого периода является обеспечение стабильного и постоянного ухода за младенцем (в основном — матерью). Это помогает ребенку развить доверие к другим людям, которое распространится и на отношения вне пределов семьи. Неспособность или нежелание обеспечить ребенку должный уход и вызвать у него состояние защищенности приведет к чувству страха и ощущению того, что мир враждебен и непредсказуем. Как следствие — его фундаментальными чувствами при общении с миром будут недоверие и страх.

Ранний возраст (стадия воли)

Анальная

Автономность против стыда и сомнений

Ребенок начинает осознавать зачатки своей независимости, и родители должны помочь ему научиться выполнять основные задачи без их помощи. Фрейд относил к этой стадии приучение ребенка к горшку. Но помимо этого, здесь дети начинают раскрывать свои таланты и способности. На данном этапе родитель не должен наказывать или ругать ребенка за невыполнение задания. В этом случае у него возникает чувство автономии (самостоятельности). Если ребенок чувствует себя неполноценным, не добившись родительского одобрения, он начинает испытывать чувства стыда и сомнения. Такие чувства порождают страх из-за неумения управлять своим собственным телом так, как это нужно окружающему социуму.


Возраст игры (стадия цели)

Фаллическая

Инициативность против чувства вины

Дети на этом этапе активно взаимодействуют со сверстниками, начинают играть в совместные игры и получают первый опыт существования в социуме без постоянного присутствия родителей. На этой стадии ребенок начинает принимать свои собственные решения. Если ему позволяют осуществить свои планы, то у ребенка развивается чувство уверенности в себе. Противоположность этому — развитие чувства вины и покорности перед чужим мнением.


Школьный возраст (стадия компетентности)
Латентный период

Трудолюбие против неполноценности

Ребенок начинает ходить в школу. В этот период на него существенное влияние оказывают его школьные друзья и товарищи. Дети выстраивают свою самооценку, сравнивая себя с окружающими. Особое внимание на данном этапе уделяется учителю, который не должен стремиться снизить ь самооценку своих учеников. Основной способ проявить себя в данный период — получить социальное одобрение. Главным образом, стремясь получить уважение сверстников, родителей и учителей. Полученное одобрение является стимулом для дальнейшего наращивания усилий в заданном направлении. И наоборот — отсутствие одобрения ведет к чувству неполноценности и апатии.


Подростковый возраст (стадия верности)
Генитальная

Индивидуальность против ролевого смешения

Подросток начинает задавать вопросы: «Кто я? Как мне войти в общество? Куда я иду?». Он начинает искать свою индивидуальность. Если общество, родители и окружение позволят в этот период найти подростку себя, он сможет понять, каковы его интересы и выбрать путь, благоприятствующий его  развитию. Если же в этот момент его начнут подавлять, то это может привести к «распылению» индивидуальности или же к смешению ролей, которые подросток играет или будет играть в будущем.


Молодость (стадия любви) – 18-40 лет

Близость против одиночества

Этот период связан с поиском любимого человека и построением брачных уз. Вместе с ним он будет воспитывать детей и выполнять все свои социальные роли. Те, кто не смог построить прочные отношения в данный момент времени, могут чувствовать себя ненужными и одинокими.


Зрелость – 40-65 лет (этап заботы)

Воспроизводство и производительность против стагнации

К 40-45 годам человек либо добивается успехов в своей карьере, либо начинает сомневаться в том, хочет ли он заниматься своей деятельностью до конца своей жизни. Начинается этап воспитания нового поколения, вышедшего из раннего детского возраста. Помимо этого человек вступает в период наставничества, готовя молодых коллег впоследствии занять его место. Этот наиболее продуктивный и созидательный этап всей его жизни. Люди, по тем или иным причинам не достигшие успехов в семейной и общественной жизни, ощущают чувства застоя и стагнации.


Старость (стадия мудрости)

Целостность личности против отчаяния

Приближается или уже наступил выход на пенсию. Человек на данном этапе должен научиться принять весь свой прошлый опыт, чтобы не оглядываться с отчаянием на свою прошедшую жизнь. Цельность означает принятие своей жизни во всей ее полноте: побед и поражений, того, что удалось и что не удалось. Наличие чувства вины по поводу собственного прошлого или неспособности достичь поставленных перед собой в ранние годы целей приводит к депрессии и отчаянию, усугубляющимися нависшим страхом смерти.


Девятая стадия (долгожительства)

Индивидуальность против ролевого смешения

До этой стадии доходит далеко не каждый человек. Добавлена в классификацию Эриксона его женой — Джоанной в возрасте 93 лет. На девятой стадии человек вновь проходит все психосоциальные кризисы восьми первых этапов своего развития, но только их новообразования идут в обратном порядке. Например: недоверие против веры. Человек не доверяет своим способностям, так как тело его ослабело. Но все же у него еще остается вера, что собственные силы не покинули его окончательно. Именно эта вера и дает ему надежду и силы жить дальше и т. д.


Еще одним видом периодизации развития человека стала теория «намерения» Шарлоты Бюлер (теория интенциальности). В своей теории она утверждает, что развитие человека происходит по мере того, как у него появляется намерение совершить некоторый выбор для достижения своих целей. В течение своей жизни мы проходим стадии от смутного осознания своих целей и намерений до постижения их глубинной сути. И только в конце жизненного пути мы способны осознать, насколько мы были способны выполнить все эти цели и задачи.

Программы по теме:


Отечественные теории возрастной периодизации 

Отечественная психология также активно интересовалось и интересуется проблемой возрастной периодизации. В рамках этого интереса возникло несколько видов такой периодизации. И первенство в этом принадлежит известному психологу и педагогу — Льву Выготскому.


Периодизация психического развития по Выготскому (культурно-историческая)

Выготский также был сконцентрирован на изучении детского периода развития человека. Согласно его теории развитие ребенка протекает этапами спокойствия (стабильности), сменяемыми возрастными кризисами. При этом на каждом этапе помимо изменений в физиологии, ребенок также проходит определенные стадии культурного развития. Само развитие ребенка, согласно этой теории — это усвоение социально-исторического опыта, полученного обществом до рождения ребенка. Таким образом, чем более длительную историю прошло общество, тем дольше длится у человека период детства.



Возраст

Стабильный период развития

Критический период

0–2 мес.


Кризис новорожденности

2 мес.–1 год

Младенческий возраст

Кризис 1 года


1–3 года

Раннее детство

Кризис 3 лет

3–7 лет
Дошкольное детство

Кризис 7 лет

7–13 лет
Школьный возраст

Кризис 13 лет

13–17 лет
Пубертатный возраст

Кризис 17 лет


Периодизация психического развития ребенка по Эльконину

Даниил Эльконин предложил концепцию периодизации развития ребенка согласно превалирующему на конкретном этапе жизни типу отношений. Таких видов отношений Эльконин выделил два:

  • человек-человек;

  • человек-предмет.

Согласно этой теории, на всех этапах развития ребенка два указанных типа отношений периодически сменяют друг друга.



Возраст

 Эпоха

Период

Ведущая деятельность

Тип отношений

0–1 год

Раннее детство

Младенчество

Непосредственное эмоциональное общение

Человек–человек

1–3 года

Раннее детство

Первые попытки оперирования предметами

Человек–предмет

3–7 лет

Детство

Дошкольно

Сюжетно-ролевая игра

Человек–человек

7–11 лет

Младшее школьное

Учеба и усвоение новых навыков

Человек–предмет

11–13 лет

Подростковый период

Младший

Первые попытки интимного общения «тет-а-тет»

Человек–человек

13–15лет
     Старший Учебно-профессиональная деятельность

Человек–предмет


Социально-психологическая периодизация развития личности по Петровскому 

Артур Петровский в своей теории считает, что на характер развития отдельного человека существенно влияют те группы, с которыми он чаще всего контактирует. Это главное отличие его концепции от некоторых остальных, где основным критерием каждого этапа является основная (ведущая) деятельность. Внутри каждого отдельного периода Петровский выделяет три фазы (микрофазы):

  1. Фаза адаптации — восприятие и усвоение действующих в группе и в социуме норм. Усвоение основных видов и форм деятельности, свойственных группе.

  2. Фаза индивидуализации — попытки проявить собственную индивидуальность.

  3. Фаза интеграции — фаза приема человека в полноценные члены группы или социума. При этом человеку позволяется иметь только социально одобряемые нормы и ценности. 

Переход от одной фазы к другой не является последовательным. В процессе развития они могут протекать одновременно либо накладываться друг на друга. Те же три фазы (макрофазы) наблюдаются и на протяжении всей эры взросления, во время которой происходит переход ребенка во взрослую жизнь.



Эра

Эпоха

Период

 

Макрофаза


Восхождение к социальной зрелости

Детство

Раннее детство

Адаптация

Детсадовское детство
Младший школьный возраст
Отрочество

Средний школьный
возраст

Индивидуализация
Старший школьный возраст
Юность


Интеграция


Помимо указанных классификаций в отечественной психологии существуют и другие варианты периодизаций:

  • интегральная периодизация психического развития личности по Слободчикову;

  • классификация академии педагогических наук и др. 


Другие типы возрастных периодизаций развития человека 

Практически в каждой психологической школе имеется свои классификации возрастных периодов. В школе бихевиоризма:

  • диадические фазы развития Роберта Сирса;

  • теория индивидуального развития Бижу и Баера.


В когнитивной психологии:

  • теория развития в рамках генетической эпистемологии Жана Пиаже;

  • теория когнитивного развития Анри Валлона; 

  • периодизация нравственного развития Лоуренса Колберга.

По мере накопления опыта и знаний и вместе с развитием психологических концепций появляются новые теории и различные варианты периодизаций. Они отражают новый взгляд на социальные изменения и на то, что происходит с развитием человека в изменившихся внешних условиях. Пока идет процесс изменения человеческого общества, будут появляться новые теории, описывающие этапы психического развития человека. Психология — наука, идущая вслед за изменениями человеческого общества. Поэтому здесь всегда есть место новым открытиям и обобщениям.


Программы обучения психологии в НАДПО


Учиться не поздно в любом возрасте, безотносительно того периода жизненного пути, на котором вы сейчас находитесь. Национальная академия дополнительного и профессионального образования (НАДПО) предлагает пройти программы обучения по психологии всем тем, кто интересуется психологией. Неважно, являетесь ли вы начинающим специалистом, опытным практиком или только осознали своё желание связать свою жизнь с психологией — у нас есть программы для каждого!

Записывайтесь на наши программы переподготовки по психологии на базе высшего образования или проходите у нас курсы повышения квалификации для психологов дистанционно. Вы можете выбрать из более чем 100 программ обучения. Не сомневаемся — среди них найдутся и те, которые подойдут именно вам! 

НАДПО — это доверие своим абитуриентам. Мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на все время обучения по любому выбранному вами курсу или программе. 

НАДПО — это образовательная организация с официальной лицензией, выданной департаментом образования города Москвы. 

НАДПО — это востребованный диплом установленного образца от одного из лидеров на рынке образовательных услуг России! 

Изучайте психологию вместе с нами, становитесь компетентнее и мудрее. А мы сделаем так, чтобы этот процесс стал для вас наиболее комфортным.


Программы по теме:


Все статьи

Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ