☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜

Уважаемые слушатели!

Мы снизили цены на программы, особенно востребованные сейчас. Повышайте качество жизни и улучшайте уровень профессиональной квалификации в любой ситуации.
Подробнее

Скрыть
8 800 600 69 16
8(499)490-06-81
c 8.00 до 21.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
Методы и психотипы профайлинга

Методы и психотипы профайлинга

психологические основы профайлинга


Исследования психологов подтверждают: внутренние переживания человека находят отражения в мельчайших неконтролируемых движениях, а мимика, активная или наоборот сдержанная жестикуляция, оговорки и своеобразная интонация, тембр голоса способны рассказать о своем владельце гораздо больше, чем он хотел бы. 

Такое сканирование людей без применения специальных инструментов, считывание их намерений, которые могут оказаться опасными для жизни и здоровья окружающих, стало возможным с появлением психологического профилирования (профайлинга). Познакомимся с этим интересным направлением поближе. 


Профайлинг: что это такое и зачем он нужен

как разбираться в людях и прогнозировать их поведение


Профайлинг – это система социально-психологических методик, методов, техник, приемов, инструментов, которые позволяют проанализировать вербальный и невербальный язык человека, его жесты, мимику, эмоции, привычные модели поведения, реакции на окружающих его людей, их поступки, и на основании собранной базы данных создать объемный портрет этого человека – его профиль. Этот профиль будет содержать выводы о психологических особенностях, сильных и слабых качествах характера, ценностях и установках, образе мышления. Такой детальный портрет позволит предугадать намерения человека, спрогнозировать, как он себя поведет, что сделает, а также оценить, насколько можно верить тому, что он говорит. 

Кому и зачем нужен весь этот «компромат»? Психологическое профилирование позволяет определить потенциальных преступников, которые представляют опасность для окружающих, выявить обман и мошенничество, предотвратить кражи самых разных масштабов, избежать ошибок при поиске сотрудников на вакантные должности, правильно выбрать стратегию на переговорах с деловыми партнерами и т. д.


О видах профайлинга

как разбираться в людях и прогнозировать их поведение


Рассмотрим основные виды психологического профайлинга:

  • Криминальный (или криминалистический). Результатом такого вида профилирования становится психологический портрет злоумышленника, составленный на основании анализа места, где было совершено преступление. Описание включает психотип личности, особенности его поведения, мотивы противоправных действий, что сужает круг подозреваемых и облегчает поиск преступника. 

  • Транспортный. Его задача – по необычному поведению обнаружить пассажиров, которые планируют совершить преступления на объектах транспортной инфраструктуры (в аэропорту, в здании железнодорожного или автовокзала, на перронах и стоянках автобусов), в транспорте, на прилегающих территориях, предотвратить чрезвычайное происшествие и обеспечить профилактику. Масштаб правонарушений может быть разный – хулиганское действие, кража, теракт. 

  • Банковский. Помогает на этапе рассмотрения заявки или собеседования отсеять заемщиков, которые не смогут вернуть кредит, что позволяет снизить риски и минимизировать потери кредиторов. 

  • Страховой. Дает сотрудникам страховых компаний возможность выявить уловки мошенников, пытающихся обманным путем получить страховые выплаты. 

  • Аудит-профайлинг. Такой вид психологического профилирования используют аудиторские компании. При проверке под пристальное внимание специалистов попадают не только документы, но и люди, которые с ними работают. 

  • Бизнес-профайлинг. Состоит в сопровождении важных сделок и деловых переговоров опытными профайлерами. Это позволяет убедиться в достоверности информации, которую предоставляют партнеры, проанализировать ее, чтобы принять наиболее выгодное решение, а также подтвердить честность и серьезность намерений обеих сторон. 

  • Гостиничный. Это комплекс техник, которые позволяют выявить постояльцев, представляющих опасность для окружающих, и предотвратить противоправные действия на территории отелей, гостиничных комплексов. 

  • Кадровый. Помогает получить всестороннюю объективную оценку кандидатов на вакантные должности, проанализировать соответствие их уровня компетентности имеющимся требованиям, выявить нежелательные личностные характеристики или истории из прошлого (зависимости, наличие задолженностей или судимостей и т. д.). 

  • Семейный. Этот вид профилирования может применяться, например, семейным психотерапевтом. Помогает определить уровень доверия, подтвердить или опровергнуть взаимность в чувствах и отношениях, обнаружить обман. 


Психотипы в профайлинге

как разбираться в людях и прогнозировать их поведение


Психотипом называют комплекс положительных и отрицательных качеств и свойств, особенностей поведения в той или иной ситуации, реакций на трудности и различные события. Это объемная характеристика человека, которая отражает его суть. 

Классификаций типов личности в психологии очень много. Профайлеры используют в своей работе восемь основных, которые дают общее представление о человеке: 

  1. Истероид. Такой человек любит делать все напоказ и при этом любоваться собой, не обращая внимания на ошибки, недостатки. Игнорировать такой психотип не получится: он сам напомнит о себе (и не раз!). В ход пойдет все – вербальная агрессия, манипуляции, подколы. Большое значение для истероида имеет все внешнее. Услышав комплимент в свой адрес, он тут же расцветет и почувствует себя счастливым. 

  2. Эпилептоид. Главная черта этого психотипа – стремление к власти и контролю, хотя за рамки дозволенного это стремление не выходит. Эпилептоид не выносит давления на собственную персону (впрочем, и сам не нарушает рамок приличия), не терпит критики в свой адрес. Собственная репутация важна для него. Как и дружба. Он умеет держать обещания, а вот контролировать эмоции не получается. 

  3. Паранойяльный. Характерные черты этого психотипа – целеустремленность, активность, энергичность (причем огня хватит и на себя, и на того парня). Такие люди просто незаменимы, когда нужно решить какую-то сложную задачу, прямо-таки расшибиться в лепешку, но достичь результата. Однако, эти энерджайзеры не выносят критики, болезненно относятся к тому, что их заслуги недооценивают, и не нуждаются в обратной связи. 

  4. Эмотивный. Таким людям свойственна гиперответственность – и за себя, и за всех окружающих. Они все принимают слишком близко к сердцу, из-за чего нередко становятся жертвами манипуляций. Скромность, высокий уровень эмпатии, приверженность естественности – это все об эмотивном психотипе. 

  5. Гипертим. Душа компании, оптимист по жизни, который всегда пребывает в хорошем настроении и не помнит зла. Он с легкостью найдет подход к любому человеку, правда особой эмпатией не отличается. Гипертим не выносит рутину, ему сложно сосредоточиться. А вот генерировать новые идеи, творить – то, что надо! 

  6. Шизоид. Постоянно о чем-то размышляет, анализирует все вокруг – свое поведение, мысли и поступки других, причины и следствия каких-то событий. Для него важнее процесс, а не результат. Он хорошо генерирует новые идеи, придумывает нестандартные решения, но вот исполнительность – не его конек. 

  7. Тревожно-мнительный. Настойчивость, требовательность, эмпатия в таком психотипе сочетаются с повышенной тревожностью и восприимчивостью к внешнему воздействию. Любое критическое замечание, неудача или давление со стороны выбивают из колеи, лишают сил и желания работать. 

  8. Депрессивно-печальный. Осторожен, сдержан, компании предпочитает одиночество, к чужой беде равнодушен, отзывчивостью не отличается. А вот выполнять какую-то монотонную работу будет с удовольствием. 

Стоит отметить, что в жизни чистых психотипов практически не бывает. Чаще встречаются смешанные.


Какие методы и инструменты используют профайлеры

как разбираться в людях и прогнозировать их поведение


Чтобы понять, что за человек перед ними, профайлеры используют два основных метода:

  1. Наблюдение. Оно становится источником ценной информации о поведении, эмоциональных проявлениях, реакциях, действиях, способах коммуникации с окружающими. Анализ добытых в ходе наблюдения данных позволяет составить психологический портрет объекта. 

  2. Анализ вербальной коммуникации и невербального языка человека. Специалисты «препарируют» устную и письменную речь исследуемого объекта, нюансы интонации и произношения, выбора слов, почерка, выявляют индивидуальные особенности, личностные характеристики. Сложившийся образ дополняют сведения, полученные при детальном разборе языка тела – жестов, характерных движений и поз, взглядов и степени выразительности мимики. Все это помогает определить в том числе психотип. 

К основным инструментам психологического профилирования относятся:

  • оперативная психодиагностика;

  • техника жестких переговоров и работа с манипуляциями;

  • расшифровка эмоций и распознавание лжи;

  • графология;

  • нетворкинг и вербовка;

  • чтение по лицу (точнее – пристальное рассмотрение черт лица);

  • системное мышление;

  • гипно- и трансовые технологии;

  • социальная инженерия (анализ открытых источников информации, соцсетей и т.д.). 

Более детально изучить профайлинг и овладеть его эффективными методиками и инструментами можно на дистанционном курсе в нашей Академии.



Все статьи

Читайте также


Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ