Из речи В.В. Путина, ноябрь 2020 года: «Мы все приобрели уникальный опыт, и он должен работать на качество, доступность образования, на развитие передовых образовательных технологий, чтобы дети, где бы ни жили, могли слушать лекции ведущих преподавателей, чтобы учитель мог индивидуально работать с учениками, которым нужна дополнительная поддержка».
Дистанционное обучение со стороны педагогов
В 2020 году наша система образования подверглась серьезному испытанию. Слово «дистанционка» вызывает нервный тик и у родителей и у педагогов. Дистанционное обучение – что это, как учить детей, в каком формате, с помощью каких технологий? Многие просто растерялись в этой ситуации, впервые столкнувшись с чем-то новым и непонятным.
Для того чтобы помочь педагогам, весной, в марте 2020 года был запущен бесплатный курс Uchu.online для всех педагогов России, который был поддержан Министерством образования. Первым направлением этого курса было показать все разнообразие онлайн-сервисов, ресурсов, приложений, которыми могли воспользоваться педагоги. А вторым направлением – как самим научиться создавать образовательный контент. Партнерами этого курса стали ведущие образовательные ресурсы – Яндекс.Учебник, Skyeng, Тотальный Диктант, Учи.ру и многие другие. Создатели курса попросили партнеров простым и доступным языком рассказать педагогам о преимуществах онлайн-сервисов. Сам курс был разделен на несколько частей или модулей.
В первом модуле рассказывали про онлайн-ресурсы, которыми могли воспользоваться педагоги, второй модуль был посвящен технологиями проведения дистанционного образования, в третьем рассказывали, как создать свой образовательный контент, в четвертом содержатся психологические рекомендации и советы, как лучше пережить коронавирусный период. По итогу курса выдавался сертификат.
Для педагогов это был хорошая возможность научиться пользоваться современными технологиями, причем совершенно бесплатно. Но дидактических материалов, именно в цифровом формате, для помощи учителю, по-прежнему, очень мало.
Образовательный контент и развлекательный контент
В Сети много развлекательного контента, «жвачки для мозга», а вот с образовательным контентом дело обстоит сложнее. В самом деле, кто после просмотра видео о смешных котиках, начнет смотреть лекцию о роли русской интеллигенции в русской культуре 19 века?
Сейчас достаточно открыть блог или сайт, чтобы начать «учить», но что сказать о качестве этой информации? Дети не всегда могут разобраться в качестве материала и подчас верят тому, чему верить нельзя. На одном из каналов сервиса YouTube, например, один школьник очень убедительно рассказывал о том, что Земля плоская.
Учителям и педагогам необходимо быть конкурентоспособными в том информационном мире, который нас окружает. Нужно уметь заинтересовать ребенка, преподнести информацию так, чтобы ее было интересно смотреть, слушать или читать. Пандемия дала возможность научиться ориентироваться в мире цифровых технологий, создавать качественный и интересный образовательный материал. Для учителей есть сейчас достаточно много вебинаров, на которых рассказывается о том, как мотивировать ученика, как лучше пользоваться тем или иным цифровым инструментом и т.д.
Как пример, можем привести курсы повышения квалификации – «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога» (72 ч.)
Такие курсы очень полезны для учителей и педагогов: актуальная теоретическая база, хорошо подготовленный практический материал, дистанционная форма обучения, всё это необходимо учителю, чтобы соответствовать современным требованиям.
Компьютерная грамотность педагогов
Компьютер – это зона пространства, в которой школьники ориентируются гораздо лучше учителя. Понятно, что педагогам нужно осваивать это информационное пространство. Естественно, что кому-то это удается быстрее, кому-то медленнее. Многим пришлось трудновато, поскольку нужно было концентрироваться не на предмете урока, а на технической стороне дела – как запустить видеоконференцию, например.
Учителям пришлось достаточно быстро осваивать новые технические вопросы, для того, чтобы не остаться в стороне от прогресса и для того, чтобы не потерять свой авторитет в глазах учеников. Но к чести наших детей, многие из них помогали преподавателям в этих вопросах.
Уроки пандемии
Образовательные платформы, интенсивы, вебинары, электронные учебники и рабочие тетради, кейсы для той или иной педагогической ситуации – все это пришлось осваивать нашим педагогам в очень быстром темпе. Учитывая то, что средний возраст наших учителей по России 45-50 лет, можно представить насколько им было непросто. Цифровая среда – это нечто новое для педагогов, но осваивать эту среду просто необходимо. Переход на дистанционное обучение вскрыл ряд серьезных проблем – слабое техническое оснащение школ, отсутствие цифровых дидактических материалов, неумение пользоваться современными технологиями. Наши педагоги с честью вышли из этой ситуации, чего нельзя сказать о нашей системе образования в целом.
Всем понятно, что дистанционка никогда не сможет заменить очное обучение и общение учитель – ребенок. Особенно это важно для младших классов.
Теперь учителю на помощь приходят новые цифровые возможности, с помощью которых можно повысить эффективность труда, получить новые навыки и умения и покорять новые педагогические вершины.