☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Арт-гештальт терапия: гармонизация творчества и личностного роста

Арт-гештальт терапия: гармонизация творчества и личностного роста

Арт-гештальт терапия: гармонизация творчества и личностного роста


Арт-терапия — это простой, доступный для всех возрастов и в то же время эффективный метод, универсальный и многофункциональный. Арт-терапевтические приемы и техники помогают выявлять проблемы, диагностировать нарушения, а затем проводить коррекцию, причем делать это максимально бережно, мягко, не вызывая сопротивления и негативных реакций. А главное, арт-терапия отлично сочетается с другими направлениями психотерапии, прекрасно дополняя и усиливая их лечебный потенциал. 

В статье поговорим о том, какие возможности открывает перед специалистами и их клиентами интеграция арт-терапии и гештальт-подхода и рассмотрим способы внедрения творческих методик и приемов в терапевтический процесс.


Арт-терапия: суть метода и его ключевые принципы


Арт-терапия — это форма психотерапии, которая использует художественное самовыражение как средство общения и самоисследования. В этом методе творческие процессы сочетаются с психологическими техниками, что способствует самопознанию, исцелению и личностному росту.

Основная цель арт-терапии — улучшение психического, эмоционального и физического состояния путем предоставления людям безопасного и благоприятного пространства для выражения своих мыслей, эмоций и волнений посредством различных направлений искусства — рисунка, музыки, танца и др. Через создание и интерпретацию произведений искусства люди могут получить представление о своих чувствах, исследовать нерешенные проблемы, которые становятся непреодолимым препятствием, мешающим получать удовольствие от жизни, реализовывать свой потенциал, свои планы, и разработать механизмы преодоления этих внутренних и внешних преград.

Основной арт-терапевтического подхода являются такие принципы, как:

  • Неосуждение. Арт-терапия создает комфортное пространство, где можно свободно выражать себя, не опасаясь критики, негативных оценок.

  • Творческий процесс. Во время арт-терапевтических сессий внимание фокусируется не только и не столько на результате (продукте), сколько на самом творческом процессе. Акцент делается на самопознании и личностном росте через художественное исследование.

  • Символизм. Художественные произведения рассматриваются как символическое выражение бессознательных мыслей, чувств и переживаний человека. Терапевт помогает клиенту интерпретировать эти символы и проникнуть в его внутренний мир.


Каких целей помогает достичь терапия искусством?


Использование в работе арт-терапевтических методик, техник, приемов служит следующим целям:

  • Самовыражение. Арт-терапия дает возможность высвободить свои мысли и чувства, выразить их невербальным творческим способом — в визуальной и символической форме. Она позволяет исследовать сложные эмоции, переживания, которые, возможно, трудно сформулировать, облечь в слова.

  • Расширение личного опыта. Занятие творчеством помогает людям исследовать новые способы мышления, восприятия окружающего мира. Это побуждает их выйти из зоны комфорта и расширить свои личные границы.

  • Самопознание. Арт-терапия позволяет людям привести в порядок свои мысли, разобраться с желаниями и внутренними конфликтами. Творческий процесс открывает для них новые грани их личности, которые ранее были неизвестны или не осознавались, дает возможность глубже понять себя, осмыслить личный опыт.

  • Внутренняя интеграция личности. Арт-терапевтический подход помогает людям интегрировать различные компоненты своей личности: дает повод для глубокого самоанализа, исследования различных частей себя, делает возможным самопринятие, результатом чего становится более целостное самоощущение.

  • Интеграция с внешней реальностью. Терапия искусством помогает установить более тесную связь с внешним миром, включая социальные, этнические и культурные аспекты.

  • Снижение стресса. Занятие творчеством расслабляет, успокаивает. Таким образом можно снять стресс и тревогу, восстановить эмоциональное равновесие.

  • Повышение самооценки и уверенности в себе. Творческие эксперименты — это возможность безопасно для себя рисковать и добиваться чувства удовлетворения, что придает уверенности в себе и помогает осознать свою ценность. 

  • Развитие коммуникативных навыков. Искусство и творчество помогает преодолеть трудности, связанные с вербальным выражением своих мыслей и чувств, улучшить социальные навыки, способствует укреплению межличностных отношений.


Преимущества арт-терапии


Арт-терапия — это метод, не имеющий возрастных ограничений. Даже совсем маленькие дети, которые еще не умеют говорить и четко формулировать свои мысли, способны нарисовать каракули. В этих элементарных «арт-объектах» можно обнаружить информацию, которая будет полезна для понимания состояния малыша, его эмоций, переживаний. 

Отсутствие возрастного ценза — не единственный плюс лечения искусством. К преимуществам арт-терапии относятся следующие моменты:

  • Возможность выплеснуть свои эмоции, в том числе — агрессию, в социально приемлемой форме, без последствий для окружающих.

  • Более быстрое достижение прогресса в лечении. Арт-терапевтические методы обращаются к подсознанию и эмоциям, на время отключают внутреннюю сознательную цензуру, что помогает исследовать свои мысли и чувства на более глубоком уровне. Интеграция творческих приемов в терапию позволяет быстрее достичь положительной динамики. Причем бывает и так, что невербальные «высказывания» оказываются единственно возможным способом докопаться до истинных чувств, эмоций, убеждений, понять природу поступков, мотивы. 

  • Визуальное представление внутреннего мира человека. Художественные работы делают более осязаемыми, доступными для понимания переживания, убеждения, эмоции человека, которые бывает трудно выразить словесно. Это может служить основой для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. 

  • Улучшение когнитивных функций. Творческие задания стимулируют работу мозга, способствуют формированию новых нейронных связей, что может быть полезно в любом возрасте. 

  • Укрепление терапевтического альянса. Сам процесс создания произведений искусства в ходе сеанса способствует укреплению отношений между терапевтом и пациентом: дает ощущение поддержки, располагает к сотрудничеству.

  • Развитие внимания к чувствам. Искусство побуждает человека присутствовать в настоящем моменте, быть внимательным к своим эмоциям, выражать их аутентично — при помощи художественных образов.

  • Эмоциональное и психологическое исцеление. Выполняя творческие задания, клиенты выражают и исследуют свои чувства, ощущения, опыт. Это помогает пережить боль, травмы и освободиться от этого груза, сформировать навыки преодоления стрессов, управления своими эмоциями и обретения равновесия, покоя. 

  • Форма заботы о себе и самовыражения. Занятия творчеством вне сеансов терапии позволяет людям участвовать в творческом процессе, который приносит им радость, удовлетворение.

  • Источник вдохновения и сил. Соприкосновение с искусством позволяет раскрыть творческие способности, исследовать новые возможности и почувствовать себя более сильным, самостоятельным, свободным. Арт-терапевтические методики побуждают людей идти на риск, доверять своей интуиции и принимать свой уникальный творческий голос.

Еще один существенный плюс арт-терапии состоит в том, что она может быть интегрирована в другие терапевтические подходы — может дополнять традиционные формы терапии, добавляя визуальный и творческий компонент. Лечение искусством помогает углубить терапевтические инсайты и улучшить результаты.


Суть и базовые принципы гештальт-подхода


Гештальт-терапия — это гуманистический, эмпирический подход, одно из фундаментальных направлений в психотерапии. Во главу угла гештальтисты ставят целостное восприятие человека (как совокупность мыслей, чувств, пережитых событий и накопленного опыта) и акцентируют внимание на личной ответственности каждого индивида за то, что он чувствует, о чем думает, каким образом действует, на важности самосознания и интеграции разума, тела и эмоций.

Ключевой идеей гештальта является убеждение в том, что человек сможет разрешить свои проблемы, преодолеть трудности и достичь личностного роста, развития, если будет лучше понимать себя — осознавать и полностью проживать свои мысли, ощущения, мотивы поступков, поведение.

Основой для гештальт-подхода служат следующие принципы:

  • «Здесь и сейчас». Важно то, что происходит в настоящий момент, нет смысла зацикливаться на том, что случилось в прошлом, или беспокоиться о том, что еще не произошло.

  • Принцип целостности (холизма). Человек состоит из своих желаний и потребностей, переживаний и мыслей, физических ощущений и привычных сценариев поведения. Все это необходимо рассматривать как единое целое, а не как отдельные аспекты личности или симптомы.

  • Осознанность. Осознавая себя, свои паттерны поведения, обычные способы взаимодействия с окружающей действительностью, человек может получить представление о своих нерешенных проблемах и внести изменения, способствующие значимым трансформациям.

  • Контакт и непрерывность. Особое значение гештальт-терапевты придают здоровому контакту, нормальному взаимодействию с окружающей средой и другими индивидами. Они призывают людей полностью погружаться в свой опыт и поддерживать чувство непрерывности в своей жизни, а не избегать сложных ситуаций, не отключаться от них.

  • Аутентичность и ответственность. Гештальт-подход подчеркивает значимость подлинности, верности себе. Важно, чтобы люди были готовы отвечать за свой выбор, свои поступки, чтобы они были честны в выражении своих мыслей и чувств.


Какие задачи решает гештальт-терапия?


Помочь человеку познакомиться с собой и глубже понять себя, разобраться в своих отношениях с внешним миром и людьми в нем — так можно сформулировать основную цель гештальт-терапии. Концентрируясь на интеграции разума, телесных ощущений, эмоций, гештальт-подход решает ряд важных задач:

  • помогает лучше разобраться в себе, в мотивах своего поведения, своих мыслях, потребностях и переживаниях, понять и осознать свой опыт;

  • побуждает осознавать и выражать свои эмоции сейчас, в текущий момент, что способствует эмоциональному благополучию и более здоровым отношениям;

  • помогает столкнуться с неразрешенными переживаниями прошлого — травмами, болезненными воспоминаниями, незавершенными делами, невыраженными эмоциями — и проработать их, чтобы признать этот опыт и освободиться от эмоционального груза;

  • позволяет обнаружить, проанализировать и понять свои модели отношений с другими людьми, способствуя развитию эмпатии, разрешению конфликтов и улучшению коммуникативных навыков;

  • помогает человеку осознать свою роль в собственной жизни и взять на себя ответственность за то, о чем он думает, что чувствует и как действует, что может привести к расширению личных возможностей, к ощущению, что все под контролем;

  • дает возможность выработать новые, более адаптивные способы борьбы со стрессом, тревогой и другими проблемами;

  • позволяет лучше осознать свои потребности, желания и ценности и принимать решения, которые соответствуют истинному «Я»;

  • помогает осознать и принять все части себя, включая сильные и слабые стороны, уязвимые места, интегрировать различные аспекты своей личности и своего опыта.

Таким образом, гештальт-подход побуждает людей принимать себя такими, какие они есть, брать на себя ответственность за свой опыт и делать выбор, который соответствует истинному «Я».


Арт гештальт подход: что дает интеграция арт-методов и гештальт-терапии


Одним из ключевых понятий гештальт-терапии является контакт — взаимодействие человека с окружающей его действительностью, с другими людьми, с терапевтом. Причем выстраивается этот контакт, это взаимодействие, как правило, через речь — беседу, рассказ, через какой-то эксперимент, требующий привлечения вербальных средств, а осознавание опирается на конкретные действия, их проговаривание, логику поступков. 

В случае с арт-терапией мы активно задействуем другое полушарие и имеем дело с различными образами и символами. Рациональное, логичное уступает место эмоциям, переживаниям, физическим ощущениям, которые бывает довольно сложно, а иногда — просто нереально передать словами. Либо попытки выразить свои чувства в вербальной форме искажают смысл, не доносят в полной мере внутреннее содержание. В то время как рисунок, танец, пантомима, коллажи и другие художественные средства напротив помогают высказаться и быть понятым, и принятым.

Таким образом, объединив инструментарий гештальт-подхода и арт-терапии, мы получим возможность для более полного погружения в себя, свои мысли, чувства, для более глубокого понимания природы своих поступков и моделей взаимодействия с окружающими, а, следовательно, пополнится и арсенал инструментов и средств для трансформаций, для обретения новых стратегий и способов адаптации к внешнему миру. 

Что дает арт-терапия в гештальт подходе? Вот лишь некоторые возможные эффекты и преимущества такого сочетания:

  • Гештальт-терапия направлена на повышение уровня самосознания и понимания через исследование своих мыслей, чувств и поведения в настоящий момент. Сочетание с арт-терапией дает дополнительные сведения об эмоциях и переживаниях, позволяет проанализировать творческие работы, поразмышлять над ними, что способствует более глубокому самоосознанию.

  • Арт-терапия часто предполагает использование символов и метафор в создаваемых произведениях. При интеграции с гештальт-терапией эти символы можно исследовать дальше, чтобы получить более глубокое понимание их смысла и значения в жизни клиента. Это может дать ценные сведения о глубинных мыслях, эмоциях и нерешенных проблемах.

  • И арт-терапия, и гештальт-терапия подчеркивают важность настоящего момента. Сочетая эти подходы, терапевты могут поощрять клиентов участвовать в экспериментах и упражнениях, которые включают в себя художественное творчество как средство доступа к воспоминаниям, эмоциям, нерешенным проблемам и незавершенным делам, их более глубокой, телесной проработке.

  • Сочетание двух подходов обеспечит необходимую поддержку людям, которые испытывают затруднения с тем, чтобы открыто выразить свои чувства, рассказать о том, что болит. Арт-терапия станет мостиком для доступа к более глубоким слоям информации и их изучения, что в итоге приведет к прорыву и личностному росту.

  • Гештальт-терапия признает важность связи между разумом и телом. Использование арт-терапевтических методик и техник, которые задействуют как творческое начало, так и физический процесс создания произведений искусства, еще больше усиливает эту интеграцию. Через художественный процесс люди получают возможность исследовать соматический опыт и телесные ощущения, что приводит к более целостному пониманию себя.

  • Важным элементом обоих подходов является эксперимент. Арт-терапия предоставляет клиентам безопасное пространство для экспериментов с различными художественными материалами и техниками, поощряя творчество и открытые исследования. Гештальт-подход дает возможность тестировать различные способы существования, содействуя самопознанию и личностному росту. Сочетание этих двух подходов делает терапевтический процесс гибким, динамичным, таким образом, способствуя рождению инсайтов и личностной трансформации.


Особенности внедрения арт-терапевтических методик в гештальт-терапию


Рассмотрим возможности внедрения творческого подхода в гештальт-терапию. В качестве примера возьмем такие направления, как восстановление цикла контакта и работа с полярностями. 


Приемы арт-терапии на разных этапах контакта

Теория контакта, понятия фона и фигуры, концепция поля «организм/среда» — все это ключевые моменты, лежащие в основе гештальт-подхода. Особенность этого метода состоит в том, что гештальтисты многие проблемы человека объясняют именно нарушением контакта, тем, что он получается неполным, искаженным, прерывается — вследствие сопротивления и по другим причинам. Восстановить контакт, сделать цикл полноценным, завершенным помогают и арт-терапевтические инструменты. 

На стадии преконтакта человек заглядывает внутрь себя, пытается понять, что он чувствует, о чем думает, чего хочет. Этот этап наиболее благоприятен для включения в работу арт-приемов — они помогут четче сформулировать запрос, найти в себе ресурсы для проработки проблем. Наиболее уместны для этого техники, позволяющие создать комфортное безопасное пространство и выявить проблемы, которые предстоит решать:

  • Рисунок. Пациенту можно предложить нарисовать себя сегодняшнего, свое настроение. Для этого необязательно обладать специальными навыками. Достаточно изобразить себя в виде каракуль, набора штрихов и т. п. В качестве альтернативы краскам, карандашам можно использовать пластилин — не рисовать, а лепить себя, свое настроение, ощущения.  

  • Рассказ. Еще один арт-прием — рассказ о себе, о том, что нравится и не нравится, о любимых книгах, фильмах, героях художественных произведений, предметах, которые похожи на человека. Дополнить это повествование можно цитатами — из стихотворения или песни — или проиллюстрировать метафорами, которые отражают мысли, эмоции, передают внутреннее состояние. 

  • Еще один вариант — работа с телом. Терапевт может наблюдать за позами, которые принимает клиент, разбирать их, прорабатывать. Более сложный вариант — исследовать ощущения на физическом уровне — где колет, давит, режет, где чувствуется дискомфорт и т. д. И затем отследить в жизни клиента моменты, которые вызывают подобные ощущения. 

Стадия контактирования — это момент активного взаимодействия человека с внешней средой, когда он уже понимает, какую потребность или желание хочет реализовать, и пытается придумать, как это сделать. На этом этапе контакт нередко прерывается — например, когда индивид не готов решать проблему и включаются механизмы защиты. С этим можно работать. Например, с помощью фантазий. Так можно контактировать с неприемлемыми чувствами или личными качествами, с незавершенной ситуацией. Или использовать этот арт-прием, чтобы исследовать незнакомые части самого клиента, подготовить его к какому-то новому опыту.

Увидеть свою проблему, рассмотреть ее со всех сторон, в полной мере осознать позволяет техника «Куст розы» или символьные проекции.

Для стадии полного (или финального) контакта характерно выдвижение на первый план фигуры, на которой фокусируется внимание и ради которой осуществляется взаимодействие со средой. Здесь могут быть полезны рисунки, скульптура, метафоры, которые были сделаны ранее — на этапе преконтакта. А можно проанализировать текущее состояние и внести коррективы в арт-объекты или создать новые — соответствующие состоянию «здесь и сейчас».

На стадии пост-контакта потребность реализована, мы присваиваем полученный опыт. Чтобы сделать это осознанно, можно опять же вернуться к тому, с чего начиналась работа — к метафорам, фантазиям, рисункам — и проговорить, что было сделано, какие ощущения сопровождали процесс. Закрепить результат на уровне тела помогут физические упражнения, движения, танец.


Арт-методы в работе с полярностями

Стремление к самостоятельности и независимости и страх одиночества, мягкость и умение быть жестким в принятии решений, боязнь быть уязвимым и потребность в поддержании связи с важным человеком — все мы состоим из контрастных качеств, привычек, желаний. Пока наши полярности уравновешивают друг друга — бояться нечего. Если же какой-то из полюсов мы отрицаем, не принимаем, пытаемся игнорировать, начинаются серьезные проблемы. Для устранения внутренних конфликтов, примирения и интеграции полярностей применяют гештальт-подход. Исследовать конфликтующие части личности, работать с ними позволяют такие арт-терапевтические приемы, как:

  • Рисование. Рисунки, представляющие различные аспекты «Я» или конфликтующие эмоции, помогают лучше понять свои мысли и чувства, исследовать полярности и интегрировать их.

  • Лепка. Работа с пластилином позволяет клиентам создавать трехмерные изображения полярностей, визуализировать противоположные части себя или конфликтующие эмоции. Этот тактильный опыт позволяет достичь большей вовлеченности в терапевтический процесс, более глубокого понимания.

  • Истории. Рассказывая истории, клиенты получают более объемное представление о собственном опыте и могут разработать стратегии интеграции или разрешения полярностей.

Помимо перечисленных техник арт-гештальт-терапевты могут применять ролевые игры, расшифровывать позы и жесты клиентов, предлагать им выразить себя посредством коллажей. Конкретные техники и подходы арт-терапии могут варьироваться — в зависимости от потребностей, целей терапии. Их можно адаптировать — под конкретные запросы клиента или стадии цикла контакта, на которой он находится.

Узнать больше о возможностях арт гештальт подхода вы можете, пройдя обучение в НАДПО. Курсы гештальт-терапевта  в нашей Академии — это:

  • актуальные знания и навыки;

  • новая востребованная профессия;

  • дистанционный формат обучения;

  • доступ к теоретическим материалам, практическим заданиям и реальным кейсам в режиме 24/7;

  • возможность выбрать комфортный режим работы и не зависеть от внешних обстоятельств;

  • диплом установленного образца престижного московского образовательного учреждения, подтверждающий компетентность и квалификацию.

Присоединяйтесь!



Все статьи

Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ