Вы когда-нибудь задумывались, почему люди ведут себя именно так и никак иначе? Этот же вопрос волновал учёных на протяжении многих лет, пока не появилось особое направление в психологии — бихевиоризм. На первый взгляд этот термин кажется сложным и непонятным, но на самом деле за ним скрывается довольно простая идея.
Бихевиористы наблюдают за поведением людей так, как вы наблюдаете за героями во время просмотра какого-нибудь сериала. Бихевиоризм — это способ понять человеческое поведение, наблюдая за тем, что мы делаем, а не пытаясь угадать, о чём думаем.
Представьте, что вы хотите научить собаку давать лапу по команде. Вначале говорите ей «Дай лапу» и поднимаете её лапу сами. Затем сразу даёте собаке вкусное лакомство и хвалите её. Всё это нужно повторить много раз. Постепенно собака начнёт понимать, что если она сама поднимет лапу после команды, то получит угощение. В итоге пёс сам будет поднимать лапу, услышав «Дай лапу», ожидая награду.
Казалось бы, при чем тут психология человека? Поведение людей можно запрограммировать похожим образом. Мы тоже учимся реагировать на определённые сигналы, ожидая поощрения или избегая наказания. Конечно, такое знание нельзя было не применить в психологии.
Канал эксперта:
Бихевиористский подход в психологии
Цель поведенческой психотерапии — устранить нежелательные формы поведения и выработать полезные для клиента навыки.
Представьте: на сеанс приходит человек, панически боящийся выступать публично.
Действия бихевиориста:
-
Анализ поведения. Психолог просит клиента вести дневник и записывать, когда и почему он чувствует страх перед выступлениями.
-
Составление плана терапии. С точки зрения бихевиоризма, клиенту поможет наблюдение за теми, кто всё-таки выступает, и, конечно, опыт непосредственно выступлений. Начать лучше всего с малого — например, с выступления перед зеркалом наедине с собой.
-
Обучение новым навыкам. Психолог обучает клиента техникам расслабления или правилам подготовки к выступлению.
-
Закрепление. После выполнения заданий между сессиями клиент возвращается к психологу для обсуждения результатов. Психолог анализирует прогресс, даёт обратную связь и, при необходимости, корректирует план терапии. Регулярные обсуждения помогают закрепить новые навыки, повысить мотивацию клиента и обеспечить эффективность коррекции в долгосрочной перспективе.
Бихевиористический подход хорошо работает при лечении многих проблем, например:
-
страхов и фобий;
-
вредных привычек;
-
проблем со сном;
-
некоторых видов болей — хронической боли (например, при фибромиалгии, артрите), головных болей и мигрени, боли в спине, нейропатической боли.
Главное преимущество подхода — быстрые результаты. За несколько месяцев человек может научиться вести себя по-другому в трудных ситуациях: иначе реагировать, действовать, чувствовать.
Бихевиористский метод
Часть методов бихевиоризма появилась ещё на заре этого подхода, а часть зародилась много позже. Но все они актуальны и в наше время.
Название |
Объяснение |
Пример |
Классические методы |
||
Метод научения и усвоения |
Помогает человеку обучиться правильному поведению, наблюдая за хорошими примерами. |
Даша хочет научиться готовить новое блюдо. Для этого она может начать смотреть кулинарные видео, где повара показывают весь процесс готовки, и делать то же самое у себя на кухне. Так происходит обучение новому навыку через наблюдение. |
Метод отучивания |
Связывает нежелательное поведение с неприятными ощущениями или эмоциями. |
Саша хочет бросить курить. Чтобы бросить это дело, каждый раз, когда у него появляется желание сделать затяжку, он представляет запах гнилых яиц. Со временем сама мысль о курении станет вызывать отвращение. |
Метод устранения |
Суть метода в том, чтобы найти и убрать то, что «поощряет» неподходящее поведение. То есть, если действия перестают приносить желаемый результат, человек от них отказывается. |
Боря постоянно перебивал учителя на уроках, чтобы привлечь внимание одноклассников. Учительница Елена Петровна решила использовать метод устранения и стала полностью игнорировать выкрики Димы, продолжая вести урок как ни в чём не бывало. Через несколько недель, не получая желаемого внимания, мальчик прекратил перебивать и начал поднимать руку, как и другие ученики. |
Новые методы |
||
Метод поощрения и наказания |
Самый известный метод. Хорошее поведение вознаграждается, а плохое — наказывается. Он помогает изменить реакцию человека на что-то. |
Ира хочет, чтобы её сын Максим лучше учился. Когда Макс получает хорошие оценки, Ира разрешает ему дольше гулять с друзьями и сидеть за компьютером. Если же оценки плохие, Макс лишается возможности пользоваться смартфоном на выходных, компьютера или прогулок с друзьями. Постепенно ребёнок начинает уделять учёбе больше внимания. |
Парадоксальный метод |
Метод может показаться странным, но на практике показывает отличные результаты. В этом случае человека просят намеренно делать то, что обычно вызывает у него проблемы, но в преувеличенной форме. |
Дима страдает от бессонницы. Вместо того чтобы бороться с ней, психолог советует ему намеренно не спать, когда он ложится в постель. Парадоксально, но это снижает тревогу Димы по поводу сна, и ему становится легче заснуть. Никакой магии — только чистый бихевиоризм. |
Метод постепенного привыкания |
Этот метод предполагает постепенное знакомство с объектом страха или пугающей ситуацией, начиная с наименее триггерного варианта. |
Вася боится пауков. Сначала он может смотреть фотографии членистоногих, потом видео, затем начинает наблюдать за ними издалека при посещении какой-нибудь выставки. В конце концов парень решается погладить или даже подержать на руках этих удивительных, хоть и порой пугающих созданий. |
Метод погружения |
Этот бихевиористический приём считается более резким в сравнении с методом постепенного привыкания. Здесь человек сразу сталкивается с пугающей ситуацией в безопасной обстановке. |
Костя боится собак. Психолог приводит его в комнату с дружелюбным, хорошо обученным псом породы корги. Костя остается там, пока его страх не начинает уменьшаться. Этот опыт помогает ему понять, что не все собаки опасны. |
Метод воображения |
Этот подход использует силу воображения для изменения реакций на определенные ситуации. Человеку необходимо представить страшную ситуацию, что позволит подготовиться к ней в будущем. |
Таня волнуется перед важным собеседованием. Психолог учит её представлять себя уверенной и спокойной во время интервью. Таня регулярно практикует эти визуализации. Когда наступает день собеседования, она чувствует себя гораздо увереннее, проходит его и получает работу мечты. |
Метод обучения на примерах |
Этот приём широко используется в реальной жизни. Здесь новое поведение осваивается через наблюдение за другими людьми. |
Марк хочет научиться эффективно вести переговоры в бизнесе. Вместо чтения книг — работы с теорией, он устраивается на стажировку в отдел закупок крупной компании. Там Марк наблюдает за работой опытных менеджеров, отмечая их тактики, язык тела и методы убеждения. Постепенно он начинает применять эти приёмы в собственных переговорах, значительно улучшая свои результаты. |
Эти методы помогают людям справиться с разными проблемами: страхами, вредными привычками, проблемами со сном или головными болями из-за стресса. Часто улучшение наступает довольно быстро, даже если проблема существовала много лет. Например, человек может быстрее побороть алкоголизм или нарушения питания с помощью бихевиористских методик, чем при использовании других видов терапии.
Главная цель представленных методов — изменить поведение человека к лучшему. Они учат новым полезным привычкам и помогают избавиться от вредных.
Кто из известных учёных является основателем бихевиоризма?
Бихевиоризм, как и любое важное научное направление, развивался благодаря работе ряда выдающихся учёных. Давайте познакомимся с ключевыми фигурами, которые внесли значительный вклад в развитие поведенческой психологии:
-
Джон Броуди Уотсон.
Считается отцом-основателем бихевиоризма. Он первым громко заявил, что психология должна изучать только то, что можно наблюдать — поведение человека. Уотсон был убежден, что наши действия объясняются через связь «стимул-реакция» и для этого не нужно углубляться в то, что происходит у нас в голове.
-
Эдвард Торндайк.
Наравне с Уотсоном считается одним из основателей бихевиоризма. Торндайк изучал поведение животных в экспериментах с лабиринтами и специальными клетками. Это помогло ему обнаружить, что животные решают задачи методом проб и ошибок. Он предположил, что люди учатся так же, просто их задачи сложнее. Эта идея стала ключевой в бихевиоризме, изменив понимание процесса обучения у животных и людей.
-
Иван Петрович Павлов и Владимир Михайлович Бехтерев.
Павлова наверняка знает каждый по его экспериментам с собаками. Он открыл условные рефлексы, которые стали важной основой для бихевиористов. А вот Бехтерев внёс вклад в развитие бихевиоризма, изучая сочетательные рефлексы. Это условные рефлексы, возникающие при многократном сочетании двух или более раздражителей.
Вот, когда вы слышите звук открывающейся входной двери, то ожидаете увидеть кого-то из своих домочадцев. Изначально звук двери и появление человека не связаны, но после многократного повторения формируется рефлекс — вы автоматически ожидаете увидеть кого-то при этом звуке.
-
Эдвард Толмен.
Основоположник необихевиоризма. Ввёл «промежуточную переменную» в модель «стимул-реакция», которая выглядит так: Стимул → Промежуточная переменная → Реакция. «Промежуточная переменная» выступает чем-то по типу «фильтра» в нашем мозге между стимулом и реакцией. Она включает мысли, чувства, ожидания и прошлый опыт.
К примеру, вы видите собаку (стимул). Ваша реакция зависит от промежуточной переменной:
A. Если у вас хороший опыт общения с собаками, вы можете подойти погладить.
B. Если боитесь собак, вы можете отойти.
C. Если спешите — можете просто пройти мимо.
Таким образом, промежуточная переменная объясняет, почему люди по-разному реагируют на одинаковые стимулы. Она учитывает индивидуальный опыт и внутреннее состояние человека.
Толмен считал, что поведение контролируется внутренними регуляторами, а не текущими стимулами. Он также предложил идею «когнитивных карт», формирующихся на основе прошлого опыта. Она о том, как живые существа, включая людей, создают мысленное представление окружения. Проще говоря:
-
мозг формирует «мысленную карту» окружения;
-
эта карта состоит из важных объектов, путей и связей между ними;
-
мы используем карту для навигации и принятия решений.
Представьте, что вы переехали в новый город и постепенно начинаете запоминать расположение улиц, магазинов, парков. Это и есть ваша когнитивная карта города. Вы можете использовать её, чтобы найти короткий путь или новое место, даже если никогда там не были.
-
Кларк Леонард Халл.
Ещё один основоположник необихевиоризма. Предложил другую промежуточную переменную — потребности организма (пищевые, сексуальные и другие). Халл считал, что потребности вызывают активность организма и реакцию. Также он подчеркивал важность подкрепления в формировании связи «стимул-организм-реакция». В своей деятельности опирался на работы И. П. Павлова.
-
Беррес Фредерик Скиннер.
Его до сих пор считают одним из самых влиятельных психологов в Америке. Скиннер разработал теорию оперантного обусловливания, которая объясняет, как наше поведение меняется в зависимости от последствий наших действий. Он также известен как создатель программированного обучения.
Скиннер был не только талантливым учёным, но и ярким человеком. Существует забавная история о том, как он на одной научной конференции наглядно продемонстрировал принципы бихевиоризма. Скиннер незаметно «управлял» поведением докладчика, который как раз утверждал, что человека нельзя заставить вести себя определённым образом против его воли. Ученый, сидя перед докладчиком, менял своё поведение в зависимости от того, как говорил выступающий. В результате тихий и скромный докладчик к концу своего выступления кричал и активно жестикулировал, сам того не осознавая.
Бихевиористы: критика
Несмотря на положительный эффект использования бихевиористских методов, эта теория часто подвергается критике.
Критика |
Пояснение |
Слишком узкий взгляд |
Бихевиористы смотрят только на то, что можно увидеть снаружи. Но ведь внутри нас происходит много важного: мы мыслим и чувствуем, мечтаем, ставим цели, принимаем решения. Это как судить о книге только по обложке, не заглядывая внутрь. |
Все люди разные |
Бихевиоризм часто указывает, что каждый человек обучается одинаково. Но мы понимаем, что это не так. Кто-то легко запоминает информацию, читая, а кому-то нужно всё попробовать руками. |
Люди — не роботы |
Теория иногда представляет нас в виде машин, которые просто реагируют на окружающий мир. Но человек способен думать, планировать, мечтать! |
Не всё можно объяснить просто |
Бихевиористы любят формулу «стимул — реакция — подкрепление». Но, к сожалению, жизнь сложнее. Иногда мы меняем своё поведение без явной на то причины. |
Этические вопросы |
Некоторые эксперименты бихевиористов вызывают вопросы. Например, знаменитый эксперимент с девятимесячным малышом Альбертом, которого научили бояться любых белых пушистых предметов. Сегодня эту работу называют одной из самых неэтичных за всю историю психологии. |
Отсутствие объяснения сложных вещей |
Бихевиоризм хорошо рассказывает о простых навыках, но с трудом справляется с чем-то посложнее. К примеру, он не может объяснить, как человек учится языку или решать сложные задачи, как у него в голове возникают новые идеи и теории. |
Из-за представленных недостатков бихевиоризма появились новые теории, например, когнитивизм. Он уделяет больше внимания тому, как мы думаем и обрабатываем информацию.
Бихевиоризм – прародитель КПТ?
Несмотря на критику, бихевиоризм внёс огромный вклад в развитие психологии и стал фундаментом для одного из самых эффективных современных подходов — когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Сегодня КПТ — это не просто тренд, а мощный инструмент психологической помощи, занимающий лидирующую позицию среди других терапевтических подходов.
Когнитивно-поведенческая терапия не просто изучает поведение, как это делал бихевиоризм, но и работает с мыслями и убеждениями человека. Благодаря этому КПТ эффективно помогает в борьбе с тревожностью, депрессией и другими расстройствами, а также в достижении личных целей. Хотя в психологии существуют и другие подходы, именно КПТ считается одним из самых научно обоснованных и универсальных методов.