☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜

Уважаемые слушатели!

Мы снизили цены на программы, особенно востребованные сейчас. Повышайте качество жизни и улучшайте уровень профессиональной квалификации в любой ситуации.
Подробнее

Скрыть
8 800 600 69 16
8(499)490-06-81
c 8.00 до 21.00 (мск), без выходных

Заказать обратный звонок
Связь педагогики с другими науками

Связь педагогики с другими науками

5_2_2 (3).jpg


  1. Педагогика и философия
  2. Педагогика и психология
  3. Педагогика и социология
  4. Педагогика и естественные науки
  5. Связь педагогики с экономическими наукам

Реформы в сфере образования всегда направлены на совершенствование существующих педагогических систем и процессов. Но спрогнозировать их эффективность с наибольшей долей вероятности не всегда возможно. Поэтому сфера образовательной политики и процессуальная педагогика должны иметь методологически верные ориентиры, интегрировать базовые теоретические установки.

Прежде чем приступить к изучению педагогики как собранию правил педагогической деятельности, педагог должен узнать все о предмете своего воспитательного воздействия – о человеке. Педагогика – единая система важнейших знаний о природе человека, о взаимосвязи его развития и воспитания. Поэтому она связана различными естественными, гуманитарными и точными науками. Однако влияние философии, психологии и социологии остается доминирующим.


Педагогика и философия

Непременное условие развития педагогической мысли – связь с философией. Как и другие науки, с античных времен педагогика была частью философских систем. Философские знания необходимы для построения педагогической теории, так как именно философские науки – этика, логика, эстетика – в наиболее общем виде рассматривают вопрос о целях воспитания. Специфический предмет философского анализа в области образования можно сформулировать так: это связь наиболее широких представлений о мире, обществе и месте человека в нем с педагогической действительностью и ее отражением в науке об образовании – педагогике.

Взаимодействие философского анализа и педагогического исследования происходит следующим образом. На основе широкого круга научных знаний и исследования педагогической действительности разрабатываются педагогические концепции. Затем они анализируются с философских позиций, и результаты такого анализа составляют основу дальнейшей педагогической работы, приводящей к созданию новых концепций.


Педагогика и психология

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Знания психологии в ее целостном содержании – неотъемлемая составляющая процессов обучения, воспитания и развития человека.

Психологическое знание присутствует на всех этапах и используется во всех процедурах научного обоснования педагогической практики:

  • психология – один из источников построения теоретических моделей в педагогике;

  • для использования в научной и практической работе психология дает педагогу понимание психических процессов – восприятие, усвоение, запоминание, воспроизведение;

  • цели образования формулируются на языке психологии как характеристики качеств личности, которыми будет обладать образованный человек;

  • при определении условий усвоения школьниками учебного материала в процессе обучения необходимо учитывать психологические характеристики учащихся определенной возрастной группы;

  • теоретическое и методологическое обоснование необходимо для освоения личностью конструктивных способов взаимодействия.

  • психологический анализ может стать необходимым для выявления причин расхождения между идеальным представлением об обучении и реальным положением дел.

Психологическая безопасность образовательной среды – условие развития здоровой личности обучаемого.


Педагогика и социология

Педагогика взаимосвязана с социологией по сущности и содержанию многих понятий.

  • Педагогические идеи и практика существуют в пределах определенной общественной и культурной среды. Идеи о воспитании и обучении – ретрансляторы культуры социума.

  • Педагогическое взаимодействие – один из видов социального взаимодействия.

  • Обучение и воспитание реализуется в составе тех или иных групп: в семье, в школе, в коллективе. Эти группы имеют определенные социально-психологические характеристики и, естественно, порождают спектр различных специфических проблем, решить которые можно, рассматривая связь между педагогикой и социологией.

Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Они решаются совместно в семье, учреждениях образования и культуры, на государственном уровне.


5_1_4.jpg


Педагогика и естественные науки

Педагогика тесно связана и с науками, изучающими человека как индивида. Это такие науки как анатомия и физиология, антропология и медицина.

Анатомия и физиология изучает индивидуальное развитие человека. Одна из центральных проблем педагогики – соотношение природных и социальных факторов развития человека. Процесс социализации в образовании должен учитывать то, что человек, его развитие зависят от действия природных факторов.

Антропология – наука о развитии человека с точки зрения его биологической природы. Передача накопленного человечеством опыта последующим поколениям в процессе взаимодействия в системе «человек – человек» происходит в соответствии с антропологическими закономерностями. Связь педагогики и антропологии заключается в следующем:

  • понять, как происходит процесс становления человека в обществе и как люди разного возраста влияют друг на друга;

  • определить законы, пути, формы и методы организации гуманистически ориентированного образовательного процесса;

  • узнать и понять человека как воспитателя и воспитуемого;

  • выяснить, насколько человек поддается воспитанию и обучению на разных этапах жизни;

  • разобраться, как человек осознает свою рассудочную деятельность, контролирует его логичность, истинность, проверяет его результат в процессе педагогического взаимодействия;

  • обосновать условия развития человеческой креативности в образовательной системе;

  • разработать критерии антропологических образовательных систем и путей их реализации.

Антропология методологически ничего не открывает, а скорее расставляет векторы в уже известных областях знания о человеке, систематизирует и интегрирует в педагогическую сферу самую современную информацию антропологического характера. Это помогает определить наиболее оптимальные педагогические и дидактические условия для физического и духовного самораскрытия развивающейся личности.

Особое направление педагогических знаний направлено на детей с нарушениями психики, испытывающими трудности в обучении. Появление коррекционной педагогики связано с областью медицинских знаний: в образовательном процессе участвуют дети, имеющие врожденные или приобретенные отклонения в развитии.

Взаимодействуя с медициной, педагоги имеют возможность облегчить процесс адаптации в коллективе детей с особенностями психофизического развития. Система разработанных средств по некоторым позициям компенсирует имеющиеся дефекты или снижает тяжесть их протекания у обучающихся.


Связь педагогики с экономическими науками

Связь педагогики с экономическими науками неоднозначна и сложна. Чтобы общество культурно развивалось, в образование надо вкладываться. Также экономическая политика должна быть направлена на материальное стимулирование научных исследований в области педагогических знаний.

Интеграция экономики и педагогики послужила отделению такой отрасли знания, как экономика образования. Ее предмет – специфика действия экономических законов в сфере образования.

Одна из целей образования – формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде. Он сохраняет свою социально-культурную идентичность, стремится к пониманию других культур, уважает иные культурно-этнические общности, умеет жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований. В этом заключается связь педагогики и политологии.

Связь педагогики с другими науками не односторонняя. Знание педагогики необходимо для разработки многих проблем философии, этики, психологии, социологии, истории, литературоведения.


Все статьи

Читайте также


Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видео-лекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Московский диплом о повышении квалификации

100% он-лайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии.

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ