

- приезжать не нужно
- тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн



- В день обращения
- От 2 до 12 месяцев

- группам от 3 человек — от 5 до 12%
- выпускникам Академии — 5%
- пенсионерам — 5%
- льготным категориям — дополнительные скидки
Арт-терапия — это простой, доступный для всех возрастов и в то же время эффективный метод, универсальный и многофункциональный. Арт-терапевтические приемы и техники помогают выявлять проблемы, диагностировать нарушения, а затем проводить коррекцию, причем делать это максимально бережно, мягко, не вызывая сопротивления и негативных реакций. А главное, арт-терапия отлично сочетается с другими направлениями психотерапии, прекрасно дополняя и усиливая их лечебный потенциал.
В статье поговорим о том, какие возможности открывает перед специалистами и их клиентами интеграция арт-терапии и гештальт-подхода и рассмотрим способы внедрения творческих методик и приемов в терапевтический процесс.
Арт-терапия — это форма психотерапии, которая использует художественное самовыражение как средство общения и самоисследования. В этом методе творческие процессы сочетаются с психологическими техниками, что способствует самопознанию, исцелению и личностному росту.
Основная цель арт-терапии — улучшение психического, эмоционального и физического состояния путем предоставления людям безопасного и благоприятного пространства для выражения своих мыслей, эмоций и волнений посредством различных направлений искусства — рисунка, музыки, танца и др. Через создание и интерпретацию произведений искусства люди могут получить представление о своих чувствах, исследовать нерешенные проблемы, которые становятся непреодолимым препятствием, мешающим получать удовольствие от жизни, реализовывать свой потенциал, свои планы, и разработать механизмы преодоления этих внутренних и внешних преград.
Основной арт-терапевтического подхода являются такие принципы, как:
Неосуждение. Арт-терапия создает комфортное пространство, где можно свободно выражать себя, не опасаясь критики, негативных оценок.
Творческий процесс. Во время арт-терапевтических сессий внимание фокусируется не только и не столько на результате (продукте), сколько на самом творческом процессе. Акцент делается на самопознании и личностном росте через художественное исследование.
Символизм. Художественные произведения рассматриваются как символическое выражение бессознательных мыслей, чувств и переживаний человека. Терапевт помогает клиенту интерпретировать эти символы и проникнуть в его внутренний мир.
Использование в работе арт-терапевтических методик, техник, приемов служит следующим целям:
Самовыражение. Арт-терапия дает возможность высвободить свои мысли и чувства, выразить их невербальным творческим способом — в визуальной и символической форме. Она позволяет исследовать сложные эмоции, переживания, которые, возможно, трудно сформулировать, облечь в слова.
Расширение личного опыта. Занятие творчеством помогает людям исследовать новые способы мышления, восприятия окружающего мира. Это побуждает их выйти из зоны комфорта и расширить свои личные границы.
Самопознание. Арт-терапия позволяет людям привести в порядок свои мысли, разобраться с желаниями и внутренними конфликтами. Творческий процесс открывает для них новые грани их личности, которые ранее были неизвестны или не осознавались, дает возможность глубже понять себя, осмыслить личный опыт.
Внутренняя интеграция личности. Арт-терапевтический подход помогает людям интегрировать различные компоненты своей личности: дает повод для глубокого самоанализа, исследования различных частей себя, делает возможным самопринятие, результатом чего становится более целостное самоощущение.
Интеграция с внешней реальностью. Терапия искусством помогает установить более тесную связь с внешним миром, включая социальные, этнические и культурные аспекты.
Снижение стресса. Занятие творчеством расслабляет, успокаивает. Таким образом можно снять стресс и тревогу, восстановить эмоциональное равновесие.
Повышение самооценки и уверенности в себе. Творческие эксперименты — это возможность безопасно для себя рисковать и добиваться чувства удовлетворения, что придает уверенности в себе и помогает осознать свою ценность.
Развитие коммуникативных навыков. Искусство и творчество помогает преодолеть трудности, связанные с вербальным выражением своих мыслей и чувств, улучшить социальные навыки, способствует укреплению межличностных отношений.
Арт-терапия — это метод, не имеющий возрастных ограничений. Даже совсем маленькие дети, которые еще не умеют говорить и четко формулировать свои мысли, способны нарисовать каракули. В этих элементарных «арт-объектах» можно обнаружить информацию, которая будет полезна для понимания состояния малыша, его эмоций, переживаний.
Отсутствие возрастного ценза — не единственный плюс лечения искусством. К преимуществам арт-терапии относятся следующие моменты:
Возможность выплеснуть свои эмоции, в том числе — агрессию, в социально приемлемой форме, без последствий для окружающих.
Более быстрое достижение прогресса в лечении. Арт-терапевтические методы обращаются к подсознанию и эмоциям, на время отключают внутреннюю сознательную цензуру, что помогает исследовать свои мысли и чувства на более глубоком уровне. Интеграция творческих приемов в терапию позволяет быстрее достичь положительной динамики. Причем бывает и так, что невербальные «высказывания» оказываются единственно возможным способом докопаться до истинных чувств, эмоций, убеждений, понять природу поступков, мотивы.
Визуальное представление внутреннего мира человека. Художественные работы делают более осязаемыми, доступными для понимания переживания, убеждения, эмоции человека, которые бывает трудно выразить словесно. Это может служить основой для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии.
Улучшение когнитивных функций. Творческие задания стимулируют работу мозга, способствуют формированию новых нейронных связей, что может быть полезно в любом возрасте.
Укрепление терапевтического альянса. Сам процесс создания произведений искусства в ходе сеанса способствует укреплению отношений между терапевтом и пациентом: дает ощущение поддержки, располагает к сотрудничеству.
Развитие внимания к чувствам. Искусство побуждает человека присутствовать в настоящем моменте, быть внимательным к своим эмоциям, выражать их аутентично — при помощи художественных образов.
Эмоциональное и психологическое исцеление. Выполняя творческие задания, клиенты выражают и исследуют свои чувства, ощущения, опыт. Это помогает пережить боль, травмы и освободиться от этого груза, сформировать навыки преодоления стрессов, управления своими эмоциями и обретения равновесия, покоя.
Форма заботы о себе и самовыражения. Занятия творчеством вне сеансов терапии позволяет людям участвовать в творческом процессе, который приносит им радость, удовлетворение.
Источник вдохновения и сил. Соприкосновение с искусством позволяет раскрыть творческие способности, исследовать новые возможности и почувствовать себя более сильным, самостоятельным, свободным. Арт-терапевтические методики побуждают людей идти на риск, доверять своей интуиции и принимать свой уникальный творческий голос.
Еще один существенный плюс арт-терапии состоит в том, что она может быть интегрирована в другие терапевтические подходы — может дополнять традиционные формы терапии, добавляя визуальный и творческий компонент. Лечение искусством помогает углубить терапевтические инсайты и улучшить результаты.
Гештальт-терапия — это гуманистический, эмпирический подход, одно из фундаментальных направлений в психотерапии. Во главу угла гештальтисты ставят целостное восприятие человека (как совокупность мыслей, чувств, пережитых событий и накопленного опыта) и акцентируют внимание на личной ответственности каждого индивида за то, что он чувствует, о чем думает, каким образом действует, на важности самосознания и интеграции разума, тела и эмоций.
Ключевой идеей гештальта является убеждение в том, что человек сможет разрешить свои проблемы, преодолеть трудности и достичь личностного роста, развития, если будет лучше понимать себя — осознавать и полностью проживать свои мысли, ощущения, мотивы поступков, поведение.
Основой для гештальт-подхода служат следующие принципы:
«Здесь и сейчас». Важно то, что происходит в настоящий момент, нет смысла зацикливаться на том, что случилось в прошлом, или беспокоиться о том, что еще не произошло.
Принцип целостности (холизма). Человек состоит из своих желаний и потребностей, переживаний и мыслей, физических ощущений и привычных сценариев поведения. Все это необходимо рассматривать как единое целое, а не как отдельные аспекты личности или симптомы.
Осознанность. Осознавая себя, свои паттерны поведения, обычные способы взаимодействия с окружающей действительностью, человек может получить представление о своих нерешенных проблемах и внести изменения, способствующие значимым трансформациям.
Контакт и непрерывность. Особое значение гештальт-терапевты придают здоровому контакту, нормальному взаимодействию с окружающей средой и другими индивидами. Они призывают людей полностью погружаться в свой опыт и поддерживать чувство непрерывности в своей жизни, а не избегать сложных ситуаций, не отключаться от них.
Аутентичность и ответственность. Гештальт-подход подчеркивает значимость подлинности, верности себе. Важно, чтобы люди были готовы отвечать за свой выбор, свои поступки, чтобы они были честны в выражении своих мыслей и чувств.
Помочь человеку познакомиться с собой и глубже понять себя, разобраться в своих отношениях с внешним миром и людьми в нем — так можно сформулировать основную цель гештальт-терапии. Концентрируясь на интеграции разума, телесных ощущений, эмоций, гештальт-подход решает ряд важных задач:
помогает лучше разобраться в себе, в мотивах своего поведения, своих мыслях, потребностях и переживаниях, понять и осознать свой опыт;
побуждает осознавать и выражать свои эмоции сейчас, в текущий момент, что способствует эмоциональному благополучию и более здоровым отношениям;
помогает столкнуться с неразрешенными переживаниями прошлого — травмами, болезненными воспоминаниями, незавершенными делами, невыраженными эмоциями — и проработать их, чтобы признать этот опыт и освободиться от эмоционального груза;
позволяет обнаружить, проанализировать и понять свои модели отношений с другими людьми, способствуя развитию эмпатии, разрешению конфликтов и улучшению коммуникативных навыков;
помогает человеку осознать свою роль в собственной жизни и взять на себя ответственность за то, о чем он думает, что чувствует и как действует, что может привести к расширению личных возможностей, к ощущению, что все под контролем;
дает возможность выработать новые, более адаптивные способы борьбы со стрессом, тревогой и другими проблемами;
позволяет лучше осознать свои потребности, желания и ценности и принимать решения, которые соответствуют истинному «Я»;
помогает осознать и принять все части себя, включая сильные и слабые стороны, уязвимые места, интегрировать различные аспекты своей личности и своего опыта.
Таким образом, гештальт-подход побуждает людей принимать себя такими, какие они есть, брать на себя ответственность за свой опыт и делать выбор, который соответствует истинному «Я».
Одним из ключевых понятий гештальт-терапии является контакт — взаимодействие человека с окружающей его действительностью, с другими людьми, с терапевтом. Причем выстраивается этот контакт, это взаимодействие, как правило, через речь — беседу, рассказ, через какой-то эксперимент, требующий привлечения вербальных средств, а осознавание опирается на конкретные действия, их проговаривание, логику поступков.
В случае с арт-терапией мы активно задействуем другое полушарие и имеем дело с различными образами и символами. Рациональное, логичное уступает место эмоциям, переживаниям, физическим ощущениям, которые бывает довольно сложно, а иногда — просто нереально передать словами. Либо попытки выразить свои чувства в вербальной форме искажают смысл, не доносят в полной мере внутреннее содержание. В то время как рисунок, танец, пантомима, коллажи и другие художественные средства напротив помогают высказаться и быть понятым, и принятым.
Таким образом, объединив инструментарий гештальт-подхода и арт-терапии, мы получим возможность для более полного погружения в себя, свои мысли, чувства, для более глубокого понимания природы своих поступков и моделей взаимодействия с окружающими, а, следовательно, пополнится и арсенал инструментов и средств для трансформаций, для обретения новых стратегий и способов адаптации к внешнему миру.
Что дает арт-терапия в гештальт подходе? Вот лишь некоторые возможные эффекты и преимущества такого сочетания:
Гештальт-терапия направлена на повышение уровня самосознания и понимания через исследование своих мыслей, чувств и поведения в настоящий момент. Сочетание с арт-терапией дает дополнительные сведения об эмоциях и переживаниях, позволяет проанализировать творческие работы, поразмышлять над ними, что способствует более глубокому самоосознанию.
Арт-терапия часто предполагает использование символов и метафор в создаваемых произведениях. При интеграции с гештальт-терапией эти символы можно исследовать дальше, чтобы получить более глубокое понимание их смысла и значения в жизни клиента. Это может дать ценные сведения о глубинных мыслях, эмоциях и нерешенных проблемах.
И арт-терапия, и гештальт-терапия подчеркивают важность настоящего момента. Сочетая эти подходы, терапевты могут поощрять клиентов участвовать в экспериментах и упражнениях, которые включают в себя художественное творчество как средство доступа к воспоминаниям, эмоциям, нерешенным проблемам и незавершенным делам, их более глубокой, телесной проработке.
Сочетание двух подходов обеспечит необходимую поддержку людям, которые испытывают затруднения с тем, чтобы открыто выразить свои чувства, рассказать о том, что болит. Арт-терапия станет мостиком для доступа к более глубоким слоям информации и их изучения, что в итоге приведет к прорыву и личностному росту.
Гештальт-терапия признает важность связи между разумом и телом. Использование арт-терапевтических методик и техник, которые задействуют как творческое начало, так и физический процесс создания произведений искусства, еще больше усиливает эту интеграцию. Через художественный процесс люди получают возможность исследовать соматический опыт и телесные ощущения, что приводит к более целостному пониманию себя.
Важным элементом обоих подходов является эксперимент. Арт-терапия предоставляет клиентам безопасное пространство для экспериментов с различными художественными материалами и техниками, поощряя творчество и открытые исследования. Гештальт-подход дает возможность тестировать различные способы существования, содействуя самопознанию и личностному росту. Сочетание этих двух подходов делает терапевтический процесс гибким, динамичным, таким образом, способствуя рождению инсайтов и личностной трансформации.
Рассмотрим возможности внедрения творческого подхода в гештальт-терапию. В качестве примера возьмем такие направления, как восстановление цикла контакта и работа с полярностями.
Теория контакта, понятия фона и фигуры, концепция поля «организм/среда» — все это ключевые моменты, лежащие в основе гештальт-подхода. Особенность этого метода состоит в том, что гештальтисты многие проблемы человека объясняют именно нарушением контакта, тем, что он получается неполным, искаженным, прерывается — вследствие сопротивления и по другим причинам. Восстановить контакт, сделать цикл полноценным, завершенным помогают и арт-терапевтические инструменты.
На стадии преконтакта человек заглядывает внутрь себя, пытается понять, что он чувствует, о чем думает, чего хочет. Этот этап наиболее благоприятен для включения в работу арт-приемов — они помогут четче сформулировать запрос, найти в себе ресурсы для проработки проблем. Наиболее уместны для этого техники, позволяющие создать комфортное безопасное пространство и выявить проблемы, которые предстоит решать:
Рисунок. Пациенту можно предложить нарисовать себя сегодняшнего, свое настроение. Для этого необязательно обладать специальными навыками. Достаточно изобразить себя в виде каракуль, набора штрихов и т. п. В качестве альтернативы краскам, карандашам можно использовать пластилин — не рисовать, а лепить себя, свое настроение, ощущения.
Рассказ. Еще один арт-прием — рассказ о себе, о том, что нравится и не нравится, о любимых книгах, фильмах, героях художественных произведений, предметах, которые похожи на человека. Дополнить это повествование можно цитатами — из стихотворения или песни — или проиллюстрировать метафорами, которые отражают мысли, эмоции, передают внутреннее состояние.
Еще один вариант — работа с телом. Терапевт может наблюдать за позами, которые принимает клиент, разбирать их, прорабатывать. Более сложный вариант — исследовать ощущения на физическом уровне — где колет, давит, режет, где чувствуется дискомфорт и т. д. И затем отследить в жизни клиента моменты, которые вызывают подобные ощущения.
Стадия контактирования — это момент активного взаимодействия человека с внешней средой, когда он уже понимает, какую потребность или желание хочет реализовать, и пытается придумать, как это сделать. На этом этапе контакт нередко прерывается — например, когда индивид не готов решать проблему и включаются механизмы защиты. С этим можно работать. Например, с помощью фантазий. Так можно контактировать с неприемлемыми чувствами или личными качествами, с незавершенной ситуацией. Или использовать этот арт-прием, чтобы исследовать незнакомые части самого клиента, подготовить его к какому-то новому опыту.
Увидеть свою проблему, рассмотреть ее со всех сторон, в полной мере осознать позволяет техника «Куст розы» или символьные проекции.
Для стадии полного (или финального) контакта характерно выдвижение на первый план фигуры, на которой фокусируется внимание и ради которой осуществляется взаимодействие со средой. Здесь могут быть полезны рисунки, скульптура, метафоры, которые были сделаны ранее — на этапе преконтакта. А можно проанализировать текущее состояние и внести коррективы в арт-объекты или создать новые — соответствующие состоянию «здесь и сейчас».
На стадии пост-контакта потребность реализована, мы присваиваем полученный опыт. Чтобы сделать это осознанно, можно опять же вернуться к тому, с чего начиналась работа — к метафорам, фантазиям, рисункам — и проговорить, что было сделано, какие ощущения сопровождали процесс. Закрепить результат на уровне тела помогут физические упражнения, движения, танец.
Стремление к самостоятельности и независимости и страх одиночества, мягкость и умение быть жестким в принятии решений, боязнь быть уязвимым и потребность в поддержании связи с важным человеком — все мы состоим из контрастных качеств, привычек, желаний. Пока наши полярности уравновешивают друг друга — бояться нечего. Если же какой-то из полюсов мы отрицаем, не принимаем, пытаемся игнорировать, начинаются серьезные проблемы. Для устранения внутренних конфликтов, примирения и интеграции полярностей применяют гештальт-подход. Исследовать конфликтующие части личности, работать с ними позволяют такие арт-терапевтические приемы, как:
Рисование. Рисунки, представляющие различные аспекты «Я» или конфликтующие эмоции, помогают лучше понять свои мысли и чувства, исследовать полярности и интегрировать их.
Лепка. Работа с пластилином позволяет клиентам создавать трехмерные изображения полярностей, визуализировать противоположные части себя или конфликтующие эмоции. Этот тактильный опыт позволяет достичь большей вовлеченности в терапевтический процесс, более глубокого понимания.
Истории. Рассказывая истории, клиенты получают более объемное представление о собственном опыте и могут разработать стратегии интеграции или разрешения полярностей.
Помимо перечисленных техник арт-гештальт-терапевты могут применять ролевые игры, расшифровывать позы и жесты клиентов, предлагать им выразить себя посредством коллажей. Конкретные техники и подходы арт-терапии могут варьироваться — в зависимости от потребностей, целей терапии. Их можно адаптировать — под конкретные запросы клиента или стадии цикла контакта, на которой он находится.
Узнать больше о возможностях арт гештальт подхода вы можете, пройдя обучение в НАДПО. Курсы гештальт-терапевта в нашей Академии — это:
актуальные знания и навыки;
новая востребованная профессия;
дистанционный формат обучения;
доступ к теоретическим материалам, практическим заданиям и реальным кейсам в режиме 24/7;
возможность выбрать комфортный режим работы и не зависеть от внешних обстоятельств;
диплом установленного образца престижного московского образовательного учреждения, подтверждающий компетентность и квалификацию.
Присоединяйтесь!
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее
время!
Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!