У каждого из нас в любой момент есть возможность изменить свою жизнь к лучшему, главное, понять, в чем состоит именно ваша уникальность. Для того чтобы начать эти изменения у нас, опять же, уже есть все необходимое – ресурсы, знания, сила. Но мы не всегда можем найти путь к своим ресурсам, потому что они хранятся в нашем бессознательном (или подсознании).
Благодаря арт-терапии, человек находит путь к своему истинному «Я», находит силы и ресурсы для изменений, может точно обозначить свои психологические проблемы и дать им название. А если точно знаешь, что тебя беспокоит, всегда можно с этим справиться.
Что такое арт-терапия и ее виды
Арт-терапия – это направление в психологии, в котором для решения психологических проблем используется творчество и искусство в самых различных проявлениях. Это может быть рисунок, танец, игра с песком, фотография, театральные постановки, лепка, изготовление кукол и др. – все виды творческой деятельности можно использовать в арт-терапии. По сути, арт-терапия дает отличную возможность увидеть «со стороны» страхи и проблемы, эмоции, психические состояния в виде чего-то конкретного.
В России первое сообщество арт-терапевтов появилось в 1997 году (в Америке, где и появилось это направление, ассоциация арт-терапевтов появилась в 1969 году). Так что, это достаточно молодое и перспективное направление в психотерапии.
Видов арт-терапии великое множество, поскольку творческая деятельность многогранна и практически безгранична. Основные виды – изотерапия (рисунок), танцевальная, песочная, музыкальная терапии, куклотерапия и др.
Особенности и преимущества детской и подростковой арт-терапии
Как и любого другого психотерапевтического направления, у арт-терапии есть свои особенности.
В работе участвуют трое – ребенок, специалист и продукт творческой деятельности. Например, создавая рисунок, ребенок обязательно рассказывает о нем специалисту (или группе, если речь идет о групповой терапии).
-
Экспрессия – ребенок получает возможность выразить себя, свои эмоции (боль, чувства, проблему и т. д.) через творчество.
-
Метафора – возможность выразить себя через некий художественный образ.
-
Креатив – в процессе работы происходит создание уникального творческого продукта.
-
Научение – в процессе творчества ребенок учится самопознанию и самовыражению, при изучении других произведений получает знания о ценностях и жизненном опыте других авторов.
-
Материализация – когда ребенок выражает в творчестве свои переживания, их всегда можно изучить, рассмотреть и изменить к лучшему.
Основное преимущество арт-терапии перед другими методами – это безопасность. Она обеспечивается именно за счет того, что работа происходит опосредованно, через рисунок, танец, лепку и т.д. Ребенок выплескивает переживания в творческой деятельности.
Творя, развивая свою креативность, можно переходить из состояния «я хочу», в состояние «я буду». Креативность дает больше выбора, помогает видеть больше жизненных стратегий и вариантов. Арт-терапия дарит радость и удовольствие от процесса. Оценивать качество произведений никто не собирается, ребенок творит для себя. Это отличный способ раскрыть в себе новые возможности.
Цели арт-терапии
Цели арт-терапии могут отличаться в зависимости от того, с ребенком какого возраста работает специалист – дошкольник, школьник или подросток.
Для дошкольников, детей младшего и среднего школьного возраста определяют следующие цели применения арт-терапевтических методик:
-
диагностика психологических проблем;
-
научить управлять ребенка своими чувствами, контролировать свои эмоции;
-
синхронизировать работу левого и правого полушария головного мозга;
-
помочь ребенку найти контакт с родителями, сверстниками, окружающими его людьми;
-
раскрыть творческие способности и потенциал;
-
повысить самооценку;
-
снизить уровень агрессии;
-
снизить уровень стресса;
-
развить мелкую моторику.
В работе с подростками цели арт-терапии уже меняются:
-
коррекция девиантного поведения;
-
раскрыть эмоциональный и творческий потенциал;
-
определить жизненные цели;
-
убрать застенчивость;
-
правильно расставить приоритеты;
-
помочь найти контакт с противоположным полом, сверстниками, родителями и окружающими подростка людьми.
Подводя итоги
Не стоит обманываться относительной простотой этого психотерапевтического подхода. Работая в качестве детского или подросткового арт-терапевта, специалист должен быть особенно внимателен к своим клиентам. Необходимо помнить, что подчас занятия арт-терапией не укладываются в строгую схему или временной интервал, необходимо быть готовым к экспериментам и импровизации, уметь общаться и играть с детьми.
В неумелых руках арт-терапия может принести вред. Вытаскивая на свет свои проблемы, дети и подростки становятся беззащитными перед ними, необходима помощь грамотного и квалифицированного специалиста, чтобы сеанс работы не закончился, например, агрессией, направленной на самого себя или окружающих.
Если вас интересует эта область психологии, Вы хотели бы подробнее изучить виды и методы арт-терапии, можем порекомендовать наш курс «Арт-терапия в практике психолога». Здесь Вы сможете получить все необходимые знания и умения, для того, чтобы стать востребованным и успешным арт-терапевтом.