Не секрет, что в СССР социум успешно и долговременно навязывал нам свои правила: леворукость считалась недостатком и показателем необразованности. Деток-леворучек старались переучить еще в дошкольных образовательных учреждениях. Многие помнят, как воспитатель строго говорил на занятии: «Как не стыдно? Ты неверно держишь карандаш! Нужно взять его в правую руку!». Причем учителям давали на такие переучивания полный карт-бланш – в ход шли принуждения, унижения и даже наказания.
Было ли такое воспитание ошибочным или ребенка обязательно нужно было отучать от леворукости? Давайте искать истину вместе.
Почему ребенок родился левшой?
Начнем с того, что ребенок не стал левшой, а таким родился. Ведь причина леворукости – это доминирование правого полушария мозга над левым, то есть, физиологическая особенность. Левое полушарие отвечает за речевые навыки и абстрактное мышление. Правое – в ответе за образное мышление и творческие способности.
Любое полное или относительное доминирование одного полушария мозга над другим предполагает психологические и характерные особенности личности человека.
Дети с активным правым полушарием (левши) склонны к творчеству – музыке, лепке, рисованию. Среди успешных спортсменов есть значительный процент левшей. В боксе и подобных видах единоборств леворукие спортсмены удивляют мощной силой удара и методиками ведения боя. Грозный нокаутер Корри Сандерс, победивший Кличко в 2003 году, был левшой.
У детей с доминирующей левой рукой сильно развита интуиция. Они отличаются упрямством характера и неугомонным нравом. Детки-левши импульсивны и впечатлительны, им присуща частая смена настроения – от искреннего плача до бурного веселья.
Часто леворучки начинают разговаривать чуть позже своих праворуких сверстников, и это тоже считается нормой.
Ученые предполагают, что гены в высшей мере ответственны за активность того или иного полушария человека, а из этого следует, что, переучивая ребенка есть, писать, рисовать правой рукой, взрослые стараются исправить заложенную самой природной человеческую сущность. Конечно, переучить левшу на правшу можно, но физиологическая составляющая юного человечка потеряет свою естественную природу.
Время для левши
На самом деле, новая эра для левшей уже давно наступила. Быть левшой – перестало считаться зазорным, и из нарушения превратилось в норму на законодательном уровне еще в 1986 году. Школьные учителя и родители перестали бороться с маленькими левшами.
Вдруг оказалось, что переучивание отрицательно сказывается на успеваемости и нервной системе ребенка, мозг и тело находятся в ощутимом дисбалансе. И если левша взял ложку в правую руку – это вовсе не означает, что мгновенно интенсивно заработало мозговое левое полушарие.
Интересный факт, что такое законное нововведение ознаменовалось выходом в свет фильма «Левша» по одноименной повести Николая Лескова.
Тест для определения ведущей руки у ребенка
Как сегодня родителям определить ведущую руку у ребенка и когда это целесообразней сделать?
Психологи считают, что тест, проводимый у деток младше трех лет, не может считаться веским основанием для диагностики ведущей руки. В этом нежном возрасте лишь закладываются все особенности физиологии человека. Определять леворучек целесообразней всего после 4 лет.
Это не так просто сделать, учитывая, что некоторые люди могут быть лишь частично левшами или правшами. Простыми словами, если ребенок держит ложку в правой руке, но все остальные действия выполняет с доминантой на левую сторону – это скрытый левша. Есть понятия не только привычной нам леворукости, но и левоглазости и левоухости. Как определить наличие таких признаков у своего ребенка?
Существует простой доступный тест.
-
Левоухость. Дайте вашему малышу какой-нибудь сподручный источник звуков – часики или морскую ракушку. Попросите прислушаться, дабы услышать тиканье или шум моря, и понаблюдайте, к какому именно ушку он приложит предмет. Такой тест выявит активное ухо.
-
Леворукость. Оцените скорость движений руки и их силу. Для этого попросите ребенка попеременно указательными пальцами обеих ручек дотронуться до листа бумаги много раз за 10 секунд. Повторите задание три раза и сосчитайте среднее значение.
-
Левоглазость. Определить ведущий глаз можно, предложив ребенку посмотреть в бинокль, калейдоскоп или сделать фото детским фотоаппаратом с использованием видоискателя.
Почему нельзя переучивать левшей на правшей
Давно остались в прошлом те времена, когда учителя и родители привязывали детские ручки к телу, дабы отучить левшей пользоваться удобной им рукой.
Сейчас мы уже знаем, что Минздрав категорически против такого переучивания и что принудительное «лечение» таких детей приводит к опасным последствиям.
Вот самые основные пункты возможных негативных результатов такого переучивания:
-
у ребенка развивается невроз. Из-за настойчивых уверений, что с ним не все в порядке, ребенок нервничает. Неустойчивая детская психика включает защитные механизмы и у ребенка начинается стресс, страхи, активизируются тревожные состояния;
-
малыш может утратить таланты и способности, которые были ему присущи изначально при рождении. Этот момент связан с вмешательством в сферу мозговой активности полушарий человека и изменением на них нагрузки;
-
у ребенка могут появиться проблемы с речью, в т.ч. заикание;
-
переучивание может отразиться и на концентрации внимания и успеваемости в детском саду или школе. Малышу становится сложно усвоить новую информацию, возникают проблемы с запоминанием;
-
есть большая вероятность возникновения сильных головных болей, ведь ведущим продолжает оставаться правое полушарие, а вся нагрузка и ответственность за новую жизнь и учение ложится на левое, у ребенка возникает мозговое/умственное переутомление, мозг не может справиться и распределить нагрузку равноценно;
-
заниженная самооценка и проблемы с адаптацией в коллективе – тоже частые спутники таких переобучений. Ребенок думает, что он плохой, неправильный и начинает стесняться общения с друзьями на равных, чувствуя свою неполноценность;
-
ухудшается зрение, что связано с нерационально и некорректно распределенной нагрузкой на глаза.
Конечно, все мы разные, и некоторые детишки легко и без последствий перенесут переучивание, но статистика все же призывает учителей и родителей задуматься: новоявленные правши реже успешны в жизни, им с трудом дается обучение в образовательных учреждениях, а у переученных из леворуких спортсменов может даже замедлиться физическое развитие.
Поэтому, если вам случилось стать родителями ребенка-левши, целесообразнее вообще ничего глобального не предпринимать, а лишь скорректировать с помощью детского психолога методы воспитания, выявить характерные психологические проблемы и умерить непоседливость таких деток. Мы предлагаем вам освоить программу профессиональной переподготовки «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» и самостоятельно помочь своим детям.
Подытожим: психологи выказывают единство во мнении, что переучивать малыша-левшу не только не нужно, но и довольно-таки опасно. Психическое развитие ребенка может видоизмениться и отрицательно повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Возьмете ли вы на себя такую страшную ответственность за будущее своего родного человечка?
Нужно понимать, что каждый индивидуальный человек – это целый уникальный мир со своими особенностями, заложенными самой природой. Нет правил и нет параметров, которым он должен обязательно соответствовать.
Ваш ребенок отличается от других детей только тем, что он – левша? Стоит ли пытаться менять его личный гармоничный мир, чтобы сделать его шаблонным? Не лучше ли любить своего ребенка таким, какой он есть, и по-родительски помогать ему развивать свои собственные таланты и постигать своих собственных высот?