Пенитенциарная психология — одна из сложнейших областей прикладной психологии. Она изучает особенности психики людей, которых заключили в места лишения или ограничения свободы, а также способы психологической помощи и реабилитации осужденных. Также эта дисциплина занимается профилактикой преступности и девиантного поведения, анализом причин и факторов, способствующих их возникновению и развитию.
Пенитенциарная психология — это не только наука, но и практическая деятельность, требующая от специалистов строгих принципов, высокой квалификации, профессионализма, ответственности и гуманности. Пенитенциарные психологи работают в различных учреждениях: тюрьмах, колониях, СИЗО, в органах следствия, судах, прокуратуре и других правоохранительных структурах. Их задача — оказывать поддержку осужденным, которых заключили в тюрьмы, подозреваемым, обвиняемым и потерпевшим, а также сотрудникам системы исполнения наказаний.
Пенитенциарная психология — это интересная и перспективная сфера деятельности для тех, кто хочет помогать людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, способствовать их социальной адаптации и решению конфликтов. Если вы хотите стать пенитенциарным психологом или узнать больше об этой профессии, то эта статья для вас.
Что такое пенитенциарная психология?
Понятие «пенитенциарная психология» происходит от латинского слова «penitentia», которое означает «покаяние». Это отражает суть и основной принцип цели системы исполнения наказаний — не только наказать преступника за совершенное деяние, но и добиться его исправления и реинтеграции в общество.
По определению Международной ассоциации пенитенциарной психологии (IAPP), пенитенциарная психология — это «научная дисциплина и область профессиональной практики, изучающая поведение человека в контексте правосудия». По определению Российской ассоциации пенитенциарной психологии (РАПП), пенитенциарная психология — это «отрасль прикладной психологии, изучающая особенности функционирования личности человека в местах лишения или ограничения свободы, а также психологические аспекты деятельности субъектов правосудия».
Пенитенциарная психология возникла в конце XIX–начале XX века в связи с развитием криминалистики, криминологии, социологии и психиатрии. Одними из первых ученых, занимавшихся психологическими проблемами преступников и заключенных, были А. Крафт-Эбинг, Ч. Ломброзо, Г. Эллис, А. Бине, А. Мюнстерберг и другие. В России пенитенциарная психология начала формироваться в 20-30-е годы XX века под влиянием работ Н. К. Крылова, С. П. Королева, А. Н. Леонтьева и других.
Сегодня пенитенциарная психология — это актуальная и быстро развивающаяся наука, имеющая междисциплинарный характер и тесно связанная с другими гуманитарными и социальными науками. Она использует различные теоретические подходы, принципы и методы исследования для изучения психологии явлений, связанных с правосудием.
Объект и предмет пенитенциарной психологии
Объектом пенитенциарной психологии является осужденный, которого заключили в места лишения или ограничения свободы, а также субъекты правосудия. Под условиями лишения или ограничения свободы понимаются различные виды наказаний (тюремное заключение, колония-поселение, штраф, общественные работы и т.д.), а также меры пресечения (задержание, арест, домашний арест и т.д.). Под субъектами правосудия понимаются лица, участвующие в правоприменении (следователи, судьи, прокуроры, адвокаты, сотрудники уголовно-исполнительной системы и т.д.).
Предметом пенитенциарной психологии являются особенности психического состояния, поведения, личности и межличностных отношений осужденного, которого заключили в места лишения или ограничения свободы, а также связанные с психологией аспекты деятельности субъектов правосудия и исполнения наказаний. Предмет пенитенциарной психологии делится на несколько направлений:
-
Психология преступника — изучает причины, принципы, мотивы, типы и формы преступного поведения, способы его предупреждения и коррекции.
-
Психология осужденного — изучает влияние лишения или ограничения свободы на психику человека, которого заключили в тюрьму, его личностное развитие, принципы, самооценку, ценностные ориентации, мировоззрение, эмоциональное состояние, стрессоустойчивость, адаптационные возможности и т.д.
-
Психология потерпевшего — изучает последствия преступления для жертвы, ее реакции на травматическую ситуацию, способы справляться с ней, потребности в помощи и защите, факторы, влияющие на восстановление.
-
Психология сотрудника уголовно-исполнительной системы — изучает особенности работы и личности сотрудников системы исполнения наказаний, их мотивацию, принципы, удовлетворенность работой, конфликтность, стиль руководства, коммуникативные навыки, профессиональный стресс и выгорание и т.д.
-
Психология правосудия — изучает аспекты, связанные с психологией, деятельности субъектов правоприменения (следователей, судей, прокуроров, адвокатов и т.д.), их роль в ходе правосудия, факторы и принципы, влияющие на принятие решений, оценку доказательств, свидетельских показаний и т.д.
Задачи пенитенциарной психологии
Пенитенциарная психология имеет как теоретические, так и прикладные задачи. Теоретические связаны с разработкой и проверкой научных гипотез, концепций, принципов и моделей, описывающих и объясняющих явления в области правосудия. Прикладные связаны с решением конкретных практических проблем, возникающих во время работы субъектов правосудия.
Среди прикладных задач пенитенциарной психологии можно выделить следующие:
-
Диагностика — проведение психологического обследования и оценки личности осужденного, которого заключили в места лишения или ограничения свободы или который находится в ходе правосудия. Диагностика направлена на выявление индивидуальных особенностей личности осужденного (темперамент, характер, способности, интересы и т.д.), психопатологических расстройств (неврозы, психозы, депрессии и т.д.), криминогенных факторов (агрессивность, антиобщественное поведение, импульсивность и т.д.), потребностей в помощи и реабилитации (уровень стресса, тревожности, самооценки и т.д.) и т.д.
-
Консультирование — оказание помощи осужденному, которого заключили в места лишения или ограничения свободы или находящегося в ходе правосудия. Консультирование направлено на повышение благополучия осужденного, снижение психического дискомфорта, улучшение понимания себя и самопринятия, развитие личностных ресурсов, формирование адекватных целей и стратегий поведения, преодоление трудностей и кризисов, восстановление после психологической травмы и т.д.
-
Коррекция — воздействие на личность человека, который совершил противоправные действия, для изменения нежелательных или деструктивных черт, свойств или проявлений поведения. Коррекция направлена на исправление психопатологических расстройств осужденного, коррекцию криминогенных факторов, формирование социально-одобряемых норм и ценностей, развитие нравственного сознания и ответственности, уменьшение риска рецидива преступления и т.д.
-
Профилактика — предупреждение возникновения или усиления негативных явлений у человека, которого заключили в места лишения или ограничения свободы или находящегося в ходе правосудия. Профилактика направлена на предотвращение психических расстройств, суицидального поведения, наркомании, алкоголизма и других зависимостей, преступного девиантного поведения, жестокости и насилия у осужденного и т.д.
-
Реабилитация — восстановление здоровья психики, социальная адаптация человека после лишения или ограничения свободы или правосудия. Реабилитация направлена на компенсацию психических дефицитов, восстановление утраченных функций, развитие потенциала личности, формирование положительной самоидентификации и принципов, укрепление самоуважения, создание условий для социальной интеграции и профессиональной реализации бывших осужденных и т.д. Реабилитация дает возможность женщинам и мужчинам с судимостью вернуться в общество.
Обязанности пенитенциарного психолога
Пенитенциарный психолог — это специалист, который выполняет различные функции в области правосудия и исполнения наказаний. Среди основных обязанностей пенитенциарного психолога можно выделить следующие:
-
проведение психологического обследования и оценки личности осужденного, которого заключили в места лишения или ограничения свободы или находящегося в процессе правосудия с использованием различных методов (наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент и т.д.);
-
оказание психологической помощи и поддержки осужденному, которого заключили в места лишения или ограничения свободы или находящемуся в ходе правосудия посредством индивидуального или группового консультирования, психотерапии, тренинга, психокоррекции и т.д.;
-
выполнение функций эксперта, консультанта, координатора, организатора, преподавателя, научного сотрудника и т.д. в соответствии с законодательством и этическими нормами;
-
написание заключений, отчетов, рекомендаций, программ, проектов и т.д. по результатам своей деятельности и представление их заинтересованным лицам или органам;
-
сотрудничество с другими специалистами (юристами, медиками, социальными работниками и т.д.) в рамках междисциплинарного подхода к решению проблем человека, которого заключили в места лишения или ограничения свободы или находящегося в ходе правосудия;
-
повышение своего профессионального уровня, отслеживание новых научных достижений и практических разработок в сфере пенитенциарной психологии, участие в научных исследованиях, конференциях, семинарах и т.д.
Необходимые навыки и качества
Пенитенциарный психолог — это не просто человек с высшим образованием по психологии. Этот специалист должен обладать определенными принципами, навыками и качествами, которые помогут ему успешно справляться с трудностями и вызовами профессии. Среди таких навыков и качеств можно выделить следующие:
-
знание основных теорий, концепций, методов, принципов и техник пенитенциарной психологии, а также смежных наук (нужно знать основы криминалистики, криминологии, социологии, права и т.д.);
-
умение анализировать и интерпретировать информацию, выявлять проблемы и задачи, разрабатывать стратегии и тактики решения;
-
умение устанавливать контакт и доверительные отношения с человеком в местах лишения или ограничения свободы или в ходе правосудия, учитывая индивидуальные особенности, потребности, принципы, интересы и цели осужденного;
-
умение вести эффективную коммуникацию с человеком в местах лишения или ограничения свободы или в ходе правосудия, используя различные виды и формы общения (устное, письменное, невербальное и т.д.), а также приемы активного слушания, эмпатии, обратной связи и т.д.;
-
умение применять различные методы, принципы и техники психологического воздействия на человека, которого заключили в места лишения или ограничения свободы или находящегося в ходе правосудия (консультирование, психотерапия, тренинг, психокоррекция и т.д.), в зависимости от целей, задач и ситуации;
-
умение работать в команде с другими специалистами (юристами, медиками, социальными работниками и т.д.), уважать их мнение и принципы, координировать свои действия, разрешать конфликты и т.д.;
-
умение документировать свою деятельность, составлять заключения, отчеты, рекомендации, программы, проекты и т.д., а также представлять их заинтересованным лицам или органам в соответствии с правилами и нормами;
-
умение самостоятельно организовывать свою работу, планировать свое время, распределять ресурсы, контролировать результаты и т.д.;
-
стремление развиваться и совершенствоваться как профессионал и как личность, постоянно изучать новую информацию, повышать свою квалификацию, участвовать в научных исследованиях, конференциях, семинарах, изучать научные статьи, справочники и т.д.;
-
умение справляться со стрессом, выгоранием, фрустрацией и другими негативными эмоциями, связанными с работой пенитенциарного психолога, а еще заботиться о своем здоровье и благополучии.
Кроме того, пенитенциарный психолог должен обладать такими личными качествами, как:
-
гуманность — уважение к человеческому достоинству, правам и свободам каждого человека, которого заключили в места лишения или ограничения свободы или находящегося в процессе правосудия, а также к его выбору и необходимости отвечать за свои поступки и свою жизнь;
-
профессионализм — ответственность за качество и результаты своей работы, соблюдение этических норм и принципов деонтологии пенитенциарного психолога, а также законодательства и правил организации, в которой он работает;
-
независимость — способность принимать решения на основе своих знаний, убеждений и совести, не поддаваясь давлению или влиянию со стороны других лиц или органов;
-
толерантность — умение принимать и понимать различия между людьми по их мнениям, взглядам, ценностям, культуре и т.д., а также умение избегать предубеждений, стереотипов и дискриминации;
-
эмпатия — умение входить в положение другого человека, которого заключили в условия лишения или ограничения свободы или находящегося в процессе правосудия, понимать его переживания, чувства и потребности, а также умение выражать сочувствие и поддержку;
-
коммуникабельность — умение легко общаться с разными людьми, которых заключили в условия лишения или ограничения свободы или находящимися в процессе правосудия, адаптироваться к различным ситуациям и стилям общения, учитывать психологические особенности собеседника, а также умение слушать и говорить;
-
аналитичность — умение логически мыслить, систематизировать и обобщать информацию, отличать существенное от несущественного, делать выводы и прогнозы на основе фактов и данных;
-
критичность — умение критически оценивать свою работу и работу других специалистов, а также умение признавать свои ошибки и исправлять их;
-
самоконтроль — умение контролировать свои эмоции, импульсы, желания и поступки, а также умение управлять своим настроением, мотивацией, волей и т.д.
Как стать пенитенциарным психологом?
Мы приглашаем вас пройти обучение пенитенциарной психологии в НАДПО. Эта учебная программа предназначена для тех, кто уже имеет высшее образование по психологии и хочет получить дополнительные знания и навыки в области пенитенциарной психологии. Обучение проводится в дистанционном формате, можно изучать материалы в удобном для вас темпе и графике. По окончании программы вы получите документ о повышении квалификации, подтверждающий вашу специализацию в области пенитенциарной психологии.
Насколько востребована профессия?
Пенитенциарная психология — одна из востребованных и перспективных областей психологии. По данным Росстата, в 2023 году в России было зарегистрировано около 1,5 миллиона человек, находящихся в условиях лишения или ограничения свободы, а также около 2 миллионов человек, участвующих в правосудии. Эти люди нуждаются в психологической помощи и поддержке, а также в профилактике и реабилитации. Кроме того, пенитенциарные психологи вносят свой вклад в борьбу с преступностью, снижение рецидивизма, повышение безопасности и правопорядка в обществе.
По данным HeadHunter, средняя зарплата пенитенциарного психолога в России составляет около 50 тысяч рублей в месяц. Однако уровень дохода меняется в зависимости от региона, квалификации, опыта, места работы и других факторов. Кроме того, пенитенциарные психологи могут получать дополнительные льготы и премии за свою работу.
Пенитенциарная психология — это интересная и полезная профессия для тех, кто хочет помогать людям в трудных жизненных ситуациях, способствовать их социальной адаптации и решению конфликтов. Если вы хотите внести свой вклад в развитие этой профессии, мы ждем вас в НАДПО!