Правильная речь, четкое произношение звуков, корректная артикуляция необходимы для нормального развития личности ребенка, его социальной адаптации и комфортного взаимодействия с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Становление речевой функции начинается с первого крика малыша при рождении, продолжается весь дошкольный период и нередко сопровождается отклонениями. Какие-то звуки не поддаются ребенку, он пытается их заменять более удобными для произношения, пропускать или искажать. Ошибки воспроизведения могут в последующем перейти в письменную речь и стать причиной серьезных психологических проблем, затормозить развитие малыша. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя диагностировать патологические изменения и устранить их.
Что такое звукопроизношение
Процесс создания звуков, в котором участвуют звукообразовательный (резонаторный), голосообразовательный (генераторный) и дыхательный (энергетический) отделы речевого аппарата под управлением центральной нервной системы, называется звукопроизношением. Отдельные звуки соединяются в слоги, из которых формируются слова, а затем складываются фразы и предложения. В итоге получается связная речь – важнейший элемент общения людей друг с другом. Чтобы все, что один человек хочет сказать другому, было понятно, все звуки должны произноситься четко, правильно, без искажений, внезапных перестановок и замен. Это возможно при условии, что процесс формирования звукопроизношения и становления речи проходил нормально, в соответствии с возрастными нормами, без нарушений.
Как формируется звукопроизношение
Ребенок усваивает родной язык постепенно, овладевая элементами его системы в определенной последовательности. При этом на становление речи оказывает влияние и речь окружающих его взрослых, и насыщенность разговорной практики малыша, и речевая среда, в которой он находится, и то, как с первых дней жизни строится его обучение и воспитание. Само овладение всеми возможностями речи представляет собой процесс поиска, наблюдения, сравнения, установления взаимосвязей, обобщения услышанного, в котором ребенок активно использует все имеющиеся у него инструменты – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, речеслуховой и речедвигательный анализаторы – и продвигается от элементарных структур к сложным конструкциям.
Начинается этот путь с первого крика, который активизирует дыхательный, артикуляционный и голосовой отделы речевого аппарата. Сложная система готова к работе с момента рождения, однако, чтобы все звуки были хорошо различимы, узнаваемы, понятны, предстоит пройти доречевую подготовку.
В первые месяцы жизни у малыша интенсивно развиваются зрительный, слуховой, двигательно-кинестетический анализаторы. Неосознанно он тренируется артикулировать различные звуки, слоги, комбинации слогов, речедвигательные образы постепенно синхронизируются со слуховыми, усваиваются интонационные особенности родного языка. Все это создает предпосылки для развития фонематического слуха, который необходим для говорения. Восприятие речевых звуков и их воспроизведение тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без правильного восприятия речи на слух невозможно правильно произносить звуки, слова, интонировать предложения.
На доречевом этапе четкая артикуляция отсутствует. В 2-3 месяца ребенок гулит, а издаваемые им звуки лишь отдаленно напоминают гласные А, О, У, Э, губные согласные П, М, Б (они идут в первых рядах, поскольку, чтобы их «произнести», малыш использует привычное для себя движение губами, напоминающее сосание) и заднеязычные Г, К, Х (которые связаны с глотательными движениями). На рубеже 4-го и 5-го месяцев появляется лепет: в «речи» младенца постепенно оформляются слоги, которые он начинает активно по несколько минут подряд повторять (га-га-га, та-та-та и т. п.). В 10-12 месяцев количество повторов уменьшается, появляются первые слова, в составе которых повторяющиеся слоги – ма-ма, па-па, ба-ба.
В возрасте одного-двух лет у малыша оформляются гласные А, О, Э и согласные Б, М, П. Двух-трехлетний карапуз учится произносить гласные И, У, Ы, губно-зубные В, Ф, простые в артикуляции переднеязычные Д, Н, Т, относительно несложные Г, К, Х и звук Й. Ближе к трем годам в речи появляются элементарные фразы, состоящие из двух-трех слов («Папа, дай!», «Мама, иди!»). Сочетание двух согласных произносить сложно, поэтому некоторые звуки опускаются или между ними появляется вспомогательная гласная – для удобства. Постепенно «материал» для усвоения усложняется: в возрасте трех-пяти лет звуковой багаж малыша пополняется свистящими З, С, Ц, затем шипящими Ж, Ч, Ш, Щ. Ребенку приходится приложить больше усилий, чтобы правильно «настроить» органы артикуляционного аппарата. Нередко именно на этих звуках становятся заметны нарушения звукопроизношения. К пяти-шести годам малышу удается укротить самые сложные для артикулирования звуки – Л и Р, правильное произношение которых во многом определяется ювелирно точной работой мышц языка.
Считается, что речевая функция окончательно формируется к пяти-семи годам – к этому моменту ребенок овладевает произношением всех звуков. Но, конечно, в ее развитии возникает немало препятствий – в виде искажений, пропусков, замен или смешения звуков.
Особенности овладения звукопроизношением
Звуки ребенок изучает и усваивает не по отдельности, а в составе слов. На первых порах структура слов может быть искажена, но со временем все больше становится похожа на эталон.
На слух малыш различает все звуки примерно с двух лет. Но его речедвигательный анализатор в своем развитии заметно отстает от речеслухового: органы, участвующие в говорении, недостаточно подвижны, эластичны, послушны. Поэтому и звуки сначала далеки от идеала и лишь со временем к нему приближаются.
Овладевая звукопроизношением, ребенок старается подражать взрослому, копирует его артикуляцию, то, как он выговаривает звуки, интонирует фразы. В возрасте трех-четырех лет малыш начинает улавливать на слух разницу между своим неловким, далеким от совершенства произношением и тем, как говорит взрослый, и прилежно пытается догнать его – подтягивает свою речь под образец (важно только, чтобы этот образец действительно был эталонным, без дефектов).
В том, как ребенок овладевает звукопроизношением, учится говорить, можно проследить определенные закономерности:
- Малыш «пробует звуки на вкус» и усваивает их, продвигаясь от простого к сложному.
- Трудные, с точки зрения артикулирования, звуки усваиваются не сразу. Овладению ими предшествует использование звуков-субститутов (заменителей), которые ребенку проще выговаривать (например, букву Т произносить проще, чем С, поэтому вместо слова «санки» в речи сначала появляются «танки»).
- На то чтобы овладеть одним звуком, малышу требуется около двух-трех недель. Сначала он использует его осторожно, неуверенно, периодически заменяя звуком-субститутом.
- Во время формирования звукопроизношения может иметь место так называемое возрастное косноязычие. Его суть – в полном отсутствии в речи некоторых звуков (ребенок их может просто опускать) или замене отдельных звуков другими (при этом звуки-заместители произносятся без ошибок и искажений). Например, полное отсутствие звука Р будет выглядеть, как «ыба» (вместо «рыбы»), а его замена другими звуками может превратить слово «рыба» в «лыбу» или «йибу».
- Как правило, период возрастного косноязычия заканчивается в 5-6 лет. И начиная с этого момента, ребенок все звуки произносит правильно.
Виды нарушений звукопроизношения
Детская речь в период ее становления несовершенна. В звукопроизношении могут проявляться различные дефекты. Наиболее распространенные формы «неправильностей» такие:
- полное отсутствие звука в речи – ребенок не умеет его произносить, поэтому просто опускает (например, вместо «коровы» у него получается «коова»);
- замена одного звука другим – тем, который удобнее произносить (в этом случае вместо неподдающегося Р в слове появляется Л: «колова», а не «корова);
- искаженное произношение звука – сложный для артикуляции звук малыш произносит неправильно, в его образовании задействует другие органы или зоны артикуляционного аппарата (например, переднеязычный звук Р, который должен произноситься кончиком языка, ребенок может превратить в горловой – попытаться его произносить за счет вибрирования мягкого неба).
Когда ребенок не заменяет, а только искажает звук, но смысл слова остается понятным, не меняется, имеют место фонетические нарушения (их еще называют моторными или антропофоническими). Когда одну букву заменяют другой и при этом у слова меняется значение, искажается его смысл (не «рак», а «лак», или не «рожки», а «ложки»), речь идет о фонематических нарушениях (или сенсорных, фонологических). Есть еще фонетико-фонематические нарушения, которые представляют собой одновременно и замену одних звуков другими, и искажение произношения.
Чаще всего проблемы возникают со следующими группами звуков:
- свистящие С, З, Ц;
- шипящие Ж, Ш, Ч, Щ;
- сонорные Л, Р;
- заднеязычные Г, К, Х;
- звонкие Б, В, Г, Д, Ж, З;
- мягкие Г, Д, Н.
Ребенок может неправильно произносить только какую-то одну группу звуков – например, только сонорные или только свистящие. В этом случае имеет место мономорфное (простое или частичное) нарушение звукопроизношения. Когда замены, пропуски или искажения касаются сразу нескольких групп, нарушение звукопроизношения становится полиморфным (сложным или диффузным).
Искажения и замены звуков требуют особого внимания. Замену одной буквы на другую ребенок может перенести в письменную речь, а усвоенное и надежно закрепленное искаженное произношение букв искоренить будет значительно сложнее, чем вовремя поправить ошибки еще до того, как они будут прочно зафиксированы.
По каким причинам возникают нарушения в произношении звуков
Итак, с момента рождения до 5-7 лет ребенок беспрестанно трудится – учится говорить. Он слушает, что и как говорят окружающие его люди, считывает их артикуляцию. Поначалу малыш пытается подражать, копировать – и звуки, и способ их оформления. Позже он осознает, что его речь отличается от того, как говорят другие, замечает свои ошибки и сам их корректирует, пытаясь подтянуть свое говорение под более правильный образец. Но не все дефекты он может исправить без посторонней помощи.
Обозначим наиболее частые причины нарушения звукопроизношения:
- дефекты в структуре самого артикуляционного (речевого) аппарата (особенности в строении зубочелюстной системы, аномалии мягкого и твердого неба, короткая уздечка языка и т. п.);
- недостаточная подвижность органов, участвующих в формировании звуков (языка, нижней челюсти, губ, неба) или их недоразвитость;
- нарушения или недостаточная сформированность фонематического слуха, вследствие чего дети не могут уловить разницу между правильным звуком и его субститутом;
- проблемы со слухом;
- дефекты речи у людей, с которыми ребенку приходится постоянно общаться и особенности звукопроизношения которых он невольно копирует;
- неумение слушать себя и других людей.
Нарушения звукопроизношения могут быть как самостоятельным дефектом, так и проявляться в комплексе с такими речевыми расстройствами, как дизартрия или ринолалия и др. Это важно учитывать при выборе метода коррекции патологий.
4 этапа коррекции звукопроизношения
Программу коррекции нарушений звукопроизношения специалист разрабатывает с учетом индивидуальных особенностей маленького клиента. Если у ребенка выявлены фонетические нарушения, предстоит интенсивная тренировка речевого аппарата (всех входящих в его структуру органов), а также разработка мелкой и общей моторики. Если же нарушения имеют фонематический характер, значит, необходимо все усилия направить на развитие фонематического слуха.
Работа по исправлению некорректного звукопроизношения включает несколько этапов:
- Первый – подготовительный. Его цель – подготовить ребенка, его речевой аппарат к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Добиться большей подвижности языка, губ, научиться быстро находить положение органов, которое необходимо для правильного выговаривания звуков, помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения выполняются перед зеркалом, с нарастающим темпом. Далее ведется работа над речевым дыханием, что помогает формированию направленной струи воздуха, которая необходима для корректного произношения звуков. Следующий шаг – отработка опорных звуков, артикуляция которых похожа на артикуляцию проблемного звука. Они станут базой для его настройки. Параллельно разрабатывается мелкая моторика рук и фонематический слух.
- На втором этапе происходит постановка звуков, формируются правильные навыки их произношения в изолированном виде, создаются новые связи между восприятием, самостоятельным воспроизведением звука и ощущениями, которые возникают во время его артикуляции, устраняются все «шероховатости».
- Задачи третьего этапа – закрепить усвоенные навыки и умения звукопроизношения и довести их до автоматизма. Это помогает нейтрализовать прежние неправильные стереотипы артикуляции. Отрабатываемые звуки вводятся в слоги, слова, фразы и предложения.
- На завершающем четвертом этапе ребята учатся различать (дифференцировать) смешиваемые звуки. В этом помогают упражнения на сравнение слов, в которых есть проблемные звуки, заучивание поговорок, потешек, стихов, составление рассказов по картинкам.
Более детально изучить проблему речевых дефектов, ознакомиться с особенностями коррекции звукопроизношения, освоить новейшие методики и техники, эффективные инструменты для постановки звуков и профилактики нарушений вы можете на дистанционном курсе в нашей Академии.